О великом князе Данииле Александровиче Московском

Подготовка текста и перевод Н. В. Понырко, комментарии В. К. Зиборова, А. В. Сиренова, Т. Г. Фруменковой

Текст:

ДЕВЯТЫЙ СТЕПЕНЬ, ЕДИН МИТРОПОЛИТЪ МАКСИМ, И ГРАНЬ ДЕВЯТАЯ, В НЕЙЖЕ ГЛАВ 21

ДЕВЯТАЯ СТУПЕНЬ, ОДИН МИТРОПОЛИТ МАКСИМ, И ГРАНЬ ДЕВЯТАЯ, В КОТОРОЙ 21 ГЛАВА

 

О БОГОСНАБДИМОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДАНИЛЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ МОСКОВСКОМЪ[1]

О БОГОМ ХРАНИМОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДАНИИЛЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ МОСКОВСКОМ

 

Глава 1. Сий блаженный великий князь Данил, четвертый сынъ святого и приснопямятнаго великаго князя Александра Ярославича Невскаго, от великаго же князя святаго и равноапостолнаго Владимера бысть девятый степен, от Рюрика же — вторыйнадесят степен, иже бысть послѣдний во братии своей, якоже и прадѣд его, великий князь Всеволод Георгиевич, ихже уподоби Господь древнему царю, богоотцу же и пророку Давыду: мал бо бѣ и той во братии своей. Тако и сего блаженнаго великаго князя Данила храняй Господь от пелен матерних, двою бо лѣт от рожения его оставшу ему святаго си родителя. Сего блаженнаго Данила избра Богъ и возрасти и снабдѣ нератуема ни от когоже; емуже и поручено бысть в наслѣдие богоснабдимое державство преименитаго града Москвы,[2] егоже и праведное сѣмя возлюби Богъ и прослави, наипаче им же благоволи царствовати в роды и роды.

Глава 1. Сей блаженный великий князь Даниил, четвертый сын святого и приснопамятного великого князя Александра Ярославича Невского, от великого князя святого и равноапостольного Владимира был девятой ступенью, от Рюрика же — двенадцатой ступенью, был он последним среди братьев своих, как и его прадед, великий князь Всеволод Георгиевич, уподобил их Господь древнему царю, богоотцу и пророку Давыду: ибо и он был младшим средь братьев своих. Так и сего блаженного великого князя Даниила хранил Господь с младенческих пелен, ибо спустя два года после своего рождения лишился он святого своего родителя. Сего блаженного Даниила избрал Бог и взрастил и сохранил никем не тронутым; ему и поручена была в наследие богохранимая держава прославленного града Москвы, и праведное его потомство возлюбил Бог и прославил, главное же — благоизволил Он, чтобы царствовали они из рода в род.

 

Аще же тогда царство Московское не толико бысть многовластно, якоже нынѣ Божиею благодатию всюду обладая, но обаче и тогда сий блаженный великий князь Данил ни от кого же ратуем не бываше. Егда же нѣкогда и случашеся во братии его и в сродницех межюусобной брани близ державы его воздвигнутися, он же боголюбиваго желания муж, аще возрастом и храбростию преуспѣвая и мужеством смысла преудобрен бысть, но обаче смиреномудрия рачител всегда тщашеся готов быти и на враждующая державству его мужественѣ вооружашеся, и с воинством своим противу бранем исхожаше, и Богом дарованною ему мудростию бес кровопролития брань утоляше и мир составляше. И во все время господства своего мирно поживе; и от всякия брани и крамолы, хотящая на нь быти, всегда десница Господня бяше защищая его; и во вся дни живота его ничимже ни от когоже неврежена бысть держава его. Такоже и сам чюжия части похищением наслѣдити не желаше, доволно имѣя со благодарением уреченный ему жребий во благословение наслѣдие Богом дарованныя ему державы преславнаго града Москвы. Старѣйшая же братия его державствоваху коиждо во своем жребии: великий князь Дмитрий — в Переяславли,[3] иже на езери, при нем же бысть в Переяславли преосвященный митрополит Кирил[4], — идѣже и преставися к Богу, тѣло же его везоша в Киев и положиша в церкви святыя София, — в негоже мѣсто бысть митрополит Максим гречин.[5] Сий же митрополит Максим, не терпя насилия от татар, иде ис Киева во град Владимер со всѣм клиросом мѣсяца априля 18 день, епископу же владимерскому Семиону поручи Ростовскую епископью.[6]

