Минимизировать

1 октября. Празднуем Покров Святой Богородицы...

Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой

Текст:

1 ОКТЯБРЯ

1 ОКТЯБРЯ

В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ ПРАЗДНУЕМ ПОКРОВ СВЯТѢЙ БОГОРОДИЦИ. О ВИДѢНИИ СВЯТАГО АНДРѢА И ЕПИФАНИА, КАК ВИДѢСТА НА ВОЗДУСѢ СВЯТУЮ БОГОРОДИЦЮ

В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПРАЗДНУЕМ ПОКРОВ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. О ВИДЕНИИ СВЯТОГО АНДРЕЯ И ЕПИФАНИЯ, КОГДА ВИДЕЛИ ОНИ В ВОЗДУХЕ СВЯТУЮ БОГОРОДИЦУ

Страшно и чюдно видѣние честною святцю Андрѣа[1] и Епифаниа,[2] како видѣста на въздусѣ святую Богородицю, пришедшу Влахерну[3] въ святую церковь съ аггелы и съ Предтечею,[4] и съ Богословцем Иоанном,[5] и съ инѣми многыми святыми. Народу стоящу в церкве, видѣста молящуся съ слезами къ Сыну си за весь миръ. И глагола Андрѣй къ Епифанови: «Видиши ли Царицю и Госпожю всѣх, молящися за миръ?» Он же рече: «Вижу, отче!» И покрывши честнымъ своим омфором,[6] свѣтящися паче електора,[7] люди, сущая въ церкве.

Страшно и удивительно видение честных праведников Андрея и Епифания, когда видели они святую Богородицу в воздухе, пришедшую с ангелами, с Предтечей и с Иоанном Богословом, и с многими другими святыми во Влахерну в святую церковь. При стечении народа в церкви видели они ее, со слезами молящую Сына за весь мир. И спросил Андрей Епифания: «Видишь ли Царицу и Госпожу всех, молящуюся за весь мир?» Он же ответил: «Вижу, отче!» И распростерла свой честной омофор, блиставший сильнее солнца, над людьми, бывшими в церкви.

Се убо егда слыша, помышлях: «Како страшное и милосердное видѣние, паче надѣяние наше и заступление, бысть безъ праздника?» Надѣя же ся, Владычице, на милосердая твоя словеса, еже кь Сыну си рече, молящи и глаголющи: «Царю небесный, приими всякого человѣка, славящаго тя и призывающаго имя твое на всяком мѣсте, идѣже бывает паметь имени моего, святи мѣсто се и прослави прославляющаго тя именем моим, приемля их всяку молитву и отвѣтъ». Тѣмъ словесем надѣяся, въсхотѣх да не безъ праздника останет святый Покровъ твой, Преблагая, но якоже ты хощеши украсити честный праздникъ твоего Покрова, Всемилостивая, украси, да и прославляющии тя възвеселятся, видяще многоименны твоя праздникы сиающа. И якоже тамо сущая народы въ церкве милостивно покрый, тако и нас грѣшных рабъ твоих покрый кровом крилу твоею, низлагающи съвѣты же и думы помышляющих на нь злая, и спаси ны по милости Сына твоего в сий вѣкъ и в будущий, и вся притекающая к тебѣ съ страхом и вѣрою, и надѣяся на тя, скорое наше заступление и помощь.

Когда я услышал сие, то подумал: «Как же это страшное <такое> и милосердное видение, более того — надежда наша и заступничество, не празднуется?» Надеюсь же, Владычица, на милосердные твои слова, с которыми к Сыну обратилась, молясь и говоря: «Царь небесный, прими всякого человека, славящего тебя и призывающего имя твое везде, где бывает память имени моего, освяти место это и прославь прославляющего тебя именем моим, приемля всякую их молитву и ответ». В те слова веруя, возжелал я: пусть не без праздника останется святой твой Покров, Преблагословенная, и как ты хочешь, Всемилостивая, украсить почести достойный праздник твоего Покрова, <так и> укрась, чтобы возрадовались прославляющие тебя, увидев сияющими в честь имени твоего многие праздники. И как народ, в церкви там бывший, милостиво покрыла, так и нас, грешных рабов твоих, защити покровом крыл твоих, низвергая замыслы и думы замышляющих на нас недоброе, спаси нас по милости Сына твоего в этот век и в будущий, и всех, приходящих к тебе со страхом и верою, и надеемся на тебя, скорая наша защитница и помощь.

