СКАЗАНИЕ «МНОГОСЛОВНОМУ ПОСЛАНИЮ»
ПОЯСНЕНИЕ К «МНОГОСЛОВНОМУ ПОСЛАНИЮ»
Предлежащему
сему многословному посланию вина есть сиа.
Причина
написания этого многословного послания такова.
Раби нѣции въ градѣ
Москвѣ, украдше от стяжаниа господий своихъ, бѣжаша въ предѣлы Белозерскиа.[1] Убояша же ся мукъ от господий своих,
внидоша в манастыря и постригошася. Потомъ съвокупишася на Новоозерѣ Федосей,
нарицаемый Косой, и Игнатей, и Васианъ, ученикы Артемиевы,[2] и инии с ними. Тии мниси развратишася
въ ересь, нарицаемую безбожную, отвергошася Христовы вѣры, и вселися в них дух
лукавый, начаша своей ереси учити и иныа. Бысть же от святаго собора, иже в
Москве,[3]
взыскание от безбожной сей ереси. Тогда началницы ереси тоа разбѣгошася от
Новоозера:[4]
Игнатей на Двину, Косой и Васианъ съ прочими — в Литву. Бѣжаще же в Литву,
проидоша Псковъ, и Торопець, и Лука Великиа,[5]
вездѣ сѣюще свою злую ересь. Присташа же в мѣстѣ, нарицаемемъ озеро Усочортъ,
имена своа преименоваша, да не увѣдани будуть, и многиа съвратиша от
православной вѣры во свою прелесть, не токмо не боящаяся Бога и грѣхолюбныа, но
и богобоязнивых смиреныхъ людей.
Некие рабы
в городе Москве, украв кое-что из имущества своих господ, бежали в Белозерские
земли. Боясь, что будут наказаны своими господами, они укрылись в монастырях и
постриглись в монахи. Потом встретились на Новоозере Феодосий, по прозвищу
Косой, и Игнатий, и Вассиан, ученики Артемия, и другие с ними. Эти монахи впали
в ересь, которую можно назвать безбожной, отступили от Христовой веры, и
вселился в них злой дух, начали они учить своей ереси и других людей. Розыск об
этой безбожной ереси был произведен священным собором, собравшимся в Москве.
Тогда зачинатели той ереси разбежались из Новоозера: Игнатий — на Двину, Косой
и Вассиан с прочими — в Литву. По дороге в Литву они прошли Псков, и Торопец, и
Великие Луки, везде сея свою злую ересь. Укрывшись же в месте, называемом озеро
Усочорт, они переменили свои имена, чтобы их не узнали, и многих совратили от
православной веры в свое лжеучение, не только не боясь Бога и склоняясь к
греху, но и не стыдясь богобоязненных благочестивых людей.
Учаху же,
прелыцающе люди простыа нравомъ: преже хулити манастыри, оклеветающе ихъ, яко
села имяху, таже попы и епископы укаряху, глаголюще: «Живут попы и епископы не
по Евангелию, ложнии учитилие, имѣниа збирають, ядять и пиють много, и по
Евангелию не учат, учат человеческая преданиа». Себе же еретицы они глаголють —
истину паче всѣхъ познали, и живуть по Евангелию, и разум имѣють больши святых
отецъ. Та же святыхъ отець хулять и неистинными учители ихъ нарицають, себе
именують истинными учители. Потом хулятъ святыа церкви, нарицающе ихъ
кумирницею, крестъ Христовъ и иконы святыа кумиры нарицаху, святыхъ мученикъ и
всѣхъ святых мощи еллиньскими мертвецы именоваху, и почитающих святая и
Божественая вся погибшими и заблужшими именують, и послѣдующих человеческым
преданиемъ. Ясти же и пити повелевают без воздержаниа, мяса и вся по вси дни и нощи ясти, святости и освящениа никоея
же не нарицати, ни мнѣти ничто же свято ниже освященно. Такоже и молитвы
творити не повелевають, ни покланятися Богу, ни поститися, такоже и нечистым не
нарицати ничто же, и скверна никакова не мнѣти ни в чесомь же. И по блудѣ не
омыватися повелѣвают, мнѣти же вся чиста. И вси вѣры въ всѣх землях однакы
мнѣти. Книгы святыхъ отецъ и правила церковная ложнымъ писаниемъ именують,
токмо едины книгы повелѣвають Ветхиа прочитати, и Евангелие, и Апостолъ,[6] и Великаго Василиа Постническую
книгу,[7]
и Златоустовъ Маргаритъ[8]
токмо. Сиа же книги едины прочитати сего ради повелеваху, понеже из них строкы
избирающе и по развращенному своему разуму ложно толкующе сиа, прельщають не
разумѣющихъ Писаниа въ свою пагубную ересь. Прочая же книгы святыхъ отець и
мучениа святыхъ и жития и учениа, не повелевають прочитати. Учать же и не
вѣровати въ святыхъ благодати Божии быти, и чюдеса от них ложны именующе, и
пророчества не Святым Духомъ бывающа, и Богородицу просту жену быти глаголють.
