Минимизировать
П. А. Плавильщиков
ЕРМАК, ПОКОРИТЕЛЬ СИБИРИ
 
ТРАГЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ
 
Представлена в первый раз в Москве,
на Петровском театре 1803 года,
февраля 13 дня
 
АЛЕКСАНДРУ ПЕРВОМУ
 
Всемилостивейший государь!
Твой взор, объемля все пространство владычества Твоего, подобно солнцу, животворящему всю природу и блистающему на самые малые растения, озарил сей слабый труд мой, Тебе посвященный. Где имя Твое, тамо забвения мрак не прикоснется.
Всемилостивейший государь!
Вашего императорского величества верноподданнейший Петр Плавильщиков
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
 
Кучум, царь Сибирский.
Ирта, дочь его.
Ермак, атаман.
Грубей, его есаул.
Согдай, сын казацкого гетмана.
Хорунжий.
Казак.
Нарсим, мурза татарский.
Казаки.
Татары.
 
Действие происходит близ города Сибири.
 
Действие I
 
Действие II
 
Действие III
 
Действие IV
 
Действие V
 
КОММЕНТАРИЙ
 
Впервые — отд. изд., М., 1806, Университетская типография. Печатается по изд.: Сочинения Петра Плавильщикова, ч. 1. СПб., 1816, рукопись которого была подготовлена к печати автором в 1812 г.
 
Трагедия написана в 1803 г. В основе сюжета — историческое событие — завоевание в 1582 г. Ермаком Тимофеевичем, атаманом одного из казацких отрядов, города Сибири.
 
Отряд Ермака, спасаясь от московских воевод, устремился вверх по Каме и прибыл на реку Чусовую. Здесь он был приглашен на службу Строгановыми, которые владели землями в Пермском крае. Строгановы послали хорошо вооруженное войско Ермака, насчитывающее 840 человек, «воевать Сибирь». Отряд Ермака почти не встречал сопротивления. Но на подступах к городу Сибири его ждали отряды Кучума и «бысть сеча зла». Татары и сам Кучум бежали. Ермаку удалось настичь и разбить войска Махмет-Кула, сына Кучума, и взять его в плен.
 
Поход Ермака, зафиксированный в летописях, стал источником для устного народного творчества. Образ покорителя Сибири Ермака Тимофеевича — умного предводителя казаков, смелого воина — запечатлен во многих народных песнях.
 
Русским героем, верным сыном отечества изображен Ермак и в трагедии Плавильщикова. Ермак неустрашим, благороден, лишен честолюбивых устремлений: «Я чту добродетель выше всякого престола». Он верой и правдой служит царю и разбойничает поневоле. Цель Ермака — разоблачить тех «пиявиц иностранных», тех вельмож, которые, обольстя царя, «подтачивают, как жадные черви, его царство».
 
По законам жанра трагедия основана на любовной интриге. Ермак влюблен в дочь Кучума Ирту. Борьба между любовью и долгом составляет основную сюжетную линию трагедии. Плавильщиков отошел от классицистического канона, создав образ благородного чувствительного героя, напоминающего героев сентиментальной драмы. Неисторичность этого образа, его несоответствие жанру ощущались современниками. Один из критиков писал: «...откуда проистекает для сей пьесы название трагедии? <...> Не странная ли мысль представить нам Ермака образцом честности и великодушия? Не странная ли мысль в исторической трагедии тронуть нас небылицею? Всякий, кто сколько-нибудь знает отечественную историю, в таком характере увидит басню» (Вестник Европы, 1807, № 9, с. 49)/
 
Плавильщиков уделил внимание внешним сценическим эффектам, которые должны были придать пьесе большую занимательность. Вопреки правилам классицизма на сцене изображалось сражение казаков с татарами. Такие сценические приемы были характерны для драматургии конца XVIII — начала XIX в., и свидетельствовали о развитии технических средств театра.
 
Свою трагедию Плавильщиков посвятил Александру I, который ознаменовал первые годы своего правления многими либеральными начинаниями.
 
Первое представление «Ермака» состоялось в Москве в Петровском театре 13 февраля 1803 г. Роли исполняли П. Р. Колпаков — Кучум, Г. И. Жебелев — Согдай, И. С. Медведев — казак, С. Ф. Молчанов — Нарсим, А. Караневичева — Ирта. Ермака играл П. А. Плавильщиков. Затем пьеса шла в 1804 г. в Петербурге — 10 и 24 мая, и в Москве —18 и 31 января, 3 марта, а также в 1811 г. 18 декабря. В одном из спектаклей в роли Ирты выступила Е. С. Семенова, талант которой уже начинал расцветать. Однако сценического успеха трагедия Плавильщикова не имела.
 
Город Сибирь — в XVI в. главный город татарского государства.
Слышен ясак. — То есть слышен опознавательный сигнал.