Минимизировать

Второе послание Вассиану Муромцеву

Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Цехановича

Текст:

ПОСЛАНИЕ К СТАРЦУ ВАСЬЯНУ

ПОСЛАНИЕ СТАРЦУ ВАССИАНУ

 

Писанием сказателю и во мнихѣх честному моему господину радоватися.

Толкователю Писания и благочестивому монаху, моему господину радоваться.

 

Посланейцо твое, любовию помазанное, дошло до меня. Книгу и Герасимово житие и счет лѣтом привезли же ко мнѣ, и много челом бью на благы твоих. Да паметца обрѣлася в твоей грамотки запечатана, а написано в ней, яко Григорей рече Богослов называет тайным учеником Христовым Никодима.[1] Ино аз вѣм то, что истинна. И индѣ об нищелюбии в слове рече о нем, якоже Никодим исполу Христа любил.[2] И се по прилучею слова написа о нем Богослов, мнит ми ся, а не уничижая мужа. Блаженныя же мужи Иосиф[3] и Никодим безмѣръным похвалам достойны от Бога Отца, и от аггелъ удивленны, и от соборов вѣрных возвеличенны, сподобивыися послужити во[4] время спасенныя страсти живодательному агнецу Божию, заколенному за весь мир. И опрятающе тѣло мертво суще живоноснаго Исуса, ово пеленами обвивающе, ово столитренными араматами мажюще, и затвориша во гробѣ убиеннаго Господа плотию, всѣм сущим во гробѣх живот даровавша. Ихже сего ради многие от святых похвалами ублажиша, овы во словех торжественных, овы в канунех возпѣвша. Паче златы языком и усты похвалу слагающим глаголет: «Блажени, — рече, — руцѣ Иосифа и Никодима, осязающе тѣло неприступнаго Бога, пред нимже стояще, херувими трепещут, и от лица славы его серафимы ужасаются, Иосиф же и Никодим со дерзновением приступают и всѣх живота плотию умершаго со креста снимают», и протчая. И инде той же: «Ученицы, — рече, — разбегошася страха ради июдейска, владыку и учителя единого оставивша, яко от убогих и от незнаменитых суще, паче же во пророцех лежащая и о них исполнися. Распаляют же ся вѣрою потаенныя ученицы, и от благородия, и от свѣтлости ради вину вземше, Иосиф дерзостно к Пилату приступает и вкупѣ с Никодимом пригвожденаго Господа со креста снимает, и погребению Христову служители бывают, не боящеся июдей, величества ради сана»,[5] и прочая.

Получил я твое послание, украшенное любовью. Привезли мне также книгу и житие Иеронима, и расчет лет, и низко кланяюсь за твое добро. В этом послании я нашел замечание о том, что Григорий Богослов называет Никодима тайным учеником Христа. Но и я знаю, что это так. Однажды в своем слове о нищелюбии он сказал, что Никодим любил Христа вполсилы. Но думаю, что эти слова Богослов написал по другому поводу, не желая унизить этого мужа. Блаженные мужи Иосиф и Никодим, послужившие агнцу Божию во время его спасительного мучения, удостоены величайших похвал от Бога-Отца, прославлены ангелами и возвеличены соборами праведников. Именно Иосиф и Никодим, заботясь о мертвом теле животворящего Иисуса, обвили пеленами умерщвленного плотью, но дарующего всем мертвым жизнь, Господа, помазали его драгоценными ароматами и похоронили в гробнице. За это многие святые прославили их: одни в своих торжественных словах, другие воспели в канонах. И лучше всех, слагая им похвалу, сказал Иоанн Златоуст: «Блаженны руки Иосифа и Никодима, осязающие плоть недоступного Бога, перед которым трепещут херувимы и от сияния которого ужасаются серафимы. Иосиф же и Никодим смело подходят к кресту и умершего плотью ради жизни всех людей снимают с креста» и так далее. И немного дальше: «Ученики, словно убогие и худородные, разбежались из страха перед иудеями, и таким образом исполнилось сказанное о них пророками. А тайные ученики, Иосиф и Никодим, смело обращаются к Пилату, снимают с креста распятого Господа и выступают как служители Христова погребения, не боясь иудеев, проявляя величие духа», и прочее.

 

И аз, не тѣм противяся чюдным мужем, первое посланейцо послал к тебѣ — прочти его со вниманием — но противлюся лжесловесником, преобразующимся во истовыя учители, и пишет повесть сопротив еуаггельским словесем, и имена своя скрывше, да не обличенны будут, и подписуют их на святых имена, да удобно их писание приимется простыми и ненаученными. И о таковых издавна Павел богогласный пишет: «Блюдитеся, — рече, — да не погибнет простота ваша въ их лукавъстве».[6] И инъ, иже почерп премудрость от животворящих персей, от ипостасныя Премудрости Божия: «Не всякому, — рече, — духу вѣруйте, но искушайте духи»,[7] и прочая. А яз и паки вам воспамяну, аще вам и инаково нѣкаково обрѣтется. Хто стерпит таковаго супротивления апостолом? Петръ глаголетъ: «Емше Исуса»; а еуагглисты всѣ вопиют: «Приведоша связанна Господа от Каияфы х Пилату во многих муках и поругании, да грѣхи связанное человечество разрѣшит и поруганныхъ и мучимых от Диявола избавит». А нового Еуаггелия повѣсть: «Корсур, рече, со многою честию и молениемъ пред Пилата приведе Исуса». Не дивно врагомъ нашим, искони бо им обычай межю чистыя пшеницы плевелы сѣяти. Дивно православным, паче же искуснейшим в чинѣх, вмѣсто пшеницы плевелы услажатися, а всегда имѣюще пророческая словеса пред очима лежаща. «Словеса, рече, Господня, словеса чиста, сребро раждежно, искушенно земля, очищенно седморицею».[8] И индѣ: «Сказали мнѣ законопреступницы суесловие, а не яко закон твой, Господи».[9]

И я свое первое послание написал тебе не потому, что я против этих замечательных мужей, — прочти его внимательно, — а потому, что я против ложных писателей, которые, притворяясь истовыми учителями, пишут повести, не согласующиеся со словами Евангелия, и, чтобы не быть обличенными, скрывают свои имена и подписываются именами святых, рассчитывая таким образом, что простые и неграмотные их с легкостью примут. И о таких богогласный Павел давно уже написал: «Остерегайтесь, чтобы не погубили они вашу простоту своей хитростью». И еще сказал тот, который почерпнул свой ум от животворящей груди, от самой Премудрости Божьей: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов» и прочее. И еще я вам напомню, чтобы вы знали и другое. Кто сможет противиться сказанному апостолом? Петр говорит: «Схватив Иисуса»; и все евангелисты восклицают: «Связав, привели от Каиафы к Пилату Господа, претерпевшего различные мучения и надругательства во имя спасения опутанного грехами человечества и избавления его от мучений и надругательств от Дьявола». А вот что говорится в новом Евангелии: «Корсур привел Христа к Пилату с великими почестями и с молитвами». Не удивительно слышать подобное от наших врагов, которые давно уже привыкли сеять плевелы в чистой пшенице. Но удивительно то, что служители православной церкви, и прежде всего наиболее опытные, всегда имеющие перед глазами слова из пророчеств, наслаждаются вместо пшеницы плевелами. «Слова Господни — слова чисты, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». И еще в другом месте: «Сказали мне отступники от закона суесловие, противное закону твоему, Господи».

