Минимизировать

Житие Никандра Псковского

Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой

Текст:

МЕСЯЦА СЕНТЯБРЯ ВЪ 24 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО НИКАНДРА ПУСТЫННОЖИТЕЛЯ, ИЖЕ НА ДЕМЯНЕ ЕЗЕРЕ ЖИВШАГО ПОРХОВСКИЯ ОБЛАСТИ

МЕСЯЦА СЕНТЯБРЯ В 24 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО НИКАНДРА ПУСТЫННОЖИТЕЛЯ, ЖИВШЕГО НА ДЕМЯНЕ ОЗЕРЕ В ПОРХОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

Благослови, отче!

Благослови, отче!

В лѣто 7015-го сего житие оного преподобнаго старца Никандра пустынножителя. От юны версты до здѣ, от многа мало списах, еже слышах от древних отецъ, въ царство государя царя и великого князя Ивана Василиевича, всеа Русии самодержца.[1] Братие и отцы еже о Христѣ, молю вы, почитающих сего житие старца Никандра, не порцыте, Господа ради, тягости на душу мою грубости моея ради, аще и неудобренне видите. Господь, Спасъ всего мира, да будетъ с вами.

В год 7015 (1507) <начало> жития оного преподобного старца Никандра пустынножителя. От юного возраста до нынешнего времени из многого малое описал я, что слышал от древних отцов, в царствование государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца. Братия и отцы во Христе, молю вас, читающих житие сего старца Никандра, не отягчайте, Господа ради, душу мою осуждением грубости моей, если даже и сочтете его безыскусным. Господь, Спаситель всего мира, да будет с вами.

Сей убо преподобный отецъ рождение и воспитание имѣяше от славнаго града Пскова, от Порховския страны, отца же имѣяше именемъ Филиппа и матере Анастасию, во области Псковския села нѣкоего.[2] От рожения же его бяше наречено имя ему Никонъ. Бывшу же брату и матери его во иночествѣ нѣ в коемъ монастырѣ, сей же Никонъ часто прихожаше къ церкви и дивляшеся церковному пѣнию и чтению.

Сей преподобный отец родился и воспитывался в Порховской стороне, земле славного града Пскова, отец у него был по имени Филипп, а мать Анастасия <и жили они> в некоем селе Псковской области. От рождения было наречено имя ему Никон. Потому как брат и мать его были иноками в некоем монастыре, сей Никон часто приходил в церковь и дивился церковному пению и чтению.

И прииде оттуду во Псковъ град. И ту нѣкто торговый человекъ именем Филипъ бѣ, а во иноцех Филарет, возлюбль зѣло Никона и вдастъ его в научени грамотѣ нѣкоему диякону мудру зѣло. Вскоре же отрокъ Никонъ извыче книгамъ и начат по градом и по селомъ ходити и по многимъ монастыремъ. И возлюби себѣ иноческое житие и преподобных образ, и взыска же себѣ мѣсто пустынное Божиимъ изволениемъ во области Великого Новаграда, в Порховщинѣ, — островецъ мал в лѣсе и во мху, меж дороги Псковския и Порховския, от езера Демяна за едино поприще, из него же течет рѣка Демянка, от града Порхова 15 поприщ, а мох кругомъ пять же на десять поприщъ разстояние имуще. И ту сотвори себѣ хижу малу с Феодоромъ Ситникомъ, мужемъ духовным, и ту пожив, отиде во град Псковъ и во граде немного время пребывъ. И ставъ на молитвѣ, и проси у Бога, дабы желание сердца его исполнилъ. Господь же возвести ему: «Добръ покой, рече, обрящеши в прежреченном ти мѣсте». И прииде в то же пустынное мѣсто, и трудолюбно живяше 12 лѣтъ, питаяся травою пустынною, еже нарицается ужъ,[3] около хижи его растяше, и не исхожаше ис пустыни той нимало.

И пришел он оттуда в Псков град. И здесь был некий торговый человек по имени Филипп, а в иночестве Филарет, который полюбил очень Никона и отдал его на обучение грамоте некоему очень сведущему дьякону. Вскоре отрок Никон постиг чтение книжное и начал ходить по городам и селам и по многим монастырям. И возлюбил иноческое житие и образ жизни преподобных праведников, и нашел себе по Божьему изволению место пустынное во владениях Великого Новгорода, на Порховщине, — маленький островок среди лесов и болот, меж дорог Псковской и Порховской, в одном поприще от озера Демяна, из которого течет река Демянка, от города Порхова 15 поприщ, а болото было вокруг на расстоянии пятнадцати поприщ. И здесь построил себе малую хижину вместе с Федором Ситником, мужем духовным, и, пожив тут, ушел во град Псков и в городе пробыл недолгое время. И молился он, и просил Бога, чтобы желание сердца его исполнил. Господь же возвестил ему: «Добрый покой обретешь в ранее указанном тебе месте». И вернулся он в то же пустынное место, и жил там в трудах 12 лет, питаясь травою пустынною, которая называется уж, что около хижины его росла, и не выходил из пустыни той совсем.

Случися ему второе быти во граде Пскове, и в полудне идяше Никонъ от церкве великого Богоявления изо Кстовы в Среднемъ городе,[4] и прииде к нему Никула, блаженный псковский,[5] и ят его за руку, и начат глаголати ему, яко похабся творя, и прорече ему впредь страсти пустынныя. Никон же проразумѣвъ реченное ему и соблюдаше в себѣ вся глаголы реченныя. И потом збыстся реченное ему.

Случилось ему второй раз быть в граде Пскове, и в полдень шел Никон из церкви великого Богоявления в Кстове в Среднем городе, и подошел к нему Никола, блаженный псковский, и взял его за руку, и начал говорить с ним, притворяясь юродивым, и предсказал ему страдания отшельнические. И Никон уразумел сказанное ему и хранил в себе все сказанные слова. И потом сбылось сказанное ему.

И потомъ нѣкоторый муж именем Филипъ, псковитинъ, дастъ за Никона и за Федора Иванну Богослову в Крыпцы[6] вклады. И тамо Никонъ приятъ иноческое житие и чинъ, и бысть во иноческомъ чину имя ему Никандръ. А Феодор туто же пострижеся, и бысть имя ему Феодосий. И в томъ монастыр поживъ по заповѣдем Божиимъ, и со благословениемъ изыде Никандръ в пустыню жилища своего, в прежобрѣтеное мѣсто пустынное. И постави себѣ келию, и огради мѣсто и укрѣпи, и благослови и, еже создатися малей церкви и брежениемъ назирати мѣсто. И поживъ 15 лѣтъ в безмолствии и управляя иноческое житие и правило Божественое неослабно исправляя, и многи бѣды ту от бѣсовъ приятъ, овогда во звѣря мѣсто пременяяся, овогда же от человекъ злых пакости ему творяще по научению вражию.

