Минимизировать
Н. М. Карамзин (1766—1826)
 
Родился недалеко от Симбирска в дворянской семье. Воспитывался дома, затем в Москве в пансионе университетского профессора И. М. Шадена. В 1783 г. приехал в Петербург и начал службу в Преображенском полку. Выйдя на следующий год в отставку, он больше не служил, но постоянно занимался литературной деятельностью. В 1784 г. в Москве сблизился с масонским кружком Н. И. Новикова, что способствовало развитию интереса писателя к нравственным и психологическим проблемам. Вместе с тем религиозно-мистические устремления, характерные для многих масонов, остались чужды Карамзину. Несмотря на разрыв с кружком, в 1792 г. Карамзин выступил со стихотворением «К Милости» в защиту Новикова и его сподвижников, подвергнутых в это время правительственным репрессиям.
 
Первые публикации стихов Карамзина появились в издававшемся Новиковым журнале «Детское чтение для сердца и разума» в 1789 г. Вскоре после своего путешествия по странам Европы (1789—1790) Карамзин стал издавать «Московский журнал» (1791—1792), принесший ему литературную известность и знаменовавший расцвет русского сентиментализма. К сотрудничеству в журнале писатель привлек крупнейших современных поэтов: Хераскова, Державина, Дмитриева, с которым Карамзина связывала тесная дружба на протяжении всей жизни. В «Московском журнале» публиковались «Письма русского путешественника», повести (в том числе знаменитая «Бедная Лиза»), многочисленные рецензии и статьи Карамзина. Среди его стихов, появившихся на страницах журнала, было программное стихотворение «Поэзия», баллада «Раиса», открывавшая для русской лирики этот новый жанр, упоминавшееся стихотворение «К Милости», «Песнь мира» и многие другие, свидетельствовавшие о глубине и разнообразии его поэтического творчества. Альманах Карамзина «Аглая» (1794—1795) явился новым типом издания, в котором произведения разных жанров (принадлежавшие в основном самому автору) объединены общим замыслом. Включенные в альманах стихи («К соловью» и др.) проникнуты элегической настроенностью и глубоко соотносятся с напечатанной здесь же лирической прозой Карамзина («Цветок на гроб моего Агатона», «Сиерра-Морена» и др.). В 1794 г. вышел первый сборник сочинений писателя — «Мои безделки», вслед за которым появилась книга Дмитриева «И мои безделки». Значительным событием в истории русской лирики было предпринятое Карамзиным издание «Аониды» (кн. I—3, 1796—1799). В этой первой антологии отечественной поэзии значительное место заняли произведения самого Карамзина. Свои позднейшие стихи он публиковал в издававшемся им в 1802—1803 гг. «Вестнике Европы».
 
В поэтическом творчестве Карамзина можно выделить несколько излюбленных тем. Прежде всего это темы, связанные с нравственно-философской проблематикой (она оказалась наиболее близка непосредственному преемнику Карамзина — Жуковскому): размышления о человеческом счастье («Послание к Александру Алексеевичу Плещееву»), о творчестве («Поэзия», «К бедному поэту»), о смерти, о жизни умерших в памяти близких и друзей («Кладбище», стихи, написанные в связи со смертью собратьев по перу — поэтов Г. А. Хованского и П. А. Пельского). Обращаясь к любовной лирике, Карамзин нередко придавал ей изящную шутливость, характерную для «легкой поэзии» («Странность любви, или Бессонница», «Непостоянство» и др.). Образцами галантного остроумия и светской любезности были его поэтические «мелочи», как, например, «Надписи на статую Купидона», написанные экспромтом, в гостях.
 
Назначенный в 1803 г. историографом, Карамзин посвятил себя всецело работе над «Историей государства Российского». В 1803—1804 гг. вышли в свет «Сочинения» Карамзина (т. 1—8); 2-е изд. — 1814 г.; 3-е изд. — 1820 г. (т. 1—9). У читателей начала XIX в. проза Карамзина пользовалась большим признанием и популярностью, чем его стихи. Тем интереснее свидетельство мемуариста С. П. Жихарева, который, споря с «архаистами», будущими участниками Беседы любителей русского слова, писал в 1807 г.: «...Карамзиным восхищается один только Гаврила Романович (Державин. —НК.) и стоит за него горою; прочие же про него или молчат, или говорят, что пишет изряднехонько прозою, между тем как наш Карамзин заслуживает уважения и за свои стихотворения, в которых язык превосходный и много чувства» (Жихарев С. П. Записки современника. М.—Л., 1955, с. 438).
 
Будучи почетным членом «Арзамаса», Карамзин сам не принимал участия в полемике «арзамасцев» с «архаистами», но с вниманием и интересом относился к творчеству своих младших современников — В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. С. Пушкина, которые чтили его и многому учились у него. В «Речи о влиянии легкой поэзии на язык» (1816) Батюшков, в частности, отметил «стихотворения Карамзина, исполненные чувства, образец ясности и стройности мыслей».
 
Автор вступ. статьи и коммент. Н. Д. Кочеткова
 
К Милости  Стихи на скоропостижную смерть Петра Афанасьевича Пельского
 Ответ моему приятелю...  Эпитафии
 Тацит  
 Поэзия  Странность любви, или Бессонница
 К бедному поэту  Раиса. Древняя баллада
 Послание к Александру Алексеевичу Плещееву  
 Песнь мира  Непостоянство
 К соловью  Надпись к дамской табакерке...
 Осень  Надписи на статую Купидона
 Кладбище  
 На смерть князя Г. А. Хованского