 

Али не слышал еси, какову бѣду от таковых в Литовской земле церковь Божия приемлет, и како на апостолская словеса и на святых учение и уставы самыя християньския дѣти от врагов возверенны бысть? И от овчии кротости звѣрие обрѣтошася, и стада вѣрных нещадно расхищают и, апостолская словеса превращающи, развращенне толкуют, и на святых хулу возлагаютъ, паче же на Златауста клеветами ополчаются. И от книг руских емлючи словеса развращенныя, от Еремѣи,[10] попа болгарскаго сложены, и иных таковых, и на Златаустово имя подписано и на иных святыхъ, яко щиты себѣ носят, и из-за них на закон Христовъ ругании и хулами стрѣляют, и вѣрных, тяжющихся с ними по невѣдѣнию, аки за словеса святых удобне одолѣвают, яко безотвѣтных, и от истиннаго пути на прелесть свою возводят.

Или ты не слышал, какая беда от всего этого случилась с Божьей церковью в Литовской земле, где враги сумели восстановить против апостольских заветов, против святоотеческого учения и уставов даже самих детей христианской церкви? Среди кротких овец объявились звери и беспощадно расхищают стада верных, а сказанное апостолами искажают, затем неверно толкуют и возводят хулу на святых, среди которых больше всех подвергается оклеветанию Златоуст. Выбирая из русских книг отступнические сочинения болгарского попа Иеремии и других ему подобных, подписывавшихся именем Златоуста, и других святых, они пользуются ими, словно щитами, и, спрятавшись за них, нападают с ругательствами и хулениями на учение Христа, а тех верных, пытающихся им противостоять, но невежественных и потому безответных, они ловко побеждают и сбивают их с истинного пути на ложный, вводя в заблуждение этими сочинениями, как будто принадлежащими святым.

 

О, горе нам! Како не зрим прилѣжно мысленным своим оком древняго дракуна, врага нашего бодрово и никогдаже спящаво, и множайшими лѣты искуство злобы имущаго! Он бо древле праотцемъ завистию во едеме смерть сотвори, и роду их на безбожие и чародѣйства разумы преврати, и скотолѣпному и нечистому жительству научи. Он праведному Иеву внезапу все имѣние и дѣти погуби, и тѣло нещадно сокруши. Онъ во Египте против Моисея чародѣйцев воздвиже и чародѣйствовати сотвори. Он противу пророческих ликов пророчествовати научи ложно, не именемъ Господнимъ, якоже при Амосе Азарию,[11] сына Зороавля, и при Еремѣи Ананию,[12] и иных таковых, от ихъже напастей Божий пророкъ и живота своего отрицашеся.[13] Он, лютый, богоборных жидов на самого Господа вооружи, творя их бутто законоревнителей. Он ото апостолскаго лика предателя Христу ученика сотвори. Он апостоломъ в проповѣди многия беды и напасти наведе. Он прелютых царей-гонителей на Христову церковь воздвиже и нестерпимыя и горчайшая муки на вѣрных умысли.

О горе нам! Почему же мы не следим бдительным внутренним взором за этим древним драконом, нашим недремлющим врагом, который никогда не спит и многие годы изощряется в своей вражде против нас! Это он из зависти погубил когда-то в раю наших прародителей, а разум их потомков совратил в безбожие и колдовство, научил их жить, подобно скотам, в нечистоте. Это он погубил внезапно все имущество и детей праведного Иова, а его тело жестоко поразил. Он восстановил в Египте волхвов против Моисея и сотворил чары. Он научил пророчествовать ложно, не от имени Господа и наперекор истинным пророкам, как это произошло с сыном Зароава Азарией при Амосе, с Ананией при Иеремии, а также с другими, и что толкнуло в свое время Божьего пророка просить у Бога смерти. Он ополчил богоборствующих евреев против самого Господа, внушив им, будто они защищают закон. Он сделал предателем одного из апостолов, учеников Христа. Он устраивал различные беды и несчастья апостолам во время проповеди. Он насылал на Христову церковь презлейших царей-гонителей и изобретал жесточайшие, невыносимые мучения, которыми они преследовали верных.

 

И видѣв церковь Господню ото множайших гонений не одолеваему и кровми апостолъ и мученикъ наипаче свѣтлѣйшу явившая, и царей-гонителей без вѣсти погибших и вмѣсто их православныя возведенны, и боагочестие на лицѣ всея земли повсюду растуще, — и он, злокозненый, иная умышляет: ото учителей християнских мужей востави, глаголющих развращенная, яков же бѣ Арий, и Макидоний, и Несторий,[14] и иныя различныя злославныя еретики, и иже церковь Христову по различным временем и лѣтом неистовне смущаше. Их же Господь седмочисленных полков богособранными святители тогда от стада паствъ своих отогна, и церковь свою догматы благочестия свѣтлѣйши солнъца украси и неприступну, свѣтлости ради, врагом мысленымъ и чувственнымъ содѣла.

Но когда он увидел, что многочисленные преследования не смогли сломить Божию церковь, которая стала только ярче сиять от крови, пролитой апостолами и мучениками, а цари-гонители бесследно исчезли, и вместо них на престолы возведены правоверные государи, и благочестие распространяется по всей земле, — тогда он изобрел другое: из числа учителей церкви он выделил нескольких, которые начали проповедовать ложное учение, и среди них были Арий, Македоний, Несторий и другие еретики, оставившие после себя дурную память тем, что многие годы они в разное время жестоко преследовали церковь. Но все они были отогнаны Господом от его паствы, когда он своим именем собрал полчища святителей на семи вселенских соборах и украсил благочестивыми, сияющими ярче солнца догматами свою церковь, которая, благодаря этому сиянию, стала неприступной для видимых и невидимых врагов.

 

И недругъ нашъ древний иная умышляет. И начальников наших, и пастырей подходит, и нѣкоих от нихъ гордостем и жительству растлѣнному научает, и соль земли[15] в буйство претваряет. Яко им бѣ должно негиблющими брашны и пребывающими всѣх питати и свѣт миру быти, и грѣхъ ради людских спротивная явися: вмѣсто свѣта — тма и смущение образ показася. И оставя твердыя и священныя словеса, бабскими баснями и растлѣнными словесы, и отнюдь не свѣдѣтельными от священных буков, услажатися увещевая их. Апостольская же и пророческая словеса, и святыхъ преподобных великих учителей, точию кожами красными и златом со драгоцѣннымъ камением и бисеры украсив, и в казнах за твердыми заклепы положи, и тщеславующеся ими, и цѣны слагающе, — «толики и толики», — сказуют приходящим.

