И. И. Дмитриев (1760-1837)
Родился недалеко от Симбирска в дворянской семье. Учился в частных пансионах сперва в Казани, затем в Симбирске. С 1774 г. служил в Петербурге в Семеновском полку. В 1796 г. вышел в отставку в чине полковника. Вскоре поступил на штатскую службу, заняв высокие посты: был обер-прокурором Сената, затем министром юстиции. В 1814 г., окончательно оставив службу, переехал в Москву, где провел последние годы жизни.
Как поэт в печати начал выступать с 1777 г. Важным стимулом для развития творчества Дмитриева стало его общение с
Карамзиным и
Державиным. Дружба с Карамзиным, завязавшаяся после их встречи в Петербурге в 1783 г., продолжалась всю жизнь. Находясь в разных городах, они вели регулярную переписку (сохранились письма Карамзина к Дмитриеву — изданы в 1866 г.). С произведениями Державина Дмитриев познакомился еще в 1770-е гг., а с 1790 г. стал бывать у него в доме. Важным этапом в поэтической биографии Дмитриева было сотрудничество в «Московском журнале» (1791—1792), издававшемся Карамзиным. Здесь напечатано более сорока стихотворений поэта (песни, стихотворные сказки, басни и др.). Многие из них приобрели широкую популярность, особенно песня «Стонет сизый голубочек...».
В 1794 г., который Дмитриев называл своим «лучшим пиитическим годом», он создал стихотворения «Ермак» и «К Волге». Поэт обратился здесь к героико-патриотическим темам, характерным для «высокой» одической лирики, но разработал их совершенно по-новому, отказавшись от привычных канонов жанра. «Ермак», — писал П. А. Вяземский, — мрачная и угрюмая картина, в коей поэзия та же живопись <...>. Драматическое движение, данное сему произведению, есть опыт новый и мастерской» (Вяземский П. А. Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева. — В кн.: Вяземский П. А. Сочинения в 2-х тт., т. 2. М., 1982, с. 63). Интересно и стихотворение «К Волге», по-своему воссоздающее образ родной реки — устойчивый мотив русской пейзажной лирики. Вслед за сборником Карамзина «Мои безделки» Дмитриев выпустил свой стихотворный сборник под названием «И мои безделки» (1795) — издание нового типа, призванное прежде всего отразить авторскую индивидуальность. Самое заглавие, противостоящее обычным «сочинениям» или «творениям», достаточно произвольная композиция, наконец, маленький изящный формат книги — все это подчеркивало камерный характер издания, все это было необычно и смело для того времени.
В 1796 г. поэт издал «Карманный песенник», включавший тексты песен, созданных литераторами (самим Дмитриевым, Карамзиным,
Нелединским-Мелецким,
Капнистом и др.), и подлинных народных песен. «Литературные» песни приобрели благодаря этому новое бытование: многие из них заучивались наизусть и входили в репертуар исполнителей-непрофессионалов; их пели в семейном и дружеском кругу, переписывали в альбомы; на «голос» (мотив) этих популярных песен сочинялись новые тексты. Песни Дмитриева, как и его современников, стоят, таким образом, у истоков русского романса XIX в. На слова Дмитриева писали музыку А. Н. Верстовский, Ф. М. Дубянский и другие композиторы.
При жизни Дмитриева вышло шесть изданий его стихотворных произведений (М., 1803—1805, ч. I—3; изд. 6-е. СПб., 1823. ч. 1—2). Изменяя состав и расположение стихов в этих изданиях, поэт следовал преимущественно жанровому принципу, хотя в одном и том же произведении у него нередко совмещались черты оды и элегии, идиллии и песни и т. д.
С 1810 г. поэтическая деятельность Дмитриева почти прекратилась, но он продолжал участвовать в литературной жизни, общаясь и ведя обширную переписку с многими писателями разных поколений: Херасковым, Жуковским, Вяземским, Гнедичем, Батюшковым, Пушкиным и др. Был избран почетным членом «Арзамаса», а также ряда прочих научных и литературных обществ. Мемуары Дмитриева («Взгляд на мою жизнь») содержат интереснейшие рассказы о писателях-современниках (Карамзине, Державине, Фонвизине и многих других), о литературном быте эпохи. Здесь же мемуарист достаточно критически оценивает свое собственное поэтическое творчество, полагая, что в его стихах «более живости, украшений, чем глубокомыслия и силы». «Истинная поэзия», по мнению Дмитриева, «проницает во глубину сердец; наблюдает сокровенные их изгибы и живописует страсти; держась всегда нравственной цели, воспламеняет к добродетели, ко всему изящному и высокому, воспевает доблести обреченных к бессмертию» (Сочинения, СПб., 1893, т. 2, с. 66).
Автор вступ. статьи и коммент. Н. Д. Кочеткова
Ермак |
Голубок (Подражание Анакреону) |
К Волге |
«Ах, когда б я прежде знала...» |
Подражание оде Горация |
«Тише, ласточка болтлива!..» |
К лире |
Наслаждение |
Я |
«Без друга и без милой...» |
Ночь |
«Видел славный я дворец...» |
Элегия ("Возьмите, боги, жизнь, котору вы мне дали...") |
«Всех цветочков боле...» |
К Гавриилу Романовичу Державину |
«Други! время скоротечно...» |
Стансы к Н. М. Карамзину |
«Куда мне, сердце страстно...» |
Ода П. П. Б. |
«Юность! юность! веселися...» |
Послание к Аркадию Ивановичу Толбугину |
«О любезный, о мой милой...» |
К А. Г. С...й на вызов ее написать стихи |
Песня («Ты клялась мне, ты божилась...») |
Стихи на игру господина Геслера, славного органиста |
К портрету древнего русского историка Нестора |
Экспромт (На игру г-на Дица) |
В. А. В...у |
«Стонет сизый голубочек...» |
Надпись к Амуру («Стреляй, о милый враг, в два сердца, не в одно...») |
К Ф. М. Дубенскому, сочинившему музыку на песню "Голубок" |
|