Минимизировать

сентябрь. Летописец

Подготовка текста, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой

Текст:

ЛѢТОПИСЕЦЪ[1]

ЛЕТОПИСЕЦ

В лѣта 7061-го, мѣсяца ноемвриа,[2] въ христолюбивое царство святѣйшаго царя и государя великого князя Ивана Василиевича всея Русии самодръжца, в двадесятое лѣто царства и государьства его, в двадесять же третие лѣто от рожества его, се яз, смиренный и грѣшный Макарие, митрополит всеа Русии, дал есми ему сию святую великую книгу Минѣю Четью мѣсяцъ сентябрь и прочих дванадесять великих книг Минѣй Четьих (писаны всѣ в дестный листъ).[3] И в тѣх Четьих Минѣах всѣ книги четьи събраны:[4] святое Еуангелие, четыре Евангелисты толковые, и святый Апостолъ, и всѣ святыя апостольскиа посланиа и дѣаниа с толкованием, и три великиа Псалтыри розных толковников, и Златаустовы книги, Златаструй, и Маргарит, и великий Златаустъ, и Великий Василий, и Григорий Богослов с толкованиемъ, и великая книга Никонская с прочими посланми его, и прочиа всѣ святыя книги събраны и написаны в них: пророческиа, и апостольскиа, и отеческиа, и праздничныя слова, и похвалныя слова, и всѣх святых отецъ житиа, и мучениа святых мученикъ и святыхъ мученицъ, житиа и подвизи преподобных и богоносных отецъ, и святых преподобных жен страдание и подвизи; и всѣ святыя Патерики написаны: Азбучныя, и Ерусалимскиа, и Египетскиа, и Синайскиа, и Скитскиа, и Печерскиа, и всѣ святыя книги събраны и написаны, которые в Руской землѣ обрѣтаются, и с новыми святыми чюдотворцы.

В год 7061-й (1552), месяца ноября, в христолюбивое царство святейшего царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца, в двадцатилетие царства и государства его и в двадцать третий год рождения его, я, смиренный и грешный Макарий, митрополит всея Руси, дал ему эту святую великую книгу Минею Четью за месяц сентябрь и прочих двенадцать великих книг Миней Четьих (писаны все в дестный лист). И в тех Четьих Минеях собраны все четьи книги: святое Евангелие, четыре Толковые Евангелия, и святой Апостол, и все святые апостольские послания и деяния с толкованием, и три великие Псалтыри разных толкований, и Златоустовы книги, Златоструй, и Маргарит, и великий Златоуст, и Василий Великий, и Григорий Богослов с толкованиями, и великая книга Никона с прочими его посланиями, и все иные святые книги собраны и переписаны в них: пророческие, и апостольские, и отеческие, и праздничные слова, и похвальные слова, и жития всех святых отцов, и мучения святых мучеников и святых мучениц, жития и подвиги преподобных и богоносных отцов, и страдания и подвиги святых преподобных жен; и все святые Патерики написаны: Азбучный, и Иерусалимский, и Египетский, и Синайский, и Скитский, и Печерский, — все святые книги, которые обретаются в Русской земле, собраны и переписаны, включая и те, что о новых святых чудотворцах.

И тѣ святыя великиа книги, — дванадесять Минѣй Четьих и что в них събраны всѣ святыя четьи книги, — дал есми Пречистой Богородице в дом и великим чюдотворцом Петру, и Алексию, и Ионѣ, в святую съборную церковь Успениа Пресвятыя Богородица рускиа митрополиа[5] в первоенадесять лѣто святительства и духовныя паствы своего смирениа, на память своей души, и по своих родителех в вѣчный поминок, и по себѣ, настоящим святѣйшим митрополитом всеа Русии, в душевную ползу, и прочим церковником: священным протопопом, и священным иереом, и архидиаконом, и протодиаконом, и диаконом, и четцом, и пѣвцом, и всѣм православным христианом, приемлющим и съ страхом и со вниманием прочитающим сиа святыя книги, по благословению митрополита или церковнаго чиноначалника, в великую душевную ползу не токмо себѣ, но и прочим послушающим со вниманием, в славу Божию. Аминь.

