СКАЗАНИЕ ЕЛЬУФЕРЬЕВО 12 ПЯТНИЦЬ
СКАЗАНИЕ ЕЛЬФЕРИЯ О ДВЕНАДЦАТИ ПЯТНИЦАХ
В западнѣй странѣ есть земля Лаура, в нейже град великъ, Шептаилъ зовемый,[1] и в нем живяше множество жидовья. Имѣ брань со крестьяны овогда в торгу, овогда во улицах, овогда же во вратах градных. И побишася при Карианѣ цьсари.[2] Събраша же ся жидовѣ и рѣша ко христианомъ: «Доколѣ намъ се спиратися и дѣтемъ нашим? Изберите вы себѣ мужа хитра философа, а мы у себе другаго философа въ словеса от Бога, а мы ею послушаемъ. Аще преприт вашь философъ, то мы вси крестимся. Аще же кто от нас не восхощет креститися, то от вас въ велице бѣде будет. Или нашь философ вашего преприт, то вы в нашу вѣру идете». И се же глаголаху, надѣющеся на мудра философа своего. И любо бысть христианомъ слово ихъ.
В западной стороне есть земля Лавра, а в ней — большой город, называемый Шептаил, и в нем жило множество иудеев. И была у них распря с христианами, иногда на рынке, иногда на улицах, иногда же в городских воротах. И побивали они друг друга при Корионе царе. И вот собрались иудеи и сказали христианам: «До каких пор спорить нам и детям нашим? Выберите своего мужа, мудрого философа, а мы своего другого философа, (разбирающегося) в словах Божиих, а мы их послушаем. Если переспорит ваш философ, то мы все крестимся. А если кто из нас не захочет креститься, то будет ему от вас большая беда. Если же наш философ вашего переспорит, то вы обратитесь в нашу веру». И говорили они это, надеясь на своего мудрого философа. И понравилась христианам их речь.
Избраша себѣ мужа богобоязнива, именемъ Ельуферья, жидовѣ же — философа своего, именемъ Тарасья. Нача спиратися, сходящися въ единъ храмъ, спирающися имъ по многы часы, никогдаже снидостася без народа. Жидовинъ же понялъ с собою сына своего. Тогда внидоста въ глубокою повѣсть.[3] О Владыко, всевидце, помози Ельферьеве, да преприти жидовина! Разгнѣвавъ же ся жидовинъ, исполнився ярости и гнѣва, и рече къ християнину гнѣвливым сердцем, ярым оком: «Знаю, уже прѣприх и мя еси, истинна есть вѣра ваше, а наша не истина. Такоже на горѣ Синайстѣй Моисѣю стѣнь явися,[4] а вамъ показася истинно о девицѣ Марие егоже и пророци наши проповѣдаша и апостоли перстомъ показаша, иже с ними (пребы) образъ рабий приим.[5]
Выбрали они себе мужа богобоязненного, по имени Ельферий, иудеи же своего философа, по имени Тарасий. Начали они спорить, сходясь в одном храме, и, при том что спорили по многу часов, никогда не оставались без народа. Иудей же взял с собой своего сына. Тогда вступили они в серьезную беседу. О Владыко, всевидец, помоги Ельферию переспорить иудея! Иудей же рассердился, преисполнился яростью и гневом и с гневным сердцем, с ярым оком сказал христианину: «Знаю, ты меня уже переспорил, ваша вера правильная, а наша неправильная. Также и на горе Синайской Моисею явилось видение, а вам истина открылась (через) Деву Марию о Том, о Ком пророки наши пророчествовали и апостолы (ваши) перстом указывали, Кто пребывал с ними, приняв образ раба».
То рекшю жидовину, и рече къ крестиянину: «Вижю тя мудра мужа. Не вѣси ли о двунадесят пятниць, еже есть на пользу душамъ вашимъ?» И се рекши ему, изиде вонъ, не могы стояти от горести. Но остася сынъ его, емуже имя Малхъ. И рече ему крестьянинъ: «Ты веси ли о двунадесят пятниць и еже глагола отець твой?» Он же рече: «Вѣдаю, идѣже бѣху яли дѣдѣ наши христианина нѣкоего, от апостолъ ваших, у негоже выняша свитокъ, на немъже бяше написано о двунадесят пятниць. А самого же злою смертию умертвиша. А свитокъ, прочетше, огневи предаша. И есть клятва межи нами и до сего дни, да невѣдомо о семь христианомъ. Азъ вѣдаю, яко добра вѣра ваша, и жадаеть ея душа моя». И начавъ исповѣда ему от перваго и до послѣдняго вся.
