Минимизировать

Слова на Благовещение

Подготовка текста Ю. А. Грибова, перевод и комментарии С. А. Семячко

Текст:

25 МАРТА

25 МАРТА

МЕСЯЦА ТОГО ЖЕ ВЪ 25 ДЕНЬ ВЪСПОМИНАНИЕ ТВОРИМЪ БОЖЕСТВЕНАГО БЛАГОВѢЩЕНИА ПРЕСВЯТЫА БОГОРОДИЦА

ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА В 25 ДЕНЬ ТВОРИМ ВОСПОМИНАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Господъ и Творецъ всему, всеа твари, человѣколюбець, милостивый Богъ нашь, всегда пекийся родом человѣческимъ, видя руку своею създание, человѣчьско естество, диаволомъ порабощено, и въсхотѣ послати единочядаго Сына своего, Господа нашего Исус Христа, да избавить ны от работы вражиа. От всякоа твари утаився и от небесных силъ никомуже не вѣдущю, точию архаггелу единому Гавриилу тайну сию славну възвѣсти. Посла й с небесныхь кругъ къ чистѣй девицѣ Марии, яко достоинѣ сущи таковаго добра, из неяже родитися изволи человѣчею плотию. Абие пришед Гавриилъ въ град Назаретъ и глагола к ней: «Радуйся, обрадованнаа, Господь с тобою».[1] Она же отвѣща: «Како будеть мнѣ се, яко мужа не знаю?» И рече ей аггелъ: «Духъ святый наидеть на тя и сила Вышняго осѣнитъ тя».[2] И рече Мариа: «Се раба Господня, буди мнѣ нынѣ по глаголу твоему».[3] И купно съ словомъ архааггеловым зачят въ чистѣй утробѣ ея Сына Слово Божие благоволением всѣхь Творца, осѣнением пришествиа Святаго Духа. И тако съверши тайны вся боголѣпнѣ, да побѣдить мучяащаго диавола, и разрушить лесть его, и свяжеть нерѣшимыми узами, якоже и бысть, вся бо пострада за наше спасение и избавление.

Господь и Творец всему, всей твари человеколюбец, милостивый Бог наш, всегда пекущийся о роде человеческом, видя создание рук своих, человеческое естество, порабощенным дьяволом, захотел послать единородного Сына своего Господа нашего Иисуса Христа, дабы избавил он нас от вражия порабощения. От всякой твари <земной> утаясь и никому из небесных сил не поведав, одному только архангелу Гавриилу эту славную тайну возвестил он. Послал его с небесных сфер к чистой девице Марии (ибо была она достойна такого блага), от которой родиться изволил в человеческой плоти. И вот пришел Гавриил в город Назарет и сказал ей: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою». Она же отвечала: «Как это случится со мной, когда я мужа не знаю?» И сказал ей ангел: «Дух Святой снизойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя». И сказала Мария: «Се раба Господня, да будет ныне мне по глаголу твоему». И вслед за словом архангеловым зачала в чистой утробе своей Сына Слово Божие благоволением Творца всех, осенением сошествия Святого Духа. И так совершила боголепно все тайное, дабы победил <он> мучителя-дьявола, и разрушил прельщение его, и связал <его> нерушимыми узами, как и случилось, ибо все претерпел <он> ради нашего спасения и избавления.

МЕСЯЦА МАРТА 25. СЛОВО НА БЛАГОВѢЩЕНИЕ О ДѢВЬСТВѢ 63

МЕСЯЦА МАРТА 25. СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ О ДЕВСТВЕ 63

