Минимизировать
Н. Е. Струйский (1749—1796)
 
Происходил из старинного дворянского рода. В 1763—1771 гг. одновременно с Г. Р. Державиным служил в Преображенском полку, откуда вышел в отставку с чином прапорщика, поселился в своем имении Рузаевка Пензенской губернии (ныне — Мордовской АССР) и всецело посвятил себя стихотворству. В верхнем этаже своего дома Струйский устроил кабинет, названный им Парнасом, где проводил целые дни за сложением од и «эротоид» (так Струйский называл стихотворения любовной тематики); посторонние в этот кабинет не допускались. В 1788 г. завел в Рузаевке одну из лучших в России по уровню полиграфического оборудования типографий, где крепостные печатали исключительно его собственные стихи; часть тиража «Блафона» (1791) — гравюры, изображающей плафон залы в усадьбе Струйского с его пояснениями — была отпечатана на шелку. Как поэт, Струйский находился под сильным влиянием Сумарокова («Апология к потомству от Николая Струйского, или Начертание о свойстве нрава Александра Петровича Сумарокова...». СПб., 1784), чьи трагедии он заставлял крепостных выучивать наизусть под угрозой расправы. Известие о кончине Екатерины II произвело на Струйского такое впечатление, что у него случился паралич, он заболел горячкой и скончался. Струйский приходился дедом поэтам А. И. Полежаеву и Д. Ю. Струйскому (псевдоним: Трилунный).
 
Автор вступ. статьи и коммент. М. П. Лепехин