ОДА НА ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ПЕТРА ФЕОДОРОВИЧА 1743 ГОДА

Минимизировать
Уже врата отверзло лето,
Натура ставит общий пир,
Земля и сердце в нас нагрето,
Колеблет ветви тих зефир,
Объемлет мягкий луг крилами,
Крутится чистый ток полями,
Брега питает тучный ил,
Древа и цвет покрылись медом,
Ведет своим довольство следом
Поспешно ясный вождь светил.
 
Но, о, небес пресветло око,
Веселых дней прекрасный царь!
Как наша радость, встань высоко,
Пролей чистейший луч на тварь,
В прекрасну облекись порфиру,
Явись великолепен миру
И в новом блеске вознесись,
В златую седши колесницу,
В зенит вступи, прешед границу,
И позже в океан спустись,
 
И тем почти Петрова внука;
Сияй, как наш веселый дух
Горит от радостного звука,
Который в наш внушает слух
Младого шум орла паряща
И предкам вслед взлететь спешаща,
На мир воззреть, искать побед;
Он выше бурь и туч промчится,
Против перунов ополчится,
Одним обозрит взглядом свет.
 
Какой веселый лик приходит?
Се вечность от пространных недр
Великий ряд веков приводит:
В них будет жить Великий Петр,
Тобой, великий князь российский,
В тебе весь Норд и край Азийский
Воскресшу прежню чтит любовь;
Как в гроб лице Петрово скрылось,
В сей день веселья солнце тмилось,
Но днесь тобою светит вновь.
 
Тебе Россия вся открыла,
Клянущись Вышнего рукой:
«Я в сердце много лет таила,
Что мне достоит жить тобой;
Мне полдень с утром вдруг вступает,
Весна цветы и плод являет
В возлюбленной душе твоей;
Но грудь пронзит народов льстивных
Ужасный луч в полки противных,
Блистая из твоих очей.
 
Возвысится, как кедр высокий,
Над сильных всех твоя глава;
Твоими сам Господь устами
Завет вовек поставит с нами;
И крепче мавританских гор
Твои плещи, Петром скрепленны
И силой свыше облеченны,
Надежный будут нам подпор.
 
Прострешь свои державны длани
Ко вышнему за нас в церквах,
Покажешь меч и страх в день брани,
Подобно, как твой дед в полках.
Премудрость сядет в суд с тобою,
Изгонит лесть и ков с хулою;
И мужество твои чресла
Скрепит для общей нашей чести,
Защитит нас к противных мести,
Дабы исторгнуть корень зла.
 
Под инну Трою вновь приступит
Российский храбрый Ахиллес,
Продерзкий меч врагов притупит,
Хвалой взойдет к верху небес;
Отрада пойдет в след отраде
В Петровом, свету страшном, граде,
И плески плескам весть дадут:
Господь щедроты в нас пробавит
И больше нас тобой прославит,
Как с трепетом враги падут».
 
Мой дух течет к пределам света,
Охотой храбрых дел пленен,
В восторге зрит грядущи лета
И грозный древних вид времен:
Холмов Ливанских верх дымится!
Там Наввин иль Сампсон стремится!
Текут струи Евфратски вспять!
Волнам и вихрям запрещает,
 
Фиссон шумит, Багдад пылает,
Там вопль и звуки в воздух бьют,
Ассирски стены огнь терзает,
И Тавр, и Кавказ в Понт бегут.
Един трясет свирепым Югом
И дальным всточных стран округом
Сильнейший гор, огня, ветров,
Отмститель храбр врагов сварливых,
Каратель стран, в союзе лживых,
Российский род и плод Петров.
 
Однако если враг оставит
Коварну зависть сам собой,
To нас желанный мир прославит,
И тем возвысит нас герой;
Стихии, ярость укрочайте,
Туманы в ясны дни растайте,
Являй веселый, небо, зрак,
Целуйтесь, громы, с тишиною,
Упейся, молния, росою,
Стань, ряд планет, в счастливый знак.
 
