Минимизировать

Ответ о правой вере

Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Цехановича

Текст:

Андрѣй Ивану многоученному отвѣт о правой вѣрии предлагает.

Андрей Ивану многоученому предлагает ответ о правой вере.

Слышил еси святый Символ, гласящ еллинским языком, от нѣкоего отрока и, слушая прилѣжно, реклъ еси: «Не полно, рече, ни совершенно, понеже Духа Святаго от Сына не глаголетъ исходити, но от Отца единаго, и се новое замышление греческая церкви, на Никейском же соборе[1] от Отца и от Сына исхожение Духа проповеданно». Так бо есми слышел от твоея премудрости. Мой к тебѣ отвѣт с помощию трисолнечныя безначалныя Единицы, яко рек еси: «Не полно, ни совершенно». Что совершеннѣйши Громова Сына, иже самѣмъ Господемъ реченное о догме Духа святаго, написав в своем Еуаггелии: «Егда приидет утешитель, Духъ истинный, иже от Отца исходит» — сиирѣчь прежвѣчно сияет — «и той свидѣтельствует о мнѣ?»[2]. И мало повыше: «Аз, — рече, — умолю Отца и иного утешителя дасть вам».[3] Такоже реченно и божественным Лукою при концѣ его Еуглия: «И послю, — рече, — обѣтование Отца моего на вы, вы же сядете въ граде Иерусалимѣ, дондеже облечетеся силою свыше».[4] А в Дѣянии рече Петръ, верхъ ученический, емуже вверен от самого Господа ключь врат небесных, к людем жидовским, дивящимся о пришествии на апостолы Святаго Духа: «Сего и сам воскреси Богъ, емуже вси есмы свѣдѣтели. Десницею убо Божиею вознесеся и, обѣтования же Святаго Духа приемы от Отца, излия, се же вы нынѣ видите и слышите».[5]

Услышал ты от одного юноши Символ веры на греческом языке и, задумавшись, сказал: «Неполон он, дескать, и несовершенен, поскольку в нем говорится, что Святой Дух исходит только от Отца, а от Сына не исходит. Вот новый вымысел греческой церкви, ибо на Никейском соборе утверждено, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына». Именно это я слышал от тебя, мудреца. Вот мой ответ с помощью трисиянного, безначального, триединого Божества на твои слова: «Неполон, несовершенен». Что может быть совершеннее сказанного о догмате Святого Духа самим Господом, который засвидетельствовал в своем Евангелии через Сына Грома следующее: «Когда придет утешитель, истинный Дух, исходящий от Отца», — то есть сияющий вечно, — «и он будет свидетельствовать обо мне»? И немного выше: «Я, — говорит он, — умолю Отца, и даст вам другого утешителя». То же сказал и божественный Лука в конце своего Евангелия: «И я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». А Петр, высший из учеников, которому сам Господь вверил ключ от ворот рая, говорит в Деяниях, обращаясь к евреям, которые удивляются сошествию Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».

Се ли убо ново, яко сам Господь Исус Христосъ сказа и весь лик апостольский проповѣда ипостаси Духа от Отца исхожение, якоже и Сыну безлѣтному от пребезначальнаго Отца рожение? Сим убо послѣдуя, и божественный Дионисий Арепагит, яко воистинну приим от самого Павла, до третьяго небеси восхищенна, во Образной богословии сице написав: «Источник божества Отецъ есть, Сынъ же и Духъ богорожения, аще сице лѣпо есть рещи, отрасли богорожении, аки цвѣты и вышесущественныи и свѣтове от священных словес прияхом».[6] И се, яве указ наш богословию положен, яко упостась Духа превѣчне от Отца исходит, якоже и Сынъ от Отца безначально родися. От негоже, яко от единаго пребезначальнаго начала, соприсносущнѣ оба сияют и пребывают особѣ во своих живоначалных ипостасех. А идѣже убо Духу посылатися или изливатися реченно от священных словес, то не о самой ипостаси глаголетъ, Духа бо ипостась в себѣ совершенна есть, якоже Отча и Сыновня. Богъ есть Духъ, равен Отцу и Сыну; Богъ убо не посылается. Сице Богослов Григорие против злочестиваго Макидония[7] глаголетъ: «Богъ Отецъ в себѣ совершенен, тако и Сынъ Богъ в себѣ совершененъ, тако и Духъ Святый Богъ в себѣ совершенен. Не три боги, но единъ Богъ — Святая Троица,[8] нераздѣлне существом и естествомъ раздѣляема и несмѣсьне ипостасьми свойствъ и лицы познаваема. Ово убо, — рече, — многобожия еллинского избежим, ово же слиянием Савельево,[9] жидам подобное, возненавидим».

Ново ли то, что сказал сам Господь Иисус Христос и проповедовали все апостолы об исхождении Святого Духа от Отца и о рождении предвечного Сына от пребезначального Отца? Им следует и божественный Дионисий Ареопагит, который принял учение от самого Павла, вознесенного на третьи небеса, и который пишет следующее в своем «Образном Богословии»: «Источником божества является Отец, Сын же и Дух являются порождениями Бога, если можно сказать, порожденные Богом отростки, словно цветы, и вышесущественные вещи, и свет принявшие от священных слов». Этим дано ясное указание нашему богословию — проповедовать предвечное исхождение Святого Духа от Отца, а также пребезначальное рождение Сына от Отца. Оба вечно от него, как от единого пребезначального начала исходят и пребывают отдельно в своих живоначальных ипостасях. А когда говорят, что Дух посылается и изливается через священные слова, то речь идет не о самой ипостаси, потому что ипостась Духа совершенна, присуща Отцу и Сыну. Бог есть Дух, он равен Отцу и Сыну; Бог не посылается. Вот что говорит Григорий Богослов против злонравного Македония: «Бог Отец совершенен в себе, также и Бог Сын совершенен в себе, также и Бог Святой Дух совершенен в себе. Это не три бога, а один Бог — святая Троица, нераздельная сущностью и естеством, разделяемая и познаваемая в свойствах и лицах через разные ипостаси. Или же, — говорит он, — избежим греческого многобожия, или не примем Савелиева слияния, как у иудеев».

И свойства убо ипостасей недвижимы. Аще ли движимо ипостась, х тому нѣсть свойство. А по прежевечию же и по сану, величеству вси равни, развие виновен Сынъ Отцу рожением, и Духъ Святый исхожением. Вины же рожению и изхожению не токмо не вѣдомо земнороднымъ, но ни небеснымъ чиновом. Якоже рече богогласный Исайя: «На него зряще, херувими трепещут[10] и от лица славы его серафими крылы лица закрывают».[11]

Свойство ипостасей в их неизменности. Если попытаться изменить ипостась, то это уже не будет свойство. Все три ипостаси существуют одновременно и одинаковы по своему значению, несмотря на то что Отец и является причиной рождения Сына и исхождения Святого Духа. Причина же рождения Сына и исхождения Святого Духа неизвестна не только земным, но и небесным иерархам. Богоголосый Исайя сказал о Господе, что херувимы, глядя на него, трепещут и закрывают лица крыльями от сияния его славы.

