Платон Левшин

Минимизировать
Платон (Петр Георгиевич) Левшин (1737—1812), сын священника, в раннем возрасте избрал для себя службу на духовном поприще. Учился в Славяно-греко-латинской академии. Еще до окончания богословского курса получил право выступать с публичными лекциями — толкованиями катехизиса. Лекции Платона отличались простотой, изобиловали примерами из обыденной жизни и потому привлекали много слушателей. С 1758 г. Платон преподавал риторику в Троице-Сергиевой семинарии, затем был назначен префектом, а в 1761 г. — ректором семинарии. В 1762 г. семинарию посетила Екатерина II. Приветственная речь Платона и короткая беседа с ним произвели на нее сильное впечатление. Она распорядилась отпечатать слово Платона «О пользе благочестия», обращенное к государственным чиновникам, а в следующем году «указала быть Платону наместником Лавры». Вскоре Платон стал придворным проповедником, затем членом Синода. В 1770 г. он был назначен архиепископом в Тверь с сохранением прежних должностей, а в 1787 г. был возведен в сан Московского митрополита.
 
Платон был чрезвычайно популярен и пользовался уважением во всех слоях общества. К. Вильмот после посещения Троице-Сергиевой лавры и монастыря в октябре 1806 г. писала: «Нынешний архиепископ Платон, которого считают одним их наиболее примечательных людей России, — владыка этого монастыря <...> Благодаря своему влиянию и уму он достиг такого положения, что внушает почтительный страх при дворе; все считают его железным колесом в политической государственной машине».[1] Современников привлекали в Платоне «греческая грация, римское красноречие, знание древности и новейших наук вместе с любезным и очаровательным обхождением».[2] Платон в совершенстве владел ораторским искусством. В его проповедях была «мудрая средина между высоким и простым, между славянским и русским языком». Строй его речи был «высоким без напыщенности и трогательным без притворства».[3] В 1763—1806 гг. Платон произнес более 600 «Слов» и 52 «Речи», многие из которых были напечатаны отдельными изданиями. Признав достоииства проповедей Платона, Синод включил многие из них в число годичных поучений для всех церквей. По инициативе ректора Московской Славяно-греко-латинской академии Дамаскина (Д. Е. Семенова-Руднева) и префекта Амвросия (А. Серебренникова) Слова и Речи Платона были объединены в 20-ти томном издании (М., 1779—1806).
 
«Слово над гробом Петра Великого» было произнесено в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе 15 сентября 1770 г. в честь побед России над турецким флотом. Архипелажская экспедиция (1769—1774) ознаменовалась целым рядом удачных для России военных кампаний, завершившихся 10 июля 1774 г. заключением Кучук-Кайнарджиийского мирного договора между Россией и Турцией. Решающие сражения произошли в 1770 г. Российскому флоту под общим командованием гр. А. Г. Орлова 24 июня в Хиосском проливе удалось нанести неприятельскому флоту сильный удар, a 26 июня практически уничтожить его. Турецкий флот лишился 15 кораблей, 4 фрегатов, 5 галер и множества мелких судов. Потери с российской стороны составили 11 человек, с турецкой — до 10 000 человек.
 
В возвышенном тоне «Слова», употребленных им гиперболах нашло отражение то восторженное чувство, которое испытывали к Петру I многие соотечественники. В «Слове» отчетливо выражена и новая мысль, уже ставшая составной частью государственной политики и подхваченная поэтами, — мысль о том, что Екатерина II явилась достойной преемницей Петра, продолжательницей его дел.
 
Речь Платона произвела сильное впечатление на слушателей. Ее текст вскоре был отпечатан. Е. Р. Дашкова послала французский перевод «Слова» Вольтеру, который в письме к Екатерине II от 15 мая 1771 г. писал: «Сия речь, обращенная к основателю Петербурга и Ваших флотов, есть, по мнению моему, наизнаменитейший в свете памятник. Я думаю, что никогда и ни один оратор не имел столь отличного предлога к основанию своего слова, не исключая и греческого Платона. Тот день, в который сия августейшая церемония происходила, почитаю я за славнейший день жизни Вашей...».[4]
 
Сильное эмоциональное воздействие, произведенное «Словом» Платона на слушателей, было зафиксировано в анекдоте о гр. К. Г. Разумовском (1728—1803), малороссийском гетмане (1750—1764): «Известно всем сильное, красноречивое слово, произнесенное Платоном 1770 года в Петропавловском соборе в присутствии Екатерины II по случаю победы, одержанной нашим флотом над турецким. Когда вития, к изумлению слушателей, вдруг неожиданно сошел с амвона к гробнице Петра Великого и, коснувшись ее, воскликнул: ”Восстань, великий монарх, Отечества нашего отец! Восстань и воззри на любезное изобретение твое: оно не истлело от времени и слава его не помрачилася. Восстань и насладися плодами трудов твоих! Флот, тобою устроенный, уже не на море Черном, не на океане Северном. Но где? Он на море Средиземном, в странах восточных, в Архипелаге, близ стен Константинопольских и проч...”. — Среди общего восторга и удивления, когда у всех появились слезы на глазах, сердца приведены были в сотрясение, граф Кирилл Григорьевич тихонько сказал и заставил окружавших его улыбнуться: “Чего винъ его кличе? Якъ встане, то всем нам достанется”».[5] Впоследствии этот сюжет получил дополнительную концовку и тем самым описанная ситуация была спроецирована на 1830—1840-е годы: «Когда в обществе рассказывали этот анекдот, кто-то отозвался: “И это Разумовский говорил про времена Екатерины II. Что же бы Петр I сказал про наше и чем бы взыскал наше усердие? — Шпицрутеном — подхватил другой собеседник”».[6]
 
 
 
[1] Дашкова Е. Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмот из России. М., 1987. С. 312.
[2] Ш.-И. де Линь в письме Екатерине II // Русская старина. 1876. Т. XVII. С. 442.
[3] Сумароков А. П. Полное собрание всех сочииений в стихах и прозе. 2-е изд. М., 1787. Т. 6. С. 283.
[4] Переписка Российской императрицы Екатерины вторыя с г. Вольтером, с 1763 по 1778 год. Пер. М. Антоновский. СПб., 1802. Ч. 1. С. 225.
[5] Бантыш-Каменский Д. Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. СПб., 1840. Ч. 1. С. 250—251.
[6] Курганов Е. Литературный анекдот пушкинской эпохи: Дисс. на соискание ученой степени док. философии. Helsinki, 1995. (Slavica Helsingiensia; № 15). С. 221.