Память преподобного игумена Пафнутия

Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой

Текст:

1 МАЯ

1 МАЯ

В ЛЪТО 6000-е 985 МАЙЯ 1 ПРЕСТАВИСЯ ПРЕПОДОБЬНЫЙ ИГУМЕНЪ ПАФНОТИЕ ЗА ЧАС НОЩИ, А ВЪ ВТОРЫЙ МАИА, НАСТАВШИ 1-му ЧАСУ ДНИ,[1] ПОГРЕБЕНЪ БЫСТЬ

В ЛЕТО 6985 (1477) МАЯ 1 ПРЕСТАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ИГУМЕН ПАФНУТИЙ ЗА ЧАС ДО НОЧИ, А ВО ВТОРОЙ<ДЕНЬ> МАЯ, КОГДА НАСТАЛ ПЕРВЫЙ ЧАС ДНЯ, ПОГРЕБЕН БЫЛ

От юны верьсты отречеся мира и яже в мирѣ, 20 бо лѣтъ облечеся въ иноческый образ и жилъ в монастыри Пречистыя Богородица честнаго ея Покрова на Высоком в Боровьсцѣ,[2] въ своем пострижении, 30 лѣтъ без полугоду. Да вышед из своего пострижениа, пришелъ на рѣку на Истерму априля 23 на память святаго великомученика Георгиа и помощию Господа Бога Исуса Христа и поспѣшениемъ Пречистыя Богородица състави монастырь своими труды и поты велми чюденъ. И устроилъ церковь камену въ имя Пречистыя Богородица честнаго ея Рождества, и подписал чюдными живописцы Митрофаном старцом и Дионисиемъ,[3] и всяческыми красотами украси еа. И все церковное священное исполнил устроение, еже и нынѣ пребываетъ, удивляа очи зрящим доброту ея. И стадо Христово, избранное къ истинному богоразумию, множество инокъ въ обители своей, ненавѣтныи съблюлъ от звериных зубъ хапании божествеными своими учении чюдными словесы.

С юных лет отрекся от мира и от всего сущего в мире, 20-ти же лет принял иноческий сан и жил в монастыре Пречистой Богородицы честного ее Покрова на Высоком в Боровске, в месте своего пострижения, 30 лет без полугоду. Выйдя же из <монастыря>, в котором постригся, пришел на реку Истерму апреля 23 на память святого великомученика Георгия и помощью Господа Бога Иисуса Христа и содействием Пречистой Богородицы создал своим потом и трудом предивный монастырь. И поставил церковь каменную во имя Пречистой Богородицы честного ее Рождества, и расписал, <призвав> искусных живописцев старца Митрофана и Дионисия, и всяческими красотами украсил ее. И все церковное священное устроил убранство, что и ныне сохраняется, удивляя очи видящим красоту <церкви той>. И стадо Христово, избранное к истинному богоразумию, множество иноков обители своей, в безопасности сберег от звериных зубов чудными словами божественных своих поучений.

Бяше бо блаженный всяческыми божествеными даровании украшенъ, в совѣте мудръ и разуменъ при всем, благодать бо Божиа свѣтящися на немъ. И не мощно было насытитися оку человеческому, зрящи его образа аггеловидное и ухо слышаниа чюдных его глаголъ.[4] Не достизаеть бо умъ нашь исповѣедати добродѣтельное мужа житие, ни языкъ изрещи, ни слово сказати противу подвигъ его и трудовъ. Но съ богооцемъ Давыдомъ реку: «Удиви Господь вся воля своа в немъ»[5] и украси его всѣми своими даровании: в животѣ пророчествомъ и чюдесы, и по преставлении вѣнча его подвигоположникъ Христос не масличным и инѣми цвѣты вѣнцем, но нетлѣнным и вѣчным, имиже вѣнча верховныя своя апостолы Петра и Павла.

Был же блаженный всяческими божественными дарованиями украшен, в рассуждении мудр и разумен во всем, и благодать Божия сияла в нем. И невозможно было насытиться глазу человеческому видением его облика ангелоподобного и уху слушанием чудных его речей. Недостает ума нашего поведать о добродетельном мужа житии, ни языка рассказать, ни слова описать подвиги его и труды. Но с богоотцом Давыдом говорю: «Проявил Господь всю волю свою в нем» и украсил его всеми своими дарованиями: при жизни пророчеством и чудесами, и по преставлении увенчал его подвигоположник Христос не венцом из масличных и иных цветов, но <венцом> нетленным и вечным, какими венчал верховных своих апостолов Петра и Павла.

И что ми много преподобнаго похвалы слов плести! Небесныйчеловекъ и земный аггелъ! Прииде въ глубокую старость, поживе бо въ своемъ манастыри, егоже труды безмѣрным и поты снискавъ, 30 лѣт и 3, и тако преставися въ старости маститѣ, конечными треми духновении честную свою душу в руцѣ Богови предасть,[6] прообразуя треми духновении Святую и Живоначалную Троицу. А всѣх лѣтъ живота его въ плоти 80 лѣт и полътретья лѣта. И тако святый от здешнихъ отшед, Святѣй Троици предстоить, идѣже праведных дуси въдворяются, а чюдотворивое и цѣлебное тѣло и до сего часа исцѣлениа неоскудно подаваеть приходящим с вѣрою, наипаче же тайныя душевныя язвы исцѣляеть. Обитель же его, яко многоцѣнное съкровище имат в себѣ чюдотворивыя его мощи, велми радуется. Мы же, отцы и братиа, сынове и раби великаго сего свѣтилника, просвѣщающаго душа наша и Господеви работати нас наставляющу и Пречистѣй его Богоматери, ликуимъ убо, братие, весело и празднуимъ торжество, свѣтло хвалу въздающе въ Троици единому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу нынѣ, и присно, и в вѣки вѣком. Аминь.