Братие и отцы, понеже Благовѣщение прииде, от Благовѣщениа бо вамъ мала нѣкаа искушаю бесѣдовати, указуа абие, яко велико есть дѣвства обѣтование, еже целовати сподобилися есмы. Кому бо от аггелъ Гавриилъ рече: «Радуйся, благодатнаа, Господь с тобою»?[4] Нѣсть ли Святѣй Дѣвѣ и Марии? И от кого въчеловѣчися самъ Богъ Слово? Не от тоа ли блаженныа Дѣвы? Дѣвство бо есть възрастивши животъ всяческих. Дѣвьство бо есть царица добродѣтелемъ. Дѣвьство есть невѣста и печяловница Христова. И аще волите слышати блаженнаго Павла, глаголюща: «Неоженивыйся печялуется о Господѣ, како угодити Господеви; а оженивыйся печялуется яже суть в мирѣ, како угодити женѣ. Раздѣлено есть и жена и дѣва: непосягшиа печялуется яже суть Божиа, да будеть свята и духомь и тѣломь; посягшиа же печялуетъ о мирских, како угодити мужеви».[5] Видѣте ли слова силу, како не вводить печяли неоженивыйся печяловати о Господнихь но яже суть в мирѣ, дѣвьству убо блага чясть отчтена есть. Но убо и въ царствии небеснѣмь дѣвъство первое приносится ибо пишется сице въ Откровении святаго Иоанна: «Си ли суть, иже съ женами не осквернишася, дѣвы бо суть; си суть послѣдующе Агньцу, камо идетъ».[6] Дивлюся почестиа, иже сподобишася дѣвство възлюбившеи и послѣдьствовавше Христу и свеселящеся. Но блюдемь, братие, яко елико есть и паче естества исправлениа, потолику и губитель жизни нашеа, диавол, паче всѣхь страстии всѣхъ искушаетъ нас низложити. И елико ихъ есть низложилъ от вѣка, кто изочтеть. Яко аз слышахь от добрѣсвѣдущаго, яко Иоанъ въ Асии,[7] мужа, въ многих лѣтех постившася и дивна в житии толико може препяти змии, яко не токмо отрочну ему быти святой скимы, но и жену привести прелюбодѣйно, емуже что да будет окааннаа. И сиа убо от диаволя хитрости же и творениа. Мы же, молюся, братие, съхранимъ себе яко зѣницу ока, срамляющеся жениха нашего Христа, не предающе преданное съкровище дѣвства, ни же купно стражемъ с рыбами, еже лыцениемь плоти уду же пожирающеи смерть снѣдают. Уда бо есть сласть сквернящи, а не наслажающи, умрьщьвяющи, а не оживляющи, от неяже да избавимся силою Божиею възмогаеми и по семь да явимся чистотни и непретыкаеми. Да же не падемся, да побѣдно от зде преходяаще улучимъ царство небесное о Христѣ Исусѣ о Господѣ нашемь, емуже слава и дръжава съ Отцемъ и Святымъ Духомъ и нынѣ, и присно, и в вѣки вѣкомъ. Аминь.

Братия и отцы, поскольку Благовещение наступило, о Благовещении дерзаю вам малое слово сказать, указуя, сколь велик обет девства, которому мы сподобились целование принести. Ибо кому говорил Гавриил от <лика> ангельского: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою»? Не Святой ли Деве Марии? И от кого вочеловечился сам Бог-Слово? Не от той ли блаженной Девы? Ибо девство дает начало всякой жизни. Ибо девство — это царица добродетелей. Девство — это невеста и заступница Христова. И если хотите, послушайте блаженного Павла, говорящего: «Неженатый печется о Господе, как угодить Господу; а женатый печется о том, что в миру, как угодить жене. И не одно и то же жена и дева: незамужняя печется о том, что Божие, дабы быть святой и духом и телом; замужняя же печется о мирском, как угодить мужу». Видите ли силу слова, как не вводить в печаль, — неженатому заботиться о Господнем. Что касается тех, кто в миру, девству <там> благая участь отведена. Но и в царствии небесном девству первенство отдается, ибо так пишется в Откровении святого Иоанна: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел». Дивлюсь почести, которой сподобились возлюбившие девство, и последовавшие Христу, и возрадовавшиеся вместе с ним. Станем блюсти себя, братия, ибо поскольку свыше естества <этот> подвиг, постольку и губитель жизни нашей, дьявол, пуще всех страстей пытается всех нас низложить. И скольких он низложил от века, кто изочтет. Как слышал я от добросведующего, как Иоанн в Асии, мужа, много лет постившегося и дивного в житии, так может обмануть змий, что не только он отрекся от святой схимы, но и с прелюбодейством женщину привел, на окаянную погибель себе. И <все> это — творение дьявола и хитрости его. Мы же, молюсь я, братия, сохраним себя как зеницу ока, стыдясь жениха нашего Христа, не предавая дарованное <нам> сокровище девства, да не уподобимся рыбам, которые, ублажая плоть, заглатывая уду, смерть <свою> съедают. Ибо уда — это сласть оскверняющая, а не наслаждающая, умерщвляющая, а не оживляющая, от которой да избавимся мы, поддерживаемые силой Божиею, и вслед за тем явимся чисты и безупречны. Да не падем, но от здешней <жизни> победно восходя <к будущей>, достигнем царствия небесного о Христе Иисусе, Господе нашем, которому слава и держава, с Отцом и Святым Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ. ИЖЕ ВЪ СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТАУСТА, АРХИЕПИСКОПА КОСТЯНТИНЯ ГРАДА, СЛОВО ПОХВАЛНО НА БЛАГОВѢЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫА БОГОРОДИЦА И ПРИСНОДѢВЫ МАРИА

В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Въсиа намъ днесь праведное солнце, сей прежде въсходящаго естествомъ свѣтъ присносущенъ, и просвѣти всяческаа, прогнавъ тму.[8] Не терплю лучя его, роди бо ся ми паки свѣтъ, и ужасаюся страхомъ. Рожеству радуюся и образ смущаеть мя: нова источника источяща зрю и древняго источника смотряю бѣжаща. Младо видѣхь раждаемое, и небеса, преклоняющяся на поклонение ему; Матере, раждающаа Съдѣтеля и ложесна не разверзающую; отрочя, свое печятлѣюща Рожество, и родителницу безмужную; Сына, без Отца и Спаса раждающася, и звѣзду сиающю; и пеленами младенца повиваема, носяащаго всяческаа; ясли, образующася престолу небесному, и скоты, прелагающася херувимскому устроению предстоанию; свѣтила, сиающа и чюдо вѣщающа; аггелы радующася, пастыря прорицающа, волхвы богословяща, и ерѣя, Бога хуляща; Ирода низпадающа и смерть разрушаему;[9] Адама разрѣшаема, и ада связуема, и Евву ликующю, и змию плачющюся;[10] плѣнники, въ ослабѣ бывшаа, и мучителя въ муцѣ; младенца, млеко ссуща и питающа питающую, на руку носима и носяща носящюю.[11]

