Минимизировать

ЖИТИЕ ФОТИЯ ВОЛОЦКОГО

Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской

Текст:

Преставися раб Божий старец Фатей, ученикъ вѣликаго старьца Касиана Босово,[1] в лѣто 7062 (1554)-го, мѣсяца марта 9, на паметь святыхъ великомученикъ 40, иже в Севастии,[2] на 6-мъ часѣ дьни,[3] в пяток, на 5 недѣли святаго поста. А того же дни, на 5-мъ часѣ, его перед преставлением и причащали Пречистых и Животворящих Христовыих Тайнъ. И по причастии Святыих Тайнъ на преставлении и образ Пресвятые Богородици с Превѣчным Младенцемь поцеловавъ, душу свою в руцѣ Богу предасть.

Преставился раб Божий старец Фотий, ученик великого старца Кассиана Босого, в 7062 <1554> году, 9 марта, на память 40 святых великомучеников, бывших в Севастии, в 6-м часу дня, в пятницу, на 5-й неделе святого поста. В тот же день, на 5-м часу, перед смертью, и причащали его Пречистых и Животворящих Христовых Тайн. И после того как перед кончиной причастился Фотий Святых Тайн и поцеловал образ Пресвятой Богородицы с Превечным Младенцем, предал он свою душу в руки Бога.

Сей честный старець родомъ града Киева, от православных и благородныих родителѣй, Феодоръ бѣ имя ему. И егда князь Богданъ Путивльскый[4] жил на своей вотчинѣ, во градѣ Путивле, и в те времена сей Феодоръ служилъ князю Богдану Путивльскому; и добродетѣлнаго ради его нрава князь Богданъ у своего сына, князя Владимера,[5] повелѣлъ дяткою ему быти.

Сей почтенный старец родился в городе Киеве у православных и благородных родителей, Федор было его имя. И когда князь Богдан Путивльский жил в своем родовом владении, в городе Путивле, в те времена этот Федор служил Богдану Путивльскому; и за добродетельный его нрав князь Богдан повелел Федору быть дядькой своего сына, князя Владимира.

Егда же великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодерсца, посланиемъ воеводы с войском взяли град Путивль,[6] тогда со князем Богданомъ, и з сыномъ его князем Владимером, и с прочими и сего Феодора плениша. И по великого князя велѣнию у Юрья Ивановича Замятнина жилъ сей Феодоръ[7] нѣколико лѣт. Видя же Юрьи Иванович его добронравие и держал у собя его небезсчесна.

Когда же посланные великим князем Иваном Васильевичем, самодержцем всея Руси, воеводы с войском взяли город Путивль, тогда вместе с князем Богданом, и с сыном его князем Владимиром, и вместе с другими взяли в плен и этого Федора. И по повелению великого князя сей Федор несколько лет жил у Юрия Ивановича Замятнина. Юрий Иванович, видя добрый его нрав, держал его у себя, оказывая должное почтение.

Егда же сей Феодоръ прииде в монастырь к преподобному игумену Иосифу, иже на Волоце, преподобный же, видя его, яко от усердьства от мира сего отбѣгша, постриже его во иноческий образ, и нарече имя ему Фатей, и дасть его под начало старцу Касиану Босому; и бысть у старца в послушании. Преподобный же Иосифъ зело любя его за его смирение и послушание. Увѣдавъ же Юрьи Иванович Замятнин, что пострижеся сей Феодоръ в Осифовѣ монастыре, часто посылаше ему милостыню и грамоты, с великиим смирением и челобитным молениемъ прося от него, чтобы его посещал писанием полезнаго наказаниа на спасение души, желаше бо от Бога Юрьи за святыя церкви и за православную вѣру кровию вѣнчатися, и по его желанию еже и бысть.[8]

Когда же этот Федор пришел в монастырь к преподобному игумену Иосифу, что на Волоке, то преподобный, видя его усердное отречение от мирского, постриг его в монахи, и нарек его Фотием, и отдал под начало старцу Кассиану Босому; и находился Фотий у старца в послушании. И преподобный Иосиф очень любил его за смирение и послушание. А Юрий Иванович Замятнин, узнав, что постригся тот Федор в Иосифовом монастыре, часто посылал ему милостыню и послания, с великим смирением и челобитным молением прося его, чтобы он навещал его письмами с полезными для спасения души поучениями, ибо Юрий хотел от Бога получить венец мученика, умерев за святые церкви и за православную веру, что по его желанию и сталось.