Учили же
они, прельщая простодушных людей, так: прежде всего хулить монастыри, обвиняя
их в том, что они имеют села, затем укоряли попов и епископов, говоря: «Живут
попы и епископы не по Евангелию, они — ложные учителя, накапливают имущество,
много едят и пьют и по Евангелию не учат — учат человеческим измышлением». А о
себе эти еретики говорят, что они лучше всех узнали истину, и живут по
Евангелию, и имеют больше мудрости, чем святые отцы. И святых отцов хулят и
называют их неистинными учителями, себя же именуют истинными учителями. Потом
хулят святые церкви, называя их кумирницами, крест Христов и святые иконы
называют кумирами, мощи святых мучеников и всех святых именуют эллинскими
мертвецами, а почитающих все святое и Божественное зовут погибшими и
заблудшими, последователями человеческих измышлений. Есть же и пить учат они
без умеренности, мясо и все остальное — во все дни и ночи, ничего не называть
святым и священным, и не усматривать ни в чем ни святости, ни освящения. Также
и творить молитв не велят, ни класть поклонов, ни поститься, также ничего не
называть нечистым и ни в чем не видеть скверны. И после соития омываться не повелевают,
считая, что все на свете чисто. И все веры во всех землях почитают одинаковыми.
Книги святых отцов и церковные правила именуют ложным писанием, повелевают
читать одни лишь книги Ветхого завета, и Евангелие, и Апостол, и Постническую
книгу Василия Великого, а у Златоуста только Маргарит. Одни лишь эти книги они
повелевают читать потому, что из них выбирают отдельные строки и ложно толкуют
их согласно своему развращенному разуму, прельщая не разумеющих Писания в свою
пагубную ересь. Прочие же книги святых отцов и мучения святых и жития и учения
святых мучеников не разрешают читать. Учат также не верить в то, что на святых
почиет Божия благодать, и чудеса от них именуют ложными и пророчества их — не
от Святого Духа, и Богородицу считают простой женщиной.
Сицевая
учаще еретицы они, видяху нѣкоихъ богобоязнивых простых людей учимых от нихъ, о
таковом нечестивомъ учении ихъ сумнящихся, еретици же они увѣряюще себе имъ,
оболговаху етера калугера,[9]
глаголюще: «И калогеръ онъ вѣдаеть истину, но молчить и истину таить».
Богобоязнивии же людие тии в колебании велицѣмъ о благочестии от учениа
еретиковъ онѣхъ бояхуся прогнѣвати Бога невѣданиемъ благочестиа, тѣм же писаша
къ оному калогеру, о нем же клевету слышаша от еретикъ, моляще его и заклинающе
именемъ Господнимъ сказати имъ истину благочестиа, а не умолчати, ни утаити.
Повѣдаша же ему вся нечестивая тая учениа и въпрошаху его о семъ, аще полезно
учать их Косого чадь.
Уча таким
образом, эти еретики увидели, что некоторые из богобоязненных простых людей,
наученных ими, усомнились в их нечестивом учении, и стали еретики убеждать их,
оболгав некоего монаха и говоря: «И монах этот ведает истину, но молчит и
истину утаивает». Тогда эти богобоязненные люди, испытывая из-за еретиков
великое смущение и не зная, в чем заключается истинное благочестие, боясь
прогневать Бога неведением благочестия, написали к тому монаху, о котором
слышали клевету от еретиков, моля его и заклиная именем Господним сказать им об
истинном благочестии, ничего не умалчивая, не утаивая. Изложили они ему все эти
нечестивые учения и спросили его, добру ли учат их люди Косого.
Слышавь же
калогеръ людемъ Божиимъ великую сию погибель от еретиковъ онѣхъ, зило поболѣ
душею и много плакавъ о прелести антихристовѣ, еже на христианы, понудився
абие, написа Послание сие многословное, въскорѣ и неукрашено,[10] токмо православно, къ колеблемымъ
людемъ о благочестии от еретикъ <...>
Когда же
монах услышал об этом великом бедствии для людей Божиих из-за еретиков, испытал
он великую душевную боль, пролил много слез из-за такого прельшения христиан
антихристом, сразу же принялся за работу и написал это «Послание многословное»
к людям, благочестие которых поколеблено еретиками, написал поспешно и
неискусно, однако согласно православному вероучению. <...>
<...> ЧЕРНОРИЗЦА ПОСЛАНИЕ МНОГОСЛОВНОЕ[11] К ВОПРОСИВШИМ О ИЗВѢСТИИ БЛАГОЧЕСТИА
НА ЗЛОМУДРИЕ КОСОГО И ИЖЕ С НИМЪ
<...> ЧЕРНОРИЗЦА ПОСЛАНИЕ
МНОГОСЛОВНОЕ К ПРОСИВШИМ ЕГО ПОДТВЕРДИТЬ ИХ БЛАГОЧЕСТИЕ ПРОТИВ ЗЛОМУДРСТВОВАНИЯ
КОСОГО И ТЕХ, КТО С НИМ
<...>
Писасте ми в грамотѣ вашей, глаголющи: «Понеже крещени бысте въ имя Отца и Сына
и Святаго Духа и бысте христиане, обѣщастеся и исповѣдасте вѣровати и
благочествовати, яко же дръжить святая апостольская съборная церкви Христова.