И когда сказал это иудей, спросил он христианина: «Вижу, что ты мудрый муж. Не знаешь ли о двенадцати пятницах, что на пользу вашим душам?» И спросив это, вышел вон, от горести не в силах стоять. Но остался сын его, имя которому Малх. И спросил его христианин: «Знаешь ли ты о двенадцати пятницах, и что говорил твой отец?» Тот сказал: «Знаю, что деды наши схватили некоего христианина, из (числа) ваших апостолов, у него отняли свиток, на котором было написано о двенадцати пятницах. А самого его умертвили злою смертью. А свиток, прочитав, предали огню. И до сих пор между нами существует клятва, чтобы было это неизвестно христианам. Я знаю, что хороша ваша вера, и жаждет ее моя душа». И начал излагать ему Малх все от начала и до конца.
Внидит жидовинъ къ христианину и рече ему: «Смущен ли еси о двунадесят пятниць?» Он же отверзъ ему уста своя, исповѣда ему все. И рече ему жидовинъ: «Како ми ся дана сила,[6] яко нѣсть се въ христианех вѣдомо; есть ти сказалъ сынъ мой». Извлек ножь и закла сына своего, и сам ся зарѣзал.
Входит иудей к христианину, и сказал ему: «Смущен ли ты (вопросом) о двенадцати пятницах?» Тот же открыл перед ним уста свои и поведал ему все. И сказал ему иудей: «Как же мне ведомо, (что) неизвестно это христианам; рассказал тебе (об этом) сын мой». Вынул нож и заколол сына своего, и сам зарезал себя.
Азъ же, братье, увѣдив се от жидовина, не потаих в себѣ, но написах всѣм христианом.
Я же, братья, узнав о том от иудея, не утаил в себе, но написал для всех христиан.
Первая пятница марта въ 6 день, в нюже Адам преступи заповѣд Божию, изгнанъ бысть из рая. 2 пятница перед Благовещением,[7] в нюже Каинъ убилъ Авеля, брата своего, зависти ради, се бысть первый мертвець на земли. Третяя пятница Страстная, в нюже распятся Христос, Богъ нашь, в 9 час дни по обѣтованию взыскати заблюжьших.[8] Четвертая пятница пред Вознесением Господнимъ,[9] в нюже потопленъ бысть Содомъ и Гоморъ и инии три града въ 1 дни. Пятая пятница пред Сшествием Святаго Духа,[10] в нюже агаряны многы страны плениша и изгна их в Кратков остров и ядяху велблуда мясо, козью кровь пияху, и ту ся расплодишася въ островѣ.[11] Шестая пятница преже мясопуста, в нюже плененъ бысть Ерусалимъ от халдѣи,[12] в то же врѣмя Ерѣмея пророка въ 2 час, се же есть великое пленение; тогда стоялъ Ерусалим лѣтъ 70 и 3. Тогда сѣдоша на рѣцѣ вавилонстий и плакавшеся, обѣсившеся органы своя.[13] Тогда въспросиша их пленивши: «Воспойте намъ от пѣсний сионских и от сыновъ израилевъ». Они же ркоша: «Ни буди нам пѣти от пѣсний и пакы пѣти, дондеже сядемъ на земли своей». И сего ради латыняне поют «алилуйя»,[14] а не «слава Отцю и Сыну» недѣлею преже нашего мясопуста, и до Великыя суботы, и есть тѣх дний 70 и 3.[15] Си же бывает пятница въ 2 июль, тоже временная. Семая пятница пред Петровым днемъ,[16] в нюже посла Господь десять казний на землю егупетскую рукою Моисѣю и Аронею, преврати рѣки их въ кровъ въ 5 час дни.[17] Осмая пятница пред Успениемъ святыя Богородица,[18] в нюже взяшася измаилтяни крилати по морю и плѣниша множество люди и странь, и до великаго Рима владѣша и до западной странѣ лѣт 70 и 3, изидоша на лице всея земли повелѣниемъ Божиим. Девятая пятница пред Усѣкновением главы Иоанна Крестителя,[19] в нюже уби Ирод Предтечю въ 10 час дни. Десятая пятница по Въздвижении честнаго креста,[20] в нюже раздѣли Моисѣй море жезлом, проведе израиля, врагы его покрыв море въ 1 час дни, тоже временная. Первая на десят пятница пред Андрѣевым днемъ апостола,[21] в нюже знамена кивот Еремѣя пророка,[22] из врат взятъ ангелом и поставленъ бысть межю двѣма столпома горома въ 9 час дни, егоже покрыет облакъ огнен и до втораго пришествия. Вторая на десят пятница по Рожествѣ Христовѣ, в нюже Ирод цьсарь изби младенци, тоже временная.
