И. И. Голиков

Минимизировать
Иван Иванович Голиков (ок. 1734—1801) родился в Курске в купеческой семье. Учился грамоте у дьячка. По свидетельству самого Голикова едва ли не первым его чтением стала хранившаяся в их семье тетрадка с описанием Полтавской битвы и других событий Петровской эпохи. Это был список с дневника архимандрита Михаила, настоятеля Курского Знаменского монастыря, служившего при Петре I полковым священником. Записи произвели на мальчика столь сильное впечатление, что определили всю его дальнейшую жизнь.
 
Вскоре отец разорился, и юноша был отправлен в Москву к купцу Журавлеву отрабатывать отцовский долг. Голиков пробыл в Москве десять лет и все это время собирал и изучал литературу о Петровском времени. Во Введении к «Деяниям» Голиков писал: «С какою жадностию читал я сии книги, и каким они мне казались тогда сокровищем я изобразить не могу, скажу только, что они воспламенили во мне непреоборимое желание к исканию и собиранию всего относящегося до истории Петра Великого, которого каждое отеческое деяние наполняло душу и сердце мое беспредельным к нему благоговением».
 
В 1761 г. Голиков начал собственное торговое дело в Петербурге. Здесь возможности собирать сведения о Петре существенно расширились. Будучи избран депутатом в Комиссию нового Уложения, Голиков познакомился с петровскими сподвижниками — С. И. Мордвиновым, И. П. Талызиным, а также с А. И. Нагаевым, у которого хранились письма Петра I и некоторые материалы по истории морского флота, с адмиралом 3. Д. Мишуковым, бывшим денщиком Петра, и другими. Постепенно Голиков собрал около полутора тысяч печатных и рукописных книг, в которых, по его выражению, «рассыпано было, так сказать, премножество дел Петровых».
 
В 1781 г. Голиков, владевший вместе с двоюродным братом М. С. Голиковым питейными откупами Петербурга и Москвы, был арестован в связи с обвинением в беспошлинном ввозе в Россию французской водки. Оказавшись в тюрьме, он, «для прогнания скуки», записал устные рассказы о Петре, услышанные им ранее. Суд приговорил Голиковых к «лишению чести», конфискации имущества и ссылке в Сибирь. Однако 7 августа 1782 г. по случаю открытия памятника Петру I, был объявлен правительственный манифест об амнистии. Голикова помиловали, но запретили ему заниматься коммерцией. По преданию, он, стоя на коленях перед Медным всадником, поклялся самому себе написать историю Петра Великого.[1]
Поселившись у своей дочери в селе Анашкино под Москвой, Голиков кропотливо, неустанно трудился над историей Петра, находя в этом занятии, по его словам, «собственное удовольствие и отраду». В эти годы он пользовался покровительством А. Р. Воронцова и материальной поддержкой И. Ил. Голикова, Г. И. Шелехова, Н. Н. Демидова.
 
В 1788—1789 гг. в типографии Н. И. Новикова были напечатаны 12 томов «Деяний Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам». Однако Голиков чувствовал недостаточность в документальных материалах. С помощью А. Р. Воронцова он получил доступ в архив Коллегии иностранных дел, а при содействии Е. Р. Дашковой — в архив Академии наук. Подготовленные Голиковым Дополнения к «Деяниям» составили 18 томов (1790—1797). Первые 3 тома посвящены истории России XVII в., тома с 4-го по 14-й содержат дополнения и поправки к тексту «Деяний», в 15-м и 16-м томах описываются события 1709 г., в том числе Полтавская битва. 17-й том содержит анекдоты о Петре I, а последний, 18-й том — описание экономического состояния России при Петре.
 
Во Введении к «Деяниям» Голиков указал, что одной из существенных причин, заставивших его начать систематическую работу над историей Петра, стало знакомство с текстом «страленберговых клевет» — истории России, написанной Ф. И. Страленбергом, шведским офицером, который попал в плен и провел в России 13 лет.[2] В своей книге Страленберг привел различные, часто противоположные, оценки личности Петра I и его деятельности, распространенные в России. Голиков увидел в этом ненависть побежденного к победителю, неуважение к русскому народу. Он не допускал критического отношения к Петру. Во Введении к «Деяниям» Голиков скрупулезно, по пунктам опровергает «нарекания», изложенные в труде Страленберга, предназначая свое издание для тех, кто «худо знают отечество свое». Голиков «несомненно имел в виду все критическое направление в оценке деятельности Петра I, набиравшее силу в русской общественно-политической и исторической мысли второй половины XVIII века».[3]
 
Голиков подробно анализирует «неправые», по его мнению, обвинения, руководствуясь убеждением, что у Петра «были грехи человеческие, но не было царских». Он стремится к объективности, не замалчивая отрицательных фактов биографии царя, негативных результатов его поступков, но каждому такому факту или поступку находит объяснение или оправдание. По мнению Голикова, Петр всегда и во всем стремился к государственной пользе, и уже это оправдывает его. Свои доказательства Голиков подкрепляет ссылками на многочисленные исследования зарубежных историков, которые он, не зная иностранных языков, изучил по переводам, заказанным зачастую на собственные средства.
 
Труд Голикова — «многотомный панегирик»,[4] в котором Петр I, в соответствии с сословными идеалами автора, предстает прежде всего как царь-работник, рачительный хозяин огромной страны.
 
Основанные на большом документальном материале «Деяния Петра Великого» и Дополнения к ним подвели итог исследованиям о Петре I, опубликованным в XVIII в., и послужили основой для дальнейшего изучения Петровского времени как в научной, так и в художественной литературе. Известно, что Пушкин использовал материалы Голикова при написании «Истории Петра Великого», «Арапа Петра Великого», «Полтавы», «Бориса Годунова».
 
 
[1] Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли. СПб., 1847. Ч. 1. С. 413.
[2] Stralenberg F.J. Historiе dеr Reisen in Russland, Siberien und der grossеn Tartarеy. Leipzig, 1730.
[3] Мезин C. A. Русский историк И. И. Голиков. Саратов, 1991. С. 51.
[4] Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1963. Кн. 9. С. 542.