ЛѢТОПИСЕЦЪ[1]
ЛЕТОПИСЕЦ
В лѣта 7061-го, мѣсяца
ноемвриа,[2]
въ христолюбивое царство святѣйшаго царя и государя великого князя Ивана
Василиевича всея Русии самодръжца, в двадесятое лѣто царства и государьства
его, в двадесять же третие лѣто от рожества его, се яз, смиренный и грѣшный
Макарие, митрополит всеа Русии, дал есми ему сию святую великую книгу Минѣю
Четью мѣсяцъ сентябрь и прочих дванадесять великих книг Минѣй Четьих (писаны
всѣ в дестный листъ).[3]
И в тѣх Четьих Минѣах всѣ книги четьи събраны:[4]
святое Еуангелие, четыре Евангелисты толковые, и святый Апостолъ, и всѣ святыя
апостольскиа посланиа и дѣаниа с толкованием, и три великиа Псалтыри розных
толковников, и Златаустовы книги, Златаструй, и Маргарит, и великий Златаустъ,
и Великий Василий, и Григорий Богослов с толкованиемъ, и великая книга
Никонская с прочими посланми его, и прочиа всѣ святыя книги събраны и написаны
в них: пророческиа, и апостольскиа, и отеческиа, и праздничныя слова, и
похвалныя слова, и всѣх святых отецъ житиа, и мучениа святых мученикъ и святыхъ
мученицъ, житиа и подвизи преподобных и богоносных отецъ, и святых преподобных
жен страдание и подвизи; и всѣ святыя Патерики написаны: Азбучныя, и
Ерусалимскиа, и Египетскиа, и Синайскиа, и Скитскиа, и Печерскиа, и всѣ святыя
книги събраны и написаны, которые в Руской землѣ обрѣтаются, и с новыми святыми
чюдотворцы.
В
год 7061-й (1552), месяца ноября, в христолюбивое царство святейшего царя и
государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца, в двадцатилетие
царства и государства его и в двадцать третий год рождения его, я, смиренный и
грешный Макарий, митрополит всея Руси, дал ему эту святую великую книгу Минею
Четью за месяц сентябрь и прочих двенадцать великих книг Миней Четьих (писаны
все в дестный лист). И в тех Четьих Минеях собраны все четьи книги: святое
Евангелие, четыре Толковые Евангелия, и святой Апостол, и все святые
апостольские послания и деяния с толкованием, и три великие Псалтыри разных
толкований, и Златоустовы книги, Златоструй, и Маргарит, и великий Златоуст, и
Василий Великий, и Григорий Богослов с толкованиями, и великая книга Никона с
прочими его посланиями, и все иные святые книги собраны и переписаны в них:
пророческие, и апостольские, и отеческие, и праздничные слова, и похвальные
слова, и жития всех святых отцов, и мучения святых мучеников и святых мучениц,
жития и подвиги преподобных и богоносных отцов, и страдания и подвиги святых
преподобных жен; и все святые Патерики написаны: Азбучный, и Иерусалимский, и
Египетский, и Синайский, и Скитский, и Печерский, — все святые книги,
которые обретаются в Русской земле, собраны и переписаны, включая и те, что о
новых святых чудотворцах.
И тѣ святыя великиа
книги, — дванадесять Минѣй Четьих и что в них събраны всѣ святыя четьи книги, —
дал есми Пречистой Богородице в дом и великим чюдотворцом Петру, и Алексию, и
Ионѣ, в святую съборную церковь Успениа Пресвятыя Богородица рускиа митрополиа[5]
в первоенадесять лѣто святительства и духовныя паствы своего смирениа, на
память своей души, и по своих родителех в вѣчный поминок, и по себѣ, настоящим
святѣйшим митрополитом всеа Русии, в душевную ползу, и прочим церковником:
священным протопопом, и священным иереом, и архидиаконом, и протодиаконом, и
диаконом, и четцом, и пѣвцом, и всѣм православным христианом, приемлющим и съ
страхом и со вниманием прочитающим сиа святыя книги, по благословению
митрополита или церковнаго чиноначалника, в великую душевную ползу не токмо
себѣ, но и прочим послушающим со вниманием, в славу Божию. Аминь.
И
эти святые великие книги — двенадцать Миней Четьих, в которых собраны все
святые четьи книги, — отдал я в дом Пречистой Богородицы и великих
чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, в святую соборную церковь русской митрополии
Успения Пресвятой Богородицы в одиннадцатый год своего святительства и смирения
духовной пастве, на помин своей души, на вечное поминание по своим родителям и
по себе и на душевную пользу святейшим митрополитам всея Руси и прочим
церковникам: священным протопопам, и священным иереям, и архидьяконам, и
протодьяконам, и дьяконам, и чтецам, и певчим, и всем православным христианам,
приемлющим и с трепетом и со вниманием прочтущим эти святые книги, по
благословлению митрополита или церковного чиноначальника, на большую пользу
духовную не только себе, но и иным, слушающим со вниманием, во славу Божью.
