СТАНСЫ БОГУ

Минимизировать
Источник жизни! благ податель!
К тебе, о Боже! вопию;
И пред тобою, мой создатель!
Мою всю душу пролию.
 
Премудрости наполни светом
Мою к тебе парящу мысль!
Имущего тебя предметом,
Меня к своим рабам причисль.
 
К рабам?.. Рабов ты не имеешь:
Отец тебя любящих чад,
Ты благостью одной владеешь,
И власть твоя полна отрад.
 
Вотще тебя себе подобным
Соделать смертные хотят,
Суровым, грозным, гордым, злобным,
С собою ставя Бога в ряд.
 
Не верю я сердцам сим диким,
Которы, лютостью одной
Тебя являя нам великим,
Не твой нам кажут образ—свой.
 
Всяк час ты ложь их обличаешь
Пучиною твоих щедрот
И милостью опровергаешь
Угрюмых мудрецов довод.
 
Ты кротко солнцу рек: «Навеки,
Блистая, провещай творца;
Да зрят всечасно человеки
Меня в щедроте без конца».
 
Всяк день то солнце повторяет,
Сей благости твоей залог,
И вся природа нам являет,
Что Бог не может быть не Бог.
 
Лишь только мы, неблагодарны,
Не чувствуя твоих щедрот,
То слабы, то высокопарны,
Крушим страстями свой живот.
 
Ты, смертным даровав свободу,
К блаженству тьму путей открыл;
Одним веселием природу
Своей ты власти покорил.
 
А если иногда печали
Дают вкушать нам горький яд,
Не винен ты, что мы создали
Себе из рая страшный ад.
 
Не ты виновен, что мы, люди,
Желая все богами быть,
Вздымая гордо наши груди,
Себя дерзнули позабыть.
 
Тобой творенны наслаждаться,
Превыше мы себя летим
И мудростью с тобой равняться
В своем безумствии хотим.
 
Чувствительность! о дар божествен!
Ты нас прямей ведешь к концу,
И крыл твоих полет торжествен
Возносит сердце ко творцу.
 
Творец! тебя понять не тщуся,
Всем сердцем, как отца, любя;
Кто ты, о том я не крушуся,
С восторгом чувствуя тебя.
 
Ты был, ты есть, ты вечно будешь,—
То небо и земля твердят;
Я есмь, меня не позабудешь,—
Мои все чувства то гласят.
 
КОММЕНТАРИИ
 
Стансы Богу. — Санкт-Петербургский вестник, 1780, № 6, с. 83, без подписи. Печ. по кн.: Собр. соч., т. 4, с. 157. Н. А. Добролюбов считал, что «по теплоте чувства и по чисто христианскому взгляду на бога, единственно как на высочайшую любовь», это стихотворение стоит «гораздо выше знаменитой оды Державина», то есть оды «Бог» (Добролюбов Н. А. Собр. соч., т. I. М.—Л., 1961, с. 251).