Тако и мудръствовасте въ благочестии по обѣщанию своему к Богу и исповѣданию и
донынѣ, якоже отцы ваши, приемше просвѣщение отъ начала при Владимирѣ.[12] Нынѣ же пришедше въ вашу страну
етери, мнящеся чернеческая носяще, и учаху, глаголюще: “Не правѣ быти вѣрѣ въ
васъ, и Бога прогнѣваете мнимым благочестием вашим — в церкви каменыя приходите,
а того въ Евангелии и Апостолѣ не писано. Писано — апостоли на горницу
въсходили, а не в церковь; не бѣяху бо церкви при апостолѣхъ. Едина церкви въ
Иерусалимѣ древняа, еаже о разрушении Христос рече:[13] «Не останет камень на камени»[14] и прочее. Не подобает церквамъ нынѣ
бывати по разрушении древняа церкви. Нынѣ не церкви сия създаны, но кумириницы
суть и златокузницы. Златоустъ бо в словѣ «Оже предста царица» глаголеть:
«Церковь не стѣны, но вѣрныхъ съборы». Той же и въ Маргаритѣх глаголеть: «Не
храм освящаетъ сходящихся, но сходящиися святъ храмъ сътворяють»”» <...>
<...>
Писали вы мне в грамоте своей, говоря: «Как христиане, крещенные во имя Отца и
Сына и Святого Духа, вы обещали и обязались верить и соблюдать те обряды, каких
придерживается святая апостольская соборная церковь Христова. Так вы и
мудрствовали в благочестии по своему обещанию Богу и исповеданию и доныне,
подобно отцам вашим, изначала принявшим крещение при Владимире. Ныне же пришли в вашу землю некие,
выдававшие себя за черноризцев, и стали учить, говоря: “Неправая у вас вера, и
гневите вы Бога вашим мнимым благочестием — ходите в церкви каменные, а такое в
Евангелии и Апостоле не писано. Писано — апостолы в горницу собирались, а не в
церковь; ибо не было церкви при апостолах. Единой церковью в Иерусалиме была
древняя, о разрушении которой Христос сказал: «Не оста-нется камня на камне», и
прочее. Не подобает церквам ныне быть после разрушения древней церкви. Ныне же
не церкви созданы, но кумирницы и хранилища золотых украшений. Ибо Златоуст в
слове «Когда предстала царица» говорит: «Церковь не стены, но собрание
верующих». Он же в Маргаритах говорит: «Не храм освящает собравшихся, но собравшиеся
делают храм святым»”». <…>
Писано же
пакы въ грамотѣ вашей, яко тии же пришелцы глаголаша вамъ: «Не подобаеть
почитати иконы Христовы, и матере его, и аггелъ, и мучениковъ, и отцевъ. Богь
заповѣда: “Не сътвориши себѣ, глаголя, всякого подобиа, елико на небеси горѣ и
елика на земли долу, елико же в водѣ и елика подъ землею, и не поклонишися имъ,
и да не послужиши имъ”.[15]
И въ Псалмѣхъ писано: “Идоли языкъ — сребро, злато — дѣла рукъ человеческъ.