Устави же ся таковый праздникъ праздновати мѣсяца октября въ 1 день, в память святаго апостола Анании,[8] в славу Отца и Сына и Святаго Духа.

Постановили же этот праздник праздновать месяца октября в 1-й день, в <день> памяти святого апостола Анания, в славу Отца и Сына и Святого Духа.



[1] Андрей — святой, Христа ради юродивый, жил, как полагают агиографы, во время правления византийского императора Льва Философа (866—912), а житие его написано современником Андрея Никифором. Андрей Юродивый был рабом богатого цареградского жителя Феогноста, выучился грамоте, после чего стал секретарем у своего господина, но считал своим призванием подвижническую жизнь. После ночного видения оставил мирские дела, принял вид юродивого и начал служить Богу. Умер около 936 г. в Константинополе. Однако И. И. Срезневский считает, что жизнь самого Андрея Юродивого и написание его жития следует относить к V—VII вв. Память 2 октября.

[2] Епифаний — знатный юноша, ученик св. Андрея, удостоившийся вместе с ним видения Пресвятой Богородицы. По мнению некоторых исследователей, Епифаний принял иночество, впоследствии стал константинопольским патриархом Полиевктом или Антонием III (ум. в 956 г.). Память 5 февраля.

[3] Влахерны — территория в западной части города Константинополя. Во времена Византийской империи славилась своими святынями, особенно церковью Богородицы, построенной императором Львом Великим (457—474), при котором положены были в эту церковь честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины. В связи с праздником Покрова Влахернский храм знаменит еще одной святыней — иконой Богоматерь Оранта, изображающей видение святого Андрея Юродивого.

[4] Предтеча — Иоанн Креститель, крестил многих иудеев на реке Иордан и самого Иисуса Христа.

[5] Иоанн Богослов — святой апостол и евангелист, сын рыбаря Заведея и Соломии, младший брат апостола Иакова. Родом из Галилеи. Услышав проповедь Христа, сразу же последовал за ним и стал любимым учеником Иисуса Христа. Иоанн Богослов был единственным апостолом, который стоял на Голгофе, он же первый уверовал в Воскресение Иисуса Христа. До Успения Богородицы, вверенной Христом на его попечение, жил в Иерусалиме, затем проповедовал в Ефесе (Малая Азия), мученически пострадал за Христа при римском императоре Домициане, умер мирно в глубокой старости в начале II в. Автор Евангелия, Апокалипсиса, трех соборных посланий. Память 8 мая и 26 сентября.

[6] Омофор — (мафорион), головной убор Богородицы. Согласно церковному и историческому преданиям риза и омофор — одна и та же святыня, омофор «скорее, новая ипостась ризы, чем особая реликвия». (См.: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. С. 25—31.)

[7] Електор — обычно переводится как «молния», но в переводе с греческого означает солнце, огонь.