Духа же Сыновня богословцы глаголютъ, якоже и Павел рече: «Духъ Христов»,[12] но по слову существа, а не по винѣ исхожения. А собрание в Никѣи при Великом Констянтинѣ 318-ти богоносных отецъ всѣмъ вѣдомо повсюду православным, яко на христоборца Ария[13] бысть, еже он, умовредный, Господа Исуса Христа от Отча существа отлучает. И сего ради тѣ святители от престол своих двигнулися искоренити сего безбожнаго учения. Еже и бысть. Его же жилами священных словес удавиша и проклятию вѣчному предаша. И всем и бѣ тщание о том тогда, да Господа нашего Исуса Христа, похуленного от Ария, соприсносущна Отцу и Святому Духу и равна, прославят и проповѣдают. А о Дусѣ Святемъ не бысть тогда спору и сопрения. И святый Символ тогда от них изложен бысть, да иже до сего: «и в Духа Святаго», той конецъ был.

О Духе, исходящем от Сына, богословы говорят то же, что и Павел: «дух Христа», но имеют в виду его слово, а не источник исхождения. Никейский собор 318-ти богоносных отцов, состоявшийся при Константине Великом, был направлен, как известно, всем правоверным против безумного христоборца Ария, который отделяет сущность Господа Иисуса Христа от сущности Отца. Именно по этой причине святители оставили свои престолы и собрались, чтобы искоренить это безбожное учение. Так и случилось. Удавили его жилами священных слов и предали вечной анафеме. И все тогда заботились о том, чтобы прославлять и проповедовать нашего Господа Иисуса Христа, присносущного Отцу и равного Святому Духу, а не так, как богохульствовал Арий. А о Святом Духе тогда не было споров. И был утвержден тогда ими святой Символ веры, который заканчивался словами: «и в Святого Духа».

По лѣтех немалых хула на Духъ Святый явися, за неяже и Феодосий Великий, царь, собор собра,[14] видѣв вселенную возмущенну от нея и православныя церкви многою бѣдою одержимы суща, понеже и сам патриархъ царствующаго града Макидоний, начальникъ и предстатель ереси тоя быв. И тоя ради беды от конец вселенныя богоглаголивых архиѣрей от престол их подвиже, имже предстатель быв блаженный Димас, папа римский. Григорей Богослов, Григорей Ниский и иныя великия святители от конец вселенныя снидошася в Костянтинград, и многая от них апостольскими даровании и чюдесы удобренны, и мученическими страдании украшенны. И сего безбожнаго Макидония священными словесы побѣдиша и от престола извергоша, и Духа Святаго равна Отцу и Сыну проповѣдаша, а не созданна, и силу нѣкую выше ангелъ, якоже Македоний блядословяше. И во святомъ Символѣ того ради богословия о Дусе Святом прибавивъ: «и в Духа святаго, Господа и животворящаго, от Отца исходящаго». А не от Сына, яко же Фармос[15] и вы, последующе ему, ново глаголите. Тщание тогда все бысть апостоловиднымъ святымъ и спор с Макидонием и со единомысленики его о самой ипостаси Святаго Духа и о присносущном его от Отца исхожении, а не о излиянии и посылании Духа. Калур же ваш, от Галат[16] пришедши с премудрецы своими, и Фармос папя, прельстишася, подобяся Макидонию, и явно новоприложив ко древнему богословию во святомъ Символѣ, Духа Святаго и от Сына глаголет исходити, и, на послушенство емлючи, развращеннѣ толкуютъ еуагльские словеса, яко Христос, рече, глагола посылати Духа, и апостолъ Петръ, рече, излиятися Христу Духа, приимъ от Отца.[17] И сего ради глаголют, яко от Сына Духу исходити, не умѣюще разсудити, паче же не хотяще, яко во святом символе о совершенной ипостати Духа богословъленно; а се о даровании реченно. И вмѣсто испостаси дарование полагают, хотяще упрямство свое поставити. И, филокизмами[18] аристотельскими изоостря язык, на древнѣе богословие вооружаются.

Через много лет родилась ересь против Святого Духа, из-за которой император Феодосий Великий, видя, какие возмущения в мире и какие беды в православной церкви она производит, — поскольку даже сам патриарх царствующего города Македоний был главным еретиком, — созвал собор. По причине этой беды отозвал он от престолов архиереев-богословов со всех сторон света. Их предводителем был блаженный Дамас, папа римский. Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие великие святители, многие из которых были украшены епископским саном и даром чудотворства, и венцами мучеников, со всех концов вселенной собрались в Константинополе. И победили этого безбожного Македония с помощью священных слов, свергли его с престола и признали, что Святой Дух равен Отцу, но не сотворен, как об этом говорилось во вздорных речениях Македония, и не является некой силой, превосходящей силу ангелов. И поэтому в Символе веры добавили по поводу Святого Духа: «и в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего». Но не от Сына, как об этом говорит Формоз и вы, его новые последователи. Упорно тогда спорили все апостолоподобные святые с Македонием и его единомышленниками по поводу самой ипостаси Святого Духа, о том, что он постоянно исходит от Отца, а не изливается или посылается им. А ваш Карл, придя из Галлии вместе со своими мудрецами, и папа Фармоз, свернувший с праведного пути и уподобившийся Македонию, добавляют, вопреки древнему богословию, к Символу веры утверждение об исхождении Святого Духа и от Сына, а затем, принуждая следовать им, неверно толкуют евангельские слова и утверждают, что Христос якобы посылает Святой Дух и что апостол Петр говорит о том, что Христос изливает Святой Дух, воспринятый им от Отца. Вот поэтому они и говорят, что Дух исходит от Сына, не умея, а прежде всего не желая рассудить о том, что в соответствии с Символом веры Дух является совершенной ипостасью; они же называют его дарованием. И, упрямо настаивая на своем, говорят о нем не как об извечной сущности — ипостаси, а как о даровании. И, наострив свой язык силлогизмами Аристотеля, ополчаются против древнего богословия.