Уста имуть и не глаголють, очи имуть и не видять, уши имуть и не слышать,
ноздри имуть и не обоняютъ, руцѣ имуть и не осяжуть, нозѣ имуть и не поидуть, и
не възгласять гортанемъ своимъ”.[16]
И в Премудрости писано: “Нечестиви же суть, и в мертвыхъ упование ихъ, иже
именоваху богы дѣла рукъ человеческыхъ — злато, и сребро, ума обрѣтение и
подобиа животнымъ”. И помалѣ глаголеть: “От лѣса древо право отсѣчеть, по уму
его мастерства образуеть то и уподобитъ то образу человѣчу или нѣкоторому отъ
животныхъ, помазающи красками и червленыя цвѣты творяще, украсивъ его всяко, и
сътворить ему по немъ обитание, и на стѣну възложивъ, желѣзомъ укрѣпить и, да
не падеть, зря и вѣдя, яко не можеть помощи себѣ: образъ бо есть, и требѣ есть
тому помощь”,[17]
и прочая, яже въ Премудрости писано. И в Послании Иеремиинѣ в Вавилонъ писано:
“Нынѣ же узрите въ Вавилонѣ богы сребряны, и златы, и древяны, на рамѣ несомы,
кажуще страхъ странамъ. Не убоитеся, убо да не и вы иноплеменникомъ уподобитеся
и страх прииметь вы отъ нихъ: видѣвшемъ весь народъ предь и въслѣдъ ихъ
кланяющаяся имъ”. И помалѣ глаголеть: “Хоруговъ имать, акы человекъ, судий
странѣ, иже съгрѣшающаго къ нему не убиетъ. Имать же и саблю въ десницы и
брадъвъ, сам же себе отъ рати и отъ разбойникъ не отиметъ; от того знаеми суть,
яко не суть бози, не убойтеся ихъ убо”. И помалѣ глаголеть: “Храмы ихъ
утвержають жерцы дверми, и ключи, и завѣсами, яко да не от разбойникъ окрадени
будуть, свѣтила жгуть имъ многа, иже сами себе не могуть видѣти. По телесемъ
ихъ и по главѣ парять нетопыре нощнии, ластавица и птица такоже еже. Отъ того
увѣсте, яко не суть бози; не убойтеся ихъ убо. Злато бо, лежащее на нихъ на
красу, аще не оцыстытъ кто ржа, не блеснется; егда бо слияшаясь, не чюша. Отъ
всея цѣны куплени суть, в нихже нѣсть духа. Без ногу на раму носять я, являюще
своя нечестиа человѣкомъ”,[18]
и прочая, яже въ Иеремиинѣ послании писано. И иконы тожъ дѣло рукъ человѣческъ:
очи имуть и не видять, и прочая, и вапы помазаны и позолочены тако же, якоже и
идоли, и украшени тако же. И по Писанию, идоли суть иконы, и въ Евангелии нѣсть
писано о иконахъ. Грѣхъ есть почитати иконы». <...>
Писано
также в грамоте вашей, что те же пришельцы говорили вам: «Не подобает почитать
иконы Христа, и его матери, и ангелов, и мучеников, и отцов церкви. Бог
заповедал: “Не сотвори себе, — сказал он, — никакого подобия того, что на небе
наверху и на земле внизу, и того, что в воде и под землей, и не поклоняйся им и
не служи им”. И в Псалмах написано: “Идолы язычников — серебро и золото — дело
рук человеческих. Уста имеют и не говорят, очи имеют и не видят, уши имеют и не
слышат, ноздри имеют и не обоняют, руки имеют и не осязают, ноги имеют и не
ходят, и не возглашают гортанью своей”. И в Премудрости <Соломона>
написано: “Нечестивы и уповают на мертвых те, кто именует богами деяния рук
человеческих — золото и серебро, измышления ума и подобия животных”. И немного
далее говорит: “Если кто отсечет от дерева подходящий кусок и своим мастерством
создаст образ и уподобит его человеку или какому-нибудь из животных, и расписав
красками и нарисовав алые цветы, всячески его украсив, найдет ему подобающее
место, поместив на стене и укрепив железом, чтобы не упал, видя и зная, что тот
образ сам себе помочь не может и потребна ему помощь”, и прочее, как написано в
Премудрости. И в Послании Иеремии в Вавилон написано: “Ныне вы увидите в Вавилоне
богов серебряных, золотых и деревянных, которых носят на плечах, чтобы пугать
чужеземцев. Не бойтесь, дабы и вы не уподобились иноплеменникам, которых
охватывает из-за них страх, когда они видят, как кланяется им весь народ”. И
немного далее говорит: “Скипетр имеет, как человек, главный судья страны, а
согрешающего перед ним не убьет. Также саблю имеет в руке и секиру, а сам себя
на войне и от разбойника не защитит; поэтому мы знаем, что они не боги, не
бойтесь же их”. И немного далее говорит: “В их храмах устанавливают жрецы
двери, которые закрывают ключами и засовами, чтобы разбойники не обворовали
храм, зажигают многочисленные светильники, потому что сами по себе идолы не
видны. Над телами и головами их парят летучие мыши, а также летают ласточки и
иные птицы. Поэтому можете узнать, что они — не боги; не бойтесь же их. Если
кто не очистит от ржавчины позолоту, которой они украшены, она не заблестит;
когда идолов отливали, они этого не чувствовали. За плату они куплены, нет в
них души. Лишенных ног носят на плечах, обнаруживая тем перед людьми их
нечестие”, и прочее, как написано в Послании Иеремии. И иконы тоже дело рук
человеческих: очи имеют и не видят, и прочее, и красками расписаны и позолочены
так же, как идолы, и украшены так же. И по Писанию, иконы — идолы, и в
Евангелиях ничего не написано об иконах. Грех почитать иконы». <…>
Пакы же
писасте ми, яко пришелцы они глаголаша вамъ и сия: «Нѣсть потребы молитвы
творити, молитва оно едино, еже от неправды отступити, и яко Богъ сердца чиста
токмо истязуеть, а не молитвы. И въ Евангелии писано: “Духомъ и истиною
кланятися”,[19]
а не телеснѣ кланятися, или на землю падати и покланятися. И октениямъ[20] насмѣяваются, глаголюще: “Како на
врагы молятся, Христос повелѣваеть любити врагы и молитися о нихъ? Яко вѣсть
Богъ, что требуемъ? Почто намъ Бога учити? Не подобаеть просити у Бога, и ради
сего да не будемъ учити Бога”. И Охтаикъ,[21]
и мѣсячныя святымъ пѣснопѣниа, и Уставъ[22]
глаголють та вся растлитыхъ человѣкъ умомъ списаниа и человѣческая преданиа.
