Минимизировать

СКАЗАНИЯ О ЦАРЕ ДАВИДЕ

Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской и Р. Б. Тарковского

Текст:

 

ЖИТИЕ ДАВИДА

 

СЛОВО О ДАВИДѢ, ЦАРИ И ПРОРОЦѢ ГОСПОДНИ, КАКО РОДИСЯ И КАКО ВЪЦАРИСЯ

СЛОВО О ДАВИДЕ, ЦАРЕ И ПРОРОКЕ ГОСПОДНЕМ, КАК РОДИЛСЯ И КАК ВОЦАРИЛСЯ

 

Бѣше Иесей[1] мужъ силенъ и крѣпокъ зѣло, въ сердци своемъ Бога дръжаше и Богу служааше зѣло. И съ женоя своея Езавелю[2] имѣху 8 сыновъ[3] своих. И съвѣтоваста между собою, еже отрещися и не смѣситися похотия плътскоя. И Езавела възятъ отрока, егоже имѣше Иесей въ милости, имя ему Андрей, и глагола ему: «Аще съхраниши господина своего добрѣ, дамъ тебѣ имѣниа многа, и аще възтрѣбуетъ жену, възвѣсти мнѣ, никакоже не съкрый от мене». Андрей рече съ обѣщанием: «Буди по глаголу твоему».

Был Иесей человеком на редкость сильным и мужественным, в сердце своем предан Богу и служил Богу усердно. И с женою своей Иезавелью родил он 8 сыновей. И положили они совет между собою, чтобы отступиться им друг от друга и больше не сочетаться в плотском союзе. И Иезавель призвала слугу, которого держал Иесей в милости, по имени Андрей, и сказала ему: «Если будешь хранить господина своего усердно, дам тебе богатые подарки, а если он потребует женщину, извести меня, не скрой этого от меня ни в коем случае». Андрей обещал: «Да будет по слову твоему».

 

И тако съблюдоста ся Иесей и Завела 12 лѣт. Въ един же день рече Иесей къ рабу своему Андреу: «Обрящи жену, хощетъ бо сердце мое жену». Рече Андрей: «Господине, знаю жену добру далече»; не бѣ бо въ дому своем Иесей, ну на селѣ далече от дома своего. И рече ему: «Шед, приведи ми ю». И дасть ему злато. Он же иде къ Езавелѣ, госпожи своей, и повѣда ей. Она же прииде нощия, и примѣсися Иесей къ ней, и не позна то есть жена его.

И так держали свой обет Иесей и Иезавель 12 лет. Но в один из дней сказал Иесей рабу своему Андрею: «Найди мне женщину, ибо хочет сердце мое женщину». Ответил Андрей: «Господин, знаю я красивую женщину, но она далеко отсюда»; не был Иесей в это время в доме своем, а на селе, далеко от дома. И сказал ему: «Иди, приведи мне ее». И дал ему золото. Он же пошел к Иезавели, госпоже своей, и поведал ей все. Она же пришла ночью, и совокупился с ней Иесей, не узнав жены своей.

 

И ту зачят отрочя, и роди, и нарече имя ему Давидъ, еврейскы — украденъ.[4] И не увѣдѣ Иесей о томъ, и въ тайнѣ въсхрани его. Егда бысть въ шестое лѣто, проводи его къ овцам и прѣдасть его пастыремъ овчиимъ. О немъ не вѣдѣше никто. И възрасте кротокъ и смѣренъ и от ума своего изьучи въсѣку свирня, и тюмбаны, и органы, и въся пъсни. И егда хотѣше свирити, овця и волове, и въси скоти играаху.[5]

И тогда зачала она младенца, и родила, и дала имя ему Давид, по-еврейски — украден. И не узнал Иесей об этом, и в тайне воспитала его. Когда минуло Давиду шесть лет, отвела его к овцам и передала овечьим пастухам. А кто он родом, не ведал никто. И вырос он кротким и смиренным и разумом своим постиг игру на всяких инструментах — на тимпанах, на органах, и научился всем песням. И когда принимался он играть, овцы и волы, и все животные скакали.

 

И посла Господь пророка своего, да възлиаетъ елей на главу его, яко въцарится сѣмя Авраамле.[6] Пророкъ Дафанъ[7] прииде в дом Иесеовь и рече ему: «Приведи сыны своя, да имъ дамъ сврагиду». Иесей приведе 8 сыновъ своих. Пророкъ Дафанъ рече: «Нѣсть зде сынъ твой, егоже трѣбуетъ Господь». Иесей рече: «Господи, не имамъ иных чяд, тъкмо толико». Пророк велико глаголааше, Иесей скръбѣше зѣло. Жена же его Езевела пришед, повѣда мужу своему Иесею и рече: «Тъй есть сынъ наш, ну не смѣх повѣдати ти, да не приложиши рѣчи лукавныя». И посла Иесей привести Давида. Егда видѣ пророкъ Давида, възрадовася зѣло. И възлиа елей на главу его, и дасть ему сврагиду. И рече ему: «Благословит тя Господь и благословено будет имя твое, и не погыбнеши въ вѣкы. От плода твоего прѣстолъ херувимом сътворится и дщи твоа честнѣйшиа херувимъ будетъ».[8] Иесей же чюждаашеся слышущи и глаголааше: «Где того добро обрящет? Онъ пастырству училъ ся есть». И тако отиде пророкъ.

И послал Господь пророка своего, чтобы возлил елей на главу Давида в знак того, что воцарится род Авраама. Пророк Дафан пришел в дом Иесея и сказал ему: «Приведи сыновей своих, и я отмечу их печатью». Иесей привел 8 сыновей своих. Пророк Дафан сказал: «Нет здесь сына твоего, которого требует Господь». Иесей взмолился: «Господин, нет у меня других детей, только эти». Пророк стоял на своем, Иесей был в отчаянии. Жена же его, Иезавель, придя, открыла мужу своему Иесею правду и сказала: «Он сын наш, но не смела поведать тебе, боясь, что ты примешь слова мои за обман». И приказал Иесей привести Давида. Когда увидел пророк Давида, возликовал. И вылил елей на главу его, и дал ему печать. И сказал ему: «Благословит тебя Господь и благословенно будет имя твое, и не погибнешь во веки. Племя твое воздвигнет престол херувимам, а дочь твоя будет выше херувимов». Иесей же удивился, услышав, и сказал: «Откуда он возьмет это величие? Он научен только пасти овец». С тем и удалился пророк.