А еже реклъ еси, яко: «Аз, рече, не вѣмъ, кое истинна. Много о том спор меж вами и нами. Но папа и Лютор так глаголют, якоже мы держими. А научимся на небеси и узрим, что есть истинна». И се отвѣт, премудрый Иване, не твоего разума, ко отвѣщанию истинны недоумения полон: нѣсть бо кому мошно обрѣсти на небеси, имѣюще догматы богословия разтлѣнны. Самъ бо громогласный Павел рече: «Обручих вы дѣву чисту Христу, не имѣюще скверны и пороку»[19], сиречь церковь Божию, не токмо имуще благочестие догматы, но и житие право и непорочно, и вере подобно. Такова убо церковь, и таковую благочестия чистотою оболченна обрѣтаетца на небесѣ. А уклоняющихся в развращенная поведет Господь со творящими безаконие. Рече псалмопѣвец и царь Давидъ: «И ин возметца нечестивый и да не видит славы Господня».[20] Не слышил ли еси в Ветхом самого Бога крѣпце Моисѣю заповѣдающе о первомъ законе и о создании скинии? «Сохрани ми, — рече, — рѣчь сию невредну»,[21] сиирѣчь, не дерзни што приложити к ней или отняти. Такоже и Павел божественный к галатом писал о нѣкоих, прелыцающихся от законных и от соблюдений дний: «Аще, — речем, — мы или аггелъ благовѣстит вам, паче же благовѣстихом вам, проклят да есть».[22] Аще и от малых сице проклинает, кольми паче не тщащихся древняго благочестия догмат соблюдати?

И еще вот что ты сказал: «Я, мол, не знаю что есть истина. Слишком много мы с вами об этом спорим. Но и папа, и Лютер придерживаются того же, что и мы. Думаю, что мы узнаем лишь на небесах, что такое истина». И этот твой ответ, полный недоумения по поводу истины, недостоин твоего ума, премудрый Иван: ибо не обретет на небесах истины тот, кто в богословии придерживается испорченных догматов. Ведь и сам громоголосый Павел сказал: «Потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девой, не имеющей ни скверны, ни порока», то есть Божьей церковью, придерживающейся благочестивых догматов и правильного, непорочного, благоверного жития. Именно такова небесная церковь, облаченная чистотой благочестия. А тех, кто принимает испорченные догматы, Господь поведет вместе с творящими беззаконие. Сказал ведь псалмопевец царь Давид, что нечестивые будут отвержены и не увидят славы Господней. Не помнишь ли, что сам Бог в Ветхом завете накрепко завещал Моисею, говоря о первом законе и о создании скинии? «Храните, — сказал он, — сие как закон для себя и для сынов своих на века», то есть не пытайтесь ничего ни прибавить, ни отнять. То же писал и божественный Павел к галатам о тех, кто отходит от закона и от соблюдения дней: «Но если бы даже мы или ангел стал говорить вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». Если даже совершивших малые прегрешения предает анафеме, то что же говорить о тех, кто не стремится соблюдать догматы древнего благочестия?

И сему послѣдующе, святыя вкупѣ сошедшеся во Ефес 200 великих архиерѣй с вашим римским первонастольником Келестином на третьем соборе на злочестивого Нестория,[23] еже он, умовредный, странная и неслыханая мудруствующе, и хулу на Христа и на рожешую его Богородицу глаголюще, и его чюжеродная и неподобная мудрования обличив, и от священного лика изринув и, соверша святый Симъвол, крѣпцѣ заповѣдаша и страшными клятвами запечетлѣша не приложити что или отняти, ни слово на слово преложити. Пригоже и вам, премудрый Иване, устыдитися древних таковых святых и толь великих, не токмо внѣшнему любомудрию совершенно наказанных и богословию искусных, но и житиемъ ангельским сияющих; а многи от них исповедания ради благочестия от безбожных еллин и от злославных царей страдании и кровьми мученическими украшенных.

Когда, следуя этим заветам, 200 великих святых архиереев во главе с вашим римским первосвященником Келестином съехались в Эфес на третий собор, созванный против злочестивого Нестория, который, повредившись в уме, начал говорить странные и неслыханные вещи и хулить Христа и Богородицу, — они обличили его чуждые и неприемлемые мудрствования, изгнали его из собрания святых и утвердили святой Символ веры, заклиная страшными клятвами и завещая крепко-накрепко ничего не добавлять, не отнимать и не изменять ни слова. Стоило бы и вам, премудрый Иван, устыдиться перед этими прежними, столь великими святыми, не только в совершенстве постигшими светскую философию и богословие, но и сияющими ангельским житием; а многие из них украшены и мученическими страданиями, которые они претерпели от безбожных язычников и покрытых дурной славой царей, и кровью, пролитой за правую веру.

Но аще мы умолчим о пременении частых законов ваших, но вещь возопиет и трубы явленнѣйши гласъ испущает. Ово убо от Карула и от фолософеи его развратишася, и опресноцѣ вмѣсто хлѣба на священной литургии полагаху, подобяся злочестивому Полинарию Ладикийскому, мертвым тѣлом совершенному животу служити повелевая. Ово же к Фармосу от апостольскаго благочестия сложишася, и во Образной богословии два испущателя Духу глаголати. А иногда от папъ ваших порготорья проповѣдана; а иногда бороды и усы побриша;[24] а нынѣ вослѣд неосвященого Лютора поидоша. А днесь, слышал есми, от немец ваших, и иныя новыя проповѣдники за морем законы полагают.

Если бы и хотели мы умолчать о том, как часто меняются ваши законы, но вещь возопиет сама за себя голосом сильнее трубного звука. Вот вы, поддавшись мудрствованию Карла, вместо хлеба используете опресноки во время священной литургии и, подобно злочестивому Аполлинарию Лаодикийскому, хотите, чтобы мертвое тело способствовало совершенной жизни. Вот вы, уйдя от апостольского благочестия, вслед за Формозом говорите в Образном богословии о двух источниках Святого Духа. Вот вы вслед за вашими папами проповедуете существование чистилища; а вот вы бороды и усы сбриваете; а ныне вы идете вслед за неосвященным Лютером. Сегодня же, как я слышал, вслед за вашими немцами и другие новые заморские проповедники начали устанавливать собственные законы.

