Петр Алексеевич Плавильщиков (1760-1812)

Минимизировать
Сын московского купца Петр Алексеевич Плавильщиков получил хорошее образование. С детства он приохотился к чтению, пользуясь библиотекой профессора Д. С. Аничкова, математика и философа, близкого друга их семьи. По совету Аничкова П. А. Плавильщиков поступил в гимназию при Московском университете, а затем на философский факультет университета, где слушал лекции известных профессоров — С. Е. Десницкого, А. А. Барсова, X. А. Чеботарева. Закончив университет, Плавильщиков в совершенстве владел французским, немецким и английским языками.
 
Еще в годы учебы Плавильщиков увлекся театром. Сначала он был только зрителем, посещая представления в театре Гроти и П. В. Урусова — М. Е. Медокса. Но в 1777 г. Плавильщиков, совместно с П. И. Страховым, будущим профессором, а в ту пору студентом, восстановили театр при Московском университете, деятельность которого прекратилась еще в 1762 г. Возобновив представления, университетский театр просуществовал затем до 1812 г. На его сцене 25 апреля 1777 г. была поставлена трагедия А. П. Сумарокова «Синав и Трувор», в которой играл и Плавильщиков.
 
По окончании университета Плавильщиков решил посвятить себя актерской деятельности, хотя на всю жизнь сохранил интерес к гуманитарным наукам: читал лекции по российской истории, вел курс русской словесности «по собственному своему начертанию» в Академии художеств и курс риторики в Горном корпусе.
 
В 1779 г. Плавильщиков был принят на службу дирекции Императорских театров в Петербурге на «первые роли и характеры». Известно, что он много выступал и имел большой успех. 24 сентября 1782 г. Плавильщиков принимал участие в первой постановке комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в театре Книппера вместе с известным актером И. А. Дмитревским, выступая в роли Правдина.
 
Вскоре Плавильщиков написал две трагедии: «Дружество» (1783) и «Тахмас-Кулыхан» (1785). В первой пьесе действие происходит в древнем Киеве и в основу содержания положены моральные проблемы. В другой, посвященной эпизодам из жизни персидского шаха, — развивались традиции тираноборческих трагедий Сумарокова. Широкую литературную известность принесли Плавильщикову его комедии и драмы, и прежде всего: «Мельник и сбитенщик — соперники» (1789), «Сговор Кутейкина» (1789), «Бобыль» (1790), «Сиделец» (1803) и др. Все они долго пользовались успехом у петербургской и московской публики. Всего Плавильщиковым было написано около 15 драматических сочинений. В постановке многих из них он принимал участие и как актер.
 
В 1782 г. Плавильщиков выпускал журнал «Утра», где выступил с теоретической статьей «Рассуждение о зрелищах». В 1791 г. совместно с И. А. Крыловым, А. И. Клушиным и И. А. Дмитревским он участвовал в организации издательства «Типография Крылова со товарищи». Помимо различных книг товарищество издавало два журнала — «Зритель» и «Санкт-петербургский Меркурий» (1792—1796 гг.). В «Зрителе» Плавильщиковым были помещены две программные статьи: «Нечто о врожденном свойстве душ российских» и «Театр». В них он пропагандировал национальную русскую культуру, призывая делать предметом сценического искусства события национальной жизни, и утверждал большое общественное значение театра.
 
В 1790-е годы Плавильщиков занимал ведущее место на петербургской сцене, работая актером и режиссером, а с 1787 г., после отставки И. А. Дмитревского, инспектором придворной труппы. В 1793 г. он возвратился в Москву, выступал на сценах Петровского театра и театра Медокса, учил декламации воспитанников Благородного пансиона при Московском университете, а также руководил домашними театрами кн. П. М. Волконского, Н. П. Шереметева, А. Н. Дурасова и др. После пожара в Петровском театре в 1805 г. Плавильщиков уехал в Казань, где много сделал для улучшения организации местного театра. В 1811 г. Плавильщикова избирают членом Общества любителей российской словесности при Московском университете, по предложению Общества он написал статью о зрелищах Древней Греции, где рассмотрел многие вопросы русской драматургии того времени.
 
Во время войны 1812 г. Плавильщиков находился в Москве, откуда выехал, когда французы уже вступали в город. В дороге семью постигло несчастье: умер только что родившийся ребенок. Плавильщиков скончался 18 октября 1812 г. в селе Ханенево Тверской губернии на 53-м году жизни и там же был похоронен.
 