Воссияло нам сегодня праведное солнце, тот свет, что прежде восходивший естеством превосходит, и осветило все, прогнав тьму. Не в силах я выдержать лучей его, ибо вновь родился мне свет, и ужасаюсь страхом. Рождеству радуюсь, и образ смущает меня: и новый источник источающий вижу, и на древний источник бегущий смотрю. Младенца вижу рождаемого и небеса, преклоняющиеся для поклонения ему; Мать, рождающую Творца и чрева не отверзающую; дитя, свое запечатлевающее Рождество, и родительницу безмужнюю; Сына и Спасителя, без отца рождающегося, и звезду сияющую; младенца, пеленами повиваемого, носящего все; ясли, преобразующиеся в престол небесный, и скотов, уподобившихся стройному херувимскому предстоянию; светила, сияющие и возвещающие чудо; ангелов радующихся, пастырей прорицающих, волхвов богословствующих, а иереев, хулящих Бога; Ирода ниспадающего и смерть разрушаемую; Адама освобождаемого, и ад затворяемый, и Еву ликующую, и змею плачущую; пленников на свободе и мучителя в муке; младенца, молоко сосущего и питающего питающую, на руках носимого и носящего носящую.

Тѣмже и аз ужасаюся и трепещу, вѣру да иму Гавриилу и прожену страха: глаголы, реченнии к Марии, сказуют чюдеса: «Радуйся, обрадованнаа! Господь с тобою!»[12] Радуйся, прерадованнаа, храме Божий душевный! Радуйся, обрадованнаа, небу и земли обрадованное жилище. Радуйся, благодатнаа, небеснааго класа нежненнаа ниво. Радуйся, благодатнаа, истиннаго винограда неложнаа Мати Дѣво.[13] Радуйся, благодатнаа, непремѣннаго Божества достойное вмѣстилище. Радуйся, благодатнаа, невмѣстимаго естества село пространное. Радуйся, обрадованнаа, облистание темнымъ. Радуйся, обрадованнаа, овдовѣвшему миру невѣстьство нескверное. Радуйся, благодатнаа, исплетшиа нерукотворенаа вѣнца всей твари. Радуйся, благодатнаа, огню божественому жилище. Радуйся, благодатнаа, свѣта хранилище. Радуйся, благодатнаа, погрузившиа в ложеснахъ смерть праматернюю.[14] Радуйся, благодатнаа, убѣгшиа вселенныа неблудное възвращение. Радуйся, благодатнаа, гладомъ мрущему естеству хранителнице неиздаема. Господь с тобою!

Потому и я ужасаюсь и трепещу, да поверю Гавриилу и прогоню страх: слова, реченные к Марии, предвещают чудеса: «Радуйся, обрадованная! Господь с тобою!» Радуйся, преобрадованная, душевный храм Божий. Радуйся, обрадованная, небу и земле обрадованное жилище. Радуйся, благодатная, небесного колоса нежатая нива. Радуйся, благодатная, истинного винограда неложная Дева-Мать. Радуйся, благодатная, неизменного Божества достойное вместилище. Радуйся, благодатная, невместимого естества селение пространное. Радуйся, обрадованная, озарением темным. Радуйся, обрадованная, овдовевшему миру невеста неоскверненная. Радуйся, благодатная, свившая нерукотворный венец всей твари. Радуйся, благодатная, огня божественного жилище. Радуйся, благодатная, света хранилище. Радуйся, благодатная, потопившая во чреве смерть праматеринскую. Радуйся, благодатная, отпадшей вселенной неблудное возвращение. Радуйся, благодатная, от голода мрущему естеству хранительница неисчерпаемая. Господь с тобою!