И потом некий муж по имени Филипп, псковитин, дал за Никона и за Федора вклады в монастырь Иоанна Богослова в Крыпецы. И там Никон начал иноческое житие и постригся в монахи, и было дано имя ему в иночестве Никандр. И Федор тут же постригся, и было дано имя ему Феодосий. И в том монастыре пожив, соблюдая заповеди Божии, ушел Никандр, получив благословение, в уединенную обитель свою, ранее обретенное место пустынное. И поставил себе келию, и огородил место вокруг, и укрепил, и благословил на то, чтобы здесь была создана малая церковь, и с усердием оберегалось место это. И жил 15 лет в безмолвии, следуя иноческому житию и правило Божественное неустанно исполняя, и многие беды он терпел тут от бесов, которые иногда принимали образ зверя, иногда же через злых людей творили ему пакости по наущению дьявольскому.

Еще же нѣ в кое время приидоша к нему разбойницы и разграбиша у него вся иконы, а самого связавше, и много его бивше, и еле жива оставиша, и повергоша на землю, и прожгоша ему пазусе, и отидоша. Единъ же от разбойникъ удари Никандра копейным древомъ. Преподобный же Никандра ни во что же имъ та злая вмѣняше, но со благодарением терпяше. Проразумѣв же и возрѣвъ на образ Спасовъ, воздохнув и рече: «Господи Исусе Христе, ты вольную страсть приятъ от июдей, и един от воинъ ребра тебѣ прободе, и изыде кровь и вода, аз же многогрѣшный приимаю со благодарениемъ за своя безчисленныя грѣхи». Разбойницы же хожаше по лѣсу, уже минуша три дни и три нощи, и не обрѣтоша пути, но и гладомъ изнемогоша. Два же суть лишихся истиннаго пути спасительнаго, ноипаче возложиша хулу на святаго, яко и себѣ не может помощи и на благодарствие преложити, а о нама ли может помощи и молитвою поспѣшити. И тѣ бо суть сорвашася с преклада и на Демянкѣ рѣце и утопоша. А два же суть возвратишася к хиже святаго, и начаша плакати и молитися со слезами, и повергоша все взятое на землю, и образы поставиша. Никандра же преподобный скоро с радостию притече, и облобыза их, и напитав их, и прощение дав имъ, и отпусти я с миромъ.

Так, однажды пришли к нему разбойники и похитили у него все иконы, а самого связали, и много били его, и еле живого повалили на землю, и прожгли ему грудь, и ушли. А один из разбойников ударил Никандра древком копья. Преподобный же Никандр не осудил их за это зло, но с благодарностью терпел. Очнувшись и воззрев на образ Спаса, вздохнул он и сказал: «Господи Иисусе Христе, ты добровольное страдание принял от июдеев, и один из воинов ребра тебе проткнул, и истекла кровь и вода, а я, многогрешный, с благодарностью терплю это за свои бесчисленные грехи». Разбойники же блуждали по лесу уже три дня и три ночи, и не нашли дороги, и от голода ослабели. Двое из них сошли с истинного пути спасительного, больше того, начали ругать святого, говоря, что он и себе не может помочь и во благо обратить, так может ли нам помочь и молитвою поспособствовать. И эти двое сорвались с мостков на Демянке реке и утонули. А двое возвратились к хижине святого, и начали плакать и молиться со слезами, и положили все взятое на землю, и иконы поставили. Никандр же преподобный вскоре пришел обрадованный, и расцеловал их, и накормил их, и простил, и отпустил их с миром.

Слышавше же се разграбление окрестные люди у Никандра в пустыни, и сошедшеся кождо из своих домовъ, и принесоша къ нему иконы, и хлѣбы, и одежда, и начаша прославляти духовнаго старца. Он же не восхотѣ мирския славы, и отиде в Крыпецкий монастырь, и в немъ пребываше в службѣ. И даша ему понамарство, и насильствоваша ему, и даша ему и келарство. Он же не восхотѣ преслушатися.

И услышали о грабеже у Никандра в пустыни окрестные жители, и собрались вместе, и каждый из своего дома принес ему иконы, и хлеб, и одежду, и начали прославлять духовного старца. Он же не восхотел мирской славы, и ушел в Крыпецкий монастырь, и жил в нем, исполняя различные службы. И поставили его пономарем, и принудили его, и поставили келарем. И он не захотел ослушаться.

И потомъ изыде из монастыря от славы 3 поприща от Крыпецкия обители, и сотвори на мху малу хижу, и поживе 3 лѣта и 6 месяцъ, питаяся былиемъ. И тоя страны окрестныя люди обрѣтоша его, и прихожаху к нему пользы ради. Игуменъ же и братия Крыпецъкого монастыря возропташа на преподобнаго, занеже нѣсть приношения в монастырь, и вси обратишася к нему и повелѣша ему изыти от мѣста того. Он же плакася и моля Бога, дабы ему убѣжати молвы и мира.

И потом ушел от славы из монастыря за три поприща от Крыпецкой обители, и поставил на болоте малую хижину, и жил там 3 года и 6 месяцев, питаясь растениями. И той стороны окрестные жители нашли его, и стали приходить к нему за помощью душевной. Игумен же и братия Крыпецкого монастыря возроптали на преподобного, потому что не стало приношений в монастырь, и все направились к нему и повелели ему уйти с места того. А он слезно скорбел и молил Бога, чтобы избежать ему молвы и людей.

И извѣстие восприятъ по прозрѣнию, прииде в преднюю пустыню и поживе лѣтъ 39 и 2 месяца. И ту много пакости прия от бѣсовъ, молитвами же и постом со благодарениемъ терпяше. И не вѣдаша его человецы, и во образ не видѣ никого же 15 лѣтъ.

И, в прозрении весть получив, пришел в прежнюю пустынь и прожил там 39 лет и 2 месяца. И тут много пакостей претерпел от бесов, но, в молитвах и посте пребывая, все терпел с благодарностью. И не знали о нем люди, и в лицо никого не видел он 15 лет.