Первая пятница — в 6-й день марта, в которую Адам нарушил заповедь Божью и был изгнан из рая. Вторая пятница — перед праздником Благовещения, в которую Каин из зависти убил Авеля, брата своего, это был первый покойник на земле. Третья пятница — Страстная, в которую в 9 час дня предал себя на распятие Христос, Бог наш, по обетованию, чтобы спасти заблудших. Четвертая пятница — перед праздником Вознесения Господня, в которую затоплены были в 1 день Содом и Гоморра и другие три города. Пятая пятница — перед днем Сошествия Святого Духа, в которую агаряне захватили в плен многие земли и изгнали (жителей) их на остров Крит, и ели они верблюжье мясо, пили козью кровь, и там на острове расплодились. Шестая пятница перед мясопустом, в которую был захвачен во 2-й час Иерусалим халдеями во времена Иеремии пророка, и великое пленение; тогда стоял Иерусалим (пуст) 73 года. Тогда иерусалимляне сидели на реке вавилонской и плакали, развесив свои органы. Тогда попросили пленившие их: «Спойте нам сионские песни сынов израилевых». Они же сказали: «Не будем мы песни петь (сейчас) и потом, пока не поселимся на земле своей». И поэтому латиняне поют «аллилуйя», а не «Слава Отцу и Сыну» за воскресенье до нашего мясопуста, и до Великой Субботы, и тех дней 70 и 3. Еще же бывает пятница во 2-ю (неделю) июля, тоже переменная. Седьмая пятница — перед Петровым днем, в которую Господь руками Моисея и Аарона послал на землю египтян десять казней, превратил их реки в кровь в 5-й час дня. Восьмая пятница — перед праздником Успения святой Богородицы, в которую появились над морем крылатые измаильтяне и захватили в плен множество народов и стран, владели (ими) до (границ) Великого Рима и западной страны 70 и 3 года, рассеялись они по лицу всей земли по повелению Божию. Девятая пятница — перед днем Усекновения главы Иоанна Предтечи, в которую убил Ирод Предтечу в 10-й час дня. Десятая пятница — после праздника Воздвиженья честного креста, в которую Моисей разделил жезлом море и провел (по нему) израильтян, а врагов его море покрыло в 1 час дня, тоже переменная (пятница). Одиннадцатая пятница — перед днем апостола Андрея, которая ознаменована киотом пророка Иеремии, взятым ангелом из врат и поставленным между двумя столпами горными в 9 час дня, и его покрывает огненное облако до второго пришествия. Двенадцатая пятница — после Рождества Христова, в которую царь Ирод избил младенцев, тоже переменная.
Сии же 12 пятници сице подобает блюсти постом и молитвою и пѣнием, единою днемъ вкушати хлѣба и воды. Аще бо мощно, и милостыни творят, плотскых похотей воздержатися. Зачнется, роженое нездраво будет: любо слѣпо, любо хромо, или которою вещью иною. В чистотѣ храните, и Господь васъ соблюдет въ цьсарствии своем. Аще бо мощно есть, братие, то не точию грѣхов прощени будем, но и цьсарство небесное получим о Христѣ Исусѣ.
Эти же двенадцать пятниц вот так подобает соблюдать: постом, и молитвой, и пением, единожды в день вкушать хлеб и воду. Сколько возможно, творить милостыню, воздерживаться от плотской похоти. Зачатое (дитя) будет нездорово: или слепым, или хромым, или как-либо еще. Сохраняйте себя в чистоте, и Господь сохранит вас в царствии своем. Сколь возможно, братья, не только грехи наши будут прощены, но получим и царство небесное от Христа Иисуса.