О, воистинну, трость, колеблема вѣтром от сопротивных духов! О, храмина ваша, создана на пѣсце от всѣх зрится! И по волям вашим попущенным быша лжиучители! Смятошася и поколебашася, яко пиянии, надѣяшася на хитрость и на философию тщетную, о нейже претя, Павел х Каласаем пишет.[25] И вся мудрость священная у вас поглощенна бысть сего ради. Не токмо Образныя богословии догматы растлѣнны и правила и уставы церковныя изпроверженны у вас, но и священныя книги Моисейския и пророческия от жидовских книг разтлѣнны сущи и в преводех изпрепорчены.[26] И гдѣ прилучится в них быти о Христе реченному явнѣ или гадательнѣ, во множайших мѣстех горняя долу поставленно, и никакоже согласующе древним седмидесяти проповѣдником.[27] Такоже и седмотысущного вѣка[28] от Моисѣя и от пророков во писанных по вашим новым преводом больши полуторы тысящи лѣтъ украдено, на роздор и уничижение хрестьянскому роду, а на пособление и на радость христоборным жидом, вмѣсто Христа ждуще богопротивника Антихриста. И супротив фсѣх апостолов и святых же глаголати[29] хотяще и изветы лукавыя себѣ полагати умышляюще, яко не у[30] еще прииде послѣдняя лѣта, ни Христу вѣруют, в плоть пришедшу, от всѣх пророк возвещенному, но паче хулят и наругаются, окаяннии, якоже древле и отцы их, неотреченно вѣруют и уповают пришествию богоборному прелѣстнику, сыну погибельну. И нѣсть пользы християнскому роду от растлѣнных их книг Священным Писанием преводится, но паче соблазны и сметение. Якоже и словеса глаголют: «От враг свѣдительство не бывает приемлемо».[31]

О, воистину, вы словно тростинка, колеблемая в разные стороны порывами ветра! О, дом ваш, построенный — и всем это видно — на песке! Это по вашей воле были допущены учителя, проповедующие ложное учение! Смутились вы и зашатались, словно пьяные, понадеявшись на хитрость и пустую философию, о которой предостерегал Павел в послании к колоссянам. И поэтому вся ваша священная мудрость исчезла. У вас не только искажены догматы образного богословия, а церковные правила и уставы отвергнуты, но даже священные книги Моисея и пророков испорчены при переводах по образцу еврейских книг. В них многое из того, что касается предсказаний о Христе, явных или скрытых, поставлено с ног на голову и не соответствует тому, что сказано об этом в древнем переводе семидесяти толковников. К тому же из семитысячного века, упоминаемого Моисеем и пророками, в ваших новых переводах украдено более полутора тысяч лет, а это способствует раздорам и унижениям среди христиан, но вызывает радость у христоборных иудеев и содействует им, ожидающим не Христа, а его противника Антихриста. Они же не только, вопреки всем апостолам и святым, проповедуют свои хитрые вымыслы о том, что будто бы не пришли еще последние времена, и не только не верят в воплощение Христа, предсказанное всеми пророками, но и еще больше, чем их отцы, ругают его и поносят, и неизменно веруют, окаянные, в богоборного обольстителя, сына Дьявола, уповая на его пришествие. И не пользу христианскому роду приносит Священное Писание, переведенное по этим испорченным книгам, а только искушение и смятение. Об этом и в самом Писании сказано: «Не верь врагу твоему вовек».

Добре рече нѣкто от святых супротив преводов ваших, иже был и во премудрости, и во священной философѣи мног, яко сего ради благоволи Богъ преложитися Священным Писанием всѣм от еврѣйского языка на еллинской, преже трехсот лѣт пришествия Сына своего, самѣми пророческими сыны, многия премудрости изполненными седмидесять мужими, не токмо еврейской мудрости наказанных, но египетцкую и еллинскую вконец извыкши: и ведая, рече, безначальный Отецъ ко присносущному и единородному Сыну своему непримирительную брань жидовскую, не токмо в самой страсти, и по вознесении во апостольском, но и днесь, и яко хотят портити во всѣх пророческих словесех лежащая о Христе проречения. И сего ради попусти Богъ преже многих лѣт пришествия Христова сему быти. И аще бы сего не было, они бы возмогли противу нас извѣт поставити, изпрепортя словеса, в книгах о Христѣ реченная, и глаголали бы: «Вам, рече, апостоли инако проповѣдали, а у нас не так написано». И благодатию Божиею заградиша уста их, того ради, яко сами отцы их преложиша Писания их Птоломѣю книголюбцу во Египтѣ. Ихже превода хитрость и Героним ваш премудрый,[32] дивяся, похваляет, яко в различных имъ, глаголетъ, храминах сѣдити и писати, семьдесят сущим мужем, а не в малѣйших гдѣ в чинѣх превода супротивлению явитися у них, но по всему равности и согласию им быти. И невозможно, рече, так человѣком, но Духа Святаго дѣйствия исполнение. И сему древнему преводу, и от вашего Геронима похваленному, нынѣшние ваши книги во множайших противны являются. Также из священных источников Нового Завѣта разтлѣнны у вас книги от расколотворных учителей ваших. И не дивно есть имъ Писания разтлѣвати, не токмо бо превратили[33] предания древних своих апостолоподобных папъ, но и межю собя сопротивление и несогласие много имуще.

Против ваших переводов можно возразить словами одного из святых, который был весьма умен и силен в священной философии и который удачно заметил, что Бог потому благоволил, чтобы семьдесят исполненных величайшего ума мужей, сыновей самих пророков, досконально изучивших не только еврейскую мудрость, но и египетскую, и греческую, — Бог потому благоволил, чтобы еще за триста лет до пришествия его Сына все Священное Писание было переведено ими с еврейского языка на греческий, что он, безначальный Отец, знал, что иудеи будут вести непримиримую борьбу против его присносущного и единородного Сына, и не только во время самой страсти или после его вознесения еще в апостольские времена, но и в наши дни, когда они стремятся исказить предсказания всех апостолов о Христе. Вот поэтому попустил Бог, чтобы перевод был совершен за многие годы до пришествия Христа. И если бы этого не случилось тогда, то теперь они смогли бы, исказив то, что сказано в книгах о Христе, строить нам козни, и говорили бы нам: «Вам, дескать, апостолы проповедовали не то, что написано у нас». И вот, по Божьей благодати, заграждены их уста, потому что сами их отцы перевели их писания для любителя книг Птолемея в Египте. Их искусству перевода удивляется и ваш мудрейший Иероним и хвалит этот перевод, и говорит о том, что эти семьдесят мужей, трудясь отдельно друг от друга, не допустили ни малейших разногласий в своих переводах, но проявили в своем усердии удивительное согласие во всем. Невозможно, сказал он, чтобы это могли сделать люди, но воистину, сделано это воплощением Святого Духа. А ваши нынешние переводы очень сильно противоречат этому древнему, восхваленному вашим Иеронимом. И ваши книги Нового Завета, эти священные источники, также искажены вашими учителями, творящими раскол. И не удивительно, что они искажают Писания, потому что они не только отступили от древних преданий ваших равноапостольных пап, но и между собой во многом не согласны и противоречат друг другу.