И прииде к нему звѣрь лось в нарицаемое Лодыгино село,[7] в гумно, близ двора и воротъ. Петръ же Есюковъ, гнавъ лося с людьми на конех, управися и уединися един, и гнавъ десять поприщъ мхомъ, и заѣха в темной лѣсъ далече, и не обрѣте гонящаго звѣря, и обратися на страну, и видѣ стопу малу человечю, и возвратися по ней, и увидѣ хижу малу, окружену древодѣлиемъ. Он же понемалу начат молитву творити дважды и трижды, и не проглагола ему ничто же, он же начат со слезами молитися. Никандра же отвѣща ему: «Аминь». И по прозрѣнию рече: «Гряди, Петре, в гостинницу, иже у дуба, аз к тебѣ прииду». Он же в гостинницы мало пребыв, и видѣ преподобнаго Никандра к себѣ грядуща, и срѣте его, и паде на ногу его, и проси благословения, и вопроси его: «Отче преподобне, елико ты в пустыни сей живеши лѣт, повѣждь ми, отче». Он же отвѣщав и рече: «Богъ вѣсть, чадо». Петръ же плакася, паде на ногу его и рече: «Отче, помолися о мнѣ грѣшнемъ, яко заматерѣх и безплоденъ бых». Он же рече ему: «Чадо, да будет ти сынъ». И о пользѣ сказавъ, и отпусти его с миромъ. Онъ же начат приходити к преподобному из града Порхова пользы ради, учения от него приемля. И сказа ему о пустыни и о церкви, за колико лѣтъ отшествие свое к Богу.

И <однажды> пришел зверь лось в село, называемое Лодыгино, на гумно, недалеко от двора и ворот. Петр Есюков погнался за лосем с людьми на конях, и, преследуя, остался один, и гнал его десять поприщ болотом, и заехал далеко в темный лес, и не нашел преследуемого зверя, и повернул в сторону, и увидел еле заметный следчеловеческий, и направился по нему, и увидел хижину малую, окруженную деревянными строениями. Он начал потихоньку молитву творить, и дважды, и трижды, и не ответил ему никто, он же начал со слезами молиться. И Никандр ответил ему: «Аминь». И в прозрении сказал: «Ступай, Петр, в гостиницу, что у дуба, я к тебе приду». Он в гостинице недолго пробыл, и увидел преподобного Никандра, идущего к нему, и встретил его, и пал ему в ноги, и просил благословения, и спросил его: «Отче преподобный, сколько лет ты в пустыни этой живешь, скажи мне, отче». Он же, отвечая, сказал: «Бог знает, чадо». Петр же, прослезившись, пал у ног его и сказал: «Отче, помолись обо мне, грешном, ибо состарился я, а бездетен». А тот сказал ему: «Чадо, да будет у тебя сын». И, о душеполезном побеседовав, отпустил его с миром. Петр же стал приходить к преподобному из града Порхова ради пользы душевной, поучениям его внимая. И рассказал ему Никандр о пустыни и о церкви, об отшествии своем к Богу через несколько лет.

Смирения его ради многаго и прозрѣния любимъ всѣми и удивленъ, трудолюбиемъ томя тѣло свое и всенощным стоянием, многа имыи яко безплотна его имѣти. Множество же кланяния и молитвъ и недостатокъ пищи бываше, и онъ былиемъ и ужем питаяся, ядь же его бяше единою днемъ и воды чрез день пооскуду питаяся, милостыни же ни у кого не просих, но токмо боголюбивии мужие что ему приношаху, и тѣмъ себе питая.

За смирение его великое и дар прозрения любим он был всеми и почитаем, трудом изнуряя тело свое и всенощными бдениями, он многим казался как бы бесплотным. Творил он множество поклонов и молитв, и когда недоставало пищи, он растениями и ужем питался, ел же только один раз в день и воду в течение дня понемногу пил, милостыни же ни у кого не просил, но только тем и питался, что приносили ему боголюбивые мужи.

И когда же бяше послѣднее его шествие в пустыню жительствовати, и шествуя путемъ, пристиже его нощь, и у нѣкоего крестьянина впросися на нощъ опочинути в понедѣльникъ сырныя недели.[8] Бѣ же в дому томъ пир творяху и даяху ему ясти и пити, он же не хотяше вкусити ничто же. И глаголаше на святаго: «Сей человекъ зло мыслит на нас, не хощет у нас ясти и пити». У сусѣда же его разбойницы разграбиша село и сожгоша люди. Сего же преподобнаго старца начаша бити палицами по всему тѣлу его и по главѣ. И молитвами Пресвятыя Богородица и Приснодевы Мария услышан бысть вопль той от прочих боголюбивых человекъ, глаголюще: «Сей человекъ ничто же вамъ зла сотвори, за кое дѣло его бьете неповинна?» И ту абие отпустиша его честно и накормиша его от хлѣба. Никандра же мало хлѣба вкусивъ, и иде в пустынное жилище свое со благодаренимъ, и не постави себѣ сего в злобу, Бога ради приимаше. И пришед в пустыню, славяше Святую Троицу.

И когда шел в последний раз в пустынь на жительство, то в пути застала его ночь, и попросился он у некоего крестьянина переночевать, <было это> в понедельник сырной недели. А в доме том пировали, и предлагали ему есть и пить, он же не хотел ничего пробовать. И стали говорить о святом: «Этот человек зло замышляет против нас, ибо не хочет у нас есть и пить». А у соседа крестьянина разбойники разграбили дом и людей сожгли. И начали сего преподобного старца бить палками по всему телу его и по голове. И молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии услышан был крик его другими боголюбивыми людьми, и сказали они: «Этот человек не сделал вам никакого зла, за что его бьете, неповинного?» И сразу отпустили его с честью, и накормили хлебом. Никандр же, вкусив немного хлеба, пошел в уединенную обитель свою, благодаря и не тая в себе злобы, терпя все Бога ради. И пришел в пустыню, славя Святую Троицу.

И еще же нѣ по колице времени преподобный Никандра от труда ся утомился, и сномъ одержимъ бысть, и виде мимо себе бѣгуща кота. И возбнув от сна, и видѣ два волка за собою у главы стояща, дияволимъ борениемъ хотяху его восхитити. Никандра же вооружився силою Христовою крестною, и вземъ посох, по земли удари и глаголя: «Отступите от мене вси творящии беззаконие». И вси исчезоша. Никандра же сохраненъ бысть силою Христовою и благодатию.

И как-то раз преподобный Никандр утомился от трудов, и забылся сном, и увидел мимо себя бегущего кота. И, очнувшись от сна, увидел двух волков, стоящих у изголовья, так дьявольским одолением хотели его погубить. Никандр же вооружился силою Христовою крестною, и, взяв посох, по земле ударил, и произнес: «Отступите от меня все, творящие беззаконие». И все исчезли. Никандр же сохранен был силою Христовою и благодатию.