И эти святые великие книги — двенадцать Миней Четьих, в которых собраны все святые четьи книги, — отдал я в дом Пречистой Богородицы и великих чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, в святую соборную церковь русской митрополии Успения Пресвятой Богородицы в одиннадцатый год своего святительства и смирения духовной пастве, на помин своей души, на вечное поминание по своим родителям и по себе и на душевную пользу святейшим митрополитам всея Руси и прочим церковникам: священным протопопам, и священным иереям, и архидьяконам, и протодьяконам, и дьяконам, и чтецам, и певчим, и всем православным христианам, приемлющим и с трепетом и со вниманием прочтущим эти святые книги, по благословлению митрополита или церковного чиноначальника, на большую пользу духовную не только себе, но и иным, слушающим со вниманием, во славу Божью. Аминь.

И да никтоже сиа святыя великиа книги — дванадесять Минѣй Четьих — освоит или от святыя церкви Пречистыя Богородица честнаго и славнаго ея Успениа рускиа митрополиа и от великих чюдотворцов насильством въсхитит, таковый да судится, яко преобидник и похищник Божиа церкви, не токмо здѣ, но и в будущий вѣк осудится. А кто сиа святыя книги приемлет по благословению святительскому и съ страхом Божиим и с великим вниманиемъ прочитает, на душевную ползу себѣ же и слышащим, и той отъ Бога благословен будет и сугубу мзду от него въсприимет не токмо здѣ, но и в будущий вѣк, по божественому апостолу: «иже око не видѣ и ухо не слыша и на срдце человѣку не взыде, яже уготова Богъ любящим его»,[6] иже съ страхом и съ вниманием почитающим сиа святыя книги. Аминь.

И да пусть никто эти святые великие книги — двенадцать Миней Четьих — из святой церкви русской митрополии Пречистой Богородицы честного и славного ее Успения и великих чудотворцев не присвоит или умышленно не похитит, иначе таковой, как надругатель и расхититель Божьей церкви, осужден будет не только в век нынешний, но и в будущий. А тот, кто эти святые книги примет по святительскому благословению и со страхом Божьим и с великим вниманием прочитает, на пользу душевную себе и слушающим, тот будет благословен Богом и воспримет от него великий дар не только здесь, но и на том свете, по божественному апостолу: «око не видит и ухо не слышит, тому человеку и на сердце не падет то, что уготовил Бог любящим его», читающим эти святые книги с трепетом и вниманием. Аминь.

А писал есми сиа святыя великиа книги в Великом Новѣгородѣ, како есми тамо был архиепископом. А писал есми, и събирал, и в едино мѣсто их совокуплял дванадесять лѣт многим имѣнием и многими различными писари, не щедя сребра и всяких почастей. Но и паче же многи труды и подвиги подъях от исправлениа иностранских и древних пословицъ, преводя на русскую рѣчь: и сколько нам Богъ дарова уразумѣти, толико и възмогохом исправити, иная же и до днесь в них не исправлена пребысть, и сиа оставихом по нас могущим, съ Божию помощию, исправити. А и где буду погрѣших, отъ своего неразумиа, о тѣх странских древних пословицъ или будет где посредѣ тѣх святых книг написано ложное и отреченное слово святыми отцы, а мы того не възмогохом исправити и отставити, и о том отъ Господа Бога прошу прощениа[7] за молитвъ всѣх святых, иже в книгах сих написанных. А прочитающих молю сиа святыя книги, иже могущих, зъ Божиею помощию, в них недокончанная таковая исправити, и за то отъ Бога восприимут сугубо въздаяние, а отъ всѣх святых — благословение, понеже в тѣх святых в Четьих Минѣах всѣ святыя книги четьи събраны и написаны. И того ради всѣх молю и колѣнома касаюся, с вѣрою прочитающих сиа святыя книги, да въспоминают смиренную и грѣшную мою душу въ святых своих ко всесилному Богу молитвах, да бых получил деснаго предстояниа съ всѣми святыми,[8] иже отъ вѣка Богу угодившими, в день втораго пришествиа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в оньже хощет Господь судити всѣм и въздати комуждо по дѣлом его.