 

Саул[9] же царь царствовааше въ сея землея и обладааше въся тварь. И въниде духъ нечистый въ Саулѣ, и пакости творѣше ему, и не давааше ему спати, ниже имѣше покоа въсегда. И нѣкый человѣкъ повѣда Саулу и рече: «Есть человѣкъ в Мадиамской земли[10] именемъ Иесей и имат въ овцах пастъвника, и великы свирня, и пищали прѣчюдны творитъ, и скоты и въся вещи играят, егда начнет свирити. Егда како и тебѣ что на ползу будет». Тогда Саулъ посла и призва Давида. Егда удари въ свирня, дух нечистый утихну в Саули за три днии. Егда отидѣше Давидъ, пакы диавол творѣше пакости ему. И съвѣща Саулъ, да дасть дъщерь свою Давиду жену,[11] яко да въсегда свирить и покоить Саула от духа нечистаго.

Саул же царь царствовал в этой земле и властвовал над всеми живущими. Но проник дух бесовский в Саула и мучил его, и не давал ему спать, и не было у него ни минуты покоя. И один человек поведал Саулу и рассказал: «Есть житель в Мадиамской земле по имени Иесей и имеет он овечьего пастуха — великого музыканта, дивно играющего на свирели; и скоты, и вся природа танцует, когда начнет он играть. Может и тебе это на пользу будет». Тогда Саул послал и призвал Давида. Когда заиграл Давид, дух нечистый угомонился в Сауле на три дня. Когда же ушел Давид, снова дьявол стал мучить его. И замыслил Саул дать дочь свою Давиду в жены, чтобы тот всегда играл и избавлял Саула от духа бесовского.

 

И тогда отвръжеся Голиафъ[12] от отца своего Саула царѣ и възятъ халдеяны[13] и прѣят въся земля Саулову, понеже бѣ мати Голиафова халдеанка. И прииде на отца своего Саула въ Иерусалимъ.[14] И рече Саулъ Давиду: «Почто не ръпщетъ сердце твое о семъ? Видиши ли како отвръжеся сынъ мой от мене тебе ради, и прѣят въся земля моя, и нинѣ хощет Иерусалимъ прѣяти. Ты, Давиде, что не спѣеши?»

В то время отступился Голиаф от отца своего Саула царя и, соединившись с халдеянами, захватил всю земля Саулову, ибо мать Голиафа была халдеянкой. И пришел на отца своего Саула к Иерусалиму. И сказал Саул Давиду: «Почему не скорбит сердце твое об этом? Ты же видишь, что отвергся сын мой от меня из-за тебя, и захватил всю землю мою, а ныне хочет Иерусалим взять. Ты же, Давид, что не спешишь?»

 

Наутрѣе прииде Голиафъ прѣд Иерусалимъ. Давидъ облѣче трое оружие на себе и подпръся двѣма копиама, и скочи 30 лакти.[15] И видѣвше людие дивишася. И изыде же на Голиафова. Саулови же не любѣщу Голиафа и повѣдашя ему Давида, яко да погубит его. Егда видѣ Давыда Голиафъ, напусти конь свой сверѣпо. Давидъ же молитву творѣше сице: «Боже праведный, и свѣтлый, и хвалный». Голиафу конь прѣвръжеся и оружие его въниде въ сердце его. Давидъ же извлѣче мечь его и отсѣче ему главу. И възвратися къ Саулу царю.

Наутро осадил Голиаф Иерусалим. Давид облачился в три доспеха, и подперся двумя копьями, и прыгнул на 30 локтей. И люди, видевшие это, изумились. И вышел Давид против Голиафова войска. Саул же не любил Голиафа, и указали ему на Давида как на того, кто погубит его. Когда увидел Давида Голиаф, с яростью пустил на него своего коня. Давид же творил молитву: «Боже праведный и светлый, и достойный». Конь Голиафа споткнулся, и меч Голиафа вонзился в сердце его. Давид же извлек этот меч и отсек Голиафу голову. И возвратился к царю Саулу.

 

И тако отиде духъ нечистый от Саулѣ, и умысли погубити Давида, и приведе единого вельмужа от земля халдейскуя, имя ему Вастрала,[16] яко да погубит Давида, и да дадят ему жену Давидову. И прииде Вастрала прѣукрашенъ наутриа, хотѣху усѣкнути его и жену его дати Вастралѣ.

И тогда покинул дух нечистый Саула, и замыслил он погубить Давида, и призвал одного богатыря из земли халдейской по имени Вастрала, чтобы тот убил Давида, а за это дадут за него жену Давида. И пришел Вастрала наутро в богатых нарядах (к Саулу), готовый обезглавить Давида и получить жену Давидову.

 

И на ложи жена его скръбѣше. Давидъ рече: «Почто тако скръбна еси, яко никогдаже?» Она же рече: «О, аще бы вѣдѣлъ, каковъ злъй съвѣтъ о тебѣ есть!» Давидъ рече: «Почто не извѣсти мнѣ?» Она же повѣда ему. И рече къ ней: «Может ли быти вѣра твоа права къ мнѣ?» Она рече: «Тако ми сътворшаго небо и земля, не познаю иного мужа».[17]

А на ложе горевала жена Давида. Давид спросил: «Почему ты так печальна, как никогда?» Она же отвечала: «О, если бы ты ведал, какой злой заговор составлен против тебя!» Давид сказал: «Почему не предупредила меня?» И она рассказала ему все. И сказал ей: «Правда ли то, в чем ты уверяешь меня?» Она сказала: «Свидетель мне сотворивший небо и землю, не приму я иного мужа».

 

Давидъ възя едино отрочя и украдеся, и въниде въ пещеру, нарицаемуя Мухли.[18] И прѣбысть ту 7 месяцъ и ту глаголаше: «Помѣни, Господи, Давида и въся кротость его».[19] Царь же Саулъ ищѣше усѣкнути его и пусти по въсей земли искати его. И обыскаху горы и врътепы, и ломие, и не обрѣтошя. И приходѣху прѣд пещеру, идеже лежаше Давидъ, и видѣху пещеру с паучину зарослу, и отвращахуся. Жена его облѣчеся въ власѣны руты и къ земли приникши плачаше.

Давид взял одного слугу и скрылся тайком, и спрятался в пещере, называемой Мухли. И пробыл там 7 месяцев, непрестанно повторяя: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Царь же Саул жаждал обезглавить его и послал по всей земле искать его. И обыскали горы и пещеры, и болота — и не нашли. Приходили и к той пещере, где скрывался Давид, но, увидев пещеру, заросшую паутиной, удалились. Жена его облачилась во власяницу и, припав к земле, плакала.