Сему же старцу Никандру еще нѣколи бесѣдующу с нѣкоимъ крестьянином, окрестъ живущим, именем Симеономъ, и прорече ему Никандра смерть, коли умрети, еже и збыстся по словеси святаго. Да и ножницы Семиону даде и рекущи ему: «Тебѣ сии ножницы пригодятца». И тѣми ножницами пострижеся Симеонъ той.

Однажды этот же старец Никандр беседовал с неким крестьянином, живущим рядом, по имени Симеон, и предрек ему Никандр смерть, когда тот умрет, что и сбылось по слову святого. И дал он ножницы Симеону и сказал ему: «Тебе эти ножницы пригодятся». И теми ножницами постригся тот Симеон в монахи.

И бысть нѣколи стоящу ему на молитвѣ, и прииде медвѣдь к кѣлии святаго и нача о келию правитися, келия же дрожаше. Преподобный же Никандра прекрестивъ оконца, и посмотрѣ во едино оконцо, и видѣ велика звѣря стояща, и огради его крестънымъ знамением, и дунувъ на него. Звѣрь же паде на землю яко мертвъ. Преподобный же Никандра прииде к звѣрю велию, звѣрь же ползая по земли и припаде ко святому, лижущу ему нозѣ его. Он же благослови его, и дуну, и отпусти его во свой путь.

И однажды, когда святой стоял на молитве, пришел медведь к келии его и начал о келию чесаться, так что келья дрожала. Преподобный Никандр перекрестил оконца, и посмотрел в одно оконце, и увидел огромного зверя стоящего, и оградил его крестным знамением, и дунул на него. Зверь же упал на землю как мертвый. Преподобный Никандр подошел к зверю огромному, а зверь, ползая по земле, пал перед святым и стал лизать ноги его. И он благословил его, и дунул, и дал ему уйти своим путем.

Еще же преподобному бывшу в молитвах и в пощении, и явися ему преподобный Александръ Свѣрский чюдотворецъ[9] в видѣнии, стоя пред кѣлиею святаго и глагола ему: «Не бойся, Никандре». И второе явися ему Александръ явленно в сѣнех пред келиею, то же глаголя: «Не бойся, Никандре». И от того дне избавленъ бысть святый от всѣх сѣтей вражиих.

Как-то раз, когда пребывал преподобный в молитвах и воздержании, явился ему в видении преподобный Александр Свирский чудотворец, стоя перед келиею святого и говоря ему: «Не бойся, Никандр». И второй раз явился ему Александр явственно в сенях перед келиею, то же говоря: «Не бойся, Никандр». И с того дня избавлен был святой от всех сетей дьявольских.

И единою лѣтом хожаше ис пустыни святый в Демянский монастырь[10] исповѣдатися и Пречистых Таинъ приимати и паки вскорѣ возвращаяся во свою пустыню. А в схиму пострижеся в Демяньском монастырѣ за 8 лѣтъ до преставления своего. Брада же бысть у Никандра долга, а не широка, ровна, руса, сединою вся ровна и бѣла, подобна Феодосию Печерскому.[11]

Один раз в год святой ходил из пустыни в Демянский монастырь исповедаться и причаститься Пречистых Тайн и сразу же снова возвращался в свою пустынь. А схиму принял в Демянском монастыре за 8 лет до преставления своего. Борода была у Никандра длинная, но не широкая, ровная, светлая, вся равномерно седая и белая, как у Феодосия Печерского.

И сказавъ конец житию своему за едино лѣто, уже бо преклоненъ старостию. Помале же прииде к нему девича монастыря ис Порхова[12] диакон Петръ, и с нимъ бесѣдова, и сказа ему: «Три лѣта есмь пренемогалъ ногама, а ныне обрѣтох отраду». Петръ же видѣвъ, яко отпадоша от ногу его голени, токмо обрѣтшимся единымъ костемъ. И приказывает себе погрести у Благовѣщения Пречистыя Богородица диякону Петру, и рече ему: «Петре, егда же Господь по душу мою пошлетъ, сохрани тѣло мое по смерти». Петръ же рече ему: «Когда, отче святый, известишь, долженъ по словеси твоему сотворити». Никандра же рече: «Не вѣмы, коли тобѣ вѣсть учинить, но когда услышиши мое преставление, тогда прииди и послужи и сохрани тѣло мое честно». И посем тако и сотворися по словеси святаго блаженнаго Никандра. Петръ же сохранив тѣло блаженнаго честно во вселении жилища его, в пустыни, да и церковь постави над нимъ Благовѣщение Пресвятыя Богородица по приказу преподобнаго Никандра. И сказа ему, гдѣ взяти мѣстную икону и како храмъ создати.

И предсказал он конец жизни своей за год, уже будучи в глубокой старости. Незадолго до этого пришел к нему из Порховского девичьего монастыря дьякон Петр, и беседовал с ним Никандр, и сказал ему: «Три года страдал я ногами, а ныне обрел облегчение». И Петр увидел, что у ног его нет голеней, остались только одни кости. И завещал Никандр дьякону Петру похоронить себя у церкви Благовещения Пречистой Богородицы, и сказал ему: «Петр, когда Господь по душу мою пошлет, схорони тело мое после смерти». Петр же сказал ему: «Когда, отец святой, известишь, что должен я все сделать по слову твоему?» Никандр сказал: «Не знаю, как тебе весть подам, но когда услышишь о моем преставлении, то приди, и соверши службу, и схорони тело мое, как подобает». И потом так и свершилось по слову святого блаженного Никандра. Петр и похоронил, как подобает, тело блаженного в том месте, где он жил, в пустыни, и поставил над ним церковь Благовещения Пресвятой Богородицы по завещанию преподобного Никандра. Он же и сказал ему, где взять храмовую икону и как храм построить.

И посем преставися преподобный Никандра в лѣто 7090-го, сентября въ 26 день, во псковской осадѣ.[13] А преставися преподобный во единствѣ, не бысть людей никого же. И нѣкто боголюбивый муж именем Иванъ Долгий из Борович, Борисовъ крестьянинъ Пантелѣева, прииде к нему благословения ради и видѣ святаго уже к Богу отшедша. И той сохрани его в земли непогребена, занеже в то время литовские люди воююще около града Пскова и Порхова, и не бысть ту никогоже, кому его проводити; и без гроба положенъ бысть, и окладенъ древцы, и покрытъ землею бысть.