Тогда наш давнишний враг замышляет другое. Он наступает на наших начальников и пастырей и некоторых из них делает горделивыми и склоняет в развратное житие, соль земли обращая в безумцев. Им ведь было предназначено насыщать всех неиссякаемой пищей и светить миру, но из-за человеческих грехов все случилось наоборот: вместо света — тьма и замутненные образы. А вместо твердого Священного Писания — бабьи басни и искаженные писания, нисколько не согласные со Священным Писанием, и ими он и призывает наслаждаться. И вот они, украсив слова апостолов, пророков и преподобных великих святых учителей дорогой кожей, золотом, драгоценными камнями и жемчугом, прячут их за крепкими запорами в свои кладовые и, похваляясь ими и назначая им цену, говорят приходящим: «Столько-то и столько-то».

 

Аще ли лучится от тѣх священных словес прочитаемыи коим быти, и мы, смѣющеся меж собя, — а не глаголю, ругающеся, — глаголем: «Ефремовы, рече, словеса[16] подобны горестию хрѣну обрѣтаются». И противу иных божественных книг извѣты иныя лукавыя умышляем: «Первыя, рече, роды по тѣх жительство имѣли, а нам тако не вмѣщается». И от сего явно не на пользу, но на тщеславие себѣ держим ихъ, якоже и дѣлом показася. И аще бы прочитали их со охотою, и внимали лежащему разуму в них со усердием, не бы никогдаже хотѣли услажатися чюждописанными и несогласными повѣстьми, ниже бы на законопреступление и слабость когда укланялися. И ими же нас Лютор и ученики его потязуют: «Се и се, ваши святые учители ложно и несогласно написали». А учители того и не слыхали. Написал невѣдомо и неслыханная, и покрыв себе, да не слышан будет, а подписал на святыхъ имя, и удобно творя къ прелыцению слышащих Писания своя развращенная. И о подобных таковых Господъ пророком рече: «Не послах ихъ, а они течаху, и никогдаже глаголах имъ, а они именем моим пророчествоваху».[17] Тако и ныне враги наши[18] имяны святыхъ дѣйствуют: иже во святых, рече, слово Иоанна Златоустаго, или иных святых слово[19] о том и о томъ, а Иван и иные святые не слыхали таковых.

Мы же, если и случится нам когда-либо прочесть что-либо из священных книг, рассказываем один другому, шутя (если не сказать, ругаясь): «Ефремовы, мол, слова горьки, словно хрен». А на другие божественные книги измышляем другие хитрые наговоры: «Прежние, дескать, поколения жили сразу же после того, как они были написаны, ну а нам так не под силу». А это свидетельствует о том, что храним мы их не для пользы, а из-за тщеславия, что и видно по нашим делам. И если бы мы внимательно читали эти книги и стремились почерпнуть содержащиеся в них знания, то нам никогда не понадобилось бы наслаждаться чужими, испорченными писаниями, и не были бы мы бессильны, и не нарушали бы закон. Ведь, используя эти писания, Лютер со своими учениками нападают на нас: «Вот, дескать, ваши святые учителя написали ложное и неправильное». А учителя об этом и не слыхали. Сам он написал нечто неведомое и неслыханное и, скрывая свое имя, подписался именем святого, чтобы таким образом ему легче было обманывать тех, кто прислушивается к его неверному учению. О таких сказал Господь устами пророка: «Я не посылал этих пророков, а они сами побежали; я никогда не говорил им, а они пророчествовали моим именем». Так и теперь поступают наши враги и говорят, прикрываясь именами святых: «Святого, — например, — Иоанна Златоуста, или других святых, слово о том-то и о том-то». А Иоанн и эти святые и не слыхали об этом.

 

Благовременно днесь рещи аггелов глас, къ Громову Сыну реченной: «Горѣ, горе живущим на мори и на земли! Яко разрѣшен бысть Сотона от темницы своея на прелыцение ихъ, имѣя в себѣ ярость велию».[20] Воистину разрѣшен есть по всему уже, и излиял ярость свою на вѣрныя и изливает, и прельстил страны многия и прелыцает, по вселеннѣй отступлению от Бога языки научает. И слыша Павла к солуняном[21] вѣщающа въ 2.

Самое время сегодня вспомнить сказанное ангелами Сыну Грома: «Горе, горе живущим на море и на земле! Выпущен уже Сатана из своей темницы и вышел в сильной ярости обольщать их». Воистину, по всему видно, что он уже выпущен, что уже излил и продолжает изливать свою ярость на верных, что уже обольстил и продолжает обольщать многие страны во вселенной, и учит отступничеству от Бога. Прислушайся к тому, что говорит и Павел во 2-м послании к солунянам.

 

Возведем мысленное око на восток[22] и посмотрим разумным видѣнием. Гдѣ Индѣя и Ефиопия? Гдѣ Египет и Ливия, и Александрия, страны великия и преславныя, многою вѣрою ко Христу древле[23] усвоенныя? Гдѣ Сирия, древле боголюбивая? Гдѣ Палестина, земля священная, от неяже Христос по плоти и вси пророцы, и апостоли? Гдѣ Евтропия, иже бѣ в премудрости правовѣрия многи? Гдѣ Констянтинъград преславный, онже бысть яко око вселенней благочестиемъ? Гдѣ новопросиявшия во благовѣрии Сербы и Болгары, и ихъ власти высокия, и грады преизобильныя? Не вси ли сия преславныя и преименитыя царства в прежних лѣтах единодушно правую вѣру держаще? И нынѣ, грѣх дѣля многих, безбожными властели обладанны и врагом креста Христова в руцѣ преданны, и от нихже вѣрныя люди беспрестани прелыцаеми, и томими, и на различныя прелести от правовѣрия отводими, овы ласкании, и тщами славами прелестнаго мира сего, овы бѣдами и скорбми многими принуждаеми. И аще гдѣ обрѣтутся народи православныя, крѣпце православие держаще, и от безбожныхъ тех властелей гонения горшаго и на поругания беспрестани претерпѣвают, яко им пригоже, мнит ми ся, живыми мученики ото всѣх православных нареченными быти. Понеже догматы благочестия невредно соблюдают и законом Христовым, яко свѣтила, в мире сияют, живуще посредѣ рода строптива и развращена.

Обратим мысленно свой взгляд на восток и задумаемся. Где Индия и Эфиопия? Где Египет и Ливия, и Александрия, великие и славные страны, когда-то отличавшиеся крепкой верой во Христа? Где прежде боголюбивая Сирия? Где Палестина, священная земля, в которой родился Христос, все пророки и апостолы? Где Евтропия, которая пребывала когда-то в мудрости правоверия? Где славный Константинополь, который был для вселенной примером благочестия? Где недавно просиявшие благоверием Сербия и Болгария с их великими властелинами и богатейшими городами? Не придерживались ли когда-то все эти славные, знаменитые государства истинной веры? А теперь, из-за многочисленных грехов, они покорены безбожными завоевателями, которые бесконечно мучают правоверных людей и толкают их на путь отступничества от истинной веры, обольщая их суетной славой земного мира или обрушивая на них многочисленные беды и страдания. И мне кажется, что оставшиеся в этих странах православные люди, стойко придерживающиеся правой веры и постоянно претерпевающие от этих завоевателей жесточайшие гонения и надругательства, достойны того, чтобы все православные называли их живыми мучениками. Ведь они, живя среди коварных и неверных людей, непоколебимо отстаивают догматы благочестия и подобно светилам просвещают мир законом Христа.