Она же о словесѣхь смятеся и, възрѣниа убѣгающи, образом стоаше, крестаобразно живописано чрево, пернатыма ногама стоаше при аггелѣ, ни бѣжати смѣаше, ни дерзающи стоати. Зрящи бесплотнаго, стоаща яко человѣка, пребыти стыдяшеся и, чтущи дѣвьство, въпросити же не смѣяше, трепещющи бесплотнаго. И бѣ страха зерцало Дѣвыа лице. Глаголаше к себѣ: «Каково будеть цѣлование се, или кто есть целовавый мя? Преоблистаетъ бо солнца и съ берниемъ бесѣдуетъ, с небеси слетѣлъ есть и отроковицу целует, не облеченъ есть тѣломъ и женѣ предстоитъ. Яко ногама крилома ходяй по земли, что ищет земныа? Аггелъ ми является и яко человѣкъ вѣщаетъ ко мнѣ, от бесплотных святыхъ и глас ми предлагаетъ. Солнца свѣтлѣйши и добрѣе есть лицемъ, снѣга бѣлѣйшею ризою оболченъ есть. Юношу вижю, плотию не обложена, ходяща по земли и слѣда не пишюща, языка не имуща и целование ми глаголюща, устнама не движюща и радость проричюща. Не вѣмъ, что помыслю страшное сие видѣние. Аще посланнаго не разумѣю, како познаю пославшаго; и аще нарицаяй страшенъ, то и како нарекованный страшнѣй; аще сей блистаниемъ своим омрачи ми очи, то кацѣмъ тѣломъ покрыю праведнаго солнца; аще тварь жасить мя, то како претрьплю сътворшаго; аще раба убояхся, то како порожду Владыку?»

Она же от слов его смутилась и, избегая <его> взгляда, телом же не двигаясь, крестообразно осеняла чрево, на трепетных ногах стояла близ ангела, ни бежать не смея, ни стоять не дерзая. Видя бесплотного, стоящего как человек, стыдилась остаться, почитая девство, спросить же не смела, трепеща бесплотного. А зеркалом страха было лицо Девы. Говорила про себя: «Что это за приветствие, и кто он, приветствующий меня? Ибо блистает он пуще солнца, а с грязью беседует, с небес слетел, а отроковицу приветствует, не облечен плотью, а перед женщиной предстоит. Ходящий крыльями по земле как ногами, что ищет он от земной? Ангелом мне является и как человек говорит со мной, от бесплотных святых речи мне передает. Лицом он солнца светлее и лучше, облечен в ризу снега белее. Юношу вижу, в плоть не облеченного, ходящего по земле — и следа не оставляющего, языка не имеющего — и привет мне произносящего, устами не двигающего — и радость прорицающего. Не ведаю, что подумать о страшном видении этом. Если посланца не понимаю, как познаю пославшего; и если нарицающий страшен, то насколько нареченный страшней; если этот блистанием своим омрачил мне очи, то каким телом прикрою праведное солнце; если творение ужасает меня, то как вытерплю сотворившего; если раба убоялась, то как породить мне Владыку?»

Рече же к ней аггелъ: «Не бойся, Марие, не глаголю тебѣ земленаа. Не бойся, Марие, слово бо ти нарековахъ, а не льсти възвѣстихъ. Не бойся, Марие, Богородицю тя наричю, а не глаголю тебе равны къ Богу. Не бойся, Марие, радость ти принесох, а не прелесть ти исходатаихъ. Не бойся, Марие, не поткнешися ты, якоже и Евва. От оноа бо смерть, а от тебе въскресение; от оноа бо плод мертвостный, а от тебе крестъ животворивый; от оноа лесть, а от тебе любовь; от оноа разлучение человѣкомъ от Зиждителя, а от тебе Божиа плоти совокупление сказаемо; от оноа мрачный сонъ адовъ, а от тебе свѣтлый свѣтилникъ всему миру; от оноа клятва, а от тебе благословение; от оноа осуждение, а от тебе отдаание; от оноа скорбь, а от тебе вѣра; от оноа слезы, а ис тебе рѣка воды живы; от оноа потове,[15] а от тебе покой; от оноа тернородна земля, а от тебе троична жизнь; от оноа братоненавидѣние,[16] а от тебе человѣколюбие; от оноа потопъ,[17] а от тебе баня бесмертиа; от оноа убийца,[18] а от тебе мертвымъ въскресение; от оноа 12 колѣнѣ мерзцѣ,[19] а от тебе 12 апостола и по гробѣ любезни;[20] от оноа смерть расходящися по миру, яже от тебе въстание. Не бойся, Марие, обрѣте бо благодать от Бога и се зачнеши въ чревѣ сущаго въ Отцѣ и въ плоти родиши Сына, Адама древнѣйша.[21] Родиши Сына, превышьши именем; родиши Сына, небесъ вышьша; родиши Сына, над херувимы суща;[22] родиши Сына, вѣкомъ съдѣтеля; родиши Сына, събезначялна Отцу; родиши Сына, емуже всяческаа поклоняются; родиши Сына, егоже пою не видя; родиши Сына, егоже не съвѣмъ зрака; родиши Сына, емуже предстою трепетомъ».