Слово же мнѣ предлежит о чюдном том старце. И жилъ въ Пречистой обители, в Осифовѣ манастыре, постригшись, Фатей неисходно до преставлениа своего полпетадесять лѣтъ въ великиих подвизехъ духовныхъ и въ въздержании; с начала и до преставлениа своего не измѣнилъ правила своего келѣйнаго. Правило же его бѣ: въ день да в нощь по 4 кафизмы, да по два кануна переменные, да статия Евангелиа, да шестьсотъ Исусовых молитвъ, а седмое сто молитвъ — Пречистой, глаголя сице: «Владычице моя, Пресвятая Богородица, помилуй мя, грѣшнаго», — да триста поклоновъ, да иефимонъ, да полуношницу;[9] прочее же время упражняшеся на прочитание Божественаго Писаниа и на рукоделие. Сна же приимаше в нощь и в день всего три часы или четыре, на земли без постели лежаше; иногда же и на ребрех не лежаше, но сидя въ предреченныя часы числа сна приимаше. К соборному же пѣнию с великим тщаниемъ к началу хожаше и на крылосе с вѣликим радениемъ стояше. И много лѣтъ уставъ держалъ с великим, от Бога дарованным ему, разсужениемъ.

Слово же мне надлежит сказать о чудном том старце. А жил в обители Пречистой, в Иосифове монастыре, постригшись, Фотий неисходно до кончины своей 45 лет в великих духовных подвигах и воздержании; с начала и до преставления своего он не изменил своего келейного правила. А правило его было: днем и ночью <читал> по 4 кафизмы, и по два переменных канона, и главу из Евангелия, и шестьсот Иисусовых молитв, а седьмую сотню молитв — Пречистой Богородице, говоря так: «Владычица моя, Пресвятая Богородица, помилуй меня, грешного», — да <совершал> триста поклонов, и ефимон, и полунощницу; остальное же время он упражнялся в чтении Божественного Писания и в рукоделии. А спал он ночью и днем всего три или четыре часа, на земле без постели лежал; иногда же и не ложился, но сидя вышеуказанное количество часов спал. И к соборной службе он с великим тщанием ходил к началу и на крылосе с великим усердием стоял. И много лет был уставщиком с великим, от Бога дарованным ему, знанием <этого дела>.

И тако в обѣтщание его к трудомъ нѣкогда, въ хлѣбьнѣ ходя, написалъ Евангелие сполна совсем въ двенацать недель, а в ыное время без службы пребысть и написалъ Евангелие в девять недель, такоже совсем сполна, а въ правиле келѣйном никакоже собе ослабы не давал. Прочих же книгъ, — Еванъгильевъ, и Псалтырь, и четиихъ, — много преписалъ, иже и донынѣ въ обители Пречистой, в Осифовѣ монастыре,[10] трудолюбное его списание. В кельи же, кромѣ келѣйные нужи и рукодѣлные снасти, отнюдь стяжаниа не имѣлъ, развѣ книгъ.

И так, по монашескому обету, некогда, работая в хлебопекарне, переписал он Евангелие полностью за двенадцать недель, а в другое время, когда он пребывал без службы, то переписал Евангелие за девять недель, также целиком, а в келейном правиле никакого себе облегчения не давал. И других книг — Евангелий, Псалтирей и книг для чтения — много переписал, тех, что и доныне <хранятся> в обители Пречистой Богородицы, в Иосифовом монастыре, плоды его трудолюбивой переписки. В келье же, кроме необходимых келейных вещей и инструментов для рукоделия, не имел он никакого имущества, за исключением книг.

