9 МАЯ. В ТОЙ
ЖЕ ДЕНЬ. ПРИНЕСЕНИЕ МОЩЕМЪ СВЯТАГО И ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧЮДОТВОРЦА
АРХИЕПИСКОПА МИРСКЫА ЛИКИЯ В БАРЪ ГРАД
9 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПЕРЕНЕСЕНИЕ
МОЩЕЙ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА АРХИЕПИСКОПА МИРСКОЙ ЛИКИИ
В БАР ГРАД
Господи,
благослови, отче!
Господи, благослови, отче!
Присно убо
должни есмы, братие, праздникы Божиа творяще, въ честь дръжати, подобити же ся
святымъ его, и подвижно искати спасениа. Присно испытавше, дръжати, како по
образу Божию рукама его сътворени быхом, и славою неизреченною почтени
быхомъ, угодная пред нимъ сотворше, якоже блаженый сътвори, великий и
словущий архиерей Никола Христовъ, егоже трапезу нынѣ хощу вамъ прѣдставити, от
неяже вкусите и видите, яко благъ Господь уповающимъ нань,[1]
благъ надѣющимся нань, благъ творящим волю его, благъ Господь любящим его. Иже
бѣ далъ Мирскому граду и области их, своа щедроты излия на ня, чюдеса творя
дивна, исцѣляа неоскудно, дая цѣлбы сущим в напастех. Велий помощникъ и
заступник показя ся, по морю же и по земли болныя исцѣляа, плѣнникы избавляа,
слѣпымъ прозрѣние дая, хромым хожение, глухымъ слышати, и прокаженыя очищая, и
бѣсы изгоняа, и всѣмъ быше всякъ. Якоже рече Господь: «Вѣруай в мя, дѣла, яже
азъ творю, и тъй творить».[2]
Якоже и сий святый угодникъ его архиерей и отець Никола. Егда же благоволи
благодать и человѣколюбие въсияти на ны праведному солнцу, и явитися благодати
намъ от Владыкы Вседръжителя Бога, показа намъ въ нынѣшнее врѣмя, въ дни
в лѣта наша и въ нашу паметь чюдо прѣславно и паче ума человеческа о
преподобнѣмъ и велицѣ архиерии святѣмъ Николѣ.
Непрестанно должны мы, братья,
праздники Божии, почитая, прославлять, и подобиться святым его, и усердно искать
спасения. И непрестанно размышляя, помнить, что по образу Божию руками его
сотворены мы были, и что славой несказанной увенчаны были, если угодное ему
творили, подобно тому, как содеял блаженный, великий и преславный архиерей
Христов Никола, чью трапезу ныне хочу вам представить, дабы вкусили от нее и
увидели, что милостив Господь к уповающим на него, милостив к надеющимся на
него, милостив к творящим волю его, милостив Господь к любящим его. И воздал
<милость> Мирскому граду и его окрестностям, свои щедроты изливая на них,
чудеса творя дивные, исцеляя неоскудно, подавая исцеления сущим в напастях.
Великим помощником и заступником показал себя, и на море, и на суше больных
исцеляя, пленников избавляя, слепым прозрение подавая, хромым хождение, глухим слышание,
и прокаженных очищая, и бесов изгоняя, и всем <нужное подавая>. Как
сказал Господь: «Верующий в меня, дела, какие я творю, и тот творит». Так и сей
святой угодник его, архиерей и отец Никола. И когда по благоволению благодати и
человеколюбия <Божия> воссияло над нами праведное солнце, и явилась
благодать нам от Владыки Вседержителя Бога, показал нам <Господь> в
нынешнее время, в дни и лета наши и в нашу память чудо преславное и выше ума
человеческого о преподобном и великом архиерее святом Николе.
