СТАНС К МИХАИЛУ МАТВЕЕВИЧУ ХЕРАСКОВУ

Минимизировать
Творец прехвальной «Россиады»,
Любитель и любимец муз,
Твой глас, под скипетром Паллады,
Удобен множить их союз,
 
На лире ли когда бряцаешь
Екатеринины дела;
Сердца ты сладко проницаешь,
Святится праведна хвала.
 
Желаешь ли ты править нравы,—
Перо твое являет нам
За дар счастливым временам.
 
Тебе могли бы подражать.
Ты можешь страсти возбуждать.
 
Пастушьи ль игры, или смехи,
Иль сельску славишь простоту:
Являешь новы в ней утехи,
Поя природы красоту.
 
Гнушаяся ль когда пороком,
Желаешь добродетель петь:
Твой ум, в течении широком,
Нигде не может укоснеть.
Твоим пленяясь стихотворством
И петь тобою ободрен,
К совету твоему упорством
Мой разум не был отягчен.
 
Привержен к музе справедливой,
Я чувствовал во времена,
Что стыдно быть бесплодной нивой,
Где пали добры семена.
 
Но лишь к Парнасу приближаюсь,
Страшусь пиитов я суда;
И в песнях скоро утомляюсь,
И тщетного бегу труда.
 
Коль судишь ты меня нестрого,
Воспримешь ревность вместо дел;
Хоть петь тебя не мог я много,
Но чувствовал, когда я пел.
 
КОММЕНТАРИИ
 
Станс к Михаилу Матвеевичу Хераскову. — Собеседник любителей Российского слова, ч. 13, 1784, с. 3. Этот станс — ответ на строки из стихотворения М. М. Хераскова «Ее сиятельству княгине Екатерине Романовне Дашковой» (Собеседник любителей Российского слова, ч. 6, 1783), в котором автор одобрительно отозвался о поэме Богдановича «Душенька» и дал ему некоторые советы. Печ. по кн.: Соч. Богдановича, ч. II. М., с. 211.
 
Паллада — Афина Паллада, в греческой мифологии покровительница мирного труда, наук, богиня плодородия.
 
Священны Нумины уставы... — В романе Хераскова «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768) изображен идеальный просвещенный монарх Нума Помпилий.
 
Пильпаи, Федры, Лафонтены... — Пильпай, или Бидпай — легендарный древнеиндийский составитель сборника басен. Федр (I в. н.э.) — римский баснописец. Лафонтен — французский поэт XVII в., автор басен и сказок.
 
Во храм ли вступишь Мельпомены... — Мельпомена (греч. «поющая») — муза трагедии. Иносказательно, в том числе и здесь — театр вообще.