Минимизировать

Предисловие к переводам житий Симеона Метафраста

Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Цехановича

Текст:

ПОВЕСТЬ КРАТКА О СИМИОНЕ МЕТОФРАСТЕ, ЧЕГО РАДИ ГЛАГОЛЮТСЯ МНОГИЕ СЛОВЕСА И ПОВЕСТИ, АЩЕ НЕ ОНАГО НАПИСАНЫ, «В СИМИОНЕ МЕТОФРАСТЕ»

КРАТКАЯ ПОВЕСТЬ О СИМЕОНЕ МЕТАФРАСТЕ: ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ О МНОГИХ СЛОВАХ И ПОВЕСТЯХ, ХОТЬ И НЕ ИМ НАПИСАННЫХ, ЧТО ОНИ «В СИМЕОНЕ МЕТАФРАСТЕ»

Не потреба было о том славном мужу воспоминати и изъявляти, егоже востокъ и запад вѣдает и почитает. Восточные, глаголю, церкви всѣ, яже под 4 патриярхи, западные же, яже под папою римъскимъ. Но глубокаго ради варварства и неискуства языка нашаго, или, свойственнѣйше рещи, безпамятия ради и невѣдания, яже от лѣности человѣком приключаются — не неполезно, мню, мало изъявити о том блаженном Симионе Метофрасте, што он во свои времена церкве Божии полезность принес, яко от еретическихъ замышлений обронил, — яко о нем свидѣтельствует мужъ ученый Псел, житие его риторски прекрасне пишуще. Но мы дерзнухом правити вкратце вашей любви, яже слышахомъ и навыкохомъ о нем.

Не стоило бы вспоминать и рассказывать о том славном муже, которого и восток, и запад и знают, и почитают. Говорю о восточной церкви, которая под властью четырех патриархов, и о западной, которая под властью папы римского. Но для нашего народа — по причине его закоренелого варварства и безыскусности или, вернее сказать, по причине беспамятства и невежества, которые появляются у людей из-за лени, — не бесполезно, думаю, немного узнать об этом блаженном Симеоне Метафрасте, о том, какую пользу он принес в свое время Божьей церкви, как защитил ее от нападок еретиков, по свидетельству ученого мужа Пселла в прекрасном, риторически написанном им его житии. Постараемся вкратце сообщить вам то, что слышали и что узнали о нем.

Егда дьявол, супостат рода человѣческаго, истощил тулы свои, стреляюще на церковь различными ересьми, и испразнилъ мѣхи, сѣюще плевелы между чистою пшеницею (обличенны бо быша умышление его и стаинниковъ его на великих соборех нашими великими церковными учительми) — заградишася и затканны быша уста еретические. И благодатию Божиею преукрасилась церковь Христа, Бога нашаго, и провозсияла паче солнца во всей вселенной о пресущественном и трисианном Божестве феология, и проповѣдано ясное правовѣрие о вочеловѣчению Христове. И не токмо о тѣхъ, но и о всѣх догматех церковных истинные правила и законоположение написашася прежреченными великими святыми, понеже помагаша им животворящаго Параклита сила. Яко сам Господ рече: «Не вы будете глаголюще, но Духъ Отца вашего будет глаголати в васъ».[1]

Когда дьявол, враг человеческого рода, опустошил свои колчаны, обстреливая церковь различными ересями, и исчерпал мешки, сея плевела между чистой пшеницы, тогда были заграждены и замкнуты уста еретиков (потому что были разоблачены на великих соборах нашими великими учителями замыслы его и его сообщников). И украсилась Божьей благодатью церковь Христа, Бога нашего, и засияло ярче солнца богословие во всей вселенной — учение о предвечном, трисиянном Божестве, и была проповедуема ясная истина о вочеловечении Христа. И не только об этом, но и обо всех церковных догматах были написаны истинные правила и законоположения упомянутыми выше великими святыми, поскольку им помогала сила животворящего Святого Духа, по сказанному самим Господом: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».