 

И паки обратим зритильное души к западным странамъ и посмотрим опаснѣ мыслию. Гдѣ Рим державный, в немъже[24] Петра апостола намѣстники, древние папы пожиша? Гдѣ Италия, от самых апостолъ благовѣрием украшенна? Гдѣ Испания славная, от апостола Павла благочестием насаженная? Гдѣ Медиолам, град многонародный, в немже Амбросий великий благочестием кормила управлял? Гдѣ Карфаген? Гдѣ Галаты внуренныя? Гдѣ Германия Великая? Гдѣ различныя языки, по западным странам живуще, в них бе ото апостолъ и от намѣстник апостолских Еуаггелия Христова смотрения проповѣдано и нарочитыми епископы по всѣм тѣм странам, яко многими звѣздами свѣтлыми, украшенны были и многие лѣта единомыслием благовѣрия со восточными святыми пожиша, и сошедшеся на всѣх соборех единая мудръствоваша и единодушно со усердием противу мысленных и чювственных враговъ ополчашася? И бѣ тогда дивно было видети от самых край вселенныя, яко крылати летающе, ко единому мѣсту збирающеся слова ради Божия и вѣры утвержения, ихже ревности по Бозѣ и долгота пути, ни бѣды шума морскаго, ни разбойническая лютости возможе одолѣти. Возрим днесь мыслене. Гдѣ сиа вся? Не все ли в различныя ереси разлияшася? И от толь великия любви и ревности по Бозе наипачи невѣрных непримирительныя враги праве мудръствующим обрѣтаются?

Обратим наш внутренний взор и на западные страны и хорошенько задумаемся. Где державный Рим, в котором издревле пребывали наместники апостола Петра, папы? Где Италия, которую сами апостолы украсили благоверием? Где славная Испания, в которой апостол Павел насаждал благочестие? Где многолюдный город Милан, в котором великий Амвросий правил благочестиво? Где Карфаген? Где Галлия? Где великая Германия? Где народы других западных стран, в которых Христово Евангелие проповедовали апостолы и их наместники, и которые, словно многочисленными яркими звездами, были украшены знаменитыми епископами, ранее всегда бывшими единомышленниками восточных святых, когда они собирались на соборы, соглашались друг с другом и единодушно ополчались против видимых и невидимых врагов? И как прекрасно было тогда видеть, как все они, словно на крыльях, устремлялись со всех концов вселенной в одно место во имя слова Божьего и утверждения веры, а их страстному рвению услужить Богу не могли помешать ни дальний путь, ни морские штормы, ни свирепство разбойников. Посмотрим же сегодня мысленно. Где все они? Не обратились ли в различные ереси? И не превратились ли они, ранее отличавшиеся столь великой любовью к Богу и стремлением служить ему, в непримиримых, страшнее неверных, врагов правоверия?

 

Мы же, убогия, от древних родов мало и познаваемыя, во едином углѣ вселенныя живуще, и на последок века[25] благодатию Христовою не от дѣлъ признани, ни от добродѣтелей познани, но от неизмѣримаго его благодатнаго человѣколюбия призвани быхом въ его достояние, якоже бѣ ему обычай искони человѣческому роду даром премногое милосердие простирати. И днесь в какую высоту достигохом? Книги, от Божия Параклита написанны, Ветхия и Новыя, своим языком имуще. Епископи по великим властем седяще, всяким преизобилием полны суще, в церквах мног мир имуще. И аще бы хотѣли учити священному учению, ни от когоже нигдѣ возбраняеми. И вся земля наша Руская от края до края, яко пшеница чиста, вѣрою Божиею обрѣтается. Храми Божии на лицѣ ея подобни частостию звѣздъ небесных водруженны. Множество монастырей создани, имже числа не вѣм — хто вѣсть? в нихже бесчисленное множество преподобных мнихов водворяются. Царие и князи в православной вѣре от древних родов и поднесь от превышняго помазуются на правление суда и на заступление от врагов чювственныхъ. Со Еремием рещи милосердие Господне должно есть: «Земля наша наполнена вѣры Божия и преизобилует, якоже вода морская».[26] Что воздадим Господеви, еже воздалъ намъ? Кто не подивится, и кто от радости не восплачет, и кто не возблагодарит несказанныя его и бесчисленныя милосердиа щедрот к нашему языку?

А мы, недостойные, мало известные древним народам, живущие на краю вселенной, последними познали Христову благодать; и не за дела наши, ни за нашу добродетельность были мы призваны в его власть, а только в силу всегда ему присущего, величайшего, бескорыстного милосердия к человеческому роду. А сегодня каких высот мы достигли? Богодухновенные книги Ветхого и Нового Завета мы имеем на своем языке. Епископы управляют большими областями, где полно всякого добра, а в церквях царит спокойствие. И никто нигде не возбраняет постигать Священное Писание. И вся наша Русская земля от края и до края, словно чистой пшеницей, наполнена верой в Бога. Лицо ее украшает столько Божьих храмов, сколько звезд на небе, и множество монастырей, которым нет числа (кто бы мог их сосчитать?), с бесчисленным множеством монахов. Цари и князья, которые издревле и до наших дней придерживаются православной веры, самим всевышним помазуются на отправление правосудия и на защиту от видимых врагов. Можно повторить вслед за Иеремией, что благодаря величайшему милосердию Господа «земля наша наполнена верой в Бога столь обильной, как морская вода». Как отблагодарю Господа, который облагодетельствовал нас? И кто смог бы не восхититься, не заплакать от радости и не возблагодарил бы его за несказанно великое милосердие и щедрость, которые он обращает к нашему народу?

 

Возрим же с прилежанием и разумѣем внятно, что мы творим противу великих даров человеколюбиваго Бога, крѣпце нам заповѣдающе о соблюдении заповѣдей своих, а хотяще нас сподобити царствия своего небеснаго. Мы же, нечювственнии и неблагодарнии, яко аспиды, затыкая ушы свои от святых[27] словес его, и приклоняемся послушанием паче ко врагу своему, лстящему нас тщею[28] славою мира сего и ведуще нас по пространному пути в погибель. Не возможе бо он, злоначальный, благодати ради Божия, в вѣре у нас никакова порока сотворити, и он иными лестьми начинает, древле учиненым чином смущение наводит, хотя испразнити апостолом реченное слово: «Хто в чем призван, в том и да пребывает».[29] Зрим и здѣ прилѣжно, како сопротивныя злым совѣтом его проходят.

Так посмотрим же внимательно и задумаемся над тем, как мы благодарим за такие великие дары человеколюбивого Бога, который, желая удостоить нас своего небесного царства, завещает нам строго соблюдать его заповеди. Неблагодарные и бесчувственные, словно змеи, мы затыкаем свои уши при звуке его святой речи и прислушиваемся больше к тому, что говорит наш враг, искушающий нас суетной славой земного мира и ведущий к погибели по своему привольному пути. И вот он, этот начальник всему злому, не сумев по Божьей благодати найти никакого изъяна в нашей вере, изобретает различные хитрости и начинает смущать древние священнические чины, словно желая обесценить слова апостола: «В каком звании кто призван, в том и остается». Посмотрим же и здесь внимательно, как живут те, кто против его злых замыслов.