И не услажашеся мира сего красотами и не желаше старейшиньства или под старейшиною быти. Егда же кто, вражимъ навожениемь, сатониным дѣйствомъ, разгордяся, оскоръбляше его, онъ же сердечным воздыханиемъ и многыми слезами моляше Всемилостиваго Создателя всего мира Бога и Пречистую Богоматерь и призывая на помощь молитвы великих чюдотворцовъ и святаго преподобнаго старца Иосифа, еже даровати ему терпение. И вменяше собе скорбь от человѣкъ въ великое посѣщение от Бога, человѣческыя же помощи нимало не искаше и на отмщение не поучашеся, еже клеветати брата своего. Пищею же довлѣлся трапезною вкупѣ з братиею, но и се с великим воздержаниемъ. Егда же прихожаше святая четыредесятница и святая Страстьная неделя,[11] тогды наипаче от духовныя теплоты труды к трудомъ прилогаше.

И не наслаждался Фотий мира сего красотами, и не желал начальствовать над братией или быть помощником начальствующего. А если кто по дьявольскому наваждению, сатанинскому действию, возгордясь, оскорблял его, то он с сердечным воздыханием и многими слезами молил Всемилостивого Создателя всего мира Бога и Пречистую Богоматерь и призывал на помощь в молитвах великих чудотворцев и святого преподобного старца Иосифа, чтобы даровали ему терпение. И вменял себе Фотий страдание от людей в великую милость от Бога, а человеческой помощи совсем не искал и о мщении не задумывался, чтобы оклеветать брата своего. А пищею он довольствовался трапезною, <вкушая> вместе с братиею, но и это <делал> с великим воздержанием. Когда же наступали святая четыредесятница и святая Страстная неделя, тогда он еще больше от духовной теплоты труды к трудам прибавлял.

Прочие же подвизи его и труды, и сердечное воздыхание, и слезы како могу исписати подлинно от простоумиа моего, но, Бога ради, отцы, и братиа, и господие мои, не позазрите худоумию моему и грубости, да не будеть в подсмѣяние написание се недостойнаго, и худаго, и грубаго черньца Васияна, что есми дерьзнул написати отчасти себѣ на воспоминание о чюдном томъ старце Фатее пребывании и о подвизѣхъ духовных, не ему похвалу поставляя, но укоряя свое непотребьство и окоянную лѣность, чюдный бо сей старецъ не требоваше и тогда человѣческыя похвалы, егда жилъ въ временном семъ вѣце, но желаше единыа от Бога милости и похвалы.

А другие его подвиги, и труды, и сердечное воздыхание, и слезы как я могу подлинно описать по простоумию моему, но, Бога ради, отцы, и братья, и господа мои, не осудите худоумие мое и грубость, чтобы не было осмеяно то, что написано недостойным, и плохим, и невежественным монахом Вассианом, который дерзнул написать отчасти себе на память о жизни и духовных подвигах чудного того старца Фотия, не ему похвалу творя, но обличая свой непристойный образ жизни и окаянную леность, так как чудный этот старец не требовал и тогда славы от людей, когда жил во временном этом веке, но одной желал от Бога милости и похвалы.

Или кто помолвит, что яз, тщеславяся, писалъ себѣ в похвалу, что яз таковаго старца ученикъ; и мнѣ то стытко и помыслити от великого моего раслаблениа, занеже язъ своимъ злонравием и слабостию в лености пребываю, аки свиниа в калѣ, воляюся в непотребьстве[12] и во сне препровожаю дьни своя, мучим бысть совѣстию своею, что есми от добраго древа вѣть непотребная отросла;[13] но и свиниа лучши меня, понеже по устроению Божию живет: в какой ея Богъ статии устроилъ, в той и пребываеть. А яз от Бога человѣкъ устроенъ и почтенъ есми от Бога всѣмъ, а нимало по заповѣдем Божиим не шествую своимъ чином, от Бога дарованным на спасение душе, но пребываю, аки скот бесловесной, нимало подвизаюся о своемъ спасении.

Возможно, кто-то скажет, что я, гордясь, писал <это> себе в похвалу, что я такого старца ученик; но мне о том стыдно и подумать от великого моего бессилия, потому что из-за своего злонравия и слабости пребываю я в лености, как свинья в кале, валяюсь в непотребстве и во сне препровожу дни свои, мучимый своею совестью, что отрос я ветвью непотребной от доброго древа; даже и свинья лучше меня, потому что по закону, установленному Богом, живет: какое Бог определил ей положение, в том она и пребывает. А я по замыслу Бога создан человеком и почтен всем от Бога, а нисколько, по заповедям Божьим, не следую своим путем, дарованным от Бога к спасению души, но пребываю, подобно бессловесному скоту, нимало не заботясь о своем спасении.