Въ тысущное и
въ 9 десят 6-е лѣто[3]
от воплощениа самого Бога, еже въ человецѣх, от браконеискусимыа Богородица и
Приснодѣвица Мариа, при цари грѣчьстем Алексии,[4]
патриархѣ Николи Костянтина града,[5]
в лѣто рускых князей: христолюбиваго князя Всеволода в Киевѣ[6]
и благороднаго сына его Володимера черниговъского.[7]
Нашедшимъ убо измалътяномъ судом Божиимъ и промысломъ Вышняго на грѣчьскую
область обону страну моря, от Корсуня-поля наченше, даже и до Антиохиа, и до
Иерусалима по всѣмъ градомъ и селомъ их. Вся бо люди, ту сущаа, иссѣкоша, и
жены их и чада плениша, и домы их огнемъ пожгоша, церкви же и монастыря опустѣша,
и грады их прияша въ область свою. Тогда же и Ликию сътвори пусть, в немже
лежаше тѣло святаго Николы, тѣло драгое, тѣло всечестное, тѣло, чюдеса дѣа
дѣвная и прѣславная. Не можаше ли убо преподобный съй мужь, да бы град его,
церкви не опустѣла?! Но по велѣнию Божию не противися, но глаголаше: «Господи,
прѣд очима твоима угоднаа сътворю». Якоже и бысть. Не можаше зрѣти
угодника своего Господь нашь Исус Христос на пустѣ мѣстѣ лежащаго мощем его и
ни от когоже славима, но якоже есть писано: «Прославляющих мя, — рече, —
прославлю и о мнѣ хвалящихся, вознесу славу их».[8]
В 1096 год от воплощения самого Бога в
человеке от браконеискусной Богородицы и Приснодевы Марии, при царе греческом
Алексее, патриархе Константина-града Николе, в год русских князей:
христолюбивого князя Всеволода киевского и благородного сына его Владимира
черниговского. Напали измаильтяне по суду Божию и по промыслу Всевышнего на
греческую землю с той стороны моря, от Корсуня-града начиная, вплоть до
Антиохии, и до Иерусалима, на все города и села их. И всех людей, тут живущих,
посекли, и жен их и детей пленили, и дома их огнем пожгли, церкви же и
монастыри опустошили, и города их взяли во власть свою. Тогда же и Ликию
оставили пустой, где лежало тело святого Николы, тело дорогое, тело всечестное,
тело, чудеса творящее дивные и преславные. Разве не мог преподобный сей муж так
содеять, чтобы город его и церковь не опустели?! Но по велению Божию не
противился, но сказал: «Господи, перед очами твоими угодное сотворю». Так и
было. Не мог видеть Господь наш Иисус Христос угодника своего мощи на пустом
месте пребывающими и никем не прославляемыми, но как писано: «Прославляющих
меня, — сказано, — прославлю и вознесу славу тех, кто восхваляет меня».
Бысть убо въ
дни сиа прозвитеръ благовѣренъ, христолюбивъ же, и праведенъ въ Барѣ градѣ
нѣмецкыа области.[9]
Сему явися святый Никола Господень: «Иди, рци людемъ сии, всему събору
церковному, да шедше, возмуть мя от Мирьскаго града и здѣ положать мя, не бо
могу прѣбывати тамо на пустѣ мѣстѣ, Богу тако изволшу». И тъ рекъ, отъиде. Утро
же бывшу, абие въстав прозвитеръ и повѣда всѣм людем бывшее явление святымъ
Николою. Сии же, слышавше, възрадовашася радостию великою и глаголаху: «Днесь
возвеличилъ есть Христос милость свою на людех своих и на граде же нашемъ, яко
сподобил ны есть прияти угодника святаго Николу». И ту тако нарядиша мужа
говѣина, боящася Бога, въ 3-хъ кораблех ити по святаго. Они же насыпавше
пшеници и, творящеся въ куплю, отъидоша. И приидоша въ Антиохию, испродавшу
пшеницю и вся куплю искупиша, что имъ угодно бѣ. Вѣсть же приимше баряне, яко
венедици, ту сущии, хотятъ ити прежде их и взяти мощи святаго Николы, ускориша
и отъидоша абие. И приидоша въ Ликию, въ град Мырьскый, присташа въ лименѣ
градстемъ. Совѣтъ же сотворше, и, вземше оружиа, внидоша въ церковь святаго
Николы, и обрѣтоша в ней четыре черноризци, и вопросиша ихъ, гдѣ лежить святый
Никола. И показаша имъ гробъ, где лежаше святый Никола. Они же, раскопавше
помостъ церковный, обрѣтоша раку, полну мура, излияша миръ в корчягы, а мощи
его взяша и раку с ними, в нейже беша мощи святаго Николы, и несоша в корабль
свой, и отплуша в море. Два черноризца осташа въ Мирех, а два идоста с мощми
святаго Николы. И поидоша въ Баръ град и обону страну моря. Отидоша же от града
Мирьска месяца априля в 11 день и доидоша въ Баръ град месяца маиа въ 9 день, в
неделю, въ годину вечернюю.