И что мне в похвалу преподобному много слов плести! Небесный человек и земной ангел! Пришел в глубокую старость, пожив в своем монастыре, который трудом безмерным и потом создал, 30 лет и 3 <года>, и преставился в старости почтенной, последними тремя вздохами честную свою душу в руки Богу предал, прообразуя тремя вздохами Святую и Живоначальную Троицу. А всех лет жизни его во плоти 80 лет и 2 с половиной года. И так святой, от здешнего <мира> отойдя, пред Святой Троицей предстоит, где праведных души водворяются, а чудотворное и целебное тело <его> до сего часа исцеления неоскудно подает приходящим с верою, более же всего тайные душевные язвы исцеляет. Обитель же его, как многоценное сокровище храня в себе чудотворные его мощи, в радости великой пребывает. Мы же, отцы и братья, сыновья и послушники великого сего светильника, просвещающего души наши и Господу служить нас наставляющего и Пречистой его Богоматери, ликуем же, братья, весело и празднуем торжество, светло хвалу воздавая в Троице единому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



[1] ...за час нощи... наставши 1-му часу дни... — В Древней Руси наступление ночи определялось временем захода солнца и зависело соответственно от смены времен года. Ночь длилась от конца сумерек до первых признаков зари. Таким образом, кончина Пафнутия Боровского свершилась 1 мая примерно в 15 часов по современному исчислению, а погребен был св. Пафнутий 2 мая около 5 часов утра.

[2] ...в монастыри Пречистыя Богородица честнаго ея Покрова на Высоком в Боровьсцѣ... — Высоцкий Покровский монастырь был основан в 1410 г. недалеко от Боровска на реке Протве. Около 1413 г. в нем принял постриг св. Пафнутий. По указанию П. М. Строева, Пафнутия Боровского постриг игумен Маркелл, по смерти которого св. Пафнутий был игуменом Высоцкого монастыря в течение 10 лет (см.: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стлб. 588).

[3] ...състави монастырь своими труды... Митрофаном старцом и Дионисиемъ... — Рождественский Богородицкий монастырь был основан св. Пафнутием в 1444 г. в трех верстах от г. Боровска на месте впадения р. Истермы в р. Протву. Каменный храм во имя Рождества Богородицы, созданный на месте прежней деревянной церкви, расписывали между 1467 и 1477 г. знаменитый древнерусский живописец Дионисий (1440—после 1502), известный прежде всего по сохранившимся до наших дней фрескам Рождественского собора Ферапонтова монастыря, и старец Митрофан. О художественном творчестве Митрофана точных сведений нет, по предположению В. Н. Лазарева Митрофан был старше Дионисия, так как в Житии Пафнутия Боровского его имя названо первым (см.: История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 486). Фрески Рождественского собора Пафнутиева монастыря, не сохранившиеся до наших дней, — самая ранняя из известных по источникам работа Дионисия и его школы.

[4] И не мощно было насытитися оку... чюдных его глаголъ. — Ср. Ек. 1, 8.

[5] «Удиви Господь вся воля своа в немъ»... — Пс. 15, 3. Фрагмент текста со слов «Бяше бо блаженный...» до слов «...вся воля своа в немъ» почти дословно совпадает с заключительным предложением «Сказания о Борисе и Глебе» и началом «Сказания о чудесах Бориса и Глеба» (см.: Сказание о Борисе и Глебе. Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестровского сборника (2-я пол. XIV в.). М., 1985. Л. 144—144 об.).

[6] ...конечными треми духновении честную свою душу в руцѣ Богови предасть... — Эти слова восходят к «Рассказу о смерти Пафнутия Боровского», в котором описано, как перед кончиной святой Пафнутий трижды вздохнул (см. т. 7 наст. изд.).

Пафнутий Боровский (1394—1477) — один из наиболее почитаемых русских святых. Основанный им в 1444 г. в трех верстах от Боровска монастырь стал крупнейшим монастырем в Древней Руси, которому покровительствовали именитые люди, князья и бояре, а также великий князь московский Иван III Васильевич. Из числа литературных памятников, повествующих о святом Пафнутии, наиболее известен «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» (см. т. 7 наст. изд.) — «литературное „чудо" XV века» (Д. С. Лихачев). Житие Пафнутия Боровского дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Полного текстологического исследования этого памятника не существует, однако ученые последовательно выделяют обширное житие, написанное пострижеником св. Пафнутия, ростовским архиепископом Вассианом Саниным, которое сохранилось в двух редакциях (см.: Лурье Я. С. Вассиан Санин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. С. 125.) и две кратких редакции жития (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Переизд. М., 1988. С. 208). Публикуемая нами краткая редакция Жития Пафнутия Боровского читается только в списках ВМЧ и, можно предположить, создана специально для этого памятника. Источниками для составления этой редакции стали обширное житие, написанное Вассианом Саниным, «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», летописная статья о св. Пафнутии (см.: ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 310), а также, по-видимому, «Сказание о Борисе и Глебе» (см. коммент.). Текст этой редакции помещен в ВМЧ без заглавия вслед за текстом жития редакции Вассиана Санина. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийская собр., № 1321, лл. 75 об.—76).