А писал я эти святые великие книги в Великом Новгороде, когда был там архиепископом. А писал и собирал и воедино их объединял двенадцать лет, истратив на то большие средства, наняв много писцов, не щадя серебра и всяческих воздаяний. Но особо большие трудности и заботы преодолел при исправлении и переводе на русский язык иностранных и древних сочинений: насколько Бог нас вразумил, столько и смогли сделать, а иное же и доныне в них осталось не исправлено, и это оставили тем, кто с Божьей помощью сможет исправить это после нас. А если я где и погрешил, по своему незнанию, в этих иностранных и древних изречениях или если среди этих святых книг окажется написанным ложное или отреченное святыми отцами слово, а мы не смогли это исправить и изъять, то я прошу у Господа Бога в этом прощения молитвами всех святых, о которых в этих книгах написано. А читающих эти святые книги, тех, кто смогут, молю с Божьей помощью все недоконченное в них исправить, и за это они воспримут от Бога двойное воздаяние, а от всех святых — благословение, поскольку в этих святых Четьих Минеях собраны и написаны все святые четьи книги. И во имя того молю коленопреклоненно всех, с верою читающих эти святые книги, да помянут мою смиренную и грешную душу в своих святых молитвах ко всесильному Богу, дабы получил я в день второго пришествия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда Господь будет судить всех и воздавать каждому по делам его, — десное предстояние со всеми святыми, угодными Богу.



[1] Лѣтописецъ — дарственная (вкладная) запись митрополита всея Руси Макария о вкладе «на помин души» своей и своих родителей «в вечный поминок», которая предваряла каждую книгу Великих Миней Четьих. «Летописец» исполнял роль своего рода «Предисловия от редактора», в котором кратко раскрывалась история создания 12-томного книжного свода, его содержание и состав включенных в него памятников, а также — «душеполезное» предназначение Великих Миней Четьих.

[2] В лѣта 7061-го, мѣсяца ноемвриа... — Как и все остальные, дарственная Минея за сентябрь месяц датирована ноябрем 1552 г., когда митрополитом Макарием был сделан вклад из 12-ти книг.

[3] ...(писаны всѣ в дестный листъ). — Т. е. большой, полный, согнутый лишь один раз лист (in folio).

[4] ...всѣ книги четьи събраны... и с новыми святыми чюдотворцы. — Приводится перечень «святых книг», почитаемых и постоянно читаемых на Руси, вошедших в Великие Минеи Четьи, включая и новые Жития, только что канонизированных русской церковью на соборах 1547 и 1549 гг. местночтимых русских святых.

[5] ...дал есми Пречистой Богородице в дом... в святую съборную церковь Успениа Пресвятыя Богородица рускиа митрополиа... — Речь идет о 12 «святых великих книгах» Миней Четьих (Успенском списке), которые были вложены в Успенский собор Московского Кремля. Митрополичий собор Успения Пресвятой Богородицы был построен в Кремле в 1475—1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.

[6] ...по Божественному Апостолу: «иже око не видѣ и ухо не слыша и на срдце человѣку не взыде, яже уготова Богъ любящим его»... — 1 Кор. 2, 9.

[7] А и где буду погрѣших, отъ своего неразумиа... или будет где посредѣ тѣх святых книг написано ложное и отреченное слово святыми отцы... и о том отъ Господа Бога прошу прощениа... — Так в XVII в. из декабрьской Минеи патриархом Филаретом было изъято Сказание Афродитиана, которое стали включать в Индексы запрещенных (отреченных, апокрифических) книг только после критического разбора этого сочинения Максимом Греком.

[8] ...да бых получил деснаго предстояниа съ всѣми святыми... — Т. е. возможность в день Страшного Суда стоять по правую руку Господа, среди праведников и святых угодников.

Текст Летописца публикуется по Успенскому списку сентябрьской Минеи — ГИМ, Синод. собр. № 986(784), лл. 1—2 об.