О благородном и боговенчанном царе и государе великом князе Иване Васильевиче

Подготовка текста и перевод Н. В. Понырко, комментарии В. К. Зиборова, А. В. Сиренова, Т. Г. Фруменковой

Текст:

СТЕПЕНЬ СЕДМЫЙНАДЕСЯТЬ, И МИТРОПОЛИТЫ ИОСАФ, МАКАРИЙ, АФОНАСИЙ, ФИЛИП, КИРИЛ, АНТОНИЙ

СТУПЕНЬ СЕМНАДЦАТАЯ, И МИТРОПОЛИТЫ ИОАСАФ, МАКАРИЙ, АФАНАСИЙ, ФИЛИПП, КИРИЛЛ, АНТОНИЙ

 

17 ГРАНЬ. О БЛАГОРОДНОМ И БОГОВѢНЧАННОМ ЦАРѢ И ГОСУДАРЕ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЕВИЧЕ, ВСЕА РУСИИ САМОДЕРЖЦѢ (...)

РАЗДЕЛ 17. О БЛАГОРОДНОМ И БОГОВЕНЧАННОМ ЦАРЕ И ГОСУДАРЕ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ, САМОДЕРЖЦЕ ВСЕЯ РУСИ <...>

 

Глава 7. О преставлении великия княгини Елены, и о крамолах болярских, и о митрополитѣх. Благовѣрная же великая княгиня Елена по преставлении супруга своего великаго князя Василя Ивановича всеа Русии державствова всѣм Росийским царствием с сыном своим великим князем Иваном Василевичем четыре лѣта и четыре мѣсецы и к Богу отиде в лѣто 7046, мѣсяца априля въ 3, в среду пятыя недѣли Великаго поста; и положена бысть в церкви Христова Вознесения в монастыри внутри града Москвы, идѣже лежат прочие великие княгини.[1] Сыну же ея великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии младу оставшуся на отческом царствии, осмому лѣту тогда наставшу от рожения его. И тогда, грѣх ради наших, благонадежнии боляре великаго князя и прочии велможи, яко благополучно и самовластно время себѣ улучивше, и изволиша собрати себѣ множество имѣния. И тако, вражиим навѣтом, и вмѣсто еже любити искреняго, яко себе, в ненависть уклонишася: кийждо себѣ различных и высочайших санов желаху, инии же и получаху, но обаче на мало время. И нача в них быти самолюбие и неправда и желание на восхищение чужаго имѣния. И воздвигоша велию крамолу между себе,[2] и властолюбия ради друг друга коварствоваху, и не токмо в заточение посылаху или в темницах затворяху и юзами облагаху, но и самой смерти предаваху, навыкше господоубийственому совѣту, якоже выше речено бысть о царьских отраслѣх, о князе Юре и Андрѣе Ивановичех.[3] Такоже и на своих другов востающе, и домы и села их себѣ притяжаша, и сокровища своя наполниша неправеднаго богатства. Не токмо же между собою сие содѣваху, но и великому христоподобному архиерейску превысочайшаго святительства приразишася своея ради межуусобныя крамолы: митрополита Данила с митрополии сведоша[4] во Иосифов монастырь, в него же мѣсто поставлен бысть на митрополию Иоасаф, игуменъ Сергиева монастыря. По триех же лѣтех и той изгнан бысть от престола своего[5] и в Кирилов монастырь послан бысть, и оттуду же в Сергиев монастырь. И бысть престолу росийския митрополия приемник дивный во святителех Макарие,[6] архиепископъ Великаго Новаграда и Пскова. И якоже преже сего, тако и по сих, многа бяше междуусобная крамола в болярех и несытное мздоимство даже и до самого возраста великаго князя.

Глава 7. О преставлении великой княгини Елены, и о боярских крамолах, и о митрополитах. И благоверная великая княгиня Елена по преставлении своего супруга великого князя всея Руси Василия Ивановича правила всем Российским царством со своим сыном великим князем Иваном Васильевичем четыре года и четыре месяца и отошла к Богу в 7046 (1538) году, в третий день апреля месяца, в среду пятой недели Великого поста; и положена была в церкви Христова Вознесения в монастыре внутри московского кремля, где лежат другие великие княгини. Сын ее, великий князь всея Руси Иван Васильевич, остался молод на отцовском престоле, восьмой год пошел ему тогда от рождения. И тогда, по грехам нашим, благонадежные бояре великого князя и другие вельможи, улучив благоприятное для своего самовольства время, пожелали стяжать себе множество имения. И так, вражиим наветом, вместо того чтобы любить ближнего, как самого себя, впали в ненависть: каждый хотел себе самых высоких различных санов, а кое-кто и получал <их>, хоть и на малое время. И начали среди них быть самовлюбленность и неправда и стремление завладеть чужим имением. И воздвигли промеж себя они великую крамолу, и ради властолюбия строили козни друг другу, и не только в заточение посылали <друг друга> или в темницы затворяли и узами облагали, но даже и смерти предавали, приучившись к господоубийственным заговорам, как было сказано выше о царских отпрысках, князьях Юрии и Андрее Ивановичах. Так же они и на своих друзей поднимались, и дома и села их себе прибирали, и наполняли свои кладовые неправедным богатством. И не только промеж себя такое содевали, но и на великое христоподобное архиерейское высокое святительство обрушились из-за своей междоусобной крамолы: свели с митрополии митрополита Даниила в Иосифов монастырь, а вместо него был поставлен на митрополию Иоасаф, игумен Сергиева монастыря. Через три же года и он был изгнан со своего престола и послан в Кириллов монастырь, а оттуда в Сергиев монастырь. И стал преемником престола российской митрополии дивный во святителях Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова. И как и прежде того, так и после того много было междуусобной смуты и ненасытного мздоимства среди бояр вплоть до самого повзросления великого князя.

 

Глава 8. О поставлении на царство и брак царя и великаго князя. Дондеже великий княз и царским вѣнцем венчася рукою того же преосвященнаго Макария, митрополита всеа Русии. (...)

Глава 8. О поставлении на царство и женитьбе царя и великого князя. До тех пор, покуда князь великий не венчался <на царство> царским венцом рукою того же преосвященного митрополита всея Руси Макария. <...>

 



[1] ...великая княгиня Елена... к Богу отиде... и положена бысть в церкви Христова Вознесения в монастыри внутри града Москвы, идѣже лежат прочие великие княгини. — Отличавшаяся крепким здоровьем, Елена Глинская умерла внезапно. Некоторые современники, например С. Герберштейн, полагали, что ее отравили. Воскресенский женский монастырь в Кремле был основан великой княгиней Евдокией Дмитриевной, женой Дмитрия Донского. Монастырь стал усыпальницей великих княгинь.

[2] И воздвигоша велию крамолу между себе... — Годы боярского правления (1538—1547) были временем борьбы за власть между Шуйскими и Бельскими, сопровождавшейся убийствами и интригами.

[3] ...навыкше господоубийственному совѣту, якоже выше речено бысть о царьских отраслѣх о князе Юре и Андрѣе Ивановичех. — Дмитровский князь Юрий Иванович (1480—1536) и князь Андрей Иванович Старицкий умерли насильственной смертью.

[4] митрополита Данила с митрополии сведоша... — Митрополит Даниил был низложен князем Иваном Шуйским по обвинению в том, что он сотрудничал с Бельскими.

[5] Иоасаф... изгнан бысть от престола своего... — Троицкий игумен Иоасаф получил сан митрополита по жребию. Попытки противодействовать заговору Шуйских привели к тому, что Иоасаф был низложен и сослан на Белоозеро.

[6] И бысть престолу российския митрополия приемник дивный во святителех Макарие... — Поставленный в 1542 г. в митрополиты архиепископ новгородский Макарий являлся инициатором создания Степенной книги.