ПРИМЕРНОЕ ВРЕМЯИСЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВО СКОЛЬКО БЫ ЛЕТ, ПРИ БЛАГОПОЛУЧШЕЙШИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, МОГЛА РОССИЯ САМА СОБОЮ, БЕЗ САМОВЛАСТИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО, ДОЙТИ ДО ТОГО СОСТОЯНИЯ, В КАКОМ ОНА НЫНЕ ЕСТЬ В РАССУЖДЕНИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И СЛАВЫ

Минимизировать
Состояние России до Петра Великого
 
Российский народ даже до бесноверия был привязан к вере, считал всех других исповеданий христиан погаными; сему пример, что за бесчестье и за грех считали, если кто у немцев в слободе побывал; был суеверен: в доказательство сему, что наипросвещеннейший муж тогда в России, князь Василий Васильевич Голицын, гадателей призывал и на месяц смотрел о познании судьбы своей; начинал подвергнут быть духовному чину, ибо за то, что Никон патриарх противуборствовал царю Алексею Михайловичу, его святым почитали.
 
Не имел никакого просвещения, но многие знатные бояре и грамоте не знали.
 
Гордость и надменность бояр была безмерная, и дворяне у них в знакомцах и прислужниках жили.
 
Дворяне служили с поместей, да и те не все по нарядам в назначенное место приезжали; служа же без жалованья, не могли ни вне государства долго службу продолжать, ни внутри государства быть долго отдалены от домов своих, чего ради и предписывалось им служить по срокам.
 
Местничество было в [1682] году уничтожено, но порядок не заведен, ибо в бояре и в окольничий производились по прежнему по знатности родов, а не по заслугам, яко свидетельствуют многие родословные, что из стольников жаловали прямо в бояре, и многие младые люди великие чины имели, яко князь Иван Юрьевич Трубецкой менее двадцати лет боярином был, а сим и поручались важнейшие дела государства.
 
Торговли ни внутренней, ни внешней не было, ибо которая и была, та за слабостию своею недостойна была сим именем называться; потому что не было рукоделий, весьма мало было истребление вещей, не было ни знания в чужестранной торговле, ни портов; ибо единый был порт город Архангельской, да и тот, окроме положения своего на северном краю России, неудобности входа в Двину и весьма длинного пути, обходя Норвегию, почти весь во власти англичан был, которые сею торговлею владели.
 
Недостаток торговли и истребления вещей производил недостаток денег и остановку в обращении их.
 
Не было ни фабрик, ни рукоделий, и простейшие вещи получали от чужестранных.
 
Были правительства, с изрядною мыслию устроенные, яко Палата золотая, Разрядная палата, Земской приказ, Разбойной приказ, Холопий приказ, Судные Владимирский и Московский приказы и прочий, но они ни регламентов, ни порядков не имели, ни формы суда и прочего, но все по обычаям исполнялось. Законы хотя сочинением Уложенья и новоуказных статей были, но не было никакого порядку к приведению во исполнение оных.
 
Не было сухопутного порядочного войска; главная сила государства состояла в дворянах, служащих с поместий, которые от разряд наряжались; но никогда ни все, ни на срок в назначенное место не приезжали; да которые и съедутся, ни хорошего вооружения, ни порядку и устройства не имели, да и служа на своем иждивении, прежде времени разъезжались. Были заведены стрельцы, но и тех едва ли было десять тысяч человек. Войска неустроенные, неповиновенные своим начальникам, вступившие в торги и промыслы и не радящие о своей должности; всякое учение воинское им трудно казалось, поход несносен был, а неприятеля страшились; лишь опасны были смутным своим обычаем престолу и своим начальникам.
 
Не было флоту. Тщился царь Алексей Михайлович, построй суда на Волге, явить российский флот на Каспийском море; созданной фрегат «Орел» чужестранными мастерами претерпел несчастие, и намерение сие оставлено было. Ясное доказательство, коль противна всякая новость была россиянам.
 
Не было крепостей, и не знали их укреплять, но высокие башни и стены составляли все укрепление градов, укреплении от малого числа пушечных ударов могущие рассыпаться. Не знали и не воображали пользу низких укреплений, ни перекрестного выстрела.
 
Были пушки, но пушки таковые, каковым должно было быть у непросвещенного народа, то есть не в меру вылитые, длинны, толсты, великожерлисты, лафеты того хуже, и совсем почти неудобны ни к возке, ни к скорому стрелянию.
 
Обильная Россия в разных крушцах ни злата, ни серебра, ни меди, ни железа своего не имела, но принуждена была даже до железа получать из Швеции; ибо не было ни знающих крушцы, ни умеющих их искапывать, ставливать и отделять.
 
Исчисление
 
Се есть отчасти состояние России до исправления Петром Великим.
 