И возрите со простотою подобною на церковь Божию, в непремѣнном тождествѣ стояще и на камени Христова исповѣдания основанна, и седмостолпными догматы укрепленна, глаголю, великими седми соборы, иже сошедшеся от конец вселенныя на разгнание звѣрем в различных лѣтех, градех и мѣстех, с нимиже быша вкупѣ священном их ополчение Петра апостола намѣстники, древния папы ветхаго Рима. И плевелы различных ересей развѣялъ, и правовѣрных во едином мудрованьи совокупивъ, и церковь Христову уставы и правилы оградив, на ихже пределѣх почивающии и их разчниней[34] держащеся, от врагов мысленных и чюственных правовѣрныя неодолеваемы бывают. И поживше по заповедем Христовым, многие даровании апостольских чюдес сияют и пророческими дары украшаются, чистоты ради жительства их и преподобия, не токмо в прежних лѣтех, но и в нынѣшних. Якоже бѣ блаженный Иоаким,[35] патриархъ александрѣйский, егоже Господь по добродѣтели его многою славою прославил. И сопираяся о вѣре[36] з жидовином пред самѣмъ царемъ египетцким и пред всѣмъ народом, и за имя Христово, хулы ради жидовина, смертоносной змѣин ядъ испив предо всѣмъ народом и останок и-сосуда пополоскав водою, жидовину даде. И абие мертвъ быв жидовин хулник, и расторжен. Патриархъ же невредим пребысть Христовою благодатию, и поднесь жив, архиерейски престолъ правит. Муж столѣтен сущь, въ юношьской крѣпости от Бога учинен, на удивление безбожным туркам и на утвержение правовѣрным, и кормила благочестия, православием дышущим во вселенной, правит и поднесь. Аще и убоги есть гонителей ради, но богат в небесных сокровищех, идѣже желают ангелы приникнути, и мудростию благочестия и жития опаством на вселѣнную сияет, емуже самовидцы быша от царя нашего, Господню гробу послание.

Взгляните же с подобающей прямотой на церковь Божью, основанную и неизменно, постоянно стоящую на твердом камне Христовой веры и укрепленную семистолпными догматами, то есть семью великими соборами, на которые в разные времена, в разных городах и местностях собиралось со всех концов вселенной священное ополчение, чтобы отогнать зверей. В этом ополчении были и наместники апостола Петра, прежние папы древнего Рима. Развеяв плевелы различных ересей и объединив правоверных в единомыслии, оградив Христову церковь уставами и правилами, они сделали неуязвимыми для видимых и невидимых врагов тех правоверных, которые придерживаются их учения. Прожив свою жизнь по заповедям Христа, многие из них украшаются апостольским и пророческим даром в награду за чистое, преподобное житие, и так было не только в прежние времена, но бывает и в нынешние. Так было и с блаженным патриархом александрийским Иоакимом, которого Господь по его благодати прославил великой славой. Однажды во время спора с иудеем о вере в присутствии египетского царя и многих людей он во имя Христа, которого поносил иудей, выпил на глазах у всех смертельный змеиный яд, а остатки яда в сосуде, ополоснув, дал выпить иудею. И этот богохульник тотчас же умер и распался. Патриарх же по благодати Христа остался невредим и живет до сих пор, занимая архиерейский престол. Будучи уже в столетнем возрасте, он имеет от Бога юношескую крепость и, на удивление безбожным туркам, по сей день стоит у кормила благочестия, ведет за собой православных и укрепляет их по всей вселенной. Хоть и беден он в миру, преследуемый гонителями, но обладает небесными сокровищами столь великими, что к ним даже ангелы стремятся, и во всей вселенной сияет он своей благочестивой мудростью и праведным житием, чему свидетелями были посланники нашего царя ко гробу Господню.

И еще хотѣх повинутися Давиду царю и Господня дивная и преславная во святых его сказати, еже не токмо в тамошних странах межю безбожных турков придивная и величайшая чюдеса показует, но в нашей земли как волю его во святых своих удивляет, и множайшая исцѣления от различных и неудобисцѣльных недугов вѣрующим подавает. Но удержася рука пишущаго и язык повѣствующего жестости ради вашея и невнимания ко святым. Обычай бо есть невѣрующим польза погубляти, якоже Исайя пророк рече: «Аще не вѣрите, и не имате разумѣти».[37] Отложите гордость и всяк спор суетен, и разсудите с кротостью и в тишинѣ духа Христова: отлучает от любви Христовы и хто возбраняет вас отоврещися учения и неподобнаго мудрования развращенных нынѣшних папъ ваших, нечистым и свинским жительством живущих, о ихже зле жительствѣ смрадном и сами послушествуете, и вашего прелестника новоявленнаго, Лютора, в самыя послѣдняя лѣта явишася волка суща и в кожю овчию оболченна и от супротивнаго духа на люди Божия пущенна, яко воистинну предотечю Антихристова, иже ему дѣлы своими сладко и удобно предпутие являя. Быв иногда мних, и сего[38] обѣщания отвергъся, и собою образ показа широкому и пространному пути, вводящему в погибель; тѣснаго же и прискорбнаго пути, самѣм Господомъ Исусомъ похваленна, ни во ум прияти хотя, но нагло от него отскочи и жену себѣ поят. А не хотя слушати Господень глагол, иже не повелѣ ни малых братей соблазнити.[39] Он же, окаянный, безчисленная народы соблазни и великия царства смути, и в метежи усобных ратей безчисленны крови пролия, и сопротив апостолом став и святым всѣмъ. Они бо распятым и воздержаннымъ жительством образ вселенней показовахуся и себе, аггелом, человѣки уподобиша, и землю небеси образну сотвориша, и того ради в конца вселенныя трисияннаго Божества разум вкорениша. И аще что и благословенная от Бога им по области своей, и того не сотвориша, да братий и немощных не соблазнят, якоже Павел х коринфом повѣстует: «Не имамъ ли, — рече, — власти мяса ясти, не имам ли власти сестру жену водити?» и прочая, — «да всего не творих под области моей»,[40] сиречь о слабийших ради. И в том же послании, мало повыше, рече: «Не имам ясти мяса вовѣки, да не брата моего соблажню, и да не погибнет брат немощный в том разумѣ».[41] И аще со прилежанием словеса его прочтеши, и во всѣх посланиях его о семъ обрящеши: горѣ и долу уничижение свое обращая, да на распятое и нестежательное, и чистое жительство вѣрные народи возведет. Ово рече: «Ходите во всем, якоже образ имаете нас».[42] И индѣ, различие полагая межю дѣйствующими и оженившимися: «Щадя вас сия глаголю, понеже скорбь плотию имѣти будут таковии».[43] Индѣ: «Хощу убо всѣм быти человѣком, якоже аз, но ов убо сице, ов же сице».[44] И индѣ: «Мнѣ не будет похвалитися, токмо о крѣсте Господа Исуса Христа, имже мнѣ мир распятся, и аз мирови».[45] И индѣ: «Преходит бо образ мира сего, женивыся яко не женивыися будут»[46] и прочая.

