Память благоверного царя Константина и матери его Елены

Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой

Текст:

21 МАЯ. МЕСЯЦА ТОГО ЖЕ ВЪ 21 ДЕНЬ. ПАМЯТЬ БЛАГОВѢРНАГО ЦАРЯ КОНСТЯНТИНА И МАТЕРЕ ЕГО ЕЛЕНЫ

21 МАЯ. МЕСЯЦА ТОГО ЖЕ В 21 ДЕНЬ. ПАМЯТЬ БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЯ КОНСТАНТИНА И МАТЕРИ ЕГО ЕЛЕНЫ

Си блаженнаа Елена бысть от града, нарицаемаго Серпа, от предѣлъ Персьскых. Рожешися от отца Феодора еллина суща и матере, такоже нарицаемы Елены, въ царство Диоклитиана.[1] Тогда Костя Зеленый[2] епаршескый предрьжа санъ. Посланъ же бысть въ Персы мира дѣля. И дошед града Серпа, отбита у Феодора Гостинника, и проси, да ему обрящеть дѣвицу блуда ради. Феодоръ же, не обрѣтъ, приведе свою дщерь ему, дѣвою сущи, Елена. Ти яко бысть полунощи, бысть знамение велико, явися солнце посреди небесе, стоа и лучя испущаше на нею. Утро же дасть багряную свою ризу Еленѣ, рекъ оцу еа: «Аще родить дѣвица младенца, приведи и съ материю ко мнѣ». По времени же роди Елена мужскъ полъ. И пакы послани быша скороходци от Диоклитияна в Персы, и обиташа у Феодора, оца Еленина. И видѣвше Костянтина уна суща, разгнѣваша и о нѣкоей вещи. Младенцу же плачющуся со слезами. Елена же претяше посолникомъ и, багряницу цареву показающи, устраши а. Они же, давше младенцу сребро, утѣшиша и. И пришедше в Римъ, возвѣстиша Костѣ уже кесаремъ суща, и пославъ, приведе Елену съ сыномъ. И такою виною бысть Елена царица. По благоволению же Божию предасть Богъ трии царства Костянтину, сынови еа: Римское, и Гречьское, и Ерусалимское.

Блаженная Елена <родом> была из города Серпа, из земли Персидской. Родилась же от отца Феодора грека и матери, также именем Елены, в царство Диоклетиана. В то время Конста Зеленый был верховным епархом. Послан был он в Персию для заключения мира. И дошел до города Серпа, отбитого у Феодора Гостинника, и велел Феодору найти ему девицу блуда ради. Феодор же, не найдя, привел ему свою дочь, девицу Елену. И около полуночи случилось знамение великое, взошло солнце посреди небес, стояло <высоко> и испускало лучи на них. Наутро же дал <Конста> багряную свою ризу Елене и сказал отцу ее: «Если родит девица младенца, приведи его с матерью ко мне». Когда подошло время, родила Елена мальчика. И снова посланы были гонцы от Диоклетиана в Персию, и побывали у Феодора, отца Елены. И увидели они Константина, юного возрастом, и чем-то раздразнили его. Младенец же горько расплакался. Елена разбранила посланников и устрашила их, показав им царскую багряницу. И они, дав младенцу серебро, утешили его. И, вернувшись в Рим, сообщили <о младенце> Консте, уже ставшему цезарем, и он послал <людей>, и привели Елену с сыном. И так стала Елена царицей. По благоволению же Божию были поручены три царства Константину, сыну ее: Римское, и Греческое, и Иерусалимское.

По смотрению же Божию отрудоватѣ Костянтинъ и искаше от врачевъ исцѣлениа и от волхвъ помощи. И глаголаша ему волсви собрати новороженыя младенец и, заклавше, исполнити лоханю крови: «И в томъ измывся, исцѣлѣеши от недуга». Сведенымъ же матеремъ со младенци до 300. И явисьтася ему в ложници Петръ с Павлом, Христова апостола, и рѣста царю: «Аще хощеши здравъ быти, то не с крови человеческой, но взыщи мужа християна именемъ Силивесьтра, и тъй сотворить купѣль, якоже вѣсть, и ицѣлить тя». Царь же повелѣ отпустити младенци от смерти и, взыскавъ, обрѣте Селивестра и сказа ему видѣние. Селивестръ же, разумѣвъ духомъ, и наполни лоханю воды и сотвори молитву крещениа, погрузи царя въ водѣ и крести и во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. И спадоша ему струпы яко чешюи от тѣла, и изыде от лоханѣ, очищься от недуга, и бысть плоть его яко отрочяти млада. Тою виною християнъ бысть Костянтинъ.[3] Крести же ся и мати его Елена и множество людии.