Да некли прочет сия, ужаснуся и воздохну, въспомянувъ собѣ чюднаго сего старца подвизи и злостраданиа, слезы же и тръпѣния, и прежде смерти умрьтвие в трудехъ о Христѣ Исусѣ, Господѣ нашем, емуже слава нынѣ, и присно, и в бесконечныя вѣкы. Аминь.

Может быть, прочтя это, ужаснусь и вздохну, вспомнив чудного сего старца подвиги и страдания, слезы и терпение, и прежде смерти умерщвление <плоти> в трудах ради Иисуса Христа, Господа нашего, которому слава ныне, и присно, и в бесконечные времена. Аминь.

Старца Фотея ученикъ Исайя повѣда.[14] «Некогда, — рече, — незадолго время до преставления старца Фатея, противъ недели, учали звонить в будилной колокол ко Всенощному. Аз же из задние кельи пришелъ в прежнюю кѣлью благословитися у старца Фатея поити ко Всенощному. Свѣщникъ же у него горит, бяше бо старец против Всенощнаго мало сна приимаше, но упражняшеся на молитву и прочитание Божественых Писаний. И видѣх старца обрадованным образом и слезны очи имущу. И нача повѣдати мнѣ: „Възлегъ есми приопочинути и видѣхъ во снѣ жену в багряных ризах; пришед в келью ко мнѣ и глагола: «Фатей, дай из-за пазушия жемчюгов».[15] Аз же с великим страхом, трепеща, глаголаху ей: «Нѣт, госпоже, у меня жемчюгу». Она же рече ко мне: «Есть». Аз же прострох руку в пазуху, и обретох, и дах ей полну горьсть жемчюгу. Она же рече: «Еще дай». Аз же паки обравъ с полгорьсти еще в пазухѣ жемчюгу и отдах ей. Ана же паки рече: «Дай еще». Аз же поискав в пазухѣ, и не обрѣтох, и рекох с великим трепетом: «Толко, госпоже». Ана же рече: «Днесь у нас же будешь». Аз же от великого страха пробудихся и дивлюся необычному видению, и нынѣ бо от великого страха еще трепещет ми сердце”».

Поведал старца Фотия ученик Исайя. «Некогда, — рассказал он, — незадолго до преставления старца Фотия, накануне воскресенья, начали звонить в будильный колокол ко Всенощной. И я из задней кельи пришел в переднюю келью просить благословения у старца Фотия, чтобы пойти ко Всенощной. А свещник у него горит, ибо старец мало спал перед Всенощной, но упражнялся в молитвах и чтении Божественных Писаний. И увидел я старца радостным и со слезами на глазах. И начал он рассказывать мне: „Лег я немного отдохнуть и видел во сне женщину в багряных одеждах; она пришла ко мне в келью и сказала: «Фотий, дай из-за пазухи жемчугов». Я же с великим страхом, трепеща, отвечал ей: «Нет, госпожа, у меня жемчуга». А она сказала мне: «Есть». И я просунул руку за пазуху, и нашел, и дал ей полную горсть жемчуга. Она же сказала: «Еще дай». И я опять собрал за пазухой еще с полгорсти жемчуга и отдал ей. Она же снова попросила: «Дай еще». И я поискал за пазухой, и не нашел, и сказал с великим трепетом: «Больше нет ничего, госпожа». А она ответила: «Сегодня же у нас будешь». И я от сильного страха проснулся, и дивлюсь необычному видению, и сейчас еще от великого страха трепещет сердце”».

Запрети же ученику своему никомуже того повѣдати. Зѣло бо любяше его за великое его смирение и послушание и не скрывашеся от него. Рече же ему и се: «Аще слягу, и мнѣ не въстати». И поиде ко Всенощному едва на великую силу, бяше бо от великого въздержания, и подвиговъ, и старости изнеможе телом. И пришед после утрени, и от того дьни изнемогъ и к церковному пѣнию ходити, словословие же Божие изо устъ его безпрестани исхожаше и до послѣдняго издыхания с великою паметию. Сия же Исайя повѣда после преставления его.