Хотел я, подражая царю Давиду, рассказать и о других святых деяниях Господа, который не только в тех странах, среди безбожных турок, совершает удивительные и величайшие чудеса, но также и в нашей земле своими святыми удивительными делами вызывает восхищение, подавая исцеление многочисленным верующим, страдающим различными недугами. Но удержалась рука пишущего и смолк язык повествующего, остановленные вашей жестокостью и пренебрежением к святыням. Ибо неверующие обычно не способны воспринимать благо, о чем сказал и пророк Исайя: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены». Отбросьте вашу гордыню и все суетные пререкания и рассудите в кротости и в спокойствии духа Христова: кто отлучает вас от его любви и кто препятствует вам отречься от учения и недостойного мудрствования ваших нынешних развращенных пап, живущих, словно свиньи, нечистым смрадным житием, которому и сами вы подражаете, и кто мешает вам отречься от учения вашего новоявленного обольстителя Лютера, этого совсем недавно объявившегося волка в овечьей шкуре, натравленного на Божьих людей вражьим духом, этого истинного предвестника Антихриста, своими делами прокладывающего для него легкий и удобный путь. Был он когда-то монахом, но потом отрекся от монашества и показал собой пример скатывания на широкий и пространный путь, ведущий к погибели; и даже не задумываясь о тесном и прискорбном пути, указанном самим Господом Иисусом, он внезапно его оставляет и берет себе жену. И не прислушался к слову Господа, который строго повелевал не соблазнять меньших братьев. И вот он, окаянный, соблазнил бесчисленное множество людей, поколебал великие царства и способствовал величайшим кровопролитиям во время междоусобных войн, восстав против апостолов и святых. Ведь все апостолы и святые своим христоподобным и воздержанным житием показали пример всей вселенной и, будучи людьми, уподобили себя ангелам, и землю уподобили небу, а исповедание трисиянного Божества укоренялось по всей вселенной. И если они могли совершить что-либо, что было в их власти, данной им от Бога, но не совершали этого, так это потому, что не хотели соблазнять своих меньших братьев, как об этом пишет Павел в послании к коринфянам: «Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?» — и далее, — «однако мы не воспользовались сею властью», что значит, заботились о слабых. И еще немного выше в том же послании говорит он: «Не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего, и пусть не погибнет немощный брат от знания моего». И если ты внимательно прочтешь его слова, то увидишь, что он во всех посланиях пишет о том же: и к высокому, и к низкому обращает свое уничижение, чтобы верных людей привести к христоподобному, нестяжательному и чистому житию. В одном месте он говорит: «Подражайте мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в вас». В другом месте говорит о том, что имеющие жен ничем не отличаются от не имеющих, а только «будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Еще в одном месте: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». И еще: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира». И в другом месте: «Ибо проходит образ мира сего, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие», и так далее.

Разумѣваяй, да разумѣй, по священных древних толковниках, словеса премудраго Павла, просвѣтителя вселѣнныя, много учен бо еси. Не потакая Лютеру, ненавѣстнику и разорителю аггелъскаго и чистаго жительства, но тѣм, иже в себѣ тщание всему апостолскому лику и святымъ о том, иже распинали плоти своя воздержным жестоким жительством. Не токмо сами ся спасут, но и множайших образом жития своего ко Христу приведут, а не растлят, ни развратят, ни уставы опровергут и правила, якоже и нынѣ новоявленныя учители ваша учиниша, о ихже нечестие не вся по ряду изреку, да не слух твой отягчится, сытости ради слова, но едину часть от них разрушенную исповѣмъ благовѣрия. Хто бо от апостолъ или от святых образ написанный Господа Исуса Христа по подобию вочеловечение его, и пречистыя Матери его, и совершенных святых его, идолы нарек? И на почесть Христу и святым его иконы поставленныя Кроновым и Зевсовымъ, Афродитовым скверным болваном уподобляя, и церковь Божию болваницею нарѣцая, и правовѣрных людей, почитающих образ Господа нашего Исуса Христа и пречистыя Матери его, болванопоклонники назва? Ох, горе, горе, и беды бедам, во крестьянском родѣ сицевым хулам бываемым! Крестьяне ся прозывающе, а вся жидовская мудръствующе. Июдейских сонмов отлучаетеся, а по всему нраву их подобящеся. Христу глаголюще поклонятися, а всю ярость жидовскую на иконе исполняюще. Аще его з жиды не распинающе, на небеси бо есть, но образ его, на паметь нам оставленный, по улицам влачаще и огню предающе. И за ланиту его по лицу не ударяюще, но священнолѣпного образа зрак его желѣзом и теслами скребающе, и воины копием его не прободающе, но на образ его стрелами и пищальми стреляюще. А распятому на крестѣ глаголютъ покланятися, а знамение животворящаго креста его на себѣ не полагающе. Аще святых его со еллины не закалающе, и со июдѣи камением не побивающе, но святых ихъ иконы сокрушающе и по торжищех ногами топчуще, и правовѣрным людем, паче древних гонителей, муки и гонения наводяще. Странно слышание и слезно видѣние, и умилен позор, сицевым хулам на церковь Христову бываемым! И не стыдящеся хрестьянским именем прозывати, а июдѣй пуще и еллин горчайши дѣлы показашася. Познавайтеся, в каковых естя и каковым видом повинны. Сего ради дерзнутого от вас нечестия крѣпкие царства ваша смятошася и претвердыя грады ваша разбиенны бысть, и земля смятошася, людие воинством разхищени быша, и безчисленая народи мечю предашася, и мужских сердца женских сердецъ слабѣйши явишася, и совѣты вашими ко глупому концу приведенны естя, якоже праведный Иев в бѣсѣде ко другом своим пишет.[47] И аще не покаетеся и не обратитеся ко древнему благочестию, и еще ктому весте реку огнену, еяже волны, глаголютъ, выше облак небесных со презѣлным шумом возводятся, в нейже вси законопреступницы со Дияволом мучими будут. От неяже избавит Господь Исусъ Христос всѣх православных, вѣрующих в него, емуже слава со Отцем и со Святым Духомъ въвѣки.