И вскоре после этого преставился преподобный Никандр в год 7090 (1581)-й, сентября в 26-й день, во время псковской осады. А преставился преподобный в одиночестве, не было рядом никого из людей. И некий боголюбивый муж по имени Иван Долгий из Боровичей, крестьянин Бориса Пантелеева, пришел к нему за благословением и увидел, что святой уже отошел к Богу. И тот похоронил его без погребения в земле, потому что в то время литовцы вели военные действия около городов Пскова и Порхова и не было тут никого, кто бы мог проводить его; и без гроба положен был, и обложен деревцами, и засыпан землею.

Слышавше же в Порхове гражане осадные люди преподобнаго старца Никандра уже у Богу отшедша и не провожена суща и возплакашася вси людие: мужие, и жены, и младенцы — и хотяще ити на погребение святаго, но боящеся, занеже множество литовских людей около града стояще и по странамъ умножися. Предиреченный же дияконъ Петръ рече: «Мужие братия, христоименитии людие, аз вамъ скажу на пользу по словеси преподобнаго старца Никандра, яко прорече о своем преставлении за три лѣта: будет война от литовских людей въ его преставление. Но не убойтеся, приходящии к погребению, Господь Богъ не предастъ вы в руки врагомъ молитвами святаго старца Никандра». Гражане же возложиша надежду на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на преподобнаго, проидоша посредѣ людей литовских неврежени и сохранени Богом и принесоша с собою много свѣща и фимьян, иже есть на потребу погребения. И погребоша его честно со псалмы и пѣсньми и пѣньми духовными со игумены, и священницы, и дияконы, и множество народа. И погребенъ бысть честно близ келии святаго у дуба на Покров Святыя Богородица,[14] еже и донынѣ суть ту пребывает под церковию Благовѣщения Пресвятыя Богородица во славу Христову, ему же слава.

Услышали в Порхове горожане, которые были в осаде, что преподобный старец Никандр к Богу отошел и не погребен, как подобает, и заплакали все люди: мужи, и жены, и младенцы, и хотели идти на погребение святого, но боялись, так как множество литовских воинов стояло около города и далеко вокруг. Дьякон Петр, о котором уже говорилось, сказал: «Мужи и братья, христоименитые люди, я вам скажу нечто важное, сказанное преподобным старцем Никандром, как предсказал он за три года свое преставление и войну с литовцами во время его преставления. Но не бойтесь, идущие на погребение, Господь Бог не предаст вас в руки врагов молитвами святого старца Никандра». И горожане возложили надежду на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на преподобного, прошли сквозь литовское войско невредимые и хранимые Богом и принесли с собой много свечей и ладана и все необходимое для погребения. И похоронили его, как подобает, со псалмами и песнями и пением духовным игумены, и священники, и дьяконы, и множество народа. И погребен был, как подобает, около келии своей, у дуба, в день Покрова Святой Богородицы, и доныне покоится он тут под церковью Благовещения Пресвятой Богородицы во славу Христову, ему же слава.

Чюдо 1 преподобнаго Никандра пустынножителя

Чудо первое преподобного Никандра пустынножителя

Принесоша к преподобному нѣкоего мужа именем Назария, больна суща, на одрѣ лежаща в недузѣ своем лѣто и 6 месяцъ, изгнивъ перси своима, еже и внутренная видети, еще же преподобному живу сущу, и положиша его пред келиею святаго. Преподобный же изыде ис келии своей и видѣ больна, лежаща на одрѣ. Назарий же ухвати за ногу преподобнаго, и целова нозѣ его, и омываше слезами, и проси у него молитвы целебныя. Он же рече: «Да пустиши ногу мою». Назарий же рече: «Отче, умру у твоего преподобствия, дондеже изцелиши мя, уже бо аз живъ снеденъ бых червьми, не отлучюся от тебе». Он же видѣвъ умягчение сердца его и рече: «Назарие, гряди в гостинницу, в кѣлию мою, еже есть у дуба, и препочини ту мало». Назарий же рече ему: «Отче святый, николи же видѣх сна очима от болѣзненаго своего недуга». Святый же рече: «Аз ти теплу келию сотворих, вѣдая твое пришествие, гряди и препочини в теплѣй сей келии и покажи ми недуга своего болѣзнь». Он же ему показа и не можаше срачицы своея отъяти от телеси своего, прильпѣла бо бѣ к телеси его. И огради святый недуг крестообразно, и отпусти его в келию свою, а самъ став на молитвѣ всю нощъ. Назарию же спящу всю нощь, наутрие же воста, здрав бысть, недуг же его отпаде от тѣла его и з срачицею вкупѣ, яко чешуя. И притече к ногам преподобнаго, и паде на землю, и плакася горько, и рече: «Отче святый, ты мене молитвою своею изцели». Преподобный же глагола к нему: «Аз всѣхъ человекъ грешнѣйши немощию и грубостию, Богъ един изцеляет человеческий род, не токмо тѣло, но и душею». Святый же запрѣти Назарию, рече: «Да не повѣдай сего никому же, да не горѣе ти будет, и будет ти благо в животѣ твоемъ, и не забывай мѣста сего и до умертвия своего».

Принесли к преподобному некоего мужа по имени Назарий, болен был, прикован к постели из-за недуга своего год и шесть месяцев, сгнила грудь его, так что и внутренности были видны, и положили его пред келиею святого, тогда еще преподобный был жив. Преподобный вышел из келии своей и увидел больного, лежащего на носилках. Назарий же охватил ноги преподобного, и целовал ноги его, и омывал слезами, и просил у него о молитве исцеляющей. Он же сказал: «Да отпусти ноги мои». А Назарий сказал: «Отче, умру рядом с тобой, преподобным, если не исцелишь меня, ибо я уже заживо съеден червями, и не отойду от тебя». И Никандр увидел утомление сердца его и сказал: «Назарий, ступай в гостиницу, в келью мою, что у дуба, и поспи там немного». Назарий же сказал ему: «Святой отец, давно уже не смыкал я глаз во сне из-за болезненного своего недуга». Святой сказал: «Я тебе теплую келию приготовил, зная о твоем приходе, ступай и отдохни в теплой этой келии и покажи мне болящие язвы свои». И он показал ему, и не мог рубашку свою снять с тела, ибо прилипла она к телу его. И осенил святой крестным знамением язвы его, и отправил его в келию свою, а сам стоял на молитве всю ночь. Назарий же спал всю ночь, а наутро встал здоровым, струпья же сошли с тела его вместе с рубашкой, как чешуя. И припал он к ногам преподобного, и преклонил колени, и плакал горько, и сказал: «Святой отец, ты меня молитвою своею исцелил». Преподобный же ответил ему: «Я из всех людей самый грешный по немощи и невежеству, один Бог исцеляет человеческий род, не только тело, но и душу». И святой повелел Назарию, сказав: «Не рассказывай об этом никому, чтобы не было тебе хуже, и пусть будет благой жизнь твоя, и не забывай место это до смерти своей».