И запретил он ученику своему кому-либо это рассказывать. Очень же любил Фотий Исайю за великое его смирение и послушание и ничего не скрывал от него. Сказал он ему и это: «Если я слягу, то мне не встать». И с трудом пошел он ко Всенощной, через силу, так как от великого воздержания, и подвигов, и старости изнемог телом. И пришел после утрени, и с того дня не мог больше ходить к церковной службе, но славословие Богу из уст его исходило постоянно, и совершал он это до последнего дыхания в полной памяти. И поведал Исайя об этом после его преставления.

Того же старца Фатея ученикъ Феодосей повѣда.[16] «Некогда, — рече, — приидох в келию после соборнаго пѣния не за многими дьньми до преставлениа старца Фатея и обонях в кѣльи великое благоухание, якоже бысть доволно бывает кажение с ладану. И вопросих брата своего Арсения[17] (бѣ бо Арсеней у старца брежения для пребывал и, егда будет, кадилъ: бѣ бо старець велми изнемог), он же глагола: „И яз слышу благоухание то, а кажения не было и огня в кадилнице не бывало”. И абие помале преста благоухание. Се же бысть, — рече, — и не в одно время слышах в кельи благоухание перед преставлением его и без кажения».

Рассказал того же старца Фотия ученик Феодосий. «Однажды, — поведал он, — пришел я в келью после церковной службы за несколько дней до преставления старца Фотия и почувствовал в келье сильное благоухание, такое обильное, как бывает после каждения ладаном. И спросил брата своего Арсения <а Арсений у старца находился, опекая его, и, когда надо было, кадил, так как старец сильно изнемог>, и он ответил: „И я чувствую это благоухание, в то время как каждения не было и огня в кадиле не бывало”. И понемногу прекратилось благоухание. И это было, — сказал он, — и не однажды чувствовал я в келье благоухание без каждения перед его кончиной».

Сия же слыша яз, непотребный Васиянъ, и написах себѣ, умегчевая ниву сердца своего злонравие, поминая старца подвизи и нежелание мира сего наслажения для будущихъ вѣчных благъ наслажение, идѣже праведнии ликоствуют; еже око не видѣ и ухо не слыша,[18] и на сердце человѣку не взыде Божие уготование любящим его и творящим волю его; якоже не мощно алчущому не помянути хлѣба,[19] сице не мочно спастися, иже исхода и Суда не поминающему.

И это слышал я, непотребный Вассиан, и написал для себя, умягчая ниву своего злонравного сердца, поминая подвиги старца и неприятие им мирских наслаждений ради счастья будущих вечных благ там, где праведники ликуют; того око не видит и ухо не слышит, и на сердце человеку не придет, что уготовал Бог тем, кто любит его и творит его волю; как нельзя алчущему не помнить о хлебе, так нельзя спастись тому, кто не думает о конце и Божьем Суде.



[1] ...ученикъ вѣликаго старьца Касиана Босово... — Кассиан Босой (1439—1532) — в миру носил имя Козьма, происходил из боярского рода, жил в Переяславле-Залесском. В середине 70-х гг. XV в. принял постриг и стал учеником Пафнутия Боровского. После смерти учителя, разделяя идею Иосифа Волоцкого о строгом общежительном уставе, перешел в основанный им монастырь Успения Богородицы, где прославился своими аскетическими подвигами. Кассиан Босой входил в число соборных старцев и возможных претендентов на игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. В 1553—1560 гг. Вассианом Кошкой было создано Житие Кассиана Босого, которое является основным источником сведений об этом волоцком монахе (см. наст. изд., с. 418—427).

[2] ...на паметь святыхъ великомученикъ 40, иже в Севастии... — Речь идет о сорока мучениках-воинах, пострадавших за христианскую веру в Севастии Армянской: их погружали в озеро, покрытое льдом, ноги разбивали молотом; потом тела их сожгли, а кости бросили в реку. Церковь особо чтит память этих святых, которая отмечается 9 марта.

[3] ...на 6-мъ часѣ дьни... — В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; шестой час дня 9 марта — это, согласно современному времяисчислению, 13 ч. 30 м. дня.