 

Державные, призванные и на власть от Бога поставленны, да судом праведным подовластных разсудят и в кротости и в милости державу управят. И грѣх ради наших вмѣсто кротости сверепѣе звѣрей кровоядцовъ обрѣтаются, яко ни от естества подобново пощадѣти попустиша, неслыханые смерти и муки на доброхотных своих умыслиша. О нерадѣнии же державы и кривинѣ суда, и о несытствѣ граблений чюжих имѣний ни изрещи риторскими языки сея днешния беды возможно.

Правители, поставленные на власть Богом, призваны судить своих подданных праведным судом и управлять государством в мире и любви. Но в наказание за наши грехи они уподобляются хищным зверям, которые не имеют присущей людям жалости и изобретают невиданные мучения на погибель тем, кто желает им добра. И никакая риторика не поможет рассказать о всех этих нынешних бедах — о неустройстве в государстве, о несправедливом суде, о ненасытном разграблении чужого имущества.

 

Посмотрим же и на священнический чин, в каких обрѣтается — не яко их осужаемъ, не буди то, но беду свою оплакуем, — не токмо душа своя за паству Христову полагают, но и расхищают, вѣм, — яко бѣдно ми глаголати — не токмо разхищаютъ, но и учители расхитителем бывают, начало и образ всякому законупреступлению собою полагают. Не глаголютъ пред цари, не стыдяся, о свидѣнии Господни, но паче потаковники бывают. Не вдовиц и сирот заступают, ни напаствованных и бѣдных избавляют, ни плѣнников от пленения искупуют, но села себѣ устрояют, и великия храмы поставляют, и богатествы многими кипят, и корыстьми, яко благочестием, ся[30] украшают. Гдѣ убо хто возпрѣти царю или властелем о законопреступленных, и запрѣти благовременно и безвременно? Гдѣ Илия, о Нафѣевѣ крови возревновавый,[31] и ста царю в лице обличением? Гдѣ Елисей, посрамивый царя Иилева израилева сына Ахавова?[32] Гдѣ велики пророкъ, обличающи неправедных царей? Гдѣ Амбросий Медиаламский, смиривый великаго царя Феодосия?[33] Гдѣ златословесный Иван, со зѣльным запрещением обличив царицу[34] златолюбивую? Гдѣ патриарховъ лики и боговидных святителей и множества преподобных, ревнующе по Бозѣ, и нестыдно обличающих неправедных царей и властелей в различных законопреступных дѣлех, исполняюще и блюдуще слово Спасителя Христа, глаголющее: «Аще кто постыдится мене и моих словес в роде сем прелюбодѣйнем и грѣшнем, Сынъ Человѣческий постыдится его пред аггелы Божиими».[35] Кто нынѣ, не стыдяся, словеса еуаггельская глаголеть, и кто по братии души своя полагают?[36] Аз не вѣм хто. Но якоже пожару люту возгорѣвшуся на лици земли всея нашея, и премножество домовъ зрим от пламени бѣдных напастей искореневаеми. И хто, текше, от таковых отъимет? И хто угасит? И хто братию от таковых и толь лютых бѣдъ избавитъ? Никтоже! Воистинну ни заступающаго, ни помогающаго нѣсть, развѣ Господа. Но кождо своим богатеством промышляет и, обнявши его, простерты лежат, и ко властем ласкающеся всячески и примиряющеся, да свое сохранятъ и к тем еще множайшее приобрящут. И аще хто гдѣ явится по Бозѣ ревнующи правостию слова, и за то от держав властей, яко злодеи, осужение приемлют, и по многих томлении горцѣ безообразным смертем предаются. Такоже и иноковъ, отрекшихся волею всѣх красных мира сего, и проклявше себе страшными клятвами пред Богомъ и святыми его аггелы, подходитъ и увѣщеваетъ вселукавый змий, яко, забыв обѣты своя, многими богатествы подавлятися и безмѣрных имѣний, многих сел, властелем быти, и от тѣх себѣ великие богатства собирати, и в твердых хранилищах их затворяти и, наполнився имъ, отрыгати от сих во иныя, яко язычником бѣ обычай, ихже древле Псаломник окаевает, и тѣм хвалитися не стыдящеся пред всѣми, яко велику нѣкую часть благочестия исправив. Многие же мятежи и крови, от тѣх имѣней бываемыя, и межуусобныя брани, и клятвам преступление хто может изглаголати? Росты же и мшелоимства июдейские, и презрѣние убогих братей, и гладом и мразом, и нуждами всяческими мучащихся, — хто может сказати? И иная же злая и неисповѣдимая дѣла, ихже писанию предати невозможно: совѣсть их да вѣдает.

Посмотрим же и на священническое сословие, в котором встречаются такие — нет, не буду я сейчас их осуждать, а только расскажу о нашем горе, — встречаются такие, что не только не защищают Христову паству, но и, как я знаю, — тяжело мне об этом говорить — грабят ее, и не просто грабят, но еще и научают этому грабителей, показывая пример и ведя за собой. Они не только не обличают бесстрашно царя с помощью божественного откровения, а наоборот, поощряют его. Они не защищают вдов и сирот, не помогают пребывающим в бедах и напастях, не выкупают пленных из плена, а приобретают себе земельные владения, строят огромные дома, купаются в многочисленных богатствах и вместо благочестия украшают себя добычей. Где тот, кто мог бы запретить царю и его сановникам творить беззакония по всякому поводу? Где Илья, заступившийся за кровь Навуфея и обличавший царя прямо в лицо? Где Елисей, посрамивший израильского царя Иоарама, сына Ахава? Где все пророки, обличавшие несправедливых царей? Где Амвросий Медиоланский, усмиривший императора Феодосия Великого? Где Иоанн Златоуст, сурово обличавший императрицу за ее сребролюбие? Где теперь все патриархи и богоподобные святители, и многочисленные преподобные, подражающие Богу и бесстрашно обличающие законопреступные дела неправедных царей и властителей, выполняя и соблюдая сказанное спасителем Христом: «Если кто постыдится меня и моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и сын человеческий перед Божьими ангелами». Кто теперь без стыда произносит евангельские слова и кто готов положить душу за своих братьев? Я не знаю такого. Но вижу, как все лицо нашей земли объято жесточайшим пожаром и как множество домов исчезает в пламени бед и напастей. Кто придет и избавит нас от этого? Кто погасит пожар и избавит братьев от столь жестоких бед? Никто! Воистину, нет ни защитника, ни помощника, кроме Господа. Все думают лишь о своем богатстве и, ухватившись за него, простираются перед власть имущими, льстят им и заискивают перед ними, лишь бы только сохранить свое богатство и приумножить его. А если и сыщется кто-нибудь, кто говорит, выполняя Божью волю, о правде, то такого власти осуждают и, после многих мучений, предают страшной смерти. Также и монахи, которые когда-то добровольно отреклись от всех радостей земной жизни и поклялись страшными клятвами перед Богом и его ангелами, поддаются козням и уговорам коварного змея и, забыв свои обеты, стремятся урвать как можно больше богатств, завладеть безмерными имениями во многих селах, собирать с них огромные богатства и упрятывать их в прочные хранилища, а, наполнив одни, отрыгать их в другие, — как это свойственно было язычникам, некогда обличенным Псалмопевцем, — и похваляться ими, словно великим благодеянием. А кто смог бы рассказать о многочисленных ссорах и кровопролитиях, о междоусобных войнах и клятвопреступлениях, происходящих из-за этих богатств? А еврейское ростовщичество и корыстолюбие, и презрение к бедным братьям, страдающим от холода, голода и других несчастий, — кто мог бы это описать? И множество других немыслимо жестоких дел, которые и описать невозможно, лежит на их совести.