 

И явися аггелъ Господень Давиду и рече ему: «Изыди и стани на мѣстѣ рекомѣмъ Сухий, и ту есть Господь с тобою». Изыде Давидъ съ страхом велицѣм и ста на мѣстѣ, идеже рече ему Господь, и молитву творѣше: «Боже, святый владыко, небесный царю, призри нынѣ съ высоты безмѣрныя своя». И видѣху въси людие Давида, единогласно въпиаху. Саулъ же слыша и сверѣпующи въсѣде на конь и погна на Давида. Онъ възя камень и положи въ пращу, и възрѣвъ на небо помолися, и връже, и удари Саула въ око.[20] И паде царь. Давидъ извлѣкъ мечь его и усѣкну и. И въниде въ славу.

И явился ангел Господень Давиду и сказал ему: «Выйди и стань на месте, называемом Сухий, и будет там Господь с тобою». Вышел Давид, одержимый страхом великим, и стал на месте, где велел ему Господь, и творил молитву: «Боже, святой владыко, небесный царь, взгляни ныне с высоты безмерной своей». И видели все люди Давида и единогласно приветствовали его. Саул же слышал это и, рассвирепев, вскочил на коня и погнал его на Давида. Тот взял камень и вложил в пращу, и, обратившись к небу, помолился и метнул, и попал Саулу в око. И пал царь. Давид извлек меч его и убил его. И прославился.

 

И бысть царь на прѣстолѣ Сауловѣ. И роди съ женою своею Авесалома Красноглава.[21] И прѣставися жена его. И потомъ бысть кръвавъ и немилостив, и блудникъ, душегубецъ. Бѣше же нѣкто муж праведен и великъ, имя ему Уриа. Имѣше жену велелѣпну. И блазнѣшеся Давидъ о ней. Она же не хотѣше, бѣше бо вѣрна Богу и мужу своему. Давидъ посла Уриа на рать, яко да погубят его. И убишу и́.

И сел царем на престоле Саула. И родил с женою своею Авессалома Красноглава. И умерла жена Давида. И после того стал он кровожаден и немилостив, блудник и душегубец. Был некто муж справедливый и знатный по имени Урия. Имел он красивую жену. И Давид возжелал ее. Она же не хотела, ибо была верна Богу и мужу своему. Давид послал Урию на битву, чтобы погубить его. И убили его.

 

И прогнѣвася о том Богъ, и посла аггела и пророка Дафана, яко да обличит его пророкъ, и аще не покается, да убиетъ его аггелъ немилостивно. И прииде пророкъ прѣд Давида глаголя: «Суди мнѣ, господи, судъ». Царь рече: «Глаголи, еже имаши». Рече пророкъ: «Нѣкый человѣкъ имѣше 209 овецъ, аз же имѣх едину. Он уби мене и съмерти прѣдаст, и овцу мою възятъ, бѣ бо и Соломона от нея родилъ». Давидъ рече: «Въ истину тъй человѣкъ повиненъ есть лютой съмръти». Пророк рече: «То еси ты». Давидъ паде ницъ и озрѣвся видѣ аггела, яко ратника мечь дръжяща, и възъпи рече: «Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости твоей».[22] И Соломона[23] показуя рече: «Грѣхъ мой прѣд мною есть выну».[24] И тако отъятъ аггелъ мечь от него.

И разгневался за то Бог, и послал ангела и пророка Дафана, чтобы обличил его пророк, а если он не покается, чтобы убил его ангел безжалостно. И предстал пророк пред Давидом, говоря: «Рассуди меня, господин, судом своим». Царь промолвил: «Говори, что у тебя». Сказал пророк: «Один человек имел двести девять овец, я же имел одну. Он погубил меня и смерти предал, и овцу мою взял, а потом и Соломона она ему родила». Давид сказал: «Воистину, такой человек достоин лютой смерти». Пророк сказал: «Это ты и есть». Давид пал ниц и, оглядевшись, увидел ангела в образе воина, держащего меч, и взмолился: «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей». И на Соломона показав, промолвил: «Грех мой всегда предо мною». И тогда отвел ангел меч от него.

 

Сынъ же его пръвѣнецъ Авесалом възрасте и отвръжеся его и въси болѣре и прѣятъ въся хоры и градовы. И въшед Давидъ затворися за 3 лѣта, и велика зла тръпѣше от сына своего Авесалома, сухы кости гризѣше и усмы варяще. Авесаломъ просѣше Соломона глаголя: «Даждь ми копела, а ты сѣди на столѣ и буди царь въселенѣй».[25] Давидъ не имѣ, что сътворити. И въпроси его Соломон глаголя: «Повѣждь ми, отче, кое оружие изъучилъ еси изъмлада?» Давидъ рече: «О сыну, никое оружие не знаю, тъкмо пращу ручнуя». Соломон рече: «Отче, отче, то оружие твое, съ ним побѣдилъ еси Голиафа и Саула, страшнаго царѣ. Тѣм оружием ты въниде въ царство. И пакы нынѣ помоли Бога, егоже еси призвалъ прѣжде, егда како избавит тя и нынѣ».

Сын же его первенец Авессалом возмужал и отрекся от отца своего и все вельможи с ним, и захватил все земли и города. И, войдя, затворился Давид на три года, великое зло терпя от сына своего Авессалома, сухие кости грыз и кожи варил. Авессалом просил Соломона, говоря: «Дай мне войско, а ты сядешь на престоле и будешь царь вселенной». Давид не знал, что делать. И спросил его Соломон, говоря: «Поведай мне, отец, каким оружием владел ты с юности?» Давид сказал: «О сын, никакого оружия не знаю, только пращу ручную». Соломон воскликнул: «Отец, отец, это истинно твое оружие, с ним победил ты Голиафа и Саула, страшного царя. Этим оружием добыл ты царство. И вновь ныне умоли Бога, которого призывал прежде, да спасет тебя и теперь».