Тако же глаголють: “Кто дни раздѣлилъ на постныя и не на постныя? Дни изначала
Богомъ единакы сътворены, и Господь в Евангелии глагола: «Не могуть сынове
брачнии поститись, донелѣже с ними женихъ есть»”.[23] И с нами женихъ — Христос, и того
ради не подобаеть поститися намъ и заутра ясти достойно, ибо и ученицы Христовы
заутра класы стираху и ядяху. Глагола Исус: “Не входящая въ уста сквернить
человека”,[24]
и прочая. Сего ради не подобаеть поститися николиже. И апостолъ писа: “Вся
чиста чистымъ”.[25]
И Петру въ плащаницы всяко животно показавъ[26]
Богъ, повелѣ ясти. Что убо посты? Что же ли среда и пятокъ? Нѣсть ничтоже. И
еже ясти по вся дни мяса ничтоже есть. Глаголеть бо Златаустъ: “Не рече Христос
поститеся, но будите милосерды, яко же и отецъ вашь небесный милосердъ есть”. И
пакы той же: “В чесомъ познають вы, яко мои ученицы есте? Въ еже ли мертвыя
въскрешати и прокаженныя очищати? Но что аще, рече, любите друг друга”[27]». <...>
Еще писали
вы, что эти пришельцы говорили вам и такое: «Не надо творить молитв,
единственная молитва — отступить от неправды, ибо Бог требует только чистых
сердец, а не молитвы. И в Евангелии написано: “Совершайте поклонение духом и
истиной”, а не телом, кланяясь или падая на землю и творя поклоны. И смеются
над ектениями, говоря: “Как же молятся о победе над врагами, когда Христос
повелевает любить врагов и молиться за них? Как узнает Бог, что мы от него
требуем? Зачем нам Бога учить? Не подобает просить у Бога, поэтому да не будем
учить Бога”. И Октоих, и месячные песнопения святым, и Устав — все это они
называют сочинениями развращенных людей и человеческими измышлениями. Говорят
еще: “Кто разделил дни на постные и не постные? Дни изначала сотворены Богом
одинаковыми, и Господь в Евангелии сказал: «Не могут сыны чертога брачные
поститься, пока с ними жених»”. И с нами жених — Христос, и поэтому не подобает
нам поститься и с утра есть можно, ибо и ученики Христа утром растирали колосья
и ели. Сказал Христос: “Не входящее в уста оскверняет человека”, и прочее.
Поэтому никогда не следует поститься. А апостол писал: “Для чистых — все
чисто”. И Петру на спустившемся с неба полотне показал Бог всех животных и
повелел их есть. Что такое посты? Что значит среда и пятница? Нет этого ничего.
И ничего нет в том, чтобы есть мясо ежедневно. Ибо говорит Златоуст: “Не
поститься велел Христос, но быть милосердным, как милосерден отец ваш небесный”.