Чюдо 2 преподобнаго отца нашего Никандра пустынножителя

Чудо второе преподобного отца нашего Никандра пустынножителя

Нѣпоколицех же днех, еще преподобному живу сущу, прииде нѣкий мужъ именемъ Иосиф ко святому пользы ради душевныя. Преподобный же рече к нему: «Чадо Иосифе, нѣсть у меня кота, но сотвори ми послушание, сыщи ми кота». Иосиф же рече: «Да гдѣ такову аз вещь обрящу тебѣ угодну?» Он же рече ему: «Есть у Спаского дьякона в Заклиньи».[15] Иосиф же рече: «Ты у него просил ли сего?» Святый же рече: «Аз бо и во образ его не видах и не вѣм, отнележе приидох в пустыню сию». Иосиф же поиде. Святый же вопроси его: «Да будеши ли в третий день?» Иосиф же рече: «И завтра, отче, буду». Святый же рече: «И в четвертый день тебѣ не бывати и не по повелѣнию ти сотворити».

Некоторое время спустя, еще преподобный был жив, пришел к святому некий муж по имени Иосиф ради помощи душевной. Преподобный же сказал ему: «Иосиф, чадо, нет у меня кота, но исполни ради меня послушание, отыщи мне кота». Иосиф же сказал: «Да где же я найду это угодное тебе существо?» Он сказал Иосифу: «Есть у Спасского дьякона в Заклиньи». Иосиф же спросил: «А ты у него просил его?» Святой ответил: «Я и в лицо его не видел и не знал с тех пор, как пришел в пустынь эту». Иосиф пошел, а святой спросил его: «Будешь ли в третий день?» Иосиф ответил: «И завтра, отче, буду». Святой же сказал: «И в четвертый день тебе не бывать, и повеленное тебе не исполнить».

Прииде же Иосиф ко диякону Иванну и вопроси о послании. Он же даде ему с радостию посланное, Иосиф же поиде в пустыню с посланиемъ. И по наносу дияволю возвратися Иосиф в дом свой, и пребысть в дому три дни, и посланное посади в темне мѣсте, и не даде ему ясти и пити, и забы посланное и пророчество святаго. И в пятый день прииде ко святому. Святый же прозрѣвъ и глагола ему: «Иосифе, почто кота сего в темницы смиряеши 3 дни и дома пребыл еси?» Он же видѣв его прозорлива, и паде на ногу его, и плакася. Святый же посла его вспять, еже гдѣ взял посланное, занеже не по словеси святаго сотворих, и отпусти его. Иосиф же отиде от келии святаго с треть поприща, и нападе на нь приити близ келии и кота пустити. А святый отпусти я, и остася в келии своей, и прозрѣ помышление его. Иосиф же нача в нѣдра своя руку влагати и хватати кота и хотя его пустити, и се невидимою силою нѣкоею похвати святый Иосифа созади и глагола трижды: «Иосифе (трижды), что еси неповелѣное твориши!» И обличи его, и рече: «Повѣждь ми, что помышляеши?» Он же рече ему: «Ты, отче, вся помышления моя вѣси, яко хотѣх пустити близ кѣлия твоея. Твое же прозрѣние послушествуемо преже беззаконнаго непослушания». Святый же запрети ему, и благослови его, и отпусти его. Он же отиде в дом свой, радуяся.

Пришел Иосиф к дьякону Ивану и спросил о том, за чем его послали. Он же дал ему то, за чем его посылали, и Иосиф пошел в пустынь с посланным <котом>. И по внушению дьявольскому возвратился Иосиф в дом свой, и оставался дома три дня, и <кота>-то, за чем его послали, посадил в темном месте, и не давал ему есть и пить, и забыл о нем и о пророчестве святого. И на пятый день пришел к святому. Святой же, все провидя, стал говорить ему: «Иосиф, почто кота этого в темнице томил три дня, а сам дома пребывал?» Иосиф, увидев его прозорливость, пал к ногам его и покаялся. Святой же послал его обратно, туда, где взял <кота>-то, за чем посылали, ибо поступил Иосиф не по наказу святого, и отправил его. Иосиф отошел от келии святого с треть поприща, и пришло ему на ум подойти к келии и кота выпустить. А святой отправил Иосифа, и остался в келии своей, и предугадал помыслы его. Иосиф уже запустил руку за пазуху и ухватил кота и хотел его выпустить, и вдруг невидимою силою некоею схватил святой Иосифа сзади и трижды проговорил: «Иосиф, Иосиф, Иосиф, что делаешь не по повелению!» И обличил его, и сказал: «Поведай мне, что замышляешь?» Он же ответил ему: «Ты, отче, все помыслы мои знаешь, хотел ведь выпустить кота около келии твоей. Твоя же прозорливость опережает беззаконное непослушание». Святой повелел ему молчать, и благословил его, и отпустил его. И он вернулся в дом свой, радуясь.

Чюдо 3 преподобнаго отца нашего Никандра пустынножителя

Чудо третье преподобного отца нашего Никандра пустынножителя

Тое же страны Порховския муж нѣкий именемъ Симеон, Васильевъ сынъ, князя Кострова человекъ, от скорби нѣкоторыя притече ко святому, понеже украдоша у него лошадь, и минуша уже пять дней. И припаде к ногама преподобнаго, и плакася горько. Святый же рече: «Симеоне, зане не бысть мнѣ скорби о твоей лошади, яко погибе у тебе лошадь, еже ми скорблю о томъ, кто украдох лошадь от просторазумия». И рече Симеон ко святому: «Ты, господине отче, почто по воре скорбиши?» Святый же, смиривъ себе, рече: «Тако есть от начала, чадо, кто сам в поспѣшении грѣховнем пребывает и воровство грѣховное исполняет, тако и о воре прю имѣет». И глагола Симеону: «Поиди, чадо, в домъ свой и обрящеши погибшее». И прииде Симеон в дом свой, тоя же нощи прибѣже погибшее, и обрѣте его. И скоро вспять возвратися в пустыню ко святому. А тать, еже ѣха чрез рѣку, и утопе. И сказа святому. Святый же рече ему: «Должно есть, чадо, о християнех скорбѣти, иже к Богу без покаяния отидоша». Симеон же узрѣв то, и плакася, и прося прощения, он же простив и отпусти я с миром.