 

Воинской же чинъ нынѣ худѣйши строевъ обрѣтеся, яко многим не имѣти не токмо коней, къ бранем уготовленныхъ, или оружий ратных, но и дневныя пищи. Ихже недостатки и убожества, и бѣд их смущения всяко словество превзыде.

А военное сословие совсем обнищало, потому что многим из них не только боевых коней и оружия не хватает, но и пищи. И никакими словами невозможно описать их нужду и бедность, и одолевающие их невзгоды.

 

Купецкий же чинъ и земледѣлецъ всѣ днесь узрим, како стражут, безмѣрными данми продаваеми и от немилостивых приставов влачими и без милосердия биеми, — и, овы дани вземше, ины взимающе, о иных посылающе, и иныя умышляюще.

Видим также, как сегодня страдают купцы и земледельцы, облагаемые безмерными данями и преследуемые безжалостными надсмотрщиками, которые немилосердно издеваются над ними, — собрав одну дань, тотчас же возвращаются за другой, затем посылают за новой и уже замышляют очередную.

 

Бѣдно видѣние и умилен позоръ! Таковых ради неистерпимых мукъ овым без вѣсти бегуном ото отечества быти, овым любезныя дѣти своя, исчадия чрева своего, в вѣчныя работы продаваеми; и овым своими руками смерти себѣ умышляим — удавлению и быстринам рѣчным и иным таковым себе предавати — ото многия горести душам помрачатися естественому их бытству.

Грустное зрелище и горький позор! Из-за таких невыносимых мучений иные тайно убегают из отечества; иные своих любимых детей, плоды чрева своего, продают в вечное рабство; иные своими руками предают себя смерти — или удавляя себя, или бросаясь в быструю реку, или другим каким-нибудь способом — от горя естественная чистота их сознания помутняется.

 

Зри Павла к солуняном глаголюща.[37] Видиши ли, яко древний змий разрѣшен от темницы своея и како ратует завистными всѣми козньми своими на церкви Божия, како вселенную смяте и множество языков отступлению от Христова закона научает, и научи, и в различныя их ереси разлиявъ? И како нынѣ в нашей земли злим совѣтом своим горняя доле постави, чины чиномъ злыя обѣдники сотвори, и братиям единовѣрным вмѣсто хлѣба единым от других снѣдатися учини, умышляет вся злая беспрестани, и научает человеков в сопротивных к Богу обращатися?

Смотри, что говорит Павел солунянам. Видите, что уже древний змей выпущен из своей темницы и, полный зависти, плетет свои козни против Божьей церкви, что смущает вселенную и что учит многие народы, и научил уже их, столкнув на путь ересей, нарушать Христов закон? Так теперь в нашей земле злым своим советом все поставил с ног на голову — разные сословия сделал врагами друг другу, единоверных братьев заставил вместо хлеба питаться друг другом, — и беспрестанно чинит всякое зло и учит людей становиться врагами Бога.

 

Хто нас утѣшит и хто заступит от таковых нестерпимых бѣд и различных напастей, развѣ Господа Исуса, заступающаго правовѣрных всѣх от таковых навѣтов вражиих, и претерпѣвших до конца почестьми, нетлѣнными вѣнцы прославляюще? Да не смутимся, аще и сицевым злым бываемымъ, и воздвигнем главы своя къ живущему в превыспрених, отнюдуже ждемъ его, спасителя нашего, яко приближается уже избавление наше. Отринем всяко забвение и невѣдѣние, потщимся без лѣности на прочитание божестненых словес, да почерпше от них мудрость божественаго разума и укрепився духовною сею и пребывающею пищею, и возможем братися противу мысленнаго врага нашего с помощию владыки нашего Христа. И одолѣвъ ему, посрамим его всячески, и соблазны его, и смущение, и навѣты различные нивочтоже вмѣним, понеже церковь Христова неодолѣваема, ни одолѣнна от кого будетъ — ни от самого Диявола з бѣсы его, ни от Антихриста с мучители его, но на камени Христова исповѣдания недвижима вовѣки пребывает.

Кто еще кроме Господа Иисуса, который защищает правоверных от вражьих происков, а сохраняющих верность в страданиях прославляет почестями и нетленными венцами, — кто еще может нас утешить и защитить от таких невыносимых бед и напастей? Так пусть не поколеблют нас все эти несчастья и обратим наши головы к живущему на небесах, откуда мы и ждем его, нашего спасителя, ибо приближается уже час нашего избавления. И оставив всякое забвение, незнание и лень, постараемся прочесть божественные слова, почерпнуть из них мудрость божественного разума и укрепиться этой вечной духовной пищей, чтобы уметь противостоять с помощью Христа владыки нашему духовному врагу. Если сумеем это сделать, то победим его окончательно, и тогда все его соблазны, искушения и козни будут нам не страшны, потому что Христова церковь непобедима и не будет побеждена никем — ни Дьяволом с его бесами, ни Антихристом с его мучителями, — но будет покоиться непоколебимо и вечно на камне Христовой веры.

 

Но горѣ грабящим и крови проливающим, и милости, и суда не имущим во властех своихъ! Блажени и треблажени претерпѣвающеи и различныя напасти от таковых, зане же время отмщения близ есть. Горе соблажняющим и напасти творящеи и озлобление стаду паствы Христовы! Горе неведѣнием и забвением погрузившимся и вослѣд грядуще таковым, и не вѣдуще разсудити добраго от злаго, лѣности своея ради! Горе нам, овцам, оскудѣвшимъ от твердыя пища! Горе нам, яко не имѣем днесь искусных воловъ при яслех, иже бы прямо орали сердечныя наши бразды ралы еуаггельских словес и раздирали оляденѣвшии наша сердца многолѣтными и неподобными обычаи! И аще гдѣ и рѣтко обрящутси таковыя правители, от Бога нам на пользу данныя, и за православия их и учения всячески и оболганнии и ненавидими бывают от лжебратии нечеловѣколюбивых и лукавых! Горе нам, иже о заповѣдех Господнихъ не радящим и законы Божия попирающе! Горе нам, яко вмѣсто свѣта всему миру тма и соблазнъ бывающе, и вмѣсто целомудренаго и чиста жительства свинским и нечестивым житием живуще, яко сих ради дѣлъ наших имени Божиему хулитися во языцех! Горе нам, яко паче Христа мамонѣ работаем, и тщимся множайших селъ имѣний обложитися, нежели, распродавъ села и имѣния и раздав неимущим[38] поити вослѣд Христа по словеси его! Горе мнѣ, окаянному, врага своего послушавше, и в таковом обычаи многоденством затвердѣвшу! И от сицевых дѣлъ надѣюся избавленъ быти Господа моего Исуса щедротами, исцеляюще мя ваших рукъ духовным врачеством и ожидающе мя на покаяние по милосердию милости своея, яко тому подобает всяка слава со Отцем и Святым Духом в бесконечныя веки. Аминъ.[39]