И снова он же: “Из чего узнают, что вы мои ученики? Из того, что вы мертвых
воскрешаете и прокаженных исцеляете? Нет, из того, сказал, что вы любите друг
друга”». <…>
Писасте же
ми пакы, яко пришелцы они глаголють про вся вѣры, иже суть въ всѣхъ языкохъ,
яко вси людие едино суть у Бога: и татарове, и нѣмцы, и прочии языцы. Глаголеть
бо апостолъ Петръ: «Въ всякомъ языцѣ бояйся Бога и дѣлаяй правду приатъ ему
есть».[28]
Тѣмже и крещение не нужно людемъ; глаголеть бо апостолъ, яко: «Обрѣзание ничьто
же есть, и необрѣзание ничьто же есть».[29]
Тако же и къ причащению тѣла и крови Христови не подобаеть поститися, или
очищатися, или омыватися. Нѣсть бо тѣло Христово или кровь: Христос глаголы
предаде, а не тѣло свое, ни кровь свою. И то причастие простой хлѣбъ общей, и
ясти его, яко же и общий хлѣбъ, не приуготовляася. И вся же приносимая въ
церковь, свѣщи и прочая, ненавидить Богь, и то приношение на грѣхъ есть
приносящим. Нынѣ приношениа Богь не взыскуюетъ. В Ветхомъ таковая быша, нынѣ
«Жерътва Богу — дух съкрушенъ»,[30]
по писаному. Таковое приношение, яко жертва идоломъ есть. Чернечество же откуду
приаша? Въ Евангелии и въ Апостолѣ не писано, паче же пишеть Апостолъ: «Духъ же
рѣчию глаголеть, яко в послѣдняа времена отступять нѣции отъ вѣры, внимающе
духомъ лестчемъ и учениемъ бѣсовскымъ, в лицемѣрии лжесловесникомъ, изженыхъ
своею совѣстию, възбраняющихъ женитися, удалятися брашенъ, яже Богъ сътвори въ
снѣдение съ благодарениемъ вѣрнымъ и познавшимъ истину».[31] Тѣм же въ среды, и въ пяткы, и в
посты не ясти мяса, и чернечествовати, и не женитися, и блудивши съ женами
омыватися, вся та человѣческая преданиа. И сего ради подобаеть ясти мяса въ
среду, и в пятокъ, и в посты, и не дѣвьствовати, и по блудѣ не измыватися.
«Честенъ бо бракъ, и ложе нескверно»,[32]
и «Вся чиста чистымъ», пишеть Апостолъ. И Петру въ плащаницы: «Яже Богъ очисти,
ты не скверни».[33]
Паче же въ Евангелии пишеть: «Не входящая въ уста сквернять человѣка». И:
«Фарисею слѣпый, очисти прежде внутреняа».[34]
Тѣм же вся та человѣческая преданиа, съпротивна Евангелию и Апостолу. «Кляхся,
рече, и поставихъ съхранити судбы правды твоея», а не рече «человѣческая
предания». Въ церквахъ же попы учать по книгамъ и по уставомъ ихъ человѣческая
преданиа, и повелѣвають себе послушати, и земскыхъ властей боятися и дани даяти
имъ. Не подобает же въ христианохъ властемъ быти и воевати, — писано: «Отъ
взимающаго твоя не истязуй». Велят же попы имѣниа приносити и нищимъ подаяти, а
нищиа псы, не подобаеть имъ подаяти, пишеть бо: «Нѣсть добро отъяти хлѣба
чадомъ, и поврѣщи псомъ». И чада мы есмы,[35]
яко познахомъ истину, занеже у насъ разумъ духовный. И аще кто нашь разумъ
имѣеть, то братъ духовный и чадо есть, и къ намъ подобаеть приносити имѣниа,
яко же пишеть въ Дѣянихъ: «Яко приношаху имѣниа и полагаху предъ ногама
апостолъ».[36]
Тии же вси, иже приходять къ церквамъ и внимають человѣческымъ преданиемъ, пси
суть и внѣшнии, и заблудиша отъ истины, и не въсиа имъ благовѣствованиа,
погыбшии суть, и елико добродѣтели ни сътворяють, не могуть спастися, аще не
приимуть нашего духовного разума. Никому же такъ не открылася истина, якоже
намъ открыся. Не подобаеть же повиноватися властемъ и попомъ, понеже пишеть:
«Не нарицайтеся наставницы: единъ есть вашь наставникъ — Христос». Тако же не
подобаеть рожьшихъ почитати, ни именовати отцевъ: пишеть бо: «Не нарицайте себѣ
отца на земли. Единъ есть отецъ вашь — Богь».[37]
И посему И мы сынове Божии, яко истину никто же тако позна, яко же мы; не
имущии Н же нашего разума внѣшнии суть и пси. <...>
Писали вы
мне еще, что эти пришельцы говорят про веры, которые есть у всех народов, что
все люди для Бога едины: и татары, и немцы, и прочие народы. Ибо говорит
апостол Петр: «Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен
ему». Поэтому и крещение не нужно людям, ибо говорит апостол: «И обрезание
ничего не значит, и необрезание ничего не значит». Так же и перед причащением
телом и кровью Христовой не нужно поститься, или очищаться, или омываться. Это
— не тело Христово и не кровь: Христос завещал нам учение, а не тело свое, не
кровь свою. А причастие — простой, обычный хлеб, и есть его надлежит, как
обычный хлеб, без всяких приготовлений к этому. И все приносимое в церковь —
свечи и прочее — Бог ненавидит,
и это приношение во грех приносящим. Ныне Бог не требует приношений. В Ветхом
завете были приношения, ныне же: «Жертва Богу — дух сокрушенный», как указано в
Писании. А всякое приношение — то же, что жертва идолам. А монашество откуда
взяли? В Евангелии и Апостоле об этом ничего не написано, но пишет Апостол:
«Дух Святой ясно говорит, что, когда придут последние времена, отступят некие
от веры, внимая лживым духам и учениям бесовским, следуя лицемерию лжеучителей,
с сожженной совестью запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что
Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарностью». А не есть
мяса в среду, в пятницу и в пост, и монашествовать, и не жениться, и после
соития омываться — все это человеческие измышления. И поэтому подобает есть
мясо в среду, и в пятницу, и в посты, и не блюсти воздержания, и после соития
не омываться. «Ибо брак да будет честен и ложе непорочно» и «Для чистых все
чисто» — пишет Апостол. И Петру было заповедано на спустившемся с неба полотне:
«То, что Бог сделал чистым, не оскверняй». Также и в Евангелии написано: «Не
входящее в уста оскверняет человека». Также сказано: «Фарисей слепой, очисти
прежде то, что внутри». Таким образом, все это — человеческие измышления,
противоречащие Евангелию и Апостолу. «Клялся, говорит, и утвердил твое
правосудие», а не говорит: «человеческие измышления». В церквах же попы учат
человеческим измышлениям по книгам и по их уставам и повелевают себя слушаться,
и земных властей бояться, и давать им дани. Но не подобает у христиан властям
быть и воевать, — сказано: «От взявшего у тебя не требуй назад». Велят также
попы приносить деньги и подавать нищим, а нищие — псы, не следует им подавать,
ибо сказано: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать псам». А дети — это мы,
ибо познали истину, потому что у нас есть разум духовный. И всякий, кто имеет
такой же разум, — тот духовный брат и дитя, и нам подобает приносить имущество,
как сказано в Деяниях: «Приносили деньги и клали к ногам апостолов». Те же все,
кто приходягк церквам и следуют человеческим измышлениям, суть псы и мирские
люди, сбившиеся с истинного пути, и не воссияет им истинное учение, они —
погибшие, и сколько бы добрых дел ни делали, не могут спастись, если не
восприимут нашего образа мыслей. Никому так не открылась истина, как нам
открылась. Не подобает также повиноваться властям и попам, потому что сказано:
«Не называйтесь наставниками: один есть у вас наставник — Христос». Также не
подобает почитать родителей, ни именовать их отцами; ибо сказано: «Отцом не
называйте никого на земле. Один отец у вас — Бог». И поэтому мы сыновья Божии,
ибо истину никто так не познал, как мы; не имеющие же нашего образа мыслей —
мирские люди и псы. <...>
Пакы же
писасте ми въ грамотѣ вашей, яко пришелцы они глаголють вамъ: не подобаеть
почитати мучений святыхъ мученикъ, понеже съблазнъ въ нихъ людем: писано въ
мучениихъ, яко укоряху мучителей, еже не подобаеть. Такоже не подобает почитати
и отеческая житиа, понеже яко же и в мучениихъ съблазнъ есть людемъ: писано и
пророчества и чюдеса в нихъ. Христос бо глагола, яко «Вси пророцы до Иоанна»,[38] и сего ради послѣ Предтечева
пророчества нѣсть от Бога пророчества; такоже и послѣ апостоловъ нѣсть чюдесъ,
ныне же пророчества и чюдеса ложныя, не подобаеть бо послѣ Предтеча и
апостоловъ пророчеству и чюдесѣмъ бывати. Такоже не подобаеть мощей почитати
апостольскых и мученическых и отеческых и на молитву призывати ихъ, понеже то
человѣкослужение есть, и человѣкослужение под клятвою есть. Укараяеть же
таковыхъ и пророкъ, глаголя: «Живии от мертвыхъ помощи взыскують».[39] Апостоли бо живи чюдеса сътвориша и
помогоша людем; умерше же они, и мученикы, и отцы не могуть помагати ничесо же
молящимся имъ: мертвецы бо суть, яко же и вси мертвецы. И в еллинохъ тацыи же
мертвецы. И чюдеса отъ мощей ихъ на съблазнъ людем и не святымъ Духомъ бывають.
Гдѣ писано — телеса нетлѣнна? Тѣмже, кто почитаеть мертвыя телеса и на молитву
мертвых призываеть, — человѣкослужитель есть и заповѣдемъ преступникъ: презирая
государя, рабу молится, оставя Бога, мертвецев призываеть на помощь. Такоже и
памяти празновати не подобаеть: грѣхъ бо есть великъ. <...>
Писали вы
мне еще в грамоте вашей, что эти пришельцы говорят вам: не подобает читать о
мучениях святых мучеников, потому что от этого люди впадают в соблазн: писано в
житиях, что они укоряли мучителей, а это не подобает делать. Не подобает также почитать и жития святых отцов,
потому что от них, как и от мученических житий, люди впадают в соблазн:
описываются в них чудеса и пророчества. Ибо говорил Христос: «Все пророки были
до Иоанна Предтечи», и поэтому после пророчества Предтечи не бывает пророчества
от Бога; также и после апостолов нет чудес; нынешние же пророчества и чудеса
ложные, ибо не подобает после Предтечи и апостолов быть пророчеству и чудесам.