Аминь.
И да никтоже сиа святыя
великиа книги — дванадесять Минѣй Четьих — освоит или от святыя церкви Пречистыя
Богородица честнаго и славнаго ея Успениа рускиа митрополиа и от великих
чюдотворцов насильством въсхитит, таковый да судится, яко преобидник и похищник
Божиа церкви, не токмо здѣ, но и в будущий вѣк осудится. А кто сиа святыя книги
приемлет по благословению святительскому и съ страхом Божиим и с великим
вниманиемъ прочитает, на душевную ползу себѣ же и слышащим, и той отъ Бога
благословен будет и сугубу мзду от него въсприимет не токмо здѣ, но и в будущий
вѣк, по божественому апостолу: «иже око не видѣ и ухо не слыша и на срдце
человѣку не взыде, яже уготова Богъ любящим его»,[6]
иже съ страхом и съ вниманием почитающим сиа святыя книги. Аминь.
И
да пусть никто эти святые великие книги — двенадцать Миней Четьих —
из святой церкви русской митрополии Пречистой Богородицы честного и славного ее
Успения и великих чудотворцев не присвоит или умышленно не похитит, иначе
таковой, как надругатель и расхититель Божьей церкви, осужден будет не только в
век нынешний, но и в будущий. А тот, кто эти святые книги примет по
святительскому благословению и со страхом Божьим и с великим вниманием
прочитает, на пользу душевную себе и слушающим, тот будет благословен Богом и
воспримет от него великий дар не только здесь, но и на том свете, по
божественному апостолу: «око не видит и ухо не слышит, тому человеку и на
сердце не падет то, что уготовил Бог любящим его», читающим эти святые книги с
трепетом и вниманием. Аминь.
А писал есми сиа святыя
великиа книги в Великом Новѣгородѣ, како есми тамо был архиепископом. А писал
есми, и събирал, и в едино мѣсто их совокуплял дванадесять лѣт многим имѣнием и
многими различными писари, не щедя сребра и всяких почастей. Но и паче же многи
труды и подвиги подъях от исправлениа иностранских и древних пословицъ, преводя
на русскую рѣчь: и сколько нам Богъ дарова уразумѣти, толико и възмогохом
исправити, иная же и до днесь в них не исправлена пребысть, и сиа оставихом по
нас могущим, съ Божию помощию, исправити. А и где буду погрѣших, отъ своего
неразумиа, о тѣх странских древних пословицъ или будет где посредѣ тѣх святых
книг написано ложное и отреченное слово святыми отцы, а мы того не възмогохом
исправити и отставити, и о том отъ Господа Бога прошу прощениа[7]
за молитвъ всѣх святых, иже в книгах сих написанных. А прочитающих молю сиа
святыя книги, иже могущих, зъ Божиею помощию, в них недокончанная таковая
исправити, и за то отъ Бога восприимут сугубо въздаяние, а отъ всѣх святых —
благословение, понеже в тѣх святых в Четьих Минѣах всѣ святыя книги четьи събраны
и написаны. И того ради всѣх молю и колѣнома касаюся, с вѣрою прочитающих сиа
святыя книги, да въспоминают смиренную и грѣшную мою душу въ святых своих ко
всесилному Богу молитвах, да бых получил деснаго предстояниа съ всѣми святыми,[8]
иже отъ вѣка Богу угодившими, в день втораго пришествиа Господа Бога и Спаса
нашего Исуса Христа, в оньже хощет Господь судити всѣм и въздати комуждо по
дѣлом его.
А
писал я эти святые великие книги в Великом Новгороде, когда был там
архиепископом. А писал и собирал и воедино их объединял двенадцать лет,
истратив на то большие средства, наняв много писцов, не щадя серебра и
всяческих воздаяний. Но особо большие трудности и заботы преодолел при
исправлении и переводе на русский язык иностранных и древних сочинений:
насколько Бог нас вразумил, столько и смогли сделать, а иное же и доныне в них
осталось не исправлено, и это оставили тем, кто с Божьей помощью сможет
исправить это после нас. А если я где и погрешил, по своему незнанию, в этих
иностранных и древних изречениях или если среди этих святых книг окажется
написанным ложное или отреченное святыми отцами слово, а мы не смогли это
исправить и изъять, то я прошу у Господа Бога в этом прощения молитвами всех
святых, о которых в этих книгах написано. А читающих эти святые книги, тех, кто
смогут, молю с Божьей помощью все недоконченное в них исправить, и за это они
воспримут от Бога двойное воздаяние, а от всех святых — благословение,
поскольку в этих святых Четьих Минеях собраны и написаны все святые четьи
книги. И во имя того молю коленопреклоненно всех, с верою читающих эти святые
книги, да помянут мою смиренную и грешную душу в своих святых молитвах ко
всесильному Богу, дабы получил я в день второго пришествия Господа Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа, когда Господь будет судить всех и воздавать каждому по
делам его, — десное предстояние со всеми святыми, угодными Богу.