Жил в те дни священник благоверный, и
христолюбив, и праведен, в Баре граде немецкой страны. Явился ему святой Господень
Никола: «Иди, скажи людям <своим>, всем приходящим в церковь, пусть
пойдут, возьмут меня из Мирского града и здесь положат меня, ибо не могу
пребывать там на пустом месте, Богу так угодно». И сказав это, отошел. Когда же
наступило утро, встал тотчас священник и рассказал всем людям о явлении святого
Николы. Те же, услышав, исполнились радостью великою и возгласили: «Ныне вознес
Христос милость свою людям своим и городу нашему, ибо сподобил нас принять
угодника святого Николу». И тут же снарядили мужа благоговейного, боящегося
Бога, в 3-х кораблях идти за <мощами> святого. <Посланные> же
насыпали пшеницы и, притворившись будто идут торговать, отправились. И пришли в
Антиохию, распродали пшеницу и купили все, что им нужно было. И уведали баряне,
что венецианцы, находящиеся тут, хотят идти прежде их и взять мощи святого
Николы, и поспешили <баряне> и тотчас отправились <в путь>. И
пришли в Ликию, в город Мирский, и пристали в лимане городском. Посовещались
они, и, взяв оружие, вошли в церковь святого Николы, и обнаружили в ней четырех
черноризцев, и спросили их, где лежит святой Никола. <Те же> показали им
гроб, где лежал святой Никола. Они же, раскопав пол в церкви, нашли раку,
полную мира, слили миро в корчаги, а мощи его взяли и с ними раку, в которой
были мощи святого Николы, и перенесли на корабль свой, и отплыли в море. Двух
черноризцев оставили в Мире, а двое отправились с мощами святого Николы. И
пошли в Бар град на ту сторону моря. Отошли же они от города Мирского месяца
апреля в 11-й день и дошли до Бара града месяца мая в 9-й день, в воскресенье,
в час вечерний.
Видѣша же
баряне, яко приидоша с мощьми святаго Николы от Миръ, и изъидоша вси гражане въ
срѣтение его, мужи и жены, от мала и до велика, со свѣщами и с темьяном,[10]
и прияша и с радостью и великою честию, и положиша и въ церкви святаго Иоана
Предтечи при мори.[11]
Да послушайте, братиа моя, молю вы, колико сътвори чюдесъ святый Никола, дошед
от Мирьска града въ Бара град. В недѣлю бо вечеръ приидѣ и заутра в понедѣлник
исцѣли 40 и 7 болных мужъ и женъ, одръжимы различными недугы и болѣзньми: инъ
главою, и другий очима, и инъ руками и ногама, и другый сердцемъ, или чрѣвною
болѣзнию, и всѣмъ тѣлом, и страждущиихъ от дух нечистых. А во вторникъ исцѣли
20 и 2 болных, а в среду исцели 29 болящихъ, в четвертокъ заутра рано исцѣли
глуха и нѣма суща, имуща уже 5 лѣтъ в недузи том. И посемъ явися святый Никола
нѣкоему черноризцу, духовну сущу, глаголя сице, яко «волею Божиею приидохво
страну сию». Въ день недѣлный, въчас 9 прияша исцеление 10 их и един человекъ.
Еще же пакы по всядни творитчюдеса святый Никола, яко источник кипяй, конца не
имый.
Увидели же баряне, что пришли с мощами
святого Николы из Мир, и вышли все горожане встречать его, мужи и жены, от мала
и до велика, со свечами и с фимиамом, и приняли его с радостью и великою
честью, и положили его в церкви святого Иоанна Предтечи у моря. Да послушайте,
братия моя, молю вас, сколько сотворил чудес святой Никола, прийдя из Мирского
града в Бар град. В воскресенье вечером пришел и наутро в понедельник исцелил
47 больных мужей и жен, одержимых различными недугами и болезнями: кого головою
<скорбного>, а кого глазами, иного же руками и ногами, другого сердцем, и
утробною болезнью, и всем телом, и страдающих от нечистых духов. А во вторник
исцелил 22 больных, а в среду исцелил 29 болящих, в четверг утром рано исцелил
глухого и немого, пребывающего уже 5 лет в недуге том. И потом явился
святой Никола некоему черноризцу, имеющему духовный сан, и сказал так: «Волею
Божиею пришел я в землю эту». В день воскресный, в час 9-й получили исцеление
одиннадцать человек. И еще, и еще во всякий день творит чудеса святой Никола,
будто источник бурлящий, конца не имеющий.