Хотя тогда Московское царство было не так всесильно, как ныне по Божьей благодати всюду властвует, но и тогда, однако, на сего блаженного великого князя Даниила не нападал никто. Когда же в некие времена и случалось средь братий его и сродников возникнуть междоусобной брани вблизи от его владений, сей любящий Бога и устремляющийся к Нему муж, хотя и преуспевал силой и храбростью и был украшен мужественным разумом, всегда пекся при этом о смиренной мудрости и старался быть в <боевой> готовности, и мужественно ополчался на врагов своей державы, и выступал с войском своим на брань, и Богом дарованною ему мудростью без кровопролитья усмирял вражду и заключал мир. И все время своего правления провел он в мире; от вражды всякой и крамол, замышляемых на него, защищала его всегда десница Господня; и во все дни его жизни никто ничем не нанес вреда его державе. Также и сам он не желал присвоить себе хищением чужого, довольствуясь благодарно отпущенным ему во владение благословенным жребием, Богом дарованным ему правлением в славном граде Москве. А старшие его братья — каждый правил в своем уделе: великий князь Дмитрий — в Переяславле, что на озере, при нем в Переяславле был преосвященный митрополит Кирилл, — там он и преставился к Богу, а тело его увезли в Киев и положили в церкви Святой Софии, — кого сменил митрополит грек Максим. Этот митрополит Максим, не снеся татарского насилия, ушел из Киева в град Владимир со всем причтом в апреле месяце, в 18-й день, а епископу владимирскому Симеону вручил Ростовскую епископию.

 

О побѣжении татар на Рязани.[7] Уже бо тогда честь и слава великаго княжения восхожаше на боголюбивый град Москву, в немже хотяше Богъ сугубо прославити святое свое имя, идѣже первосвятительство и боговѣнчанное царство утвердити благоизволи. Богоснабдимый же великий князь Данил Александрович нѣкогда слыша, яко у града Рязани множество безбожных татар сбирахуся, и тамо шествова с воинством своим возбранити устремление варварьское, дондеже не приидут озлобити отечество его; и у града Переяславля Рязанскаго множество татар побѣди и князя рязанского Костянтина изымав на Москву приведе.[8]

О победе над татарами в Рязани. Уже тогда честь и слава великого княжения переходила к боголюбивому граду Москве, где пожелал Бог сугубо прославить свое святое имя, где соблаговолил утвердить он первосвятительство и увенчанное Богом царство. Хранимый Богом великий князь Даниил Александрович прослышал некогда, что собирается у города Рязани множество безбожных татар, и пошел туда со своим войском предупредить варварское нашествие, прежде чем успеют они прийти и сотворить беду отечеству его; и победил он у города Переяславля Рязанского множество татар и, взяв князя Рязанского Константина, привел его в Москву.

 

Глава 2. О восприятии града Переяславля и о получении начальства державы. Прежде же того брату его, великому князю Дмитрию, к Богу отшедшю; потом же другий брат его, великий князь Андрей,[9] во Орду поиде; по сих и братанич его, великий князь Иван Дмитреевич Переяславский, преставися[10] к Богу, державу же свою, Великий град Переяславль, по завѣщанию своему поручи стрыю своему, сему блаженному великому князю Данилу. И тако по Бозѣ первоначалие Рускаго скипетровластия бес крамолы прикладашеся ему. Он же, смиреномудрия рачител сый, пророческое слово во умѣ имѣя, якоже пишет: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца»,[11] — тако и сей державный нимало не вознесеся мыслию, еже бы желати началства державы; аще и прикладашеся ему, но кротостию нрава утвержашеся и о державном первоначалствѣ не услажашеся, но паче страхом Божиим огражашеся и братолюбием преспѣваше и славохотия укланяшеся. И сего ради благодать Божия умножашеся на нем и держава его упространяшеся. И не рачаша сам преходити от мѣста на мѣсто, во град же Переяславль посла намѣстники своя, — брата же его, великаго князя Андрея, намѣстницы отбегоша ис Переяславля; и тако без крамолы державу имѣя.