И говорит ей ангел: «Не бойся, Мария, не говорю тебе о земном. Не бойся, Мария, я слово тебе изрек, а не ложь возвестил. Не бойся, Мария, Богородицей я тебя называю, а не говорю, что ты равна Богу. Не бойся, Мария, я радость тебе принес, а не обман тебе испросил. Не бойся, Мария, не споткнешься ты, как Ева. Ибо от той смерть, а от тебя воскресение; ибо от той плод мертвый, а от тебя крест животворящий; от той прельщение, а от тебя любовь; от той отлучение человека от Создателя, а от тебя с Божией плотью мысленное соединение; от той мрачный сон адов, а от тебя светлый светильник всему миру; от той проклятие, а от тебя благословение; от той осуждение, а от тебя прощение; от той скорбь, а от тебя вера; от той слезы, а из тебя река воды живой; от той труд в поте лица, а от тебя успокоение; от той тернии родящая земля, а от тебя жизнь в Троице; от той братоненавидение, а от тебя человеколюбие; от той потоп, а от тебя источник бессмертия; от той убийца, а от тебя мертвым воскресение; от той 12 колен мерзких, а от тебя 12 апостолов, и за гробовой чертой исполненных любовью; от той смерть, расходящаяся по миру, в то время как от тебя восстание <из мертвых>. Не бойся, Мария, ибо обрела ты благодать от Бога и теперь зачнешь во чреве сущего во Отце и родишь во плоти Сына, который Адама древнее. Родишь Сына, именем превысшего; родишь Сына, который выше небес; родишь Сына, сущего над херувимами; родишь Сына, творца времен; родишь Сына, собезначального Отцу; родишь Сына, которому все поклоняется; родишь Сына, которого воспеваю не видя; родишь Сына, вида которого не знаю; родишь Сына, перед которым предстою с трепетом».

Исполнишася дние родити ей. И роди Сына своего первороднаго,[23] егоже не насѣа мужь; роди Сына, егоже не носи отецъ плотянъ; роди класа, егоже не сѣя тѣло; роди Содѣтеля бывша человѣка; роди в пещерѣ, и в Персидѣ явися; роди Сына Отцу сраслена, единосущна и събезначялна, и насъ от работы вражиа свободи, и от клятвы избави, и благословление дарова. Да тѣмъ и мы, братие, яко исходатаицѣ вѣчных благъ единѣмъ гласом възгласимъ к ней, рекуще: «Радуйся, обрадованнаа; радуйся, Марие господоименитаа, Господь с тобою! Ты днесь Творца всего мира и своего приемши въ свою утробу, на ньже херувими зрѣти не могуть. Радуйся, душевное небо, въ ньже Господь плотию вселися. Радуйся, златое свѣтило свѣта. Радуйся, свѣщниче богозрачный. Радуйся, ручко исполнь манны, Христа, живопитанныа пища.[24] Радуйся, доброто Иаковля, юже избра Богъ,[25] большюю аггелъ сотвори. Радуйся, христианомъ прибѣжище и державо. Радуйся, лѣствице небеснаа, еюже сниде Богъ, и съ человѣки поживе, и на небеса възведе человѣчество.[26] Радуйся, Богородице, сосуде дѣвьства, ковчеже священный, Божественыа славы приателище. Радуйся, солнцезрачънаа, солнца незаходимаго колеснице, солнце възсиавши недоумѣнное. Радуйся, боголюбнаа чюдо, чюдесѣмъ новѣйшее. Радуйся, миро честное, благоухаа всяческаа миру исполнение. Радуйся, предивнаа и препѣтаа владычице, серафимъ преславнѣиши и пребольшиа сущи. Радуйся, свѣтлѣишиа полато царева, яже свѣтъ невечерний възсиавши, яко свѣтоносно небо, истинныи облистающи свѣтъ, и миру конца озаряющи, и мглу мрака грѣховнаго отгонящи. Радуйся, грѣшнымъ прибѣжище и изручнице, миру всему помощнице, и утвержение, и тишино, и пристанище ко спасению. Радуйся, двери спасениа, пламеноноснаа клѣще[27] и клятвѣ разрѣшение, всеблагословенаа падшихъ исправление и въстание, слышание новое и неизреченное глаголание. Радуйся, даре, данный от Бога, преславнаа и богославнаа владычице, скораа заступнице и предстателнице истинною призывающим тя. Радуйся, источниче, из негоже вода жизни истече животныа капля, от негоже жизнь почерпаемъ и душевныа насыщаемся благодати. Радуйся, отверзшиа рожеством твоимъ двери жизни въходу и раа селение намъ ищющимъ подающи богатно. Радуйся, съверъшенное избавление твоимъ вѣрнымъ рабомъ. Радуйся, слава мученикомъ, святителемъ украшение и удобрение. Радуйся, пророкомъ всѣмъ исполнение. Радуйся, нищимъ богатство и сокровище неистощимое. Радуйся, всѣх благихь вина, отроковице преблагаа и всеблагаа. Радуйся, свѣтлый облаче, в тебѣ бо пророчествиа исполнишася вся. Овь бо тя дверь нарече, къ раю зрящу на востокъ, еюже нѣсть никтоже минул, развѣ твоего Творца и всего мира;[28] а другии купину горяащю и не опаляющю,[29] въ тебѣ ся всели Божество огненое и ты не ополѣ; а другии гору святую, от тебе бо ся уторже камень не рукама человѣчьскима, и поваливъ, и съкрушив капище мысленаго Новуходоносора;[30] а другии источникъ запечятлѣнный,[31] породу богонасажденну от вѣчнаго садовиа. И поистиннѣ велико и преславно есть, еже в тебѣ творится, Богородице, таинство. Ты, о Пресвятаа Дѣво, вышьши еси всякоа хвалы. Какова бо та имена хотят быти, имиже тя достойно похвалимъ, иже от тебе плоть приат и родися Богъ. Тебѣ всяко естество небесныхь и земленых честь приносить подобно есть. Ты бо истинный престолъ еси. Ты посредѣ разумныхъ царствий свѣтовнымъ усианиемъ сиаеши, идѣже славится Отець вышний, егоже силу имяаше, силу пресѣняющю. И поклоняются Сыну, егоже ради и славится Духъ святый, иже во утробѣ твоей царьдѣиствова. Тобою, обрадованнаа, Троица святаа, единосущнаа всѣмъ познана бысть. С собою и насъ, убогих, достоины сотвори приати съвершенаго твоего милованиа к намъ, благодѣтия, о Христѣ Исусѣ Господи нашемъ, с нимже Отцу слава, честь и поклонение и дръжава купно и съ Святымъ Духомъ и нынѣ, и присно, и в вѣки вѣкомъ. Аминь».