Той же стороны Порховской муж некий по имени Симеон, Васильев сын, князя Кострова человек, в скорби некоей пришел к святому, потому что украли у него лошадь и прошло уже пять дней. И припал он к ногам преподобного, и жаловался горько. Святой же сказал: «Симеон, не скорблю я о твоей лошади, хотя и пропала у тебя лошадь, но скорблю я о том, кто украл лошадь по глупости». И сказал Симеон святому: «Ты, господине отче, почто о воре скорбишь?» Святой, смирив себя, сказал: «Так изначально ведется, чадо, кто сам грехам способствует и воровства греховного исполнен, тот и о воре скорбит». И сказал Симеону: «Иди, чадо, в дом свой и найдешь пропавшее». И пришел Симеон в дом свой, той же ночью прибежала пропавшая лошадь, и нашел ее. И вскоре возвратился он в пустынь к святому. А вор, когда переезжал через реку, утонул. Симеон и рассказал об этом святому. Святой же сказал ему: «Должно, чадо, о тех христианах скорбеть, которые отошли к Богу без покаяния». Симеон, то осознав, прослезился и просил простить его, святой же простил и отпустил его с миром.

Чюдо 4 преподобнаго Никандра пустынножителя

Чудо четвертое преподобного Никандра пустынножителя

В лѣто 7093 году, генваря во 2 день, по преставлении преподобнаго прииде из московския страны в пустыню диячокъ церковной именем Андрѣй, а рождение его тоя же страны порховския, у святаго Николы чюдотворца на Тишинки.[16] И поживе годъ единъ и 7 дней с терпѣниемъ у преподобнаго, еще ему младу сущу, 23 лѣтъ. И ненавидя добра враг дияволъ покраде у старца, у постриженика того же монастыря, в пустыни, именемъ Исайя, мантию и куколь и вся чернеческая одѣяния, иконы и книги побра и побѣже ис пустыни. Старец же не имѣяше у себе никого же в пустыни, а самъ бѣ клосенъ ногама. И поиде к преподобному в церковь, и паде на гробницу преподобнаго, и плакася горько, и рече: «Господи, не постави ему грѣха сего, но поспѣши и направи его на путь миренъ и благъ». И пособиемъ преподобнаго клосной и безногой старецъ устремися за ним в путь свой, а мало излазя ис келии своей. Андрѣй же от младости преиде 12 поприщъ до обѣда и прииде в пусто мѣсто и лѣсно, нарицаемое в Подогривье, и не обрѣтеся ничто же, развѣ едино кошеное сѣно, и прохожаше то мѣсто. И показася ему стар калугер, и рече ему: «На се ли еси пришел из дальния страны? Аще ли не вѣси, не можеши от мене избѣжати». Андрѣй же побѣжа в темноту лесную и коснуся, лишися ума своего, и не позна людей, но ревяше велиим гласом. И в третий час нощи на то же мѣсто клосный старецъ прииде, оле жив, возложи на собя крестъ поклонной и помолився, и влѣзе в сѣно, и почи. И бысть яко часъ шестый нощи, и прииде Андрѣй ту же к сѣну, на то же мѣсто, крича и изнемогая. Клосный же старецъ помысли в себѣ, яко да убиет мя. А не вѣдая святаго поспѣшения, смиривъ себе старецъ: «Аще убиет мя неповинна, Богъ вѣсть». И сотвори молитву старецъ, Андрѣй же не отвѣща ничто же, но во стонание предастся. Помыслив старецъ, и возложи надежу на святаго, и прииде к нему, Андрѣй же лежаше близ сѣна и не могии двигнутися, но дряхлъ бѣ. Тое же нощи забиша путие их, и не возмогоша видѣти, и не познаша, и дряхли бысте, и изнемогосте. Оскорбѣ же старецъ клосный, яко близ бѣ погибели. Не по мнозе же времяни приѣхав из села, нарицаемаго з Горокъ, два мужие, Ларионъ да Онтип, родные братия, взяти скоту сѣна на потребу, и видѣша клоснаго старца, припадающа пред честнымъ крестомъ. Андрѣй же стоя и не глаголя ничесо же. Андрѣя же изгнаша, он же пострижеся в Великих пустынях,[17] и бысть имя ему Антоний, имѣя чинъ дияконский.

В год 7093 (1585), января во 2-й день, уже после преставления преподобного, пришел в пустынь из московской земли дьячок церковный по имени Андрей, а родился он в этой же стороне Порховской, у святого Николы чудотворца на Тишинке. И прожил один год и 7 дней в обители преподобного в послушниках, был он еще молод, 23 лет. И, подстрекаемый ненавидящим добро врагом дьяволом, украл у старца в пустыни, у постриженника того же монастыря по имени Исайя, мантию и куколь и все чернеческое одеяние, иконы и книги забрал и сбежал из пустыни. Со старцем же в пустыни не было никого, а сам он был болен ногами. И пришел старец к преподобному в церковь, и пал на гробницу преподобного, и, горько жалуясь, сказал: «Господи, не посчитай это ему за грех, но поспеши и направь его на мирный и благой путь». И помощию преподобного увечный и безногий старец устремился за Андреем, а до этого почти не выходил из келии своей. Андрей же по молодости прошел до обеда 12 поприщ и пришел в безлюдное и лесистое место, которое называется Подогривье, и ничего там не нашел, кроме скошенного сена, и собирался уходить с того места. И явился ему старый почтенный монах, и сказал ему: «За этим ли пришел из дальней стороны? Или не знаешь, что не можешь от меня скрыться?» Андрей же побежал в чащу лесную и потерял рассудок, лишился ума своего, и не узнавал людей, но ревел громким голосом. И в третий час ночи на то же место пришел увечный старец, еле живой, перекрестился с поклонами и, помолившись, влез в сено и заснул. И было около шести часов ночи, и пришел Андрей туда же к сену, на то же место, крича и изнемогая. Увечный старец подумал про себя: «Убьет он меня». А о помощи святого не знал и успокоил себя старец: «Если убьет меня, неповинного, Бог об этом узнает». И сотворил молитву старец, Андрей же ничего не ответил, но продолжал стонать. Подумал старец, и возложил надежду на святого, и подошел к Андрею, он же лежал возле сена и не мог пошевелиться, ибо обессилел. Той ночью закончились их блуждания, и не смогли они увидеть и не узнали <друг друга>, и оба ослабели и изнемогли. И скорбел старец увечный, что пришла его погибель. Но через некоторое время приехали из села, что называется Горки, два мужа, Ларион и Онтип, родные братья, чтобы взять сена для скотины, и увидели увечного старца, творящего земные поклоны. Андрей же стоял и не говорил ничего. Андрея изгнали <из монастыря>, потом он постригся в Великих пустынях, и дали ему имя Антоний, имел он чин дьякона.