В 1682 году заведена была в Иконоспасском монастыре Академия, где учили по-латински, по-гречески, и филозофию Аристотелеву.
 
Положим мы, чтобы сие училище имело весь могущий себя изобразить успех, то и тут надлежало, чтобы по крайней мере прошло два рода прежде, нежели бы могли россияне познать пользу науки и иметь отвращение от невежества. И тако бы и сию знатную перемену, чтобы ста два человек было латинщиков и знающих древнюю филозофию, не можно бы было зрить прежде 60 лет; ибо пока с прежними убеждениями в живых первый род обретался, сего было ожидать не можно, а и второй род еще бы тому противен был, а я соглашаюсь со всеми времяисчислителями, полагая на каждый род 30 лет.
 
Но чему бы в сей Академии научились? Научились бы языкам греческому и латинскому, филозофии Аристотелевой, его категориям, тонким и часто непонятным рассуждениям Платона, и богословии, разумели бы всех лучших писателей афинских, цветущего Рима и святых отцов. Но познали ль бы новые откровения, учиненные новыми? Познали ль бы новую систему света, изобретения в физике, химии и мафематике? Нет, полагая паче себе правилом не сообщаться не с единоверными, утверждаясь еще более в сей ненависти, что и первенствующая церковь всякое сообщение с еретиками и раздирателями церкви запрещала, то или якобы отдаленная от других частей света земля должна была сама все изыскивать, или бы превозмочь ненависть свою к чужестранным и с ними в сообщение войти. На первое бы надлежало многие тысячи лет, да и то бы невозможно было без путешествий, то сколько же бы времени надлежало употребить для преодоления ненависти к чужестранным? И полагаю на сие, по крайней мере, три рода человеческие, то есть 90 лет, и тем паче утверждаюсь в своих мыслях, что хотя царь Иоанн Васильевич, желая ввести некоторое просвещение, чужестранных призывал, хотя Годунов и вящшия к тому старания употреблял, и даже посылал российских юношей учиться в чужие края, однако ни науки, ни искусства ни малого успеха не имели, ни ненависть к чужестранным нимало не убавились.
 
Достигши до некоего просвещения и познания, также приучась иметь сообщения с чужестранными народами, надлежало входить в познания вновь изобретенных наук, изучиться военному искусству, литью пушек, военной и гражданской архитектуре. Но тут новые бы препятствии встретились: первое, гордость российского дворянства, и поныне еще и самым деспотичеством неукрощенная, не позволила бы им согласиться чужестранных людей незнаемых, а часто и самих незнатных, начальниками себе иметь; то как же сему было научиться путешествиями? Привязанность к семьям своим и к домам, а и малые доходы их деревень, совокупленные с пышностию российского дворянства, сего бы не позволили, и тако бы надлежало новую привычку для сего делать, для которой, по крайней мере, я полагаю еще тридцать лет. Но что бы и тогда они научились? Познали бы состояние войск чужестранных, не примеривая их расположение с расположением России, приехали бы в отечество свое, начали делать все по чужестранному и все некстати, не бояся быть охуляему яко чужестранные, а чрез то бы все худо и наделали, яко и ныне видим сему примеры, что часто, не зная состояния России, хотят переменять на чужестранные обычаи и делают дурно. В пример сему можно предложить. Российская армия никогда почти никакою нуждою не остановится; нет ли у нее хлебов, сами солдаты жнут, молотят, мелют и пекут хлебы; напротив того, цесарская армия должна иметь все приготовленное, и ежели случится, что у нее пекарей отобьют, она, среди обильной страны, голодом умирает. Однако хотели сие в российской армии завести и, презрев способности, в неудобности ввергнуться. А по сему я заключаю, что весьма полезнее, чтоб не природные, изучася, делали какое вновь заведение, но призванные чужестранные; ибо хотя они внутренних обстоятельств и не знают, но, быв направляемы знающими, не имея ни родовой связи, ни защищения, а паче завистников, с вящшею осторожностию все делать могут.
 
Но как бы по желанию, чтоб россияне сами, изучаясь, чинили все поправления и заведения, колебалось бы оно, по крайней мере, прежде, нежели что могло быть заведено, тридцать лет. Да и то бы едва могло быть когда, без самовластия, сделано в рассуждении армии, по причине должных налогов и взятья рекрут.
 
Но пусть и все бы сие исполнилось: надлежало предпринимать войну для получения портов. То пускай бы она была и во всем успешна. Война, заключение мира, посылка для научения мореплаванию, и прочее для заведения флота еще бы тридцати лет требовало.
 
Я уже не говорю о фабриках и рукоделиях, о торговле, которой и ныне у нас нет, о рудокопательном искусстве, которое у нас есть на весьма дурном положении, сколько бы еще для сего всего лет надлежало, дабы привести все