Настало время ей родить. И родила Сына своего, первенца, которого не зачал муж; родила Сына, которого не носил отец во плоти; родила колос, который не посеяло тело; родила Творца, сделавшегося человеком; родила в пещере, а он в Персиде явился; родила Сына, единосущного и собезначального Отцу, и нас от порабощения вражия освободила, и от проклятия избавила, и благословение даровала. Потому и мы, братия, единым гласом возгласим к ней как к исходатайнице вечных благ, говоря: «Радуйся, обрадованная, радуйся, Мария господоименитая, Господь с тобою! Ты теперь Творца всего мира и своего принимаешь в свою утробу, на которого и херувимы взглянуть не могут. Радуйся, душевное небо, в которое Господь плотию вселился. Радуйся, златое светило света. Радуйся, светильник, видевший Бога. Радуйся, сосуд, полный манны, Христа, живоносной пищи. Радуйся, добродетель Иакова, которую избрал Бог, превыше ангелов поставил. Радуйся, христианам прибежище и держава. Радуйся, лестница небесная, по которой сошел <на землю> Бог, и среди людей пожил, и на небеса возвел человечество. Радуйся, Богородица, сосуд девства, ковчег священный, Божественной славы вместилище. Радуйся, солнцеподобная, колесница солнца незаходимого, возжегшая солнце, которое нельзя осмыслить. Радуйся, Богом возлюбленное чудо, среди чудес новейшее. Радуйся, миро честное, благоухающее, совершение всего для мира. Радуйся, предивная и прехвальная владычица, которая славнее и выше серафим. Радуйся, светлейшая палата царева, где воссиял свет невечерний, как светоносное небо, блистающая светом истины, и озаряющая мир во всех концах, и отгоняющая мглу греховного мрака. Радуйся, грешным прибежище и искупительница, всему миру помощница, и утверждение, и тишина, и пристанище ко спасению. Радуйся, дверь спасения, пламеносная клеща и от проклятия освобождение, всеми благословенное исправление и восстание падших, новая весть и неизреченные словеса. Радуйся, дар, данный от Бога, преславная и богославная Владычица, скорая заступница и предстательница за истинно призывающих тебя. Радуйся, источник, из которого истекает вода жизни животворными каплями, из которого мы черпаем жизнь и насыщаемся душевной благодати. Радуйся, рождеством своим (т.е. рождением Христовым) отворившая двери входящей жизни и райские селения нам, ищущим <их>, подающая щедро. Радуйся, совершенное избавление твоим верным рабам. Радуйся, слава мученикам, святителям украшение и благое воздаяние. Радуйся, исполнение <проречений> всех пророков. Радуйся, нищим богатство и сокровище неистощимое. Радуйся, всего благого причина, отроковица преблагая и всеблагая. Радуйся, светлое облако, ибо в тебе исполнились все пророчества. Ибо один тебя назвал дверью, обращенной к раю на восток, через которую никто не прошел, кроме Творца твоего и всего мира; а другой — купиной, горящей и не опаляющей, в тебя вселилось Божество огненное, а ты не опалена; а другой — святой горой, ибо не руками человеческими был отторгнут от тебя камень, который опрокинул и сокрушил капище мысленного Навуходоносора; а другой — запечатанным источником, садом, богонасажденным вечным садовником. И воистину велико и преславно таинство, которое в тебе происходит, Богородица. Ты, о Пресвятая Дева, превыше всякой похвалы. Какими могут быть имена, которыми тебя по достоинству восхвалим, ежели от тебя воспринял плоть и родился Бог. Всякое естество небесное и земное тебе достойную почесть воздавать должно. Ибо ты истинный престол. Сияешь ты световидным сиянием посреди разумных царств, где славится Отец всевышний, силу которого имеешь, силу осеняющую. И поклоняются Сыну, ради которого славится и Дух Святой, что царедействовал в утробе твоей. Через тебя, обрадованная, Троица святая, единосущная всеми познана была. Сотвори и нас, убогих, достойными принять совершенную твою милость к нам, благодать, о Христе Иисусе, Господе нашем, с ним и Отцу слава, честь, и поклонение, и держава вкупе со Святым Духом и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».