 

Давидъ же възят 3 камикы и въложи въ пращу и рече: «Въ имя Отца и Сына и Святаго Духа» и връже въ войско, и трѣщи Господь войску и порази невидимо. И разбися войско. Тогда погнашу два тъму, единъ тысящу. Бѣжущу Авесалому, въздвиже вѣтръ косу его и заятся за черѣшу, и повисну. Пришед Соломонъ и отсѣче ему главу, и принесе Давиду. Давидъ же видѣвъ въсплакася. Соломонъ рече: «Отче, что плачеши, не вѣси ли, колико зла сътвори тебѣ?» Давидъ рече: «О сыну плачя рождение мое, понеже бѣ рождение добры жены».[26]

Давид взял три камня и вложил в пращу с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и метнул в войско, и сломал Господь войско и поразил невидимо. И сокрушилось войско. Тогда погнали двое десять тысяч, один — тысячу. Бегущему Авессалому взметнул ветер волосы его, и зацепился он за ветвь, и повис. Настигнув, Соломон отсек ему голову и принес Давиду. Давид же, увидев, разрыдался. Соломон спросил: «Отец, что плачешь, не помнишь ли, сколько зла сотворил он тебе?» Давид ответил: «О сын, оплакиваю я рожденного мной, ибо был он сыном хорошей жены».

 

Богу нашему слава въ вѣкы. Аминь.

Богу нашему слава во веки. Аминь.

 

 

СЛОВО О ПСАЛТЫРИ

 

СЛОВО О ПСАЛТЬРИ, КАКО НАПИСАСЯ ДАВИДОМЪ ЦАРЕМЪ

СЛОВО О ПСАЛТЫРИ, КАК НАПИСАНА БЫЛА ДАВИДОМ ЦАРЕМ

 

Яко клятся Давидъ Господеви обѣщася Богу Ияковлю,[27] да егда въцарися Давидъ и взыска обрѣсти мѣсто Господеви.[28] И сѣде писати Псалтырь. И не вѣдаше, откуду есть разумъ, яко от аггела бысть и что пишетъ.

Когда клялся Давид Господу, то обещал Богу Иакова, что если воцарится он, то постарается найти святилище Господу. И сел писать Псалтырь. И не ведал, откуда бралась мысль, как бы от ангела было то, что пишет.

 

Единъ велможа именем Виоръ хотяше втайнѣ царю глаголати, царь же рече ему: «Прииди в нощь сию и исповѣждь ми, еже ти глаголати». Виор же прииде по глаголу цареву в нощь и видѣ юношю въ ухо шепчюще ко царю. И не явися Виоръ царю и изыде вонъ ис полаты царевы. И заутра прииде, и рече ему царь: «Почто не прииде тай исповедати ми? Но прииди паки в вечеръ и исповѣждь ми». И пакы прииде Виоръ в вечеръ и видѣ юношу велми свѣтла паче солнца въ ухо ему глаголюща. И паки възвратися. И на утрие прииде ко царю. Царь же з гнѣвомъ рече ему: «Почто не прииде, яко же азъ рѣх тебѣ?» И Виоръ рече: «Господи мой царю, 3-ж приидох, и не едною обрѣтох тя въ единствѣ». И пакы еще царь искушаше глаголъ его и рече ему: «Прииди в вечер».

Один вельможа по имени Виор хотел наедине говорить с царем, царь же велел ему: «Приди в ночь эту и поведай мне, что хотел сказать». Виор же пришел по слову царя ночью и увидел юношу, на ухо шепчущего царю. И не предстал Виор пред царем, и вышел вон из полаты царевой. А наутро, когда он пришел, спросил его царь: «Что не явился сказать мне свою тайну? Но приди снова вечером и расскажи мне». И вновь пришел Виор вечером и увидел юношу светлого, ярче солнца, на ухо царю говорящего. И снова удалился. И наутро пришел к царю. Царь же с гневом сказал ему: «Почему не пришел, как велел я тебе?» И Виор ответил: «Господин мой, царь, трижды приходил я и ни разу не застал тебя одного». И вновь царь расспрашивал его и приказал: «Приди вечером».

 

И егда прииде Виоръ в вечеръ къ царю, и вопроси его царь: «Есть ли человѣкъ, якоже еси его видѣлъ всегда?» И рече ему Виоръ: «Господи царю, зракъ лица его, яко огнянъ». И поразумѣ царь, яко аггелъ Господень кажеть ему смыслъ и разумъ писати псалтырное сложение.

И когда пришел Виор вечером к царю, спросил его царь: «Здесь ли человек, которого видел ты раньше?» И ответил ему Виор: «Господин царь, вид лица его, как огонь». И понял царь, что ангел Господень подсказывает ему мысль и лад для сочинения псалтырных стихов.

 

Есть близ двора царева блато при тайници царевы. И жабы кричяху гласы, егда писаше. Повелѣ отроком своим и забавиша жабам и съждами и сламами,[29] яко да не кричят. И абие видѣ Давидъ во едину нощь жабу велику распалающися на писанию его. Онъ же отверже ю. И паки видѣ второе. И поразуми ему писание, и почюдися Давидъ великому вражью навождению. И паки третие обрѣте ю на писании. И рече Давидъ: «Упражняю тя, дияволе, и что пакости дѣеши ми». Тогда рече жаба: «Или не дам аз тебѣ Бога славити, якоже ни ты мнѣ даваеши».

Есть близ дворца царева болотце, недалеко от тайной полаты царевой. И жабы испускали вопли, когда он писал. Повелел Давид слугам своим разогнать жаб горящей соломой, чтобы не кричали. И вдруг увидел Давид однажды ночью огромную жабу, распластавшуюся на писании его. Он же сбросил ее. И снова увидел ее во второй раз. И задумался он над своим писанием, и почудилось Давиду, что это великое дьявольское наваждение. Но и в третий раз нашел он ее на писании. И сказал Давид: «Истребляю тебя, дьявол, за то, что зло делаешь мне». Тогда сказала жаба: «Не дам я тебе Бога славить, как и ты мне не даешь».

 

Тогда повеле царь Давидъ отъяти отроки от блата того, яко да пакости не творят жабам тѣмъ. И абие вси проглаголаша жабы. Тогда Давидъ рече: «Всяко дыхание да хвалить Господа».[30]

Тогда повелел царь Давид отозвать слуг от болотца того, чтобы зла не делали жабам тем. И тотчас заголосили все жабы. Тогда Давид изрек: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

 

Списа же псалмовъ Давыд въ Псалтыри всѣх 300 и 60 и 5. И пакы царь Давыд устрои ковчежець малъ и Псалтырь запечатав и вложи в ковчежець и, заливъ оловом, и вверже в море по своей мудрости, и рече: «Аще есть слово се право мое составление псалтырное пред Богомъ, да изыдет из моря сий ковчежец и писанное в нем».

