Минимизировать
М. М. Херасков
ОСВОБОЖДЕННАЯ МОСКВА
 
ТРАГЕДИЯ
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
 
Князь Димитрий
Князь Феодор
Князь Иоанн
Князь Руксалон
Князь Пожарский
Леон, сын Димитриев
София, сестра князя Пожарского
Минин, купец нижегородский
Парфения, наперсница Софии
Гетман польский Желковский
Вьянко, сын Желковского
Хоткеев, вельможа польский
Вестник российский
Страженачальник польский
Девицы российские
Военачальники российские и польские
Воины российские и польские
 
 
                   Действие II
 
                                       Действие III
 
                                                             Действие IV
 
                                                                                   Действие V
 
КОММЕНТАРИЙ
 
Впервые — Освобожденная Москва. М., 1798. Представлена в Петровском театре в Москве 18 января 1798 г.; игралась периодически, с большими перерывами, на сценах Петербурга и Москвы до 1816 г., в том числе в Петербурге во время Отечественной войны, после изгнания из Москвы Наполеона, 28 октября и 1 ноября 1812 г.
 
Печатается по кн.: Херасков М. М. Творения. М., [1798], ч. 5.
 
Историческую основу трагедии составляет освобождение русским ополчением в 1612 г. Москвы от польских интервентов. Соблюдая правила единства времени, места и действия, Херасков объединил в рамках одних суток события нескольких месяцев: к Москве ополчение подступило 18 августа (д. 1); сражение с подошедшим на помощь осажденному польскому гарнизону отрядом состоялось 22—24 августа (д. 3, явл. 5; д. 4. явл. 6, 11—12), и 25 августа, не выполнив своей задачи, отряд ушел от столицы, но в руках поляков и находившихся с ними бояр оставались Китай-город и Кремль; Китай-город был взят 22 октября, а 26—27 октября сдался и Кремль (д. 5); в январе 1613 г. начал заседать Земский собор, избравший на царство Михаила Федоровича Романова (1596—1645), о чем было объявлено 21 февраля (д. 5, явл. 9). В трагедию введены также некоторые эпизоды и ситуации 1610 г.; соответственно в числе действующих или упоминаемых в качестве таковых персонажей оказались исторические лица, к ним причастные, но не участвовавшие в событиях 1612 г. Намеренные анахронизмы, определявшиеся творческой установкой автора, повлекли с неизбежностью отступления от исторической точности в отношении многих реальных фактов, которые вследствие этого существенно в пьесе трансформированы вольной их интерпретацией.
 
Любовная линия сюжета полностью вымышлена; она представляет, вероятно, аналогию коллизии младшего Горация — Камиллы — Куриация — Валерия в трагедии П. Корнеля «Гораций» (1640).
 
Разрабатывая сюжет трагедии «Освобожденная Москва», Херасков мог опираться на труды русских и зарубежных историков (в том числе, по-видимому, на седьмой том «Истории российской» М. М. Щербатова), на изданные к тому времени «Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятелей» (СПб., 1771; изд. 2-е, М., 1788) и «Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы; и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына (М., 1784); обращался драматург, вероятно, и к рукописным хронографам.
 
Фамилии польских военачальников приводятся Херасковым в формах, употребленных в источниках, которыми он пользовался.