[4] ...князь Богданъ Путивльскый... — Богдан Федорович, наместник Путивльского княжества (1495—1500), входившего в состав Чернигово-Северской земли, пограничного удела Великого княжества Литовского. Происходил из рода князей Глинских, был троюродным братом М. Л. Глинского. В 1495 г. получил имение в Менском повете; в 1497, 1498, 1500 гг. королем Александром Казимировичем награждался за службу новыми земельными владениями. С 1500 г., после завоевания Путивля московскими войсками, служил русскому государю, находясь среди «литвы дворовой». Одно время жил в Ярославле; скончался в Москве в 1512 г.

[5] ...у своего сына, князя Владимера... — Речь идет о князе Владимире, сыне Богдана Федоровича Путивльского, который вместе с отцом в качестве «почетных пленников» в 1500 г. приезжает в Москву; с 1527 г. живет в Литве; в 1540 г. вместе с сыном Богданом возвращается на Русь.

[6] ...великого князя Ивана Васильевича... посланиемъ воеводы с войском взяли град Путивль... — В конце XV в. территория Московского государства расширилась за счет присоединения мелких княжеств, расположенных в устье рек Оки и Вязьмы, и приблизилась к границам Великого княжества Литовского. В начале 1500 г. из состава Литвы вместе с «отчинами» и «волостями» вышли князья Василий Иванович Шемячич Новгород-Северский, Семен Иванович Стародубский, Семен Иванович Вельский. Иван III, нарушив договор, принял их «в службу» и объявил войну Литве, обвинив ее в гонениях на православных. В августе 1500 г. московские войска под командованием казанского царевича Магмет-Аминя и воеводы Якова Захарьевича Кошкина заняли города Мценск, Мосальск, Серпейск, Брянск. По сообщению Разрядной книги 1475—1605 гг., «тими походы государевы воеводы Путивль взяли августа в 6 день». Развернувшиеся в 1500—1503 гг. боевые действия окончились поражением литовских войск. В результате договора о перемирии к Московскому государству отошли земли Чернигово-Стародубского княжества.

[7] ...у Юрья Ивановича Замятнина жилъ сей Феодоръ... — Юрий Иванович Замятнин (ум. в 1521 г.), у которого в 1500—1509 гг. жил Федор, позднее — волоцкий монах Фотий, был заметной фигурой в политической жизни Руси первой четверти XVI в. Первое известие о нем относится к 1495 г., когда «постельник Юшко Замятнин» ездил в Новгород в составе свиты Ивана III. Возможно, он принимал участие в походе 1500 г. на Путивль. В 1512 г. Ю. И. Замятнин «стоял на Туле... для крымского царя приходу»; в 1513 г. участвовал в походе на Смоленск; в 1514 г. ходил «в Литовскую землю» в составе войск В. Шуйского; в 1515 г. совершил поход из Пскова «в немцы»; в 1517—1519 гг. вел боевые действия против Литвы, «воевал» Могилев и Полоцк. Воевода Ю. И. Замятнин пользовался расположением великого князя Ивана III, который в 1517 г. вызывал его из Великих Лук в Москву на совет. Юрий Замятнин был тесно связан с Иосифо-Волоколамским монастырем, куда часто посылал старцу Фотию «милостыню и грамоты».

[8] ...желаше бо от Бога Юрьи за святыя церкви... кровию вѣнчатися, и по его желанию еже и бысть. — Юрий Иванович Замятнин погиб 28 июня 1521 г. в битве с крымскими татарами Мегмет-Гирея на реке Оке, неподалеку от Серпухова. Крымцы напали на русское войско внезапно, сумев скрытно переправиться через реку; среди погибших были и воеводы, в том числе и Ю. И. Замятнин.

[9] ...по 4 кафизмы, да по два кануна переменные... да иефимонъ, да полунощницу... — Кафизма — название каждого из 20 разделов Псалтыри. Канон (канун) — богослужебное песнопение, состоящее из девяти песен, в честь церковного праздника или в похвалу святого. Ефимон (мефимон) — великое повечерие (павечерница), церковная служба. Полунощница — церковная служба, которая первоначально совершалась в полночь, а позднее — в любой час перед утреней или вместе с нею.