Понимая сказанное святыми древними толковниками, а затем и премудрым Павлом, просветителем вселенной, пойми ты, многоученый, что не стоит подражать Лютеру, ненавистнику и разрушителю ангелоподобного чистого жития, а нужно подражать всем апостолам и святым, которые с усердием соблюдали суровое, воздержанное житие, умерщвляя свою плоть. Они не только сами спасутся, но и многих людей своим примером приведут к Христу. Они не растлят, не развратят, не отвергнут уставы и правила, как это ныне учинили ваши новые учители, примеров нечестивости которых я не буду перечислять полностью, чтобы не обременять твой слух чрезмерными словами, но скажу только об одном из того, как они разрушают благоверие. Кто, скажи, из апостолов и святых назвал идолами образ Господа Иисуса Христа, написанный по подобию его человеческого воплощения, и образ его пречистой Матери, и совершенных святых? И кто иконы, поставленные на почитание Христа и его святых, уподобляет скверным идолам, изображающим Кроноса, Зевса и Афродиту, кто церковь Божью называет «болваницей», а правоверных людей, почитающих образ Господа нашего Иисуса Христа и его пречистой Матери, назвал идолопоклонниками? Ох, горе горькое и беды бедные, оттого что в христианском роде случаются такие хуления! Христианами себя называете, а сами иудейскую мудрость исповедуете. От иудеев отмежевываетесь, а сами во всем нравы их перенимаете. Говорите, что поклоняетесь Христу, а сами обрушиваете на икону свою ярость, словно иудеи. Хоть и не распинаете его на кресте вместе с иудеями, — на небесах уже он — но образ его, оставленный нам на память, таскаете по улицам и бросаете в огонь. Хоть пощечин ему не наносите, но его святой образ на иконе железным скребком и топором соскабливаете. Хоть копьем его, подобно воинам, не пронзаете, но в его изображения на иконах из пищалей и луков стреляете. Говорите, что распятому на кресте поклоняетесь, но знамение его животворящего креста на себя не полагаете. Хоть самих его святых вместе с язычниками и не закалываете и вместе с иудеями камнями не забрасываете, но иконы этих святых сокрушаете и на площадях ногами топчете, а правоверных людей преследуете пытками и гонениями еще большими, чем при древних гонителях. Странно слышать и невозможно видеть без слез этот жалкий позор, когда церковь подвергается таким надругательствам! Не стыдитесь называть себя христианами, хоть сами при этом творите дела хуже тех, которые совершали иудеи и язычники. Так знайте же, к чему вы пришли и в чем повинны. Нечестивость, на которую вы решились, привела к тому, что ваши сильные царства исчезли, ваши неприступные крепости разбиты, и земли ваши исчезли, ваши люди разграблены войсками, и многие из них погибли от меча, а ваши советы привели вас к глупому концу, — как сказал обо всем этом праведный Иов в беседе со своими друзьями. И если вы не покаетесь и не вернетесь к древнему благочестию, то суждено вам познать огненную реку, волны которой, как говорят, с огромным шумом возносятся выше облаков, а в ней все законопреступники подвергаются мучениям от Дьявола. От этой реки пусть избавит всех верующих в него православных Господь Иисус Христос, которому слава с Отцом и Святым Духом вовеки.



[1] ...на Никейском же соборе... — Первый вселенский собор в Никее был созван в 325 г. по инициативе императора Константина. Был призван разрешить накопившиеся к тому времени догматические разногласия и, в частности, определить отношение церкви к ереси Ария, отрицавшего божественную сущность Иисуса Христа. Составленный на соборе и утвержденный им символ веры подтверждал единосущность Отца и Сына. Собор, таким образом, выразил свое отношение к арианству, которое было предано анафеме.

[2] «Егда... о мнѣ». — Иоан. 15, 26.

[3] «Аз... вам». — Иоан. 14, 16.

[4] «И послю... свыше». — Лк. 24, 49.

[5] «Сего... слышите». — Деян. 2, 32—33.

[6] «Источник... прияхом». — Ср. Migne, Patr. gr., t. 3, col. 1031, 1034 (De mystica theologia, cap. 3). См. также 2-е Послание к Кузьме Мамоничу.

[7] ...злочестиваго Макидония... — Епископ константинопольский Македоний (355—359) возглавлял одну из арианских группировок, деятельность которых к концу правления императора Юлиана Отступника представляла серьезную угрозу никейской церкви. Македониане отрицали божественную сущность Святого Духа. В числе других еретических учений македонианство было осуждено вторым вселенским собором в Константинополе (381 г.), созванным императором Феодосием. Основным источником по истории собора ввиду отсутствия его актов служат сочинения Григория Богослова.

[8] ...Троица... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[9] ...слиянием. Савельево... — Проповедовавший в Риме, скорее всего, в первые годы III в. пресвитер Пентаполя Ливийского Савеллий основывал свое учение на утверждении, что Бог сам в себе есть монада, но при откровении он расширяется в троичность. Соответственно, он не признавал никакого различия трех ипостасей Божества.

[10] ...трепещут... — В рукописи «трепещетаху». Восст. по изд. Кунцевича.

[11] «На него... закрывают». — Исход. 6, 1—3.

[12] «Дух Христов». — Рим. 8, 9.

[13] ...на христоборца Ария... — См. выше коммент. к «на Никейском же соборе».

[14] ...Феодосий... собор собра... — См. выше коммент. к «злочестиваго Макидония».

[15] ...Фармос... — Имя папы римского Формоза (891—896) часто упоминается византийскими и славянскими источниками как символ отступничества от правой веры, символ «латинства». В действительности судьба этого папы была обусловлена прежде всего борьбой различных партий у папского престола и не была связана какими-либо конкретными действиями или событиями с усилением раскола между восточной и западной церквами. Византийские источники утверждают, однако, что папа Формоз «разврати немцъ от греческой веры». Греческие полемисты, чьи сочинения переводились на Руси, производили все «латинские ереси» от франков (галлат — см. след. коммент.), или германцев, что, впрочем, имело под собой реальную основу, поскольку Карл Великий, при котором окончательно утвердились расхождения между обеими церквами, активно привлекал в свою администрацию просвещенных представителей галло-романской знати, а они во многом определили направленность культурного развития империи. В общей массе безымянных западных «ересиархов» историческое сознание византийцев, привыкших производить все ереси от известных лиц, естественно, стремилось найти единичного виновника «заблуждений». Так случилось, например, с Петром Гугнивым, который, если и существовал, то не имел никакого отношения к тем еретическим течениям, которые ему приписывали византийские и соответственно славянские источники.