Но горе тем, кто грабит и проливает кровь невинных и кто властвует без любви и справедливости! Блаженны же, трижды блаженны будут страдающие от них, ибо близок уже час отмщения за них. Горе тем, кто вводит в соблазн и искушение и приносит различные беды и зло стаду паствы Христовой! Горе и тем, кто, погрузившись в невежество и забвение, следует за ними, не умея из-за своей лени отличить добро от зла. Горе нам, овцам, истощавшим без хорошей пищи! Горе нам, не имеющим сегодня искусных волов в наших яслях, которые могли бы разрыхлить плугами евангельских слов борозды в наших сердцах, заросших сорняками многолетних непристойных обычаев! Если же где-нибудь иногда и находятся такие учители, которых Бог посылает нам на пользу, то хитрые и человеконенавистные, лживые братья клевещут на них, ненавидя за правоту их слова и учения! Горе нам, не соблюдающим заповеди Господни и презирающим закон Божий! Горе нам, вместо света видящим тьму и искушение по всему миру и вместо чистого жития живущим по-свински, из-за чего имя Божье хулится среди язычников! Горе нам, вместо Христа служащим мамоне и стремящимся приобрести как можно больше богатств вместо того, чтобы, распродав свои имения и раздав имущество, следовать за Христом по его слову! Горе и мне, несчастному, внявшему совету моего врага и в течение многих дней затвердевшему в таких нравах! Но надеюсь, что буду избавлен от этого великодушием Господа моего Иисуса, исцеляющего меня духовным врачеством ваших рук и ожидающего меня с покаянием по своему милосердию. Вечная ему слава с Отцом и Святым Духом. Аминь.

 

О Скориных книгах[40]

 

Да и се тебѣ не утаитися, прелюбезный друже мой: обрѣтаются книги в земли нашей Ветхаго и Новаго Завѣта и пророческие вси, а превод Скорины полоцкаго. Преведены не в давных лѣтех, аки лѣт 50 или мало к сим, a с препорчаных книг жидовскихъ. Еврѣи бо, паче реку каифяне, по вознесении Христовѣ, сопротивляяся апостолом и святых всѣм и поднесь беспрестани на соборищах ихъ. Зломудрецы их, умышляючи, портят словеса священная, в Моисѣе лежащая и во пророцех ихъ предреченное о Христѣ нашем. Тако и числа лѣтом крадут седморичнаго вѣка,[41] и глаголют, яко полшесть тысящи лѣт по ся мѣста еще прошло, и не пришли послѣдние лѣта, ни Христос явился плотию. А ждутъ, богоборныя, вмѣсто Христа Антихриста, хотяща пущенна быти от отца их Диявола на прельщение и пагубу роду християнскому.

Да будет тебе известно, любезный мой друг, что в нашей земле встречаются книги Ветхого и Нового Завета и книги всех пророков в переводе Скорины полоцкого. Перевод этот сделан недавно, лет 50назад или что-то около этого по испорченным иудейским книгам. Иудеи же, если не сказать каиафяне, как после вознесения Христа противоречили всем апостолам и святым, так и по сей день: их коварные мудрецы на своих сборищах постоянно что-либо измышляют и искажают священные слова, сказанные Моисеем и их пророками, и предреченные о нашем Христе. И крадут число лет семитысячного века, говоря, что прошло еще только 5 с половиной тысяч лет и не наступили еще последние времена, и не было еще явления Христа во плоти. А вместо Христа ждут они, противники Бога, пришествия Антихриста, который будет выпущен Дьяволом, их отцом, на испытание и погибель христиан.

 

А новые, от частых расколодѣющихъ учителей их, растлѣнны, и православные бы им не всем вѣрили: есть во множайших растлѣнны и покрадены. И, внимающи во всем преводу сему новому, немало от язык вѣрующих соблазнишася, и без разума жидовскаго во всем мудръствующе. Апостолских же и святыхъ всѣх уставов и законоположений ни слышати хотят, но паче хулят и ругаются им з жиды вкупѣ. Яковы же есть от Лютора, у нихже аз сам видѣх Библии Люторюв перевод, согласующе по всему Скоринниным Библием.

А писания, происходящие от новых учителей-отступников, во многих местах неполны и испорчены, поэтому православные не должны им во всем доверять. И уже немало верующих народов, во всем принимающих этот новый перевод, сбилось с пути и начинает во всем следовать иудейским мудрствованиям. И не хотят даже слышать об уставах и законоположениях апостолов и всех святых, а только хулят их вместе с евреями. Таковы последователи Лютера, у которых сам я видел переведенную им Библию, во всем соответствующую переводу Скорины.

 

И кому[42] инымъ книжником тщание будет учитися царьствия ради небеснаго новым и ветхим сокровищем, и оны да старых, нарочитых, паче Максима Философа, преводовъ взыскуют. А Ветхих да почитаютъ от седмидесять преводниковъ, иже преведены бысть за 300 лѣт до Христова рожества. От нихже послѣди во вселенной православные насладишася, и узрѣх в них словеса воистиннѣ извѣстные, духом Божиимъ от пророкъ святых предиреченные о избавителе нашем Исусе Христѣ. A по крещении Руские земли и в нашъ языкъ приведенны, a по монастырем, чаю, по многимъ есть в казнах ихъ.

Поэтому, если кто-либо из книжников захочет во имя обретения царствия небесного узнать сокровища Ветхого и Нового Завета, то пускай он обратится к старым, известным переводам, и прежде всего к переводам Максима Философа. А книги Ветхого Завета лучше читать в переводе семидесяти, который был сделан еще за 300лет до рождения Христа. Этим переводом впоследствии наслаждались православные во всей вселенной, и увидел я в нем знаменитые, подлинные слова, которыми дух Божий через уста своих пророков предрекал пришествие нашего избавителя Иисуса Христа. После крещения Руси эти книги были переведены и на наш язык, и думаю, что их можно найти в сокровищницах многих монастырей.

 

Мир и любовь въ Троицы славимаго Бога да будет с тобою. Аминь.

Мир и любовь почитаемого в Троице Бога пусть будет с тобой. Аминь.

 



[1] ...Григорей... Никодима. — Имеется в виду слово 45 Григория Богослова «На святую Пасху», в котором он называет Никодима «ночным богочтецом».

[2] ...Никодим... любил. — В своем 14-м слове «О любви к бедным» Григорий Богослов называет Никодима «вполовину только показавшим любовь свою ко Христу». Говорит он об этом, впрочем, в числе других примеров проявления любви ко Христу. Так что следующее дальше в тексте замечание Курбского о том, что Григорий написал это «по прилучею», вполне обосновано.

[3] ...Иосиф... — Иосиф Аримафейский, участвовавший вместе с Никодимом в оказании погребальных почестей Христу. В соответствии с Евангелием Никодима Иосиф был посажен в тюрьму фарисеями, но освобожден оттуда воскресшим Христом.