По промыслу же Божию заболел Константин и искал у врачей исцеления и у волхвов помощи. И сказали ему волхвы собрать новорожденных младенцев и, убив их, наполнить лохань кровью: «И ты, омывшись в той крови, исцелишься от недуга». И были созваны до 300 матерей со младенцами. И явились ему во сне Петр и Павел, Христовы апостолы, и сказали царю: «Если хочешь исцелиться, то не кровью человеческой, но найди мужа христианина по имени Селивестр, и тот сотворит купель, как ему ведомо, и исцелит тебя». Царь же повелел избавить младенцев от смерти и, поискав, нашел Селивестра и пересказал ему видение. Селивестр же, провидя духом, наполнил купель водой и, сотворив молитву крещения, погрузил царя в воду и крестил его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И сошли с его тела струпья, как чешуя, и вышел из лохани, исцеленный от недуга, и стало тело его, как у ребенка. И так стал христианином Константин. Крестилась же и мать его Елена и множество людей.

Блаженая же Елена созда церкви, и святых мощи собра, и шедши во Иерусалимъ, обрѣте крестъ Христовъ и копие, прободшее святая ребра, и гвоздиа, вобиеная въ пречистѣи руцѣ Христовѣ.[4] И добрѣ поживше, преставися к Богу от славы въ славу и от жизни в вѣчную жизнь. Костянтинъ же царствовавъ лѣтъ 32, и Христови предавъ царство, с миром почи.

Блаженная же Елена создала церкви, и святых мощи собрала, и, пойдя в Иерусалим, обрела крест Христов и копье, прободшее святые ребра, и гвоздья, вбитые в пречистые руки Христовы. И, благочестиво пожив, преставилась к Богу, от славы к славе и от жизни <земной> к вечной жизни. Константин же царствовал 32 года, и, предав царство Христу, с миром почил.



[1] ...Елена бысть от града, нарицаемого Серпа, от предѣлъ Персьскых... въ царство Диоклитиана. — Св. Елена родилась ок. 244 г. Источники обнаруживают разные сведения о месте рождения святой, так, согласно английским хроникам, она была дочерью короля Британии, греческие агиографы называют ее дочерью трактирщика из Никомидии.

[2] ...Костя Зеленый... — Констанций Хлор (Флавий-Валерий, сер. III в. — июль 306). Летопись сообщает: «Зеленый же наречен бысть бледности ради лица его» (см.: ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 262). Диоклитианом был назначен цезарем Запада, помощником Максимиана. В 293 г. был усыновлен Максимианом, для чего ему пришлось развестись с Еленой, как с женщиной низкого происхождения.

[3] Тою виною християнъ бысть Констянтинъ. — Легенда о крещении Константина имеет традиционный сюжет об исцелении погружением в крестильную купель. Хроники же указывают, что Константин Великий принял крещение перед самой смертью в 337 г. в Никомидии.

[4] ...Блаженая же Елена созда церкви... пречистѣи руцѣ Христовѣ. — В 325 г. Елена предприняла путешествие в Палестину, во время которого ей удалось разыскать пещеру Гроба Господня и крест, на котором был распят Иисус Христос. За два столетия до этого события по приказу императора Адриана пещера Гроба Господня была засыпана и над ней даже были воздвигнуты храмы в честь Юпитера и Венеры. Однако раскопки св. Елены оказались удачными, и на месте вновь обретенной святыни была создана церковь, освященная 14 сентября 335 г.

ПАМЯТЬ БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЯ КОНСТАНТИНА И МАТЕРИ ЕГО ЕЛЕНЫ

Византийские святые Константин Великий и его мать Елена почитаются православной церковью как государственные деятели, способствовавшие утверждению христианства. Константин Великий (Гай, по другим источникам Марк, Флавий-Валерий) родился 27 февраля 274 г. в г. Нессе. Став императором, он, официально придерживаясь нейтралитета в отношении язычества и христианства, всячески способствовал соединению государства с христианской церковью. Еще не став христианином, Константин Великий председательствовал на первом Вселенском соборе, состоявшемся в 325 г. в Никее и вошедшем в историю православия прежде всего как собор, официально осудивший арианскую ересь. Константин дал христианское воспитание своим сыновьям, возвел множество христианских храмов в Риме, Константинополе, Палестине. Перед смертью в 337 г. Константин принял крещение. Его мать, святая Елена, также много сделала для утверждения христианской веры, создавая храмы в Риме и Палестине. Самым значительным христианским подвигом св. Елены стало обретение ею пещеры Гроба Господня (см. коммент.). Святая Елена умерла в 327 г., по преданию, монахиней.

Житие Константина и Елены имеет много вариантов как в греческой, так и в славянской традиции. Эти варианты отличаются прежде всего различным числом легенд о христианских подвигах св. Константина. Полного текстологического исследования славянской традиции Жития Константина и Елены на сегодняшний день не существует. Публикуемое краткое житие святых избрано для ВМЧ из древнерусского Пролога. Оно помещено в ВМЧ под 21 мая — днем поминовения св. Константина и Елены — в ряду других памятников, посвященных этим святым. Текст издается по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., № 1321, л. 452).