Аноним

Минимизировать
За пределами официальной культуры, — в среде старообрядцев, в XVIII—XIX вв. сложился целый комплекс сочинений о Петре I — антихристе. Этот комплекс произведений старообрядческой публицистики хорошо известен и основательно изучен с точки зрения анализа отраженных в этих сочинениях антифеодальных настроений старообрядческой среды.[1] В них рассматривались те же деяния Петра I, что и в официальной литературе, но они получали прямо противоположную интерпретацию, поскольку эсхатологическое учение о Петре I — антихристе содержало острый социальный протест и обобщило в себе крайне радикальные взгляды старообрядцев на существующую государственную власть. Хотя эти сочинения создавались на периферии социального пространства и распространялись в достаточно ограниченной среде, они теснейшим образом были связаны с официальной литературой, так как их авторы как раз в одах М. В. Ломоносова, сочинениях И. И. Голикова и Я. Штелина черпали материал для своих рассуждений и бескомпромиссных эсхатологических интерпретаций.
 


[1] См.: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды ХVІІ-ХІХ вв. М., 1967. С. 91-124; Гурьянова Н. С. 1) Старообрядческие сочинения XIX в. «О Петре I — антихристе» // Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1980. С. 136—153; 2) Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 38—60.