Написал же псалмов Давид в Псалтыри всего 300 и 60 и 5. И потом царь Давид соорудил ларчик малый и Псалтырь, запечатав, вложил в ларчик и, залив оловом, бросил в море по своему замыслу и сказал: «Если истинно слово мое, и составление Псалтыри угодно Богу, то выйдет из моря этот ларчик и писание, хранящееся в нем».

 

И бысть Псалтырь в море 80 лѣт. И по смерти Давыдовѣ ввержет Соломон мрежу въ морѣ и обрѣте мрежах ковчежец оловянъ. И распечята Соломонъ и обрѣте Псалтыри Давида, отца своего, списание псалмов токмо 100 и 50 и 3.[31] И тѣхъ проповѣда мирови и положиша и́ в соборнѣ церкви, иже ю славит вышняго Бога.

И пребывала Псалтырь в море 80 лет. И после смерти Давида забросил Соломон сеть в море и нашел в сети ларчик оловянный. И распечатал его Соломон и обрел в Псалтыри Давида, отца своего, записанными псалмов только 100 и 50 и 3. И те проповедал миру и положил их в соборной церкви, где теперь славят вышнего Бога.

 

И по лѣтех мнозѣх частаго ради распленения Иерусалимскаго[32] истеряша псалмы и пѣсни Давида списания. И пакы Ездра[33] пророкъ изыска и собра псалмов 150 и положи их не по ряду, не яко при Давидѣ были списаны. И наполнися миръ пѣсней псалтырних.

Но через много лет из-за частого пленения Иерусалима растерялись псалмы и песни, Давидом сочиненные. И вновь Ездра пророк разыскал и собрал 150 псалмов, но расположил их не по порядку, не как при Давиде были написаны. И наполнился мир песнями Псалтыри.

 

Тако и Господь нашь Исусъ Христосъ в послѣдняа лѣта преж сих времен в томъ же мѣсте в морѣ повеле воврещи мрежю своим учеником и ятъ рыбъ 100 и 50 и 3.[34] Якоже Давидъ и Соломонъ наполниша весь миръ псалтырным учением, тако и апостоли исполниша миръ божества и правыя вѣры. Рыбы бяху Новы завѣтъ и крещение Господне о Христе Исусе, Господѣ нашемъ, емуже слава всегда и нынѣ.

Так и Господь наш Иисус Христос незадолго до наших лет в том же месте повелел своим ученикам забросить сеть в море и выловил рыб 100 и 50 и 3. Как Давид и Соломон наполнили мир псалтырным учением, так и апостолы насытили мир божеством и истинной верой. Рыбы — Новый завет и крещение Господне во имя Христа Иисуса Господа нашего, ему же слава всегда и ныне.

 

 

ЛЕГЕНДА О ДАВИДЕ И ВИРСАВИИ

 

Давидъ, царь великый, от естества родом бяше незлобивъ и простъ, и кротокъ, милуя и почиташе Сауловы дѣти.[35]

Давид, царь великий, характером от рождения был незлобив и прост, и кроток, любил и почитал Сауловых детей.

 

И когда стоаше на полатах, внегда узрѣ жену Уриину, мыющуся въ виноградѣ своем, и повелѣ ю привести к себѣ, и сотвори с нею прелюбодѣйство. А мужа ея, Урию, посла противу ратных и повелѣ в полку убити его.[36]

И в то время, когда стоял он на палатах, увидел жену Урии, купающуюся в саду своем, и велел ее привести к себе, и сотворил с ней прелюбодеяние. А мужа ее, Урию, послал против неприятелей и повелел в сражении убить его.

 

Нафанъ[37] же пророкъ рече, егда хотяше Давидъ прелюбодѣйство и убийство творити, прорекъ бяше, глаголя, яко хощет умрети рожденный отрокъ.[38] Тому же умершу, родися Соломонъ от Вирсавии, жены Уриины.

Нафан же пророк знал, когда замыслил Давид прелюбодеяние и убийство совершить, и предсказал, что умрет рожденный младенец. И тот умер, но родился Соломон от Вирсавии, жены Урии.

 

И за то преступление посла Богъ Нафана пророка къ Давиду,[39] глаголя: «Тако глаголеть Господь, избери себѣ от троего едино: любо 3 лѣта гладъ створю в земли твоей, или 3 месяца бѣгати пред врагы твоими, или 3 дни смерть створю в земли твоей». Тогда Давидъ въздохнувъ из глубины душа своеа и рече: «Лучши ми есть впасти в руцѣ Бога жива, яко многы щедроты его, нежели впасти в руцѣ человеческыа». Избра же Давидъ смерть.

И за то преступление послал Бог Нафана пророка к Давиду сказать: «Так говорит Господь, избери себе одно из трех — либо сотворю я трехлетний голод в земле твоей, либо три месяца будешь бегать от врагов своих, или три дня будет господствовать смерть в земле твоей». Тогда Давид, вздохнул, опечаленный до глубины души своей, и сказал: «Лучше мне оказаться во власти Бога живого, ибо велики щедроты его, нежели во власти людской». И избрал Давид смерть.

 

И день исплънися жатвеный. Сътвори Господь смерть въ Израили, от утра до обѣда умре людий 70 000. И простре аггелъ Божий руку на Иерусалимъ, да погубит сущаа в нем. И рече Давидъ къ Господу Богу, егда видѣ аггела погубляюща народъ, и рече: «Се, Господи, аз съгрѣших, азъ, пастырь, зло створих, а си, овца, что зло створиша? Да будет, Господи, на мнѣ рука твоа, на рабѣ твоем в дому отца моего». И умилосердивъся Спасъ, рече къ аггелу: «Устави руку твою».[40]

И настал день гибели. Наслал Господь смерть на Израиль, с утра до обеда умерло людей 70 000. И простер ангел Божий руку к Иерусалиму, чтобы погубить живущих в нем. И взмолился Давид к Господу Богу, когда увидел ангела, губящего народ, и сказал: «Это, Господи, я согрешил, я, пастырь, зло сотворил, а они, овцы, какое зло сделали? Пусть будет, Господи, на мне гнев твой, на рабе твоем в доме отца моего». И смилостивился Спаситель, приказал ангелу: «Останови руку твою».

 

Давидъ покаявся о грѣсѣ своем и созда жрътвеникъ Господеви. И добрѣ поживъ, угодн Богу и, помолився, успе блаженым сном, преиде въ вѣчный животъ, поживе въ старости добрѣ.