[10] ...книгъ... много преписалъ, иже и донынѣ въ обители Пречистой, в Осифовѣ монастыре... — Согласно описи 1545 г. в библиотеке Иосифо-Волоколамского монастыря хранилось 13 рукописей «письма Фотеева». Большая часть созданных им рукописных книг имеет богослужебное содержание, однако в составе сборников Фотия имеются «четьи» произведения: Повесть о Евстратии, Прение Живота и Смерти, Хронограф русский и др. См. подробнее: Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 25, 28, 29, 31, 32, 34, 40.

[11] ...прихожаше святая четыредесятница и святая Страстьная неделя... — Четыредесятницей называют Великий пост, установленный в подражание Моисею и Иисусу Христу, которые 40 дней постились в пустыне. Страстная неделя — последняя неделя Великого поста, посвященная воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа.

[12] ...аки свиниа в калѣ воляюся в непотребьстве... — Ср.: 2 Петр 2, 22.

[13] ...от добраго древа вѣть непотребная отросла... — Ср.: Ин. 15, 2, 4—6; Рим. 11, 16—19, 21.

[14] Старца Фотея ученикъ Исайя повѣда. — Исайя Ртищев был одним из последних учеников старца Фотия Волоцкого. Род Ртищевых происходил из Раховского стана Волоцкого уезда и имел постоянные контакты с Иосифовым монастырем. Отец Исайи — Ртище Васильев, сын Александров, неоднократно упоминается в актовых материалах Иосифо-Волоколамского монастыря. Исайя Ртищев (в миру — Сидор, или Исидор) постригся в монастыре Иосифа в 1532—1533 гг. и дал за собой игумену Нифонту Кормилицыну сельцо Ивашево «са всем, что к тому сельцю истарины потегло». До Исайи в монастыре постриглись его братья — Иона, Федор, Даниил и Ермолай. Исайя Ртищев пришел в монастырь в зрелом возрасте, ибо во вкладной записи упоминаются его жена и дети. Инок Исайя был близок к игумену Гурию Руготину, который в 1555 г. стал архиепископом Казанским, а Исайю назначил своим казначеем и увез с собою в Казань. Последние известия об Исайе Ртищеве относятся к 1558 г.

[15] «...дай из-за пазушия жемчюгов». — По древнерусским поверьям, видеть во сне жемчуг — предвестие печали, слез, смерти.

[16] Того же старца Фатея ученикъ Феодосей повѣда. — Феодосии Плещеев (ум. в 1569 г.) входил в число соборных старцев Иосифо-Волоколамского монастыря (1568—1569). Вместе со старшим братом Арсением носил монашеское прозвище Луковникова, что, возможно, указывает на их службу управляющими отдаленной монастырской вотчиной в Старицком уезде, куда входило село Луковниково с 27 «деревнями и починки».

[17] И вопросих брата своего Арсения... — Арсений Григорьевич Плещеев (в миру — Андрей) происходил из старинного боярского рода Рузского уезда. Плещеевы были в числе богатых вкладчиков и пострижеников Иосифо-Волоколамского монастыря. Арсений стал монахом до 1545 г., ибо имя этого инока упоминается в монастырской описи, датированной 1545 г. В 1549—1553 гг. состоял в должности казначея и был соборным старцем Иосифова монастыря. Скончался в 1556—1557 гг. По некоторым данным, одно время был иноком Троице-Сергиева монастыря.

[18] ...еже око не видѣ и ухо не слыша... — Рим. 11, 8; Мф. 13, 15; Ис. 6, 10; Вт. 29, 4.

[19] ...якоже не мощно алчущему не помянути хлѣба... — Ср.: Ис. 29, 8.

Это агиографическое произведение посвящено монаху Иосифо-Волоколамского монастыря, писателю и профессиональному книгописцу Фотию. До пострижения он жил в Киеве, затем состоял на службе у князя Богдана Федоровича Путивльского, а после взятия Путивля войсками великого князя Василия III находился в качестве почетного пленника в Москве у воеводы Ю. И. Замятнина. В 1509 г. Иосиф Волоцкий постриг его в монахи и отдал «под начало» старцу Кассиану Босому. В монастыре Фотий вел «жестокое» житие: соблюдал суровый пост, спал три-четыре часа в сутки, лежа на земле или сидя, выполнял тяжелую работу на «хлебне». Он занимался перепиской книг, в течение ряда лет был монастырским уставщиком, наблюдал за порядком церковной службы. Духовными учениками Фотия были соборные старцы Арсений и Феодосии Плещеевы, казначей казанского архиепископа Гурия Руготина Исайя Ртищев, инок Мартемьян Старый, а также автор Жития Фотия — Вассиан Кошка.