Автор вступ. статьи и коммент. Е. Д. Кукушкина
 
 
РЮРИК
 
Впервые — Сочинения Петра Плавильщикова, ч. I. СПб., 1816. Рукопись была подготовлена к печати самим автором еще в 1812 г.; цензурное разрешение получено в 1814 г. Первый том Собрания сочинений вышел с гравированным портретом автора. Печатается по этому изданию.
Время создания «Рюрика» — начало 1790-х годов. Сюжет восходит к летописному преданию о восстании в древнем Новгороде Вадима против князя Рюрика, которое легло в основу сюжета трагедий Екатерины II и Я. Б. Княжнина (см. «Вадим Новгородский»).
Характеры главных героев в трагедии Плавильщикова соответствуют интерпретации их исторических прототипов Федором Эминым в его труде «Российская история жизни всех древних <...> государей <...>», т. I. СПб., 1767. О Рюрике там сказано, что он «побуждал своих подданных к последованию добродетели <...> примером своей доброй жизни, а не строгими наказаниями» (с. 94—95). Вадим же, «сей гордый человек <...> желал сам владения и советовал своим согражданам извергнуть то иго, которое на них тогда налагать начали...» (с. 81). В разрешении трагедийного конфликта Плавильщиков отступает от версии Эмина, согласно которой Вадим с сообщниками был казнен Рюриком. Для драматурга важнее было подчиниться логике созданного им образа, а не историческому факту. В финале трагедии Вадим признает моральное превосходство Рюрика и смиряется.
Смысл трагедии не исчерпывается нравственной проблематикой, характерной для литературы XVIII в. Размышления персонажей об отношениях личности и государства, личности и законов, о необходимых пределах власти выводят трагедию за рамки исторического контекста.
Трагедия «Рюрик» в первый раз была представлена на сцене придворного театра в Санкт-Петербурге под названием «Всеслав» в 1791 г. В Москве пьеса шла 9 и 12 февраля 1794 г., а также 11 сентября и 11 ноября 1803 г.
Призваньем Рюрика ту бурю укротил... — (Поставить ссылку на с. 548
 
Комментарий к «Вадим Новгородский»)
Забудьте, что цари несли к славянам дань, // И Александр не смел на них воздвигнуть брань. — Согласно легенде, Александр Македонский, придя к славянам с войной и увидев людей «храброго сложения тел», не отважился на бой, так как понял, что в битве со славянами можно больше потерять, чем получить в добычу (Эмин Ф. Российская история жизни всех древнейших... государей... т. 1. СПб., 1767, с. 10—12).
В нем римских кесарей преславна кровь течет... — См. коммент. к с. 73!!!
Стать на чреде своей... — То есть следовать своему предназначению.
ЕРМАК, ПОКОРИТЕЛЬ СИБИРИ
Впервые — отд. изд., М., 1806, Университетская типография. Печатается по изд.: Сочинения Петра Плавильщикова, ч. 1. СПб., 1816, рукопись которого была подготовлена к печати автором в 1812 г.
Трагедия написана в 1803 г. В основе сюжета — историческое событие — завоевание в 1582 г. Ермаком Тимофеевичем, атаманом одного из казацких отрядов, города Сибири.
Отряд Ермака, спасаясь от московских воевод, устремился вверх по Каме и прибыл на реку Чусовую. Здесь он был приглашен на службу Строгановыми, которые владели землями в Пермском крае. Строгановы послали хорошо вооруженное войско Ермака, насчитывающее 840 человек, «воевать Сибирь». Отряд Ермака почти не встречал сопротивления. Но на подступах к городу Сибири его ждали отряды Кучума и «бысть сеча зла». Татары и сам Кучум бежали. Ермаку удалось настичь и разбить войска Махмет-Кула, сына Кучума, и взять его в плен.
Поход Ермака, зафиксированный в летописях, стал источником для устного народного творчества. Образ покорителя Сибири Ермака Тимофеевича — умного предводителя казаков, смелого воина — запечатлен во многих народных песнях.
Русским героем, верным сыном отечества изображен Ермак и в трагедии Плавильщикова. Ермак неустрашим, благороден, лишен честолюбивых устремлений: «Я чту добродетель выше всякого престола». Он верой и правдой служит царю и разбойничает поневоле. Цель Ермака — разоблачить тех «пиявиц иностранных», тех вельмож, которые, обольстя царя, «подтачивают, как жадные черви, его царство».
По законам жанра трагедия основана на любовной интриге. Ермак влюблен в дочь Кучума Ирту. Борьба между любовью и долгом составляет основную сюжетную линию трагедии. Плавильщиков отошел от классицистического канона, создав образ благородного чувствительного героя, напоминающего героев сентиментальной драмы. Неисторичность этого образа, его несоответствие жанру ощущались современниками. Один из критиков писал: «...откуда проистекает для сей пьесы название трагедии? <...> Не странная ли мысль представить нам Ермака образцом честности и великодушия? Не странная ли мысль в исторической трагедии тронуть нас небылицею? Всякий, кто сколько-нибудь знает отечественную историю, в таком характере увидит басню» (Вестник Европы, 1807, № 9, с. 49)/
Плавильщиков уделил внимание внешним сценическим эффектам, которые должны были придать пьесе большую занимательность. Вопреки правилам классицизма на сцене изображалось сражение казаков с татарами. Такие сценические приемы были характерны для драматургии конца XVIII — начала XIX в., и свидетельствовали о развитии технических средств театра.
Свою трагедию Плавильщиков посвятил Александру I, который ознаменовал первые годы своего правления многими либеральными начинаниями.
Первое представление «Ермака» состоялось в Москве в Петровском театре 13 февраля 1803 г. Роли исполняли П. Р. Колпаков — Кучум, Г. И. Жебелев — Согдай, И. С. Медведев — казак, С. Ф. Молчанов — Нарсим, А. Караневичева — Ирта. Ермака играл П. А. Плавильщиков. Затем пьеса шла в 1804 г. в Петербурге — 10 и 24 мая, и в Москве —18 и 31 января, 3 марта, а также в 1811 г. 18 декабря. В одном из спектаклей в роли Ирты выступила Е. С. Семенова, талант которой уже начинал расцветать. Однако сценического успеха трагедия Плавильщикова не имела.
Город Сибирь — в XVI в. главный город татарского государства.
Слышен ясак. — То есть слышен опознавательный сигнал.