[8] Ананий — один из 70-ти апостолов. В видении ему было сказано о Савле, жестоком гонителе христиан, которого Ананий разыскал в Дамасске и через возложение рук на него возвратил ему телесное зрение, а затем крестил. Одобряемый всеми иудеями в Дамасске, он впоследствии становится епископом Дамасским. Ананий мученически скончался в Елевтерполе (южная Палестина): отказавшись поклониться идолам, он был выведен за город и побит камнями. Память его празднуется 1 октября и 4 января. См.: Деян. 9, 10—19.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — великий, но не двунадесятый праздник, отмечаемый православной церковью 1 октября. По проложному сказанию праздник установлен, как считали исследователи, императором Львом VI Философом или Премудрым (866—912) в память события, бывшего в первой половине X в., — видения святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию Богоматери во Влахернском храме в Константинополе во время войны с сарацинами, когда городу угрожала опасность. Согласно же Житию Андрея Юродивого, событие произошло в конце жизни святого (ум. около 936 г.): св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Богоматерь с сонмом святых, молящуюся о мире и распростершую свой покров над христианами. Мнение, поддерживаемое многими современными исследователями-медиевистами о том, что праздник Покрова Богородицы — русский церковный праздник, не вошедший в греческие богослужебные уставы, остается до сих пор гипотезой. Так, по мнению Н. Н. Воронина, храм Покрова на Нерли (1158—1165) был посвящен новому празднику — Покрова Богородицы, установленному властью владимирского князя (Андрея Боголюбского) и епископа без санкции киевского митрополита. «Этот праздник выражал в особенно открытой, но и утонченной форме мысль о преимущественном покровительстве Богоматери Владимирской земле, ее князю и его людям». (См.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков. Т. 1. XII столетие. М., 1961. С. 266). Праздник Покрова, действительно, был известен только по русским месяцесловам, по каким-то неизвестным причинам не имевшийся или исчезнувший в византийской традиции (см.: Wortley J. Hagia Skepe and Pokrov Bogoroditsi // Annalecta Bollandiana. 1971. Vol. 89. P. 149—154), он появляется в других православных церквах под русским влиянием. По наблюдениям исследователей, праздник вошел в устав в ХІІ в., в Киевской Руси. Проложное сказание и текст службы известны по рукописям XIII—XIV вв., иконы — с XV в. Однако автор сказания анонимен, идеи, заложенные в тексте, имеют общехристианский характер. Автор свидетельствует об утверждении праздника, но не называет ни имени учредителя праздника, ни указывает на тот факт, насколько праздник «удален во времени и пространстве от момента видения чуда во Влахернской церкви», и «признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле нет». (См. подробнее: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 52—63). Существует мнение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлено праздновать 1 октября, потому что осеннее время, по окончании полевых работ и молотьбы, самое удобное к празднованию и потому что в этом месяце нет богородичных праздников, как например в ближайшие месяцы 8 сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) и 21 ноября (Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Бесспорным является тот факт, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы — важнейший православный праздник, отмечаемый на Руси и известный еще в домонгольский период. М. Б. Плюханова считает, что очень важным для средневековой Руси «оказалось заложенное в символе Покрова общественное начало». Исследовательница видит специфику этого праздника на Руси в почитании образов церкви как «покрова, ограды, защиты».

В Великих Четьих Минеях митрополита Макария помещено несколько текстов, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы: проложное сказание «О видении св. Андрея и Епифания, како видеста на воздусе св. Богородицу»; «Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснодѣвы Мариа»; «Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснодѣвѣи Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия».

Текст публикуемого здесь проложного сказания стабилен, в рукописных списках встречаются лишь небольшие разночтения, сказание фиксируется уже в составе Прологов XII—XIII вв.

Второй издаваемый текст принадлежит перу известного писателя-агиографа Пахомия Серба (Логофета, умер после 1484 г.), пришедшего с Афона на Русь, в Новгород, при архиепископе Евфимии II (1429—1458) и написавшего ряд житий, похвальных слов, служб и сказаний. (Под 1 октября помещено также его Житие Саввы Вишерского). Один из списков слова на Покров имеет приписку «Сие благодарное гранессловие Покрову написася повелѣнием и благословением преосвященънаго архиепископа Великаго Новаграда и Пъскова владыкы Ионы рукою грѣшнаго ермонаха Пах. (так!), иже от Святия горы сербна» (РНБ, собр. Кирилло-Белозерской библиотеки, №1258). Похвальное слово на Покров было написано Пахомием Логофетом, вероятно, в Новгороде, во время его второго пребывания там (1459/1460—1461/1462), хотя оно и не значится в перечне трудов ритора в «Воспоминании» об архиепископе Ионе. Списки слова показывают, что текст имеет по крайней мере две редакции. Одна из них, более краткая, помещена в Великих Минеях Четьих митрополита Макария. Вторая редакция, читаемая в ряде рукописей, представляет собой небольшую стилистическую переделку некоторых фрагментов слова. Остается неизвестным, принадлежит ли эта правка самому автору или она выполнена другим книжником. Основой и источником для похвального слова на Покров Пахомия Логофета послужило проложное сказание о видении св. Андрея и Епифания. (См.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библиографически-литературный очерк. СПб., 1908. С. 126—129).

Мы публикуем тексты по октябрьскому тому Софийского списка Великих Миней Четьих — РНБ, Софийское собр., № 1318, лл. 9—9 об., 13—14.