Онже презлый дракон, или змий превеликий, видѣвъ собя побежденна и отогнанна со стаинники, или с помочниками своими, сиреч, со различными еретиками, — что начинает и что з безчисленныя и презлыя зависти исполненый замышляет? И по смерти их презлою завистию своею движет, хитролесными злокозньствы славу святых попрати хотяще, здес на церковь находит, аки бы мирная и полезная приносити хотяша, и под сладким медом яд сокрывати тщится, яко в Давыде речено о нем: «Благо же, благо же душамъ вашимъ будет!»[2] Еретиковъ, паче же манентовы ереси,[3] род подходит и научает, яже во всехъ скверных догматех своих сносудно и мечтателно пишут и глаголютъ, аки бы то похваляюще Христа и святых его, а все ложное и развращенна, на наругание церковное дѣйствует ими. Ктому и мужей, тщеславия и сребролюбия исполненыхъ, подходитъ, яже жалают корыстоватися благочестием, и поучает их преподобных жития и подвига (сый, иже в животѣ их непримирительные брани имѣлъ ажь до смерти их!), такоже и мученические борения и подвиги, на нихже мучителей научал различными муками, да крепость ума их во Христове вѣре преломит. Егда же еще зрит и прежде воскресения и суда Христова о небесных и земных прославляемых и преудивляемых ихъ, и человѣковъ вѣрных во всѣхъ ревнующих, и подобящихся им, — тогда оных прежреченных, яко рѣхом, научает преизлишне хвалити преподобных, такоже и о мучениках ложные и развращенные, мечтанию и сном подобные, писати и замышляти. Тако в нѣкоторых церквах насѣял развращенных словес и повестей множество. А сие все творятъ того ради, иже тѣхъ ради ложных и праведным, и истинным не было вѣрено. Сие древле и при Моисеи сотворил: егда чудодействовал пророк пред царем во Египте за повелѣнием Господним, он же Аньния и Мамврия[4] с ложными чудесы подвиг. Сие и при других пророцех поставлял, всескверный, сие и при святых апостолех чрез Симона-волхва,[5] противящася Богу и помрачающе ложными волхвовании и мечтании истинные чюдодѣйствия и силы.

И тогда этот злейший дракон, или огромнейший змей, видя, что он и его сообщники, то есть различные еретики, уже побеждены и изгнаны, — что же он тогда начинает и что, исполненный великой и злобной зависти, замышляет? После смерти этих святых, движимый злобной завистью и стремящийся своим коварным и злым умыслом попрать их славу, тотчас же обращается он к церкви со словами Давида: «Благо же, благо же душам вашим будет!» — якобы желая принести мир и пользу, но на самом деле под сладким медом скрывая яд. Тогда находит он еретическое племя, и прежде всего последователей манихейской ереси, и научает их писать и проповедовать, словно во сне или в бреду, свои скверные догматы, якобы восхваляющие Христа и его святых, а на самом деле ложные и извращенные, — и таким образом использует их для надругательства над церковью. К тому же находит он тщеславных и сребролюбивых мужей, стремящихся извлечь выгоду из своего благочестия, и учит их на примере жития и подвига преподобных (он, который еще при жизни их непрерывно боролся с ними вплоть до смерти!), а также на примере борьбы и подвига мучеников, на которых по его же наущению различные мучители придумывали различные мучительства, чтобы сломить их дух в Христовой вере, — тогда этих вышеупомянутых мужей, как я сказал, научает он чрезмерно хвалить преподобных, а о мучениках сочинять, словно во сне или в бреду, ложные и извращенные истории. И творит это все для того, чтобы из-за этой лжи не было веры в правду и истину. То же самое он делал и в древние времена при Моисее: когда пророк по повелению Господа творил чудеса перед фараоном в Египте, он наслал Анния и Мамврия с ложными чудесами. То же самое он, прескверный, совершал и при других пророках, так же действовал и при святых апостолах через Симона-волхва, противящегося Богу и омрачающего истинные чудеса и свойства своими ложными чудодействами и измышлениями.

Видѣв же церковные епископы наши, паче же искусные и ученые, сих развращенных словес безчисленное множество во церквах Божиих насѣяно, потщашася со усердием, како бы послѣдние таковые дьяволи превелы от церкви отогнати и истребити, а вмѣсто тѣхъ церковь Христову праведными и истинными преукрасити и ублаголепити. И заповедают со цесарским повелѣнием всѣ четыре великие архиепископи, и посылает посълания от своих патриаршеских престолов во всю вселенную, заповѣдующа, яко Словеса всѣ на владычни праздники, и богородичны, и апостолские, тако и мученические, и преподобных подвиги и жития да отовсюду принесутся в Константинов град. И избирают соборне онаго прежреченнаго, преученнѣйшаго в жителстве и в добрых нравех просвещеннаго благороднаго мужа, на негоже в то время во всей вселенной не обрестеся добрейшъ и искуснѣйшъ, подвижут же сего и молят соборне на сие достохвалное дело: да прочтет, искусит вся сия, и еже согласные апостолом и пророком, истинным отцем, сия да приимет и церкви Христове в похвалу да возложитъ, разврещенные же да отложит.

