Послесловие к московскому Апостолу 1564 года

Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина

Текст:

ПОСЛЕСЛОВИЕ К МОСКОВСКОМУ АПОСТОЛУ 1564 ГОДА

ПОСЛЕСЛОВИЕ К МОСКОВСКОМУ АПОСТОЛУ 1564 ГОДА

 

Изволениемъ Отца, и споспѣшениемъ Сына, и совершениемъ Святаго Духа, повелѣниемъ благочестиваго царя и великаго князя Ивана Василиевича, всея Великая Росия самодержца, и благословениемъ пресвященнаго Макария, митрополита всея Русии,[1] многи святыя церкви воздвизаеми бываху во царствующемъ градѣ Москвѣ, и по окрестнымъ мѣстомъ, и по всѣмъ градомъ царства его, паче же в новопросвѣщенномъ мѣсте — во градѣ Казани[2] и в предѣлехъ его. И сия вся святыя храмы благовѣрный царь украшаше честными иконами, и святыми книгами, и сосуды, и ризами, и прочими церковными вещми по преданию и по правилом святыхъ апостолъ и богоносныхъ отецъ и по изложению благочестивыхъ царей греческих, во Царѣградѣ царьствовавшихъ Великаго Константина, Иустинияна, и Михаила и Феодоры,[3] и прочихъ благочестивых царей, въ своя времена бывшихъ. И тако благовѣрный царь и великий князь Иванъ Василиевичь всея Русии повелѣ святыя книги на торжищих куповати и въ святыхъ церквахъ полагати: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и прочая святыя книги, в нихже мали обрѣтошася потребни, прочии же вси растлѣни от преписующихъ, ненаученыхъ сущихъ и не искусныхъ в разумѣ,[4] ово же и неисправлениемъ пишущихъ.

По воле Отца, и с помощью Сына, и при поддержке Святого Духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Великой России самодержца, и с благословения преосвященного Макария, митрополита всея Руси, многие святые церкви воздвигались в столичном городе Москве, и в окрестных землях, и во всех городах царства его, особенно же в недавно приобщенном к христианству месте — в городе Казани и его пределах. И все эти святые храмы благоверный царь украшал почитаемыми иконами, и святыми книгами, и сосудами, и ризами, и другой церковной утварью по заветам и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по установлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших Константина Великого, Юстиниана, и Михаила и Феодоры, и других благочестивых царей, в древние времена живших. И поэтому благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги, но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов.

 

И сие доиде и царю в слухъ; он же начатъ помышляти, како бы изложити печатныя книги, яко же в грекехъ, и в Венецыи, и во Фрягии,[5] и в прочих языцехъ, дабы впредь святыя книги изложилися праведнѣ. И тако возвѣщает мысль свою пресвященному Макарию, митрополиту всея Русии. Святитель же, слышавъ, зело возрадовася и, Богови благодарение воздавъ, царю глаголаше, яко от Бога извѣщение приемшу и свыше даръ сходящъ. И тако повелѣниемъ благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии и благословениемъ пресвященнаго Макария митрополита начаша изыскивати мастеръства печатных книгъ в лѣто 61 осмыа тысящи, въ 30-е лѣто государьства его.[6] Благовѣрный же царь повелѣ устроити домъ от своея царския казны, идѣ же печатному дѣлу строитися, и нещадно даяше от своихъ царских сокровищъ дѣлателем — Николы Чюдотворца Гостунъского диякону Ивану Федорову да Петру Тимофѣеву Мстиславцу на составление печатному дѣлу и къ ихъ упокоению, донде же и на совершение дѣло ихъ изыде. И первѣе начаша печатати сия святыя книги — Дѣяния апостольска, и послания соборная, и святаго апостола Павла послания в лѣто 7070 первое априля въ 19 на память преподобнаго отца Иоана Палеврета,[7] сирѣчь ветхия лавры. Совершени же быша в лѣто 7070 второе марта въ 1 день при архиепископе Афанасие, митрополите всея Росия,[8] в первое лѣто святительства его, въ славу Всемогущия и Живоначалныя Троица, Отца и Сына и святаго Духа, аминь.

Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде. Эту мысль свою он сообщает преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. Иерарх же, услышав об этом, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар. И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг в год 61 восьмой тысячи (1563), в тридцатый год царствования Ивана Васильевича. Благоверный царь повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны печатников — дьякона церкви Николая Чудотворца Гостунского Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца: для устройства печатного дела и для их собственных нужд, пока дело не было налажено. И в первую очередь начали печатать эту святую книгу — Деяния апостолов, и послания соборные, и послания святого апостола Павла в год 7071 (1563) апреля 19 числа в день памяти преподобного отца Иоанна Палеврета, то есть из старой лавры. А завершено было издание в год 7072 (1564) марта 1 числа при архиепископе Афанасии, митрополите всей России, в первый год правления его, во славу Всемогущей и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

 



[1] ...Макария, митрополита всея Русии... — Макарий, архиепископ Новгородский, затем митрополит всероссийский (1542—1563).

[2] ...в новопросвѣщенномъ мѣсте во градѣ Казани... — Казанская епархия образована в 1555 г. после присоединения Казани к России.

[3] ...Великаго Константина, Иустинияна, и Михаила и Феодоры... — Византийские императоры Константин I Великий (306—337), Юстиниан I (527—565), Михаил III (842—867) и его мать Феодора.

[4] ...прочии же вси... в разумѣ... — Цитата из «Слова отвещательного о исправлении книг русских» Максима Грека.

[5] ...и во Фрягии... — В оригинале «во Фригии». Конъектура предположительна.

[6] ...в лѣто 61 осмыа тысящи, въ 30-е лѣто государьства его. — Текст содержит хронологическую несообразность: тридцатый год царствования Ивана Грозного приходится на 1563 г. (т. е. 7071г. от сотворения мира). Некоторые ученые видели здесь простую опечатку. Другие — относят первую дату к началу деятельности анонимной типографии (выпустившей несколько книг до Апостола 1564 г.); при этом предлагалось после слова «тысящи» поставить точку и считать вторую дату («в 30-е лѣто...») указанием на время, когда правительство взялось за оборудование типографии Ивана Федорова. Последнее — малоубедительно, ибо вся фраза (с двойной датировкой, но без хронологической путаницы) процитирована в послесловии к львовскому Апостолу 1574 г.

[7] ...на память преподобнаго отца Иоана Палеврета... — Иоанн Палеолаврит («старой» лавры св. Харитона), подвижник палестинский VIII в. (?).

[8] ...при архиепископе Афанасие, митрополите всея Росия... — Афанасий (в миру Андрей) — митрополит всероссийский в 1564—1566 гг.