Вассиан Кошка (ум. 1568) — известный писатель середины XVI в. — был пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, где находился «под началом» старца Фотия. Скорее всего, именно Фотий приобщил Вассиана Кошку к книгописному делу и литературному творчеству, так как занимался не только перепиской книг для монастырской библиотеки, но и сочинительством: ему принадлежат Служба Иосифу Волоцкому, Поучение против сквернословия, Послание к старице Александре и, возможно, другие произведения. О прочности духовной связи между Фотием и его учеником свидетельствует монашеское прозвище Вассиана — «Фатеев».

Известно, что в 50-е гг. XVI в. Вассиан Кошка был настоятелем тверского Вотмицкого монастыря (монастыря Покрова Богородицы в устье реки Тмы). В 1563 г. Вассиан Кошка вернулся «на покой» в Иосифо-Волоколамский монастырь, где вел Вкладные книги, а в 1568 г., после смерти Вассиана, в монастырскую библиотеку поступило семь книг, переписанных его рукою. Вассиан Кошка вошел в историю русской литературы как автор Слова о последних днях и смерти тверского епископа Акакия, составитель Азбуковника (компилятивного словарного свода середины XVI в.), редактор Волоколамского патерика (см. наст. изд., т. 9, с. 487—488). Видимо, ему принадлежит авторство и Письма о нелюбках, где объясняются расхождения старцев Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского монастырей по вопросам монастырского землевладения и характера монашеского жития.

Житие Фотия Волоцкого Вассиан Кошка создает после смерти учителя, то есть после 1554 г., основываясь на монастырском предании, рассказах учеников старца, своих собственных воспоминаниях. Произведение о Фотий Волочком не является традиционным житием-похвалой герою, написанным с целью его церковной канонизации. Это мемуарно-биографическое сочинение, стоящее в одном ряду с такими памятниками иосифлянской агиографии, как Записка Иннокентия о последних днях жизни Пафнутия Боровского, Надгробное слово Иосифу Волоцкому Досифея Топоркова, свод произведений о Кассиане Босом.

К настоящему времени выявлено два списка Жития Фотия Волоцкого, которые входят в состав сборника Нифонта Кормилицына и сборника Вассиана Кошки. Они представляют собой, скорее всего, две авторские редакции памятника — краткую и полную. Первая по времени создания — краткая, видимо, возникла вскоре после смерти Фотия, о чем свидетельствуют хорошая осведомленность автора о жизни и кончине старца, глубина лирического переживания изображаемых событий. Вторая — пространная редакция, включает рассказы о Фотии его учеников, которые были свидетелями предсмертных видений и чудес учителя. Если рассказы Исайи Ртищева Вассиан Кошка мог услышать, бывая в Иосифо-Волоколамском монастыре, до весны 1555 г., когда Исайя получил место казначея при казанском архиепископе, то рассказ о Фотии братьев Феодосия и Арсения Плещеевых был записан Вассианом со слов Феодосия после смерти Арсения (1556—1557). Таким образом, работа Вассиана Кошки над Житием Фотия Волоцкого была длительной, охватывая всю вторую половину 50-х гг. XVI в. Сравнение редакций Жития Фотия дает наглядное представление о том, как рождался монастырский эпос, как реальная биография монаха превращалась в легенду, обрастая эпизодами чудес и видений.

Житие Фотия было издано Питиримом Волоколамским в «Богословских трудах» (М., 1973. Т. 10). См. также научное издание текста: Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999. С. 223—230, 453—456. В настоящем издании публикуется по списку 60-х гг. XVI в., находящемуся в сборнике Вассиана Кошки (ГИМ, Синодальное собр., № 927, л. 172—178), с учетом разночтений по списку краткой редакции памятника в сборнике Нифонта Кормилицына (РНБ, 01. XVII. 64, л. 353—356 об.).