Увидев, какое бесчисленное множество этих извращенных слов посеяно в Божьих церквах, наши епископы, а особенно те из них, которые были искушенными и учеными, принялись с усердием за дело, стремясь истребить и изгнать из церкви все эти последние дьявольские плевела, а вместо них украсить и ублаголепить церковь Христову праведными и подлинными сочинениями. И тогда, заручившись императорским приказом, все четверо великих архиепископов шлют от своих патриарших престолов послания во все концы вселенной и повелевают свезти в Константинополь отовсюду Слова на господские, богородичные и апостольские праздники, а также жития преподобных и мучеников. И избирают сообща этого упомянутого выше благородного мужа, живущего в величайшей праведности и украшенного добрыми нравами, умнее и добродетельнее которого в ту пору во всей вселенной невозможно было сыскать, и, упросив его сообща, побуждают совершить достохвальное дело: прочесть и проверить все и выбрать то, что соответствует учению апостолов и пророков — истинных отцов, — и принести все это во славу Христовой церкви, а все испорченное отвергнуть.

Он, яко Христа Бога послушник, абие покорился повелѣнию их соборному сущих правовѣрных, и от святых, знаемыхъ церковных учителей Слова писаные на владычни праздники, на богородичны, и на апостолские, приал, такоже и мученические многие, и апостольские написаны. Или аще и обреталися, якоже прежде рѣхом, от еретиков написаны развращенне — таковые отринул. И аще нѣкоторые написаны были варварско и неискусно — таковые он сам написалъ и ублаголѣпил, и на славу и преукрашение церковное возложил и освятил. А того ради часто глаголются в натписах: «Сие и сие слово обретается в Симионе Метофрасте». Тѣмъ же и нам подобает — воистинну глаголю — достоит таковым искуснымъ и свидѣтелствованным вѣрити и ревновати житием и подвигом ихъ спасения ради нашего, а не бабским басням и еретическимъ брѣдням, или хренским и свинским замышлением, яже любят корыстоватися лицемѣрне и кормыхати благочестием. И якоже и в здѣшних земляхъ нѣгде удержаться, паче на подкорю соборы их волочатся, такоже и во оных руских предѣлах, ихже здѣ обыкли нарицати Московскою землею,[6] таковые непохвальные на прелесть человеком обретаются. Ихъже и нас, за молитвами святых, да избавит Господь Исус Христос, емуже слава во веки векомъ. Аминь!

Он, будучи послушным Христу Богу, тотчас же подчинился соборному повелению правоверных отцов и отобрал Слова на господские, богородичные и апостольские праздники, а также жития многих мучеников и апостолов, действительно написанные святыми, знаменитыми церковными учителями. Если же находил среди них какие-либо слова, искаженные еретиками, — те отвергал. А те, что были написаны безыскусным и варварским образом, — он их сам переписал и украсил, освятил и преподнес церкви для ее славы и украшения. Именно поэтому часто говорят: «Такое-то и такое-то слово есть в Симеоне Метафрасте». И мы — истинно говорю я вам — во имя нашего спасения должны доверять именно этим проверенным и испытанным Словам и житиям подвижников, а не бабьим басням и бредовым измышлениям еретиков, которые привыкли лицемерно извлекать пользу из своего мнимого благочестия. От этих недостойных еретиков, совращающих с праведного пути, жить стало невыносимо как живущим в здешних землях, где происходят их соборы, так и живущим в тех русских областях, которые здесь привыкли называть Московской землей. И их, и нас молитвами святых да спасет Господь Иисус Христос, которому слава во веки веков. Аминь.



[1] «He вы... в васъ». Мф. 10, 19.

[2] «Благо... будет!» — Ср. Пс. 24, 13.

[3]манентовы ереси... — См. также Второе послание Вассиану Муромцеву и Предисловие к Новому Маргариту.

[4] ...Аньния и Мамврия... — Имена египетских волхвов, которые не встречаются в Библии, но присутствуют в русских источниках, например в Повести временных лет.

[5] ...Симона-волхва... — Симон-волхв, современник апостолов, основатель гностической секты симониан. По общему мнению древних писателей (Ириней, Тертуллиан и др.), был родоначальником гностицизма и всех ересей.

[6] ...Московскою землею... — В рукописи это слово смыто, но читается.

Перевод Курбским житий, собранных и отредактированных Симеоном Метафрастом (ум. в 940 г.), представляет собой уникальную попытку во всей древнерусской письменности. Труд Курбского сохранился в одном списке (ГИМ, Синод. собр., 219), по которому и публикуется Предисловие.