Глава 2. О взятии города Переяславля и о получении державного главенства. А перед тем брат его, великий князь Дмитрий, отошел к Богу; потом и другой его брат, великий князь Андрей, пошел в Орду; затем и племянник его, великий князь Иван Дмитриевич Переяславский, отошел к Богу, а владение свое, город Переяславль Великий, завещал своему дяде, сему блаженному великому князю Данилу. И таким образом по Божьей воле переходило к нему без крамолы главенство в русском скипетродержании. Он же, будучи смирен и мудр, помнил пророческие слова, как писано: «Если богатство прибывает, не прилагайте сердца», — так и сей властодержец нимало мысленно не вознесся, чтобы желать главенства среди властителей; хотя и прибывало оно к нему, но он утверждался в кротости и не радовался державному главенству, но еще больше ограждал себя страхом Божиим и подвизался в братской любви, и уклонялся от желания славы. И потому снисходила на него во множестве благодать Божия и распространялись его владения. И не стремился он сам переходить с места на место, во град же Переяславль послал своих наместников — и наместники брата его, великого князя Андрея, покинули Переяславль; и так без смут он властвовал.

 

Глава 3. О начале Даниловского монастыря[12] и о пострижении и о преставлении блаженнаго Данила. Сам же великий князь Данило на Москвѣ богоугодно господьствуя, идѣже и монастырь честенъ вогради, иже зовется Даниловский, тогда же в нем и церковь постави во имя преподобнаго Данила Столпника,[13] в том же монастыри и архимандрита первого устрои. И тако теплѣйшимъ к Богу желанием в той же честной обители и сам сподобися пострижен быти во святый анггельский образ богоподражателнаго иноческаго жития. И тако в послѣднем смиреномудрии к желаемому Христу отиде, в лѣто 6811 мѣсяца марта 4 день. (...)

Глава 3. Об основании Даниловского монастыря и о пострижении и преставлении блаженного Данилы. Сам же великий князь Данило богоугодно правил в Москве, где и возвел честной монастырь, что зовется Даниловским, тогда же и церковь в нем поставил во имя преподобного Даниила Столпника и завел в том монастыре первого архимандрита. И так по самому горячему устремлению его к Богу и сам он в той же честной обители сподобился постричься в святой ангельский образ богоподражательного иноческого жития. И так в крайней смиренной мудрости отошел к желанному Христу, в 6811 (1303) году в 4-й день марта месяца. <...>

 



[1] ...Даниле Александровиче Московскомъ. — Даниил Александрович (1261—1303) — московский князь, родоначальник московских князей.

[2] ...емуже и поручено бысть в наслѣдие... державство... града Москвы... — Даниил получил в удел Москву от брата Дмитрия около 1276 г.

[3] ...великий князь Дмитрий — в Переяславли... — Дмитрий Александрович (ум. в 1294 г.) — старший брат Даниила, князь переяславский, великий князь владимирский (1276—1294).

[4] ...митрополит Кирил... — Кирилл — митрополит Киевский (1245/46—1281), не жил в Киеве постоянно, а разъезжал по своей митрополии.

[5] ...митрополит Максим гречин. — Прибыл в Киев из Константинополя в 1283 г., ездил по митрополии. После разграбления Киева татарами в 1299 г. в 1300 г. переселился во Владимир, т. е. фактически перенес столицу митрополии. Умер в 1305 г., похоронен в Успенском соборе Владимира.

[6] ...епископу же владимерскому Семиону поручи Ростовскую епископью. — В результате переезда митрополичьей кафедры в г. Владимир из Киева в 1299 г. митрополит Максим занял владимирскую епископскую кафедру; владимирский епископ Симеон был переведен на епископскую кафедру в г. Ростов.

[7] О побѣжении татар на Рязани. — В 1300 или 1301 г. Даниил ходил войной на Рязанскую землю, сражался там с татарами, победил их и захватил в плен рязанского князя Константина Владимировича. Так к Москве была присоединена Коломна.

[8] ...князя рязанского Костянтина... на Москву приведе. — Константин, сын рязанского князя Романа Олеговича; в 1302 г. был обманом захвачен московским князем Даниилом Александровичем и доставлен в Москву, где в 1305 г. был убит по приказанию Юрия Даниловича.

[9] ...великий князь Андрей... — Андрей Александрович, князь городецкий, великий князь владимирский (1294—1304).

[10] ...братанич его, великий князь Иван Дмитреевич Переяславский, преставися... — Сын великого князя Дмитрия Александровича умер в 1302 г. бездетным и завещал свои владения Даниилу, что значительно усилило Москву.

[11] «Богатство аще течет... сердца»... — Пс. 61, 11.

[12] О начале Даниловского монастыря... — Данилов мужской монастырь был основан в Москве около 1282 г.

[13] ...преподобнаго Данила Столпника... — Даниил Столпник (ум. в 489/90 г.) — святой, монах, более 30 лет проведший на столпе на горе близ Константинополя. Прославился даром прозрения и чудесами.