[1] Абие пришед Гавриилъ... Господь с тобою». — Ср. Лк. 1, 26—28.

[2] Она же отвѣща... осѣнитъ тя». — Лк. 1, 34—35.

[3] И рече Мария... по глаголу твоему». — Лк. 1, 38.

[4] «Радуйся, благодатнаа, Господь с тобою»? — Лк. 1. 28.

[5] «Неоженивыйся печялуется... како угодити мужеви». — 1 Кор. 7, 32—34.

[6] «Си ли суть... камо идетъ». — Откр. 14, 4.

[7] ...Иоанъ въ Асии... — Вероятно, имеется в виду Иоанн Асийский (ок. 506 — после 585 г.), монофизит, епископ ефесский (примерно с 545 г.), в 543—571 гг. проповедовавший среди язычников Малой Азии, автор «Книги историй о подвигах святых восточных» (на сирийском языке).

[8] ...сей прежде въсходящаго естествомъ свѣтъ, присносущенъ, и просвѣти всяческаа, прогнавъ тму. — Образ Христа-света имеет библейскую природу: упоминается он и в пророчествах (см.: Исх. 9, 2), но особенно развит в Евангелии от Иоанна (см.: Ин. 1, 4, 7—9; 8, 12; 12, 35—36, 46).

[9] Младо видѣхъ раждаемое... смерть разрушаему... — Источником этой картины является евангельский рассказ о рождении Христа и поклонении ему волхвов (Матф. 2, 1—12) и пастухов (Лк. 2, 7—20).

[10] ...Адама разрѣшаема, и ада связуема, и Евву ликующю, и змию плачющюся... — Имеется в виду, что через рождение Христа и принятие им страданий и мученической смерти происходит освобождение от заклятия, наложенного Господом на человеческий род за согрешение Адама и Евы (см.: Быт. 3, 8—24).

[11] ...на руку носима и носяща носящюю. — Этот образ нашел свое отражение и в иконографии: младенец Христос на руках у Богоматери и на успенских иконах спеленутая душа Богородицы на руках у Христа.

[12] «Радуйся, обрадованнаа, Господь с тобою!» — Ср. Лк. 1, 28.

[13] ...истиннаго винограда неложнаа Мати Дѣво. — Ср. Ин. 15, 1.

[14] ...смерть праматернюю — Имеется в виду грех праматери Евы, лишивший род человеческий бессмертия.

[15] ...от оноа потове... — Налагая заклятие на Адама, Господь произнес: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3. 19).

[16] ...от оноа братоненавидѣние... — Сын Адама и Евы Каин позавидовал своему брату Авелю и убил его, за что и был проклят Господом (Быт. 4, 1—15).

[17] ...от оноа потопъ... — См.: Быт. 6, 7.

[18] ...от оноа убийца... — Каин.

[19] ...от оноа 12 колѣнѣ мерзцѣ... — Имеется в виду 12 колен Израилевых, см.: Быт. 49, 1—28.

[20] ...от тебе 12 апостола и по гробѣ любезни... — Успение Богоматери происходило в присутствии апостолов, они сопровождали ее гроб к месту погребения и отдавали ей последние почести (см., например, «Слово на Успение Богоматери», публикуемое в настоящем издании).

[21] ...родиши Сына Адама, древнѣйша. — Сын «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1, 15).

[22] ...родиши Сына, превышьши именем... над херувимы суща... — Ср. Еф. 1, 21.

[23] И родит Сына своего первороднаго... — Матф. 1, 25; Лк. 2, 7.

[24] Радуйся, ручко, исполнь манны, Христа, живопитанныа пища. — См.: Ин. 32—35.

[25] ...доброто Иаковля, юже избра Богъ... — Ср. Исх. 41, 8.

[26] ...лѣствице небеснаа... възведе человѣчество. — Этот образ имеет своим источником лестницу Иакова, по которой восходили и нисходили ангелы (см.: Быт. 28, 12).

[27] Клѣща — предмет богослужебной утвари, лжица, на которой подается причастие.

[28] Овь бо тя дверь нарече... и всего мира... — Ср. Пс. 23, 7.

[29] ...купину горяащю и не опаляющю... — См.: Исх. 3, 2—4.

[30] ...гору святую... мысленаго Новуходоносора... — Ср. Дан. 2, 45—46.

[31] ...источникъ запечятлѣнный... — Песн. 4, 12.

Благовещение — один из великих богородичных праздников, посвященный воспоминанию возвещания архангелом Гавриилом Деве Марии воплощения от нее Бога Слова.