В брегах да льются тихо реки,
He смея чрез предел ступить;
Да придут все страны далеки
С концов земных тебе служить;
Воззри на света шар пространный,
Воззри на понт, тебе подстланный,
Воззри в безмерный круг небес:
Он зыблется и помавает
И славу зреть твою желает
Светящих тьмами в нем очес.
 
Воззри на труд и громку славу,
Что свет в Петре неложно чтит;
Нептун познал его державу,
С Минервой сильный Марс гласит:
Он члены взял в тебе плотския,
Сошед к тебе от горних мест;
Он ныне в вечности сияет,
На внука весело взирает
Среди героев, выше звезд».
 
Творец и Царь небес безмерных,
Источник лет, веков Отец,
Услыши глас россиян верных
И чисту искренность сердец!
Как если сей предел положен,
Что выше степень не возможен,
Куда делами Петр восшел,
Яви сию щедроту с нами,
Да превзойдет его летами
Наследник имени и дел.
 
КОММЕНТАРИИ
Подготовка текста и комментарии Н. Ю. Алексеевой
 
Ода была написана к первому празднованию в России тезоименитства наследника вел. кн. Петра Федоровича 29 июня 1743 г. В этот период Ломоносов находился под арестом, и, вероятно поэтому, ода не была напечатана и поднесена в день торжества. Впервые с ее отрывками читатели смогли познакомиться лишь в издании «Краткого руководства к красноречию» (1748; отрывки из оды вошли и в первую неопубликованную редакцию «Руководства» — «Краткое руководство к риторике» (1743—1744)). Напечатана впервые в издании: Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова. СПб., 1751. Т. 1. С. 138—145. Однако ее рукописный текст был известен уже в начале 1740-х гг., например Сумарокову.
 
...Ты, как змею, попрешь пороки... — Попрание змеи, символизирующей зависть, пороки и т. п., восходящее к иконописной традиции Георгия Победоносца, сопровождало иконологическое и словесное изображение Петра I на всем протяжении его царствования.
 
...Пятой наступишь ты на Льва. — Намек на будущую победу России над Швецией в войне 1741—1743 гг.; лев, изображенный на шведском гербе, традиционно символизировал эту страну.
 
...Наввин иль Сампсон... — Иисус Навин, ветхозаветный победитель Хананеян. Петр I уподоблялся Сампсону, поскольку одним из его подвигов было растерзание льва (Швеции), к тому же Полтавская битва произошла в день св. Сампсония 27 июня.
 
...струи Евфратски... — Имеется в виду турецко-персидская война, начавшаяся в мае 1743 г., ареной которой должна была стать Месопотамия.
 
Он тигров челюсти терзает... — Речь идет о восточном конфликте и Турецко-персидской войне, поэтому намеренно неточно лев заменен тигром, символом Персии.
 
...Велит луне и солнцу стать. — Иисус Навин остановил солнце и луну, чтобы продлить день битвы (Нав. 10: 12-13); солнце здесь символизирует Францию, луна — Турцию. Вся эта и следующая строфы о тревоге России, связанной давними и сложными отношениями с восточными соседями, вызваны начавшейся турецко-персидской войной.
 
«Он бог, он бог твой был, Россия...» — Эти строки, по-видимому, вызывали неодобрение и в новой редакции оды 1751 г. были вложены в уста Минервы. Отзвуком на недовольство общества уподоблением Петра Богу можно считать и извинительную в дальнейшем интонацию при сравнении Петра с Богом в последующих произведениях Ломоносова. Ср.: 1-ю и 4-ю надписи «К статуе Петра Великого» и «Слово». Сумароков также уподоблял Петра богу, а И. Г. Чернышев в 1765 г. со слезами на глазах говорил: «...это истинно бог был на земли» (Семена Порошина записки. СПб., 1881. С. 351). В раскольничьей литературе XIX в. эта и следующая строки признавались доказательством того, что Петр — антихрист (см. в наст. изд. публикацию «Собрания от святаго писания о антихристе» и примеч. к нему).