Минимизировать
Я. Б. Княжнин
ВЛАДИМИР И ЯРОПОЛК
 
ТРАГЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
 
Ярополк, князь киевский - сын Святослава, князя всероссийского.
Владимир, князь новгородский - сын Святослава, князя всероссийского.
Рогнеда, княжна полоцкая.
Клеомена, княжна греческая, плененная Святославом при покорении Херсонеса и живущая у Ярополка.
Свадель, вельможа Ярополков.
Вадим, вельможа Владимиров.
Вальмира, наперсница Рогнедина.
Действие в Киеве, в княжеских чертогах.
 
 
                     Действие II
 
                                           Действие III
 
                                                                   Действие IV
 
                                                                                            Действие V
 
КОММЕНТАРИЙ
 
Впервые — Собрание сочинений Якова Княжнина, т. 2. Спб., 1787. с. 95—181. Печатается по этому изданию.
 
Трагедия написана в 1772 г. Впервые поставлена 9(20) ноября 1784 г. «на Петров. театре Росс. актерами...» (Носов И. Хроника русского театра. М., 1883, с. 409—410). Спектакль был повторен и 27 ноября (8 декабря). В 1789 г. шла в сентябре в Москве, в декабре — в Петербурге.
 
Сюжет пьесы заимствован из русских летописей. В «Повести временных лет» имеется летописный рассказ об убийстве Владимиром Святославичем его брата, киевского князя Ярополка. Там же говорится о притязаниях обоих братьев на полоцкую княжну Рогнеду. Она отдавала предпочтение Ярополку, презирая Владимира как сына рабыни, но последний, захватив Полоцк и убив отца и братьев Рогнеды, взял ее в жены. Эти исторические события были широко известны в XVIII в.; их изложение можно найти почти во всех значительных исторических сочинениях: В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, И. Н. Болтина. Впрочем, драматург только использует исторические имена и воспроизводит лишь самые общие контуры событий. Мотивировка поступков Владимира и Ярополка совсем не соотносится с летописными характеристиками. Нарушена хронология, вводится вымышленный персонаж — греческая княжна Клеомена («Повесть временных лет», а за нею историки XVIII в. упоминают любимую жену Ярополка — греческую монахиню.) Строя сюжет «Владимира и Ярополка», Княжнин использовал опыт драматургии Ж. Расина, повторяя основные сюжетные ходы его трагедии «Андромаха» (1667), в которой Пирра, колеблющегося между долгом, требующим его брака с Гермионой, и страстью к вдове Гектора Андромахе, по наущению мучимой ревностью Гермионы убивает Орест. У Княжнина Пирру соответствует Ярополк, Оресту — Владимир, Гермионе — Рогнеда, Андромахе — Клеомена. Функцию сына Андромахи выполняет маленький брат Клеомены. Русский драматург не ограничивается заимствованием основных коллизий «Андромахи». Он во многих случаях почти прямо переводит те или иные отрывки из французской трагедии. В качестве примеров можно указать на многие стихи 4 явл. I действия, на реплики Рогнеды из I явл. II действия, на слова Владимира из 3 явл. IV действия, представляющие собой переделку паралельных сцен «Андромахи», на слова Клеомены из 3 явл. III действия — вариацию окончания монолога Андромахи из 4 явл. III действия и особенно на 5 явл. IV действия и на финальные реплики 3 явл. V действия, почти буквально соответствующие 5 явл. IV действия и 3 явл. V действия «Андромахи». Следует отметить сюжетный параллелизм сцен, показывающий, что Княжнин в своей трагедии строго придерживался движения сюжета пьесы Расина. Но, в целом следуя фабуле «Андромахи», Княжнин вводит в текст целый ряд самостоятельных мотивов. Усиливается политический оттенок драматического конфликта — любовь Ярополка к Клеомене противоречит государственным интересам, в связи с чем большую роль в идейной структуре приобретают вельможи Свадель и Вадим (не имеющие аналогов у Расина); углубляются психологические взаимоотношения Ярополка и Владимира: последний все же любит своего брата, мучительно колеблется, решаясь на его убийство. Драматизируется конфликт Владимир — Рогнеда: Владимир не только не любим ею, он — ее враг, убийца отца и братьев. Наконец, роль Клеомены гораздо менее значительна, нежели соответствующая ей роль Андромахи. Благодаря этим новациям «Владимир и Ярополк», несмотря на свою явную зависимость от «Андромахи», является интересным образцом русской трагедии второй половины XVIII в., примером творческого усвоения русскими авторами достижений западноевропейской драматургии. Позднее к сюжету, разработанному Княжниным, обращался В. А. Озеров в трагедии «Ярополк и Олег» (1798 г.).
 
Святослав, князь всероссийский. — Пример внеисторического сознания, свойственного XVIII в. Святослав Игоревич (942—972 гг.), великий князь киевский, не мог называться князем всероссийским, так как само понятие «Россия» в то время отсутствовало.