[4] ...во... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[5] «Блаженни... сана». — Ср. Migne. Patr. gr., t. 59. In Ioannem homilia, col. 463—464.

[6] «Блюдитеся... лукавъстве». — 2 Kop. II, 3.

[7] «He всякому... духи... — 1 Иоан. 4, 1.

[8] «Словеса... седморицею». — Пс. II, 7.

[9] «Сказали... Господи». — Пс. II, 8, 85.

[10] ...от Еремѣи... — Болгарский поп Иеремия, сподвижник Богумила, родоначальник неоманихейской ереси в Болгарии. Иеремии источники приписывают авторство некоторых апокрифических сочинений, внесенных в индексы запрещенных книг. Неизвестно, какие именно сочинения Иеремии, подписанные именем Иоанна Златоуста, имеет в виду Курбский. Ср. также Предисловие к Новому Маргариту.

[11] ...при Амосе Азарию... — Ср. Иер. 28.

[12] ...при Еремѣи Ананию... — Ср. Ам. 7, 10—17.

[13] ...живота своего отрицашеся. — 3 Цар. 19, 4.

[14] ...Арий, и Макидоний, и Несторий... — См. выше коммент. к«Ответу о правой вере».

[15] ... «соль земли»... —Так Иисус Христос называет своих учеников апостолов. Ср. Матф. 5, 13.

[16] ...Ефремовы... словеса... — Ефрем Сирин, один из великих учителей церкви IV в., талантливый писатель, автор огромного количества произведений, прежде всего толкований на Священное Писание, нравоучительных сочинений. Представитель строго конфессионального, охранительного направления в богословии. Его сочинение о втором пришествии Христа подвергалось критике со стороны представителей так называемой ереси жидовствующих. Оппонент этой ереси, Иосиф Волоцкий, включил в свое антиеретическое сочинение «Просветитель» слово на ересь «новгородцкых еретиков, хулящих писания святаго Ефрема».

[17] «He послах... пророчествоваху». — Иер. 23, 21.

[18] Тако... наши... — В рукописи обрезано. Восст. по изд. Кунцевича.

[19] ...Иоанна Златоустаго... слово... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[20] «Горѣ... велию». — Апок. 12, 12; 20, 2.

[21] ...Павла к солуняном... — Ср. 2 Сол. 2.

[22] ...на восток... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[23] ...древле... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[24] ...в немъже... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[25] ...на последок века... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[26] «Земля... морская». — Ср. Иер. 32, 22.

[27] ...святых... — В рукописи «своих». Восст. по изд. Кунцевича.

[28] ...нас тщею... — В рукописи «настоящею». Восст. по изд. Кунцевича.

[29] «Хто... пребывает». — I Кор. 7, 20; 7, 24.

[30] ...ся... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[31] ...Илия... возревновавый... — История о том, как Илия обличил царя Ахава, по чьей вине был убит Навуфей. После обличения Илии Ахав раскаялся и смирился перед Богом.

[32] Гдѣ Елисей... Ахавова? — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича. Имеется в виду история о том, как Елисей вступился за бедную женщину перед царем Израилевым Иоаромом, сыном Ахава.

[33] ...Амбросий... Феодосия? — Вероятно, имеется в виду история о том, как византийский император Феодосий, будучи на богослужении в Миланском соборе, занял место в той части, которая предназначалась для клира. Амвросий не побоялся указать ему на место среди мирян и Феодосий, выразив благодарность, подчинился. По возвращении в Константинополь он ввел такой же порядок в своей столице.

[34] ...златословесный Иван... царицу... — Вероятно, имеется в виду обращение Иоанна Златоуста к императрице Евдоксии, в котором он резко обличает ее за несправедливость.

[35] «Аще... Божиими». — Мр. 8, 38.

[36] ...и кто ... полагают? — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[37] Зри... глаголюща. — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича. Ср. 2 Сол. 2.

[38] ...раздав неимущим.... — В рукописи отсутств. Восст. по изд. Кунцевича.

[39] ...со Отцем... Аминь. — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[40] О Скориных книгах. — Этого заглавия в рукописи нет. Восст. по изд. Кунцевича. В этом отрывке Курбский критикует перевод Священного Писания на старобелорусский язык, выполненный Франциском Скориной и напечатанный им в Праге и в Вильне в 1517—1525 гг. Для перевода он использовал в числе других источников и Вульгату, и ее чешский перевод, напечатанный в 1506 г. в Венеции, репутация которых в глазах правоверного христианина должна была быть сильно испорченной ввиду их связи с масоретскими еврейскими текстами (см. выше коммент. к «Ответу о правой вере»).

[41] ...седморичнаго века... — В этом отрывке нашло отражение средневековое представление о конце света, предполагавшемся в 1492 г. от рождества Христова (или в 7000 г. от сотворения мира). Согласно этому представлению, именно в 7000 г. должно было наступить тысячелетнее царство Христа после его второго пришествия. Согласно же иудейскому календарю, мир был создан за 3761 год до рождества Христова, т. е. разница в летосчислении у православных и иудеев составляла приблизительно 1500 лет. См. также «Ответ о правой вере» и Предисловие к Новому Маргариту.

[42] ...И кому... — В рукописи «и ко». Испр. по изд. Кунцевича.

В настоящем издании представлены почти все наиболее значительные послания Андрея Курбского. He публикуются лишь незначительные по объему и по содержанию послания волынского периода (Ответ восточных, два Послания Федору Бокею-Печихвостовскому, Послание Евстафию Воловичу и Послание Базилию Древинскому), которые не влияют сколько-нибудь значительным образом на общее представление о характере переписки князя.

Четыре первых Послания (из публикуемых здесь) хронологически обычно связывают со временем, непосредственно предшествовавшим его побегу в Литву или сразу же после него. Так или иначе и Ответ о правой вере, и три Послания старцу Псково-Печерского монастыря Вассиану Муромцеву прочно связываются с районом Печер и Юрьева — теми местами, в которых развора-чивались основные события, сопутствующие побегу. Стилистика этих четырех посланий и их привязанность к району Печер позволяют рассматривать их в комплексе и отдельно от Посланий волынского периода. В рукописной традиции они бытуют, как правило, в составе так называемых «печерских сборников», сформировавшихся, скорее всего, в Псково-Печерском монастыре. Современное состояние исследований рукописной традиции этих посланий не позволяет, впрочем, говорить об этом с полной уверенностью. Кроме «печерских сборников» эти послания представлены также в «сборниках Курбского» (своего рода собраниях сочинений князя), в которые наряду с первыми четырьмя Посланиями входят Послания волынского периода, а также отрывки из его переводов и другие сочинения. Один из таких «сборников Курбского» положен в основу настоящего издания Посланий (Погод., 1494). Использованы также другие списки, что оговаривается отдельно в комментарии к каждому конкретному Посланию. Испорченные места и пропуски в рукописях восстанавливаются по изданию Г. 3. Кунцевича (Сочинения князя Курбского. Т. I. Сочинения оригинальные. РИБ. Т. XXXI. СПб., 1914).

Второе послание Вассиану Муромцеву издается по рукописи Соловецкого монастыря 852/962.