[1] ...въ царство государя царя и великого князя Ивана Василиевича, всей Русии самодержца. — Это выражение можно понять так, что Житие писалось в царствование Ивана Васильевича, что вполне вероятно, так как Иван IV умер в 1584 г., а последнее из чудес датируется 2 января 1585—1586 г. Но, возможно, речь идет о том, что почти вся подвижническая жизнь Никандра прошла во времена правления Ивана Васильевича.

[2] ...села некоего. — Другие редакции Жития называют местом рождения Никандра Виделебье, село, находящееся на дороге между Псковом и Порховом. Виделебье было родиной и другого псковского подвижника XV в. Евфросина, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря.

[3] Уж — В. Даль дает несколько разновидностей растений, которые могли так называться: горец (горлец), паун, змеедушник, козелец, сладкий корень и т. д.

[4] ...Богоявления изо Кстовы в Среднемъ городе... — Крепостные стены Пскова делили город на большие части: Кром, Довмонтов город, Средний город, Окольный город. Кроме того, свои названия были и у отдельных районов внутри Среднего и Окольного городов. Церковь Богоявления в Кстове находилась в том месте, где стена Среднего города выходила на берег реки Псковы.

[5] ...Никула блаженный псковский... — С именем особо чтимого псковского юродивого Николы (?—1576) связано много легенд и преданий, согласно одному из них он спас Псков от кровавой расправы Ивана Грозного в 1570 г.

[6] ...Иванну Богослову в Крыпцы... — Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, один из крупнейших псковских монастырей, основан во второй половине XV в. Саввой, учеником Евфросина.

[7] ...Лодыгино село... — Неподалеку от Никандровой пустыни есть несколько сел с названием Лодыгино, Ладыгино.

[8] ...в понедѣльникъ сырныя недели. — Неделя накануне Великого поста.

[9] ...преподобный Александръ Свѣрский чюдотворецъ... — Александр Свир-ский (ум. в 1533 г.), основатель Спасского Троицкого монастыря в Новгородской земле.

[10] Демянский монастырь — Демянский мужской Рождественский монастырь в 10 км от Порхова.

[11] Феодосии Печерский — один из основателей и первых игуменов Киево-Печерского монастыря. См. его Житие в наст. изд., т. 1.

[12] ...девича монастыря ис Порхова... — Рождественский девичий монастырь под Порховом.

[13] ...во псковской осадѣ... — Имеется в виду осада Пскова войсками Стефана Батория (август 1581 — февраль 1582 г.).

[14] ...на Покров Святыя Богородица... — 1 октября.

[15] ...в Заклиньи. — Деревня Заклинье, приблизительно в 10 км от монастыря.

[16] ...на Тишинки... — Тишенка, Тишинка — деревня в двадцати с лишним километрах от Порхова.

[17] ...пострижеся в Великих пустынях... — По-видимому, речь идет о Спасо-Великопустынском монастыре, что был расположен между Порховом и Псковом (ныне д. Слобода Порховского района), основан в XV в.

Преподобный Никандр — псковский подвижник XVI в. (1507?—1581), основатель Никандровой пустыни, которая находится в нескольких километрах от г. Порхова. Среди болот и лесов Никандр построил небольшую хижину и жил один, редко видя людей и общаясь с ними, монастырь и братия появились на этом месте уже после его смерти. В 1687 г. было освидетельствование мощей Никандра и установлено его официальное почитание, но как местный святой Никандр почитался и раньше. Преподобный Никандр, считает исследователь псковской монастырской жизни Н. И. Серебрянский, «подвижник замечательный, исключительный не только в истории псковского монашества, но и в истории монашества общерусского». В конце XIV—XV вв. на Руси были основаны многие пустыни, но еще при жизни их основателей они превращались в монастыри, жизнь которых была далеко не отшельнической. Одному из немногих Никандру удалось полностью осуществить идеал пустынного безмолвия. Он напомнил, пишет Н. И. Серебрянский, «о заветах основателей пустынножития и своею жизнию показал, что даже и высшее их требование уединенного безмолвия не может считаться непосильным подвигом для истинного монаха» (Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 316).

Житие Никандра существует в нескольких редакциях конца XVI—XVIII в., они значительно отличаются друг от друга по композиции, стилю, объему. Мы публикуем текст Жития, который исследователи считают первоначальной редакцией, датируя ее концом XVI — началом XVII в.

Первоначальная редакция небогата биографическими сведениями, многие из них (в особенности, указания на даты разных периодов жизни Никандра) вызывали сомнение уже в XVII в. Составители позднейших редакций пытались устранить противоречия, дополнить смысловые и фактические пробелы. Отсутствие точных сведений о Никандре объясняется его отшельнической жизнью. Преподобный не имел учеников и сподвижников, которые могли помнить его рассказы о прошлом и описать его жизнь в пустыни. Сам Никандр не стремился оставить о себе точных данных: на вопрос Петра Есюкова, сколько лет он живет в пустыне, Никандр уклончиво ответил: «Бог весть, чадо». Автор Жития должен был проделать большую работу, чтобы собрать материал для биографии старца. Рассказы о пребывании Никандра в миру и вне пустыни получились скупыми, схематичными. О жизни Никандра в пустыни и чудесах он узнал из рассказов местных жителей — Ивана Долгого, Симеона, Петра Есюкова и др. Незамысловатые истории, записанные с их слов и почти не обработанные литературно, стали основой Жития, определили особенности его стиля. Сам автор Жития считал, что написал «от много мало» и просил не бранить его за «неудобренное» повествование. Оно действительно «неудобренное». В Житии нет ни одной литературной или исторической параллели, ни одной цитаты из Священного Писания, стиль Жития близок разговорному, и сам текст нередко превращается в бесхитростный диалог Никандра с теми, кто пришел к нему, ища духовного утешения. В самой структуре рассказов, сбивчивости, повторах, недосказанности, незавершенности повествования ощущается их устная природа. Редакторы XVII в. старательно исправляли эти, с их точки зрения, несовершенства текста: восполняли недосказанное, восстанавливали сюжетные связи, комментировали, поясняли, сокращали и исключали наиболее житейские истории (например, в редакции конца XVII в. не читается рассказ о том, как Никандр попросил принести ему кота). Первоначальная редакция Жития с ее простодушными рассказами о жизни и чудесах Никандра дает нам счастливую возможность представить, каким сохранился в памяти местных жителей, в народной памяти облик старца Никандра.

Текст Жития Никандра Первоначальной редакции публикуется по списку РГАДА, ф. 181, собр. МГАМИД, № 145/212, XVII в., л. 213—232 об.