Также не подобает ни почитать мощи апостолов, мучеников и святых отцов, ни
призывать их в молитвах, потому что это человекослужение, а человекослужение
предано проклятию. Укоряет таких и пророк, говоря: «Живые обращаются за помощью
к мертвым». Ибо апостолы творили чудеса и помогали людям, когда были живы;
после смерти же ни они, ни мученики, ни святые отцы ничем не могут помочь тем,
кто молится им: мертвецы они такие же, как и всякие мертвецы. И у эллинов были
такие же мертвецы. И чудеса от их мощей бывают для искушения людей, а не святым
Духом. Где написано, что тела нетленны? Поэтому тот, кто почитает мертвые тела
и призывает мертвых к молитве, есть человекослужитель и отступник от заповедей:
презирая господина, молится рабу, оставя Бога, призывает на помощь мертвецов.
Также и дни поминовения праздновать не подобает: это великий грех. <...>
Пакы же
писасте ми въ грамотѣ вашей, яко глаголють пришелцы ваши: «Не подобаеть много
почитати рожшую Христа, глагола бо Христос: “Кто суть мати моя и братиа моя?
Иже сътворить волю пославшего мя, сей братъ мой, и сестра, и мати ми есть”.[40] И посему мати Христова нѣсть честна,
но яко же и вси жены, тако же и она. Честна, егда имѣ Христа въ утробѣ, а
повнегда родити ей Христа, не имѣеть святости. Ибо чересъ всегда полнъ
сребреницъ, тогда съблюдаемъ есть, егда же испразнится сребрениц, тогда той же
чересъ, яко ничтоже, презираемъ бываеть: сице и мати Христова повнегда роди,
яко и вси жены бысть. И крестъ, емуже покланяются, древо есть. Кую святость
имѣеть? Якоже и всякое древо и яко столбъ, не имать святости. Крестъ есть оно,
еже Господь глагола: “Възми крестъ свой и въслѣдъ мене гряди”,[41] а не сие крестъ, еже руками
сътворяють и поклоняются». <...>
Также
писали вы мне в грамоте вашей, что говорят ваши пришельцы: «Не подобает слишком
почитать родившую Христа, ибо сказал Христос: “Кто мать моя и кто братья мои?
Тот, кто творит волю пославшего меня, тот мне брат, и сестра, и мать”. И
поэтому мать Христова не заслуживает почитания, но так же, как все женщины, так
и она. Почиталась, когда Христа в утробе носила, а после того, как родила
Христа, не имеет святости. Ибо пока кошель полон серебреников, его оберегают,
когда же опустошится, тогда тот же кошель в пренебрежении бывает, ибо он —
ничто; так же и мать Христова, когда родила, стала как все женщины. И крест,
которому поклоняются, есть дерево. Какую он святость имеет? Как и всякое
дерево, как столб, не имеет святости. Крест — это то, о чем Господь сказал:
“Возьми крест свой и следуй за мной”, а не тот крест, который сотворяют руками
и поклоняются ему». <...>
Писасте же
ми въ грамотѣ вашей, яко пришелцы они именують церковныя попы ложными учители,
глаголюще, яко в Маргаритохъ, писано: «Нынѣ попы не суть священникы Божии, но
лицемѣрьствуются священьствомъ». Глаголють же къ попомъ и Господне слово: «Горе
вамъ книжницы, фарисеи, лицемѣри».[42]
<...>
Писали вы
мне в грамоте вашей, что эти пришельцы именуют попов в церкви ложными
учителями, говоря, что в Маргаритах написано: «Ныне попы — не священники Божии,
но лицемеры во священстве». О попах же говорит и Господнее слово: «Горе вам,
книжники, фарисеи, лицемеры». <...>
Пакы же
писасте ми в грамотѣ вашей, яко пришелцы они глаголють: «Якоже жидове и
мучитилие древле апостоловъ гоняху, тако и насъ нынѣ гонять заблужшии, понеже
мы истину знаемъ паче всѣхъ, и того ради насъ гонять. Златаустъ писа, сказуя
притчю въ Евангелии о плевелохъ селныхъ,[43]
яко не подобаеть убивати еретикы. Они же насъ, яко и апостоловъ, гонять,
познавшихъ истину, и възбраняют намъ сказывати слово Божие». <...>
Писали вы
мне еще в грамоте вашей, что эти пришельцы говорят: «Так же, как иудеи и
мучители в древние времена подвергали гонению апостолов, так и нас гонят
впавшие в заблуждение, потому что мы истину знаем лучше всех, из-за того нас и
гонят. Златоуст писал, толкуя евангельскую притчу о плевелах на поле, что не
подобает убивать еретиков. Они же нас, познавших истину, гонят, как и
апостолов, и возбраняют нам толковать слово Божие». <...>