[16] Калур... от Галат... — Далее в тексте Карул, от латинск. Carolus. Карл Великий, император Священной Римской империи (800—814). Его коронование окончательно закрепило отделение Рима от Византии (см. предыдущ. коммент.). Рим снова стал центром западного мира, а император был признан главой западного христианского мира. К концу его правления встал вопрос об исхождении Святого Духа. В латинской традиции к этому времени утвердилось мнение об исхождении Святого Духа как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына (folioque). Это учение нашло отражение и в Символе веры, так называемом Афанасиевом, а впервые прозвучало еще на третьем соборе в Толедо в 589 г. в виде вставки в никейский Символ веры. Вероятно, уже позднее оно перешло из Испании во Францию (отсюда галлаты). Употребляемое Курбским название галлаты (т. е. галлы) представляет собой архаическую греческую форму, что косвенно может указывать на время составления источника, переводом которого пользовались на Руси. С особой настойчивостью вопрос о filioque встал на соборе в Аахене в 809 г. Собор одобрил прибавление filioque к Символу веры. Папа Лев III не воспротивился этому прибавлению, однако известил о нем восточную церковь. Настоящие разногласия по этому поводу разгорелись уже позже и были закреплены произошедшим в 1054 г. окончательным разделением западной и восточной церквей.

[17] Духа... от Отца. — Ср. Деян. 2, 33.

[18] ...филокизмами... — Или испорч. «силлогизмами», или каламбур Курбского.

[19] «Обручих... пороку». — Ср. 2 Кор. II, 2; Еф. 5, 27.

[20] «И ин... Господня». — Ср. Пс. 36, 28; 68, 24.

[21] «Coxpaни… невредну». — Исход. 12, 24.

[22] «Аще... да есть». — Ср. Гал. 1, 8.

[23] ...во Ефес... Нестория... — Несторий был избран патриархом константинопольским в 428 г. и сразу же организовал суровые гонения на всякого рода еретиков, но вскоре и сам оказался еретиком. Утверждал, что деву Марию не следует называть Богородицей, т. к. она родила не Бога, а только человека, с которым Слово Божье соединялось помимо нее. Человек Иисус был, по его мнению, только обителью Божества, и только по наитию Святого Духа стал помазанником. Новая ересь была опровергнута Кириллом Александрийским, а также поместным римским собором во главе с папой Келестином. Поскольку Несторий продолжал проповедовать свое учение, император Феодосий созвал в 431 г. вселенский собор в Ефесе, который и покончил с этим учением.

[24] Ово убо от Карула... побриша. — В этом отрывке изложены основные моменты, по которым произошло и сохраняется формальное разделение западной и восточной церквей. Аполлинарий Лаодикийский (епископ с 362 по 392 г.) — известный христианский писатель-публицист, прославившийся особенно своими трудами против ересей. Впоследствии же сам проповедовал учение о разумной душе и теле Христа, отличное от канонического. Аполлинарианство было осуждено вторым вселенским собором в Константинополе (381 г.).

[25] ...Павел х Каласаем пишет. — Ср. Кол. 2, 8.

[26] ...священныя книги... изпрепорчены. — Курбский имеет в виду под «жидовскими книгами» масоретскую редакцию еврейского текста Священного Писания, появление которой в VI в. было связано с деятельностью масоретов — хранителей предания. Из текста Библии сознательно, насколько это возможно, были исключены христологические моменты, прежде всего связанные с пророчествами о Христе. См. также ниже примеч. ко второму Посланию Вассиану Муромцеву «О Скориных книгах».

[27] ...седмидесяти проповѣдником... — Имеется в виду греческий перевод Ветхого Завета, получивший название Септуагинта. В соответствии с преданием этот перевод был выполнен по заданию александрийского правителя Птолемея Филадельфа в III в до н. э. семьюдесятью двумя толковниками (отсюда и название Септуагинта). Этот перевод был принят христианской церковью, с него же был сделан и славянский перевод.

[28] ...седмотысущного вѣка... — В этом месте, по всей вероятности, нашло отражение смятение, которое было вызвано несостоявшейся кончиной мира в 1492 г. (или 7000 год от сотворения мира). По мере приближения этой даты в византийской и славянской письменности появлялись предсказания о грядущем втором пришествии Христа, которое должно было произойти в 7000 г. Поскольку оно не состоялось, в некоторых слоях появились скептические замечания по поводу подлинности пророческих предсказаний, в частности это было одной из отличительных черт московско-новгородской ереси XV—начала XVI в. См. также Второе послание Вассиану Муромцеву и Предисловие к Новому Маргариту.

[29] ...глаголати... — В рукописи «глаго». Испр. по изд. Кунцевича.

[30] ...не у... — в рукописи «него у». Испр. по изд. Кунцевича.

[31] «От враг... приемлемо». — Ср. Сир. 12, 10.

[32] ...Героним ваш премудрый... — Иероним Блаженный (331—420). Осуществил перевод Библии на латинский язык, известный под названием Вульгаты. Известно, что в работе над переводом он пользовался текстом Септуагинты, несмотря на то что основным источником был, вероятно, еврейский текст.

[33] …превратили... — В рукописи «превратитили». Восст. по изд. Кунцевича.

[34] ...разчниней... — Так в рукописи.

[35] ...блаженный Иоаким... — Источником для этого сообщения послужило, вероятнее всего, «Хождение по святым местам купца Познякова» 1558 г. Этот памятник не был широко распространен, но лег в основу другого, более позднего и более известного сочинения «Хождения Трифона Коробейникова», где также содержится описание случая с патриархом Иоакимом.

[36] ...о вѣре... — В рукописи «со звѣре». Восст. по изд. Кунцевича.

[37] «Аще... разумѣти». — Исход. 7, 9.

[38] ...сего... — В рукописи «его». Испр. по изд. Кунцевича.

[39] ...ни малых... соблазтити. — Ср. Матф. 18, 6; Мр. 9, 42; Лк. 17, 2.

[40] «He имамъ... моей». — I Кор. 9, 4—5.

[41] «He имам... разумѣ». — I Кор. 8, 13; 8, 11.

[42] «Ходите... нас». — Фил. 3, 17.

[43] «Щадя... таковии». — I Кор. 7, 28.

[44] «Хощу... сице». — I Кор. 7, 7.

[45] «Мнѣ... мирови». — Гал. 6, 14.

[46] «Преходит... будут». — I Кор. 7, 29—31.

[47] ...Иев... пишет. — Ср. Иов. 31; 32, 1.

Ответ о правой вере представляет собой в сущности краткую историю еретических учений, что позволяет поставить Курбского в один ряд с такими знатоками догматического богословия XVI в., как Иосиф Волоцкий и Зиновий Отенский. По мнению некоторых исследователей, полемический «Ответ о правой вере» был адресован известному в Юрьеве протестантскому проповеднику Иоганну Веттерману. Послание издается по рукописи Соловецкого монастыря 852/962.