Многа же
даания приношааху къ святому, злато и сребро, и ризы многоцѣнны. Видѣвше же
гражане прѣславная его чюдеса и возрадовашася радостию великою зѣло. И создаша
ему церковь преславну, и велику, и красну сущу въ имя святаго и преподобнаго
отца Николы, сковаша же и раку ему сребряну, злащену. И въ 3-е лѣто принесениа
его от Миръ послаша къ римъскому папѣ Герману,[12]
яко да приидетъ съ епископы своими и со всѣмъ клиросомъ церковнымъ его, и да
прѣнесуть мощи святаго Николы. Приидоша бо, и взяша мощи святаго Николы, и
вложиша в раку сребреную, и вземше епископи съ велможами их и прѣнесоша въ
великую новую церковь его, и положиша и въ олтари въ скровнѣ мѣстѣ месяца маиа
въ 9 день. Принесоша же и ветхый гробъ его, въ немъже бѣ принесенъ от Муръ, и
поставиша и въ церкви, положиша и кость рукы его от мощи его. Многъ народ,
людии, приходяще, цѣлующе мощи и раку его. Римскый же папа Германъ, и епископи,
и вси гражане, людие празникъ великъ сотвориша в той день в похвалу святому,
юже творять и до сего дни, и яша, и пища, веселишася въ ты дни, и многа даяниа
даша убогым. И тако отъидоша в домы своа с миромъ, славяще и хваляще Бога и
святаго и преподобнаго угодника и архиерѣя Христова Николу.
И много даров приносили к святому,
золото и серебро, и ризы многоценные. И видели горожане преславные его чудеса и
исполнялись радостью великой. И создали церковь преславную, и великую, и
прекрасную во имя святого и преподобного отца Николы, и сковали раку ему
серебряную, позолоченную. И в 3-й год по перенесении его из Мир послали к
римскому папе Герману, чтобы пришел он с епископами своими и со всем клиром
церковным своим и перенесли бы мощи святого Николы. И пришли, и взяли мощи
святого Николы, и вложили в раку серебряную, и взяли епископы с их вельможами
<мощи> и перенесли его в великую новую церковь его, и положили его в алтаре
в сокровенном месте месяца мая в 9-й день. Перенесли же и старый гроб его, в
котором был он принесен из Мир, и поставили его в церкви, положили <туда>
и кость руки его от мощей его. Много народа, люди, приходя, целовали мощи и
раку его. Римский же папа Герман, и епископы, и все горожане, <все> люди
праздник великий устроили в тот день в похвалу святому, который празднуют и до
сего дня, и ели, и пили, и веселились в тот день, и много милостыни подавали
убогим. И после разошлись по домам своим с миром, прославляя и хвалу воздавая
Богу и святому и преподобному угоднику и архиерею Христову Николе.
Нам же, о
преподобный угодниче Христовъ, милостивъ буди зде и в будущемъ вѣцѣ! На тя бо
уповахомъ и молимся, ты бо всѣх видимых и невидимых честнѣе явися. Блаженый по
истинѣ град Барьскый, и церкви его освященна, въ нейже тя возвеличи Господь
Богъ! Освяти бо тя, угодника своего, Вышний, ты бо еси всѣмъ христьяномъ
помощникъ и заступникъ, избавляа ны от всѣх напастий, от бѣд нашихъ. И еще
молимтися, святый прѣблаженый угодниче, святителю Христовъ Николае, имаше
дръзновение къ Владыцѣ, молися о насъ, празднующимъ всегда память и творящихъ
праздникъ принесение твоихъ мощей, яко да спасени будемъ твоими молитвами,
благодатию и человеколюбиемъ Единароднаго Сына, с нимже благословенъ еси, съ
Пресвятым, Благымъ и Животворящимъ ти Духомъ, и нынѣ, и присно, и въ вѣкы
вѣкомъ. Аминь.
К нам же, о преподобный угодник
Христов, милостив будь здесь и в будущем веке! На тебя уповаем и <тебе>
молимся, ибо ты всех видимых и невидимых достойнее явился. Блажен воистину град
Барский, и церковь его священна, в которой тебя возвеличил Господь Бог! Освятил
тебя, угодника своего, Вышний, ведь ты всем христианам помощник и заступник,
избавляешь нас от всех напастей, от бед наших. И еще молимся, святой
преблаженный угодник, святитель Христов Никола, имеешь ты дерзновение к
Владыке, молись о нас, празднующих всегда память и почитающих праздник
перенесения твоих мощей, чтобы спасены мы были твоими молитвами, благодатью и
человеколюбием Единородного Сына, с ним же <ты> благословен, с Пресвятым,
Благим и Животворящим Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.