Благовещение подробно описано в Евангелии от Луки (1, 26—38), это евангельское описание и дало основу практически всем произведениям, посвященным празднику. Подборка текстов на Благовещение в Великих Минеях Четьих открывается словом («Господь и Творец всему...»), взятым из Пролога. Несмотря на характерную для Пролога краткость, при перенесении в Великие Минеи Четьи это слово было еще несколько сокращено. Оно представляет собой пересказ евангельского эпизода, напоминание о событии. Текст публикуется по Успенскому списку Великих Миней Четьих (ГИМ, Синод. собр., № 992, лл. 589а—589б).

Второй из приводимых нами текстов («Слово на Благовѣщение о дѣвьствѣ 63») принадлежит византийскому писателю и церковному деятелю преподобному Феодору Студиту (759—826). Это 63-е слово его Малого Катехизиса. Греческий текст Малого Катехизиса состоит из 134 слов. На Руси в переводах бытовало около 80 слов (см.: Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224—235). Время их перевода с греческого пока не установлено. Возможно, поучения Феодора Студита появились на Руси вскоре после установления Студийского устава (впервые введен в Киево-Печерском монастыре в 60-х гг. XI в.), однако списков слов Малого Катехизиса ранее XV в. нет. Бытовавшие на Руси списки Малого Катехизиса включали 63 слова, хотя среди них встречались и слова, Феодору Студиту не принадлежащие. Характерным признаком слов Малого Катехизиса, написанных именно Феодором Студитом, является обращение «Братия и отцы» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные... С. 228), с которого начинается и публикуемое нами слово. Примером такого кодекса из 63 слов может быть рукопись из библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (см., напр.: Иосиф. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 269). Важно отметить, что в этой рукописи начало дефектно, и потому отсутствует имя автора. Вероятно, из подобного кодекса попало в Великие Минеи Четьи и издаваемое слово, поскольку, с одной стороны, оно сохраняет нумерацию Малого Катехизиса, но, с другой стороны, в нем не указан автор. Однако необходимо отметить, что «Слово на Благовещение о детстве» бытовало и независимо от Малого Катехизиса. В частности, оно переписано в одном из сборников известного книжника XV в. монаха Карилло-Белозерского монастыря Ефросина (ГИМ, собр. Уварова, № 338 (894)(365); см.: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 222), который по своему составу является Торжественником (см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст в русской письменности XIV—XVII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 327, № 93). Это же слово читается в Торжественнике, данном Иваном Грозным в Соловецкий монастырь (РНБ, Солов. собр., № 1050/1159, вторая треть XVI в.; см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст... С. 370, № 31, а также: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание... С. 222). Текст публикуется по Успенскому списку Великих Миней Четьих (ГИМ, Синодальное собр., № 992, л. 591а—591в) с поправками по Торжественнику Соловецкого монастыря (РНБ, Солов. собр., № 1050/1159, л. 3—4) и по смыслу.

Слово «Въсиа намъ днесь праведное солнце...» — также перевод с греческого. Оно принадлежит перу одного из наиболее известных проповедников и писателей Византии, константинопольского патриарха Иоанна Златоуста (341—407). Это слово попало на Русь еще в киевскую эпоху, получило широкое распространение в нескольких вариантах (см.: Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII—XIV веков. (Статья третья: Сказания и гомилии на сюжеты священной и церковной истории) // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47 С. 11—13), входило в состав таких сборников, как Минейный Торжественник, Златоуст (см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст... С. 338, 339, 354), Златая матица (Бобров А. Г., Черторицкая Т. В. К проблеме Златой матицы // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 43. С. 357). В Великие Минеи Четьи слово попало в двух вариантах — на Рождество Христово (этот вариант опубликован: Великие Минеи Четии: Декабрь. Дни 25—31. М., 1912. Стб. 2285—2289) и на Благовещение.

Наиболее ранний список издаваемого слова датируется XII в. (РНБ, F.п.1, 46), текст отнесен к Рождеству Христову и по своему составу совпадает с опубликованным греческим (Patrologiae cursus completes. Series graeca / Ed. J. P. Migne. T. 61. P. 737). Впоследствии в этот текст после слов «...родиши Сына, емуже предстою съ трепетом» был вставлен большой фрагмент из Слова Григория Неокесарийского на Рождество Христово (см. напр.: Барсов Н. И. Св. Григория Неокесарийского Слово на Рождество Христово. СПб., 1894. С. 13). В таком виде слово читается в Великих Минеях Четьих под 25 декабря. В благовещенском варианте после указанных слов и до конца памятника читается не соответствующая изданному Минем греческому тексту похвала Богоматери. Источник этого фрагмента пока не установлен. Однако нужно отметить, что эта похвала естественно соединилась с предыдущей частью произведения, поскольку она построена на анафоре «Радуйся...», слове, с которым обратился архангел Гавриил к деве Марии. Слово издается по Успенскому списку Великих Миней Четьих (ГИМ, Синод. собр., № 992, л. 603а—605б) с исправлениями по опубликованному рождественскому варианту текста и по совпадавшему по составу с издаваемым текстом списку Торжественника Соловецкого монастыря (РНБ, Солов. собр., № 1050/1159, л. 5—10).