Давид покаялся в грехе своем и воздвиг жертвенник Господу. И добродетельно пожив, угодил Богу и, помолившись, уснул блаженным сном, перешел в вечную жизнь, пожив в старости достойно.

 



[1] Иесей. — Отец Давида жил в Вифлееме (1 Цар. 16, 1—3). В христианском искусстве корень Иессея изображается в виде лежащего на земле Иессея, из груди которого растет высокое древо. На его ветвях сидят цари из рода Иессея, а на вершине — Богородица с младенцем Иисусом («И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» Ис. 11, 1—2).

[2] Езавель. — В библейском рассказе мать Давида по имени не названа.

[3] ...8 сыновъ... — Согласно Библии, Иессей имел восемь сыновей, включая и Давида и двух дочерей (1 Цар. 16, 10, 11).

[4] ...и нарече имя ему Давидъ, еврейскы — украденъ. — Давид (1055—1015 гг. до н. э.), царь Израиля, преемник царя Саула, объединивший еврейские племена и образовавший в Палестине единое государство. Успешно воевал с филистимлянами; уделял много внимания строительству и торговле. По мнению востоковедов, его имя означает «вождь», «царь» (Струве В. В. История древнего Востока. [Л.,] 1941. С. 286—287). По мнению других, имя Давид переводится как «любимый» (Чудинов А. И. Словарь иностранных слов. СПб., 1902. С. 230).

[5] И егда хотѣше свирити, овця и волове, и въси скоти играаху. — В другом варианте «Жития Давида» эта сцена представлена еще более яркими деталями: когда Давид играл на гуслях, овцы переставали есть, слушая его; если в это время на стадо нападал лев или медведь, Давид убивал их голыми руками (Описание рукописей Соловецкого монастыря. Казань, 1881. Ч. 1. С. 135).

[6] ...яко въцарится сѣмя Авраамле. — Авраам, герой целого ряда библейских легенд, патриарх, родоначальник еврейского народа, фигурирующий в Пятикнижии. Бог, являясь Аврааму, заключил с ним договор, обещая за его покорность умножить его потомство, «как песок морской и как звезды на небе».

[7] Дафанъ. — Пророк, современник Давида, обличавший его в грехе прелюбодеяния с Вирсавией притчей об овечке, отнятой богачом у бедняка (2 Цар. 12, 1—7). В Библии и других списках апокрифа его имя читается Нафан. Возможно, в издаваемом списке это имя спутано с другим библейским персонажем, связанным с Моисеем и Аароном.

[8] ...и дщи твоа честнѣйшиа херувимъ будетъ. — Речь идет о Богородице, предком которой был Давид. В сентябрьской Минее 1096 г. о ней сказано: «Богородице пречьстъная, иже херовима и серафима бысть привышьши».

[9] Саул — первый израильский царь, избранный в XI в. до н. э., во время борьбы с филистимлянами, основавший первое государство в Палестине. Но неудачная война с филистимлянами привела к гибели и его, и его сына (1 Цар.).

[10] Мадиамская земля — упоминается в Библии (Быт. 37, 25—28, 36; Исх. 2, 15). Считается, что находилась она в Аравии (Иудифь. 2, 25, 26; 3 Цар. 11, 18 и др.) (Солярский П. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1881. Т. 2. С. 520—522). Не ясно, почему Иессей и Давид, жители Вифлеема, названы в этом месте обитателями Мадиамской земли.

[11] ...дъщерь свою Давиду жену... — В Библии дочь Саула, данная Давиду в жены, звалась Мелхола (1 Цар. 18, 20, 27).

[12] Голиафъ — филистимлянин, богатырь, которого убил на поединке Давид, метнув камень из пращи, после чего отсек ему голову мечом (1 Цар. 17). Поединок Давида с Голиафом неоднократно изображен в памятниках — в живописи и ваянии, например знаменитая статуя Микеланджело, изображающая Давида с пращой.

[13] Халдеаны — халдеи, название семитской народности, жившей к югу от Вавилонии при Персидском заливе. Халдеей в древности называли гористую часть Месопотамии, лежащую между Арменией и Ассирией к югу от озера Ван. Античный писатель Ксенофонт отождествлял халдеев с курдами, а Вавилонию называл Халдейской землей. Халдеи, по свидетельству Библии, воевали с израильтянами (4 Цар. 24, 2; Солярский. Опыт. СПб., 1884. Т. 4. С. 300—303).

[14] Иерусалимъ — центральный город Палестины, возникший как крепость во 2-м тыс. до н. э. Столицей Израильского государства он стал только при Давиде, завоевавшем город. Первые семь лет царствования Давида столицей его был Хеврон. Скорее всего, упоминание Иерусалима как главного города Саула является анахронизмом.

[15] ...лакти... — Локоть — мера длины, соответствующая приблизительно длине локтевой кости. Применялась в античности, средневековье и Древней Руси. Длина локтя значительно колебалась в разные времена и в разных местностях.

[16] Вастрала. — В Библии персонажа с таким именем нет.

[17] ...и да дадят ему жену Давидову ... не познаю иного мужа». — Этого сюжета в Библии нет, хотя жену Давида Мелхолу Саул отдал в жены другому: «Саул же отдал дочь свою Мелхолу, жену Давидову, Фалтию, сыну Лаиша, что из Галлима» (1 Цар. 25, 44).

[18] ...в пещеру ... Мухли. — Пещера, в которой скрывался Давид от Саула, названа в Библии Одолламской (1 Цар. 22, 1).

[19] «Помѣни, Господи, Давида и въся кротость его». — Псалтырь: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его» (Пс. 131, 1).

[20] Онъ възя камень и положи в пращу ... и удари Саула въ око. — Камнем из пращи был убит Давидом филистимлянин Голиаф, Саул же погиб, бросившись на свой меч (1 Цар. 31, 1—6). В апокрифе эти обстоятельства поменялись местами.

[21] Авесалом Красноглав — Авессалом (евр. — отец мира), согласно Библии, не был первенцем Давида, он был третьим сыном, матерью его была Мааха, дочь Гессурского царя (2 Цар. 3, 3). Однако в древнерусских источниках он действительно назван первенцем Давида (см., например: Книга бытия небеси и земли (Палея историческая). Труд А. Попова. М., 1881. С. 163). Его прозвище Красноглав соответствует Библии, по описанию которой он был очень красив и имел густые волосы, сыгравшие роковую роль при его бегстве с поля боя (2 Цар. 14, 25, 26).

[22] Бѣше же нѣкто муж праведен и великъ, имя ему Урия ... «Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости твоей». — История Давида и Вирсавии и обличение его пророком Нафаном (в апокрифе Дафаном) изложены в Библии (2 Цар. 11, 2—17 и 12, 1—7). Древнерусский читатель мог найти этот сюжет в Палеях, Толковой и Исторической (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1896. Т. 2. С. 381—386, 405—407; Книга бытия небеси и земли (Палея историческая), С. 160—163). Однако в апокрифе иносказательная библейская притча изложена буквально и объединена с ее толкованием (пророк говорит «уби мене», «Соломона от нея родил» — имеется в виду Вирсавия).

[23] Соломон — царь, младший сын Давида от Вирсавии (около 950—933 гг. до н. э.). Убив своего старшего брата, захватил власть. Объединил царства Израиля и Иудеи. Предпринимал обширные строительные работы; при нем построены храм бога Ягве и царский дворец. Развиваются торговые отношения с Египтом и Финикией; владения государства расширяются на юг. Библия называет его самым мудрым царем Палестины. Он считается автором книги Песни песней, Притчей и некоторых Псалмов, вошедших в состав Ветхого Завета.

[24] «Грѣх мой прѣд мною есть выну». — Псалтырь: «И грех мой всегда предо мною» (Пс. 50, 5).

[25] Авесалом просѣше Соломона ... и буди царь въселенѣй». — Это место не совсем понятно. Слово «копела» не зафиксировано в древнерусских памятниках и, возможно, подверглось искажению в списках («копела» — в списке Библиотека РАН, 13.2.25, сохранившем сербскую орфографию, «копила» — в списке Библиотека РАН, 13.4.10, сохранившем болгарскую орфографию). Возможно, в основе лежало сербское слово «кòпље» — копье, пика. В этом случае им обозначалось войско, и Авессалом, воюющий против своего отца Давида, просил Соломона отдать ему в подчинение воинские силы.

Близость слов «копела» и «копила» сербскому и болгарскому «копиле» — внебрачный ребенок, не дает ключа к переводу, т. к. не соответствует контексту апокрифа: непонятно, почему Авессалом хотел получить внебрачных детей в обмен на трон (кстати, в Библии сказано, что Авессалом не имел сына — 2 Цар. 18, 18). Видеть в этом намек на эпизод, читающийся в Библии и в древнерусских Палеях, где говорится, что Авессалом захватил в Иерусалиме гарем отца, оставленный убежавшим Давидом, было бы большой натяжкой, тем более, что автор апокрифа, может быть намеренно, исключил его из рассказа — у него Давид не бежал из Иерусалима, а сидел в городе в осаде три года.

[26] Сынъ же его пръвѣнецъ Авесалом ... понеже бѣ рождение добры жены». — История восстания Авессалома против своего отца Давида изложена в апокрифе по сравнению с Библией очень неточно. Давид не сидел в осаде в Иерусалиме, а вообще покинул город (2 Цар. 15, 14—16, 37). Убил Авессалома не Соломон, который не участвовал в этих событиях, а Иоав, военачальник Давида (2 Цар. 18, 1, 14). Давид действительно сожалел о своем сыне и наказывал воинам, преследовавшим Авессалома: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар. 18, 5).

[27] Богу Иаковлю... — Иаков, патриарх, родоначальник израильского народа. В Библии рассказывается, что во время путешествия Иакова в Месопотамию Бог показал ему лестницу, соединявшую небо и землю, по ней поднимались и спускались ангелы; Бог обещал дать Иакову страну во владение и свое покровительство: «Я сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь»; Иаков положил обет: «И будет Господь моим Богом» (Быт. 28, 1—5, 10—22).

[28] ...да егда въцарися Давидъ и взыска обрѣсти мѣсто Господеви. — Этот фрагмент восходит к тексту Псалтыри: «Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова: “Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое, не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова”» (Пс. 131, 1—5).

[29] ...съждами и сламами... — Эти слова в контексте апокрифа переведены в известной степени условно: «съждами» от слова «сьжешти», «сьжизати» — сжигать, «слама» — солома. По-видимому, они представляли трудность и для переписчиков XVII в. Так, в рукописи РНБ, собр. Погодина, № 1938 это место читается: «Повелѣ царь побивати жабы отроком своим скажими и сланами, да они кричат», а в рукописи РНБ, собр. Погодина, № 1968 оно переделано: «Царь же повеле отроком изгнати их из блата и не даде им кричати».

[30] «Всяко дыхание да хвалить Господа». — Пс. 150, 6.

[31] ...псалмов токмо 100 и 50 и 3. — В Псалтыри всего 150 псалмов. В греческой традиции существует дополнительный псалом Давида на единоборство с Голиафом.

[32] ...частого ради распленения Иерусалимскаго... — На Израиль и Иудею наступала Ассирия (722 г. до н. э.), а затем Египет и Вавилония (608 г. до н. э.). В 597 г. Навуходоносор взял Иерусалим и увел часть его населения в плен в Вавилон. Следующая осада Иерусалима происходила в 586 г. до н. э., город сдался вавилонянам (Струве В. В. История древнего Востока. [Л.,] 1941. С. 296—297.

[33] Ездра — Езра, ученый и книжник сер. V в. до н. э. Под его именем помещено в Библии четыре книги (одна под названием книги Неемии), излагающих вавилонский период истории евреев и историю еврейской общины в Иудее. Эти книги с известной долей критики используются современными учеными востоковедами как исторический источник. Езра был последним редактором Пятикнижия (около 445—440 гг.).

[34] ...повеле воврещи мрежю своим учеником и ятъ рыбъ 100 и 50 и 3. — О чудесном лове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк. 5, 5—6, 10) и в Евангелии от Иоанна (Иоан. 21, 6, 11). В Евангелии от Иоанна сказано, что рыб было поймано 153.

[35] ...милуя и почиташе Сауловы дѣти. — Об отношении Давида к потомкам Саула говорится в Библии: «И сказал Давид: не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? Я оказал бы ему милость ради Ионафана» (2 Цар. 9, 1, 3).

[36] И когда стоаше на полатах ... А мужа ея, Урию, посла противу ратных и повелѣ в полку убити его. — История Давида и Вирсавии и обличение его пророком Нафаном изложены в Библии (2 Цар. 11, 2—17 и 12, 1—7). Древнерусский читатель мог найти этот сюжет в Палеях, Толковой и Исторической.

[37] Нафанъ — Пророк, современник Давида, обличавший его в грехе прелюбодеяния с Вирсавией притчей об овечке, отнятой богачом у бедняка (2 Цар. 12, 1—7).

[38] ...яко хощет умрети рожденный отрокъ. — Предсказание Нафана и смерть первого сына Давида и Вирсавии изложены в Библии подробно (2 Цар. 12, 14—24).

[39] И за то преступление посла Богъ Нафана пророка къ Давиду... — В Библии выбрать одно наказание из трех предлагает Давиду пророк Гад (2 Цар. 24, 11).

[40] «Тако глаголеть Господь, избери себѣ едино...» рече къ аггелу: «Устави руку твою». — В Библии Давид наказан за то, что устроил перепись народа (2 Цар. 24).

 

Апокрифы о Давиде — это ряд легенд о ветхозаветном пастухе и певце, ставшем царем и пророком, авторе Псалтыри. Источник их — книги Библии, и на Руси эти легенды не воспринимались как апокрифические: не вносились в «Списки отреченных книг» и даже выступали как «Предисловие, еже от Псалтыри, в начало Псалмом» в списках Псалтыри.

Но в Библии цельного рассказа о Давиде нет, эпизоды его жизни разбросаны по разным главам Первой и Второй книги Царств и с той или иной полнотой изложены в Палее Толковой, Палее Исторической и Палее Хронографической. Библейскому преданию соответствует посещение дома Иссея, отца Давида, пророком Господним, отметившим Давида елейным помазанием; служба Давида у израильско-иудейского царя Саула; врачевание Саула музыкой (1 Цар. 16); единоборство с великаном Голиафом (17); женитьба Давида на дочери Саула и помыслы Саула против Давида (18 и 19); история с Вирсавией (2 Цар. 11), восстание сына Давида Авессалома (15 и 17—19). Но все эпизоды апокрифа так или иначе не отвечают каноническому преданию: в Библии нет истории рождения Давида, нет никакого богатыря Вастралы, а Голиаф отнюдь не отложившийся сын Саула, и единоборство Давида с ним ведется не так и не тем оружием; Саул же погибает не от пращи Давида, а бросившись на свой меч после поражения от филистимлян. Младший же сын Давида Соломон не причастен ни к этим событиям, ни к гибели Авессалома, своего старшего брата, и многое другое.

Апокриф «Слово о Псалтыри» состоит из легенд, Библии неизвестных: первая — как ангел диктовал Давиду стихи Псалтыри; вторая — как Давид хотел наказать жаб, кваканием мешавших ему писать Псалтырь; третья — как Давид запечатал Псалтырь в ларец и бросил его в море, а через 80 лет ларец захватили рыболовные сети Соломона, и как впоследствии «наполнился мир песен псалтырных». Заканчивается эта, особенно распространенная в древнерусских рукописях, легенда параллелями с Новым Заветом: так и Христовы апостолы ловили рыб и насыщали мир истинной верой, ибо рыбы — это Новый Завет и крещение.

Легенда о Давиде и Вирсавии, рассказанная в Библии, излагается в Палеях, входит в апокрифическое «Житие Давида», но встречается и как самостоятельное произведение. На Руси известна с XIII—XIV вв.: в пергаменном списке Гадательной Псалтыри ею завершается цикл апокрифов о Давиде (РНБ, Софийское собр., № 60).

По сравнению с Библией легенда в древнерусских списках несколько сокращена — в ней нет притчи пророка Нафана об овечке (притча перенесена в «Житие Давида»), и рассказ не носил бы апокрифического характера, не будь иным в нем божье возмездие Давиду за похищение Вирсавии и убийство ее мужа. В Библии царь Давид наказан только смертью сына, рожденного ему Вирсавией (2 Цар. 12, 14—18), — в апокрифе царю дано самому выбирать, какого суда он заслуживает. Правда, такой же выбор поставлен перед Давидом и в библейской истории, но в другой час и в другой ситуации: Господь карает Давида за перепись народа Израиля (2 Цар. 24, 1—16), ибо, по представлениям древних, пересчитывать людей — это навлечь на них беды и смерть (см.: Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С. 362—368).

Тексты апокрифов «Жития Давида», как и «Слова о Псалтыри», вероятнее всего восходят к греческим оригиналам, а до Руси дошли в южнославянских, сербских и болгарских, рукописях, самая ранняя из которых — XIV в. В научный обиход они введены в последней четверти XIX в.: «Слово о Псалтыри» впервые опубликовал И. Я. Порфирьев (Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. С. 93—94; Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С. 242—243), а «Житие Давида» (вместе со «Словом о Псалтыри») — Н. А. Начов (Тиквешки рукопись // Сборник за народни умотворения, наука, книжнина. София, 1892. Кн. 8. С. 395—398) и А. И. Яцимирский (Из истории славянской письменности Молдавии и Валахии XV—XVII вв. // ПДПИ. 1906. № 162. С. 110—114).

Легенду о Давиде и Вирсавии публиковали И. Куприянов (Описание замечательной Псалтири // ЖМНП. 1855. Ч. 88, декабрь, отд. 2. С. 167) и В. Н. Перетц (Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Москву 1—12 февраля 1912 года. Киев, 1912. С. 25—26).

Этим памятникам посвящены работы: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. С. 68—69; Начов Н. А. Тиквешки рукопись // Сборник за народни умотворения, наука, книжнина. Изд. Министерствата на народното просвещение. София, 1894. Кн. 10. С. 106—112; Отчет командированного за границу приват-доцента Московского университета Василия Истрина за вторую половину 1894 г. // ЖМНП. 1896. Кн. 6. С. 68—71; Истрин В. Редакции Толковой Палеи. I—V. СПб., 1907. С. 97; Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов южнославянской и русской письменности (Списки памятников). Пг., 1921. Вып. 1. Апокрифы ветхозаветные. С. 173—174, 180—185, 192—193.

В настоящем издании «Житие Давида» публикуется по той же рукописи, что и в издании Яцимирского — Библиотека РАН, 13.2.25, л. 13 об.—19, XVI в. «Слово о Псалтыри» публикуется по рукописи РНБ, Софийское собр., № 1485, л. 19 об.—20 об., XVI в. Легенда о Давиде и Вирсавии публикуется по Псалтыри XVI в., принадлежавшей митрополиту Филиппу (Колычеву), РНБ, Соловецкое собр., № 711/819, л. 1—1 об. с небольшими добавлениями из пергаменной рукописи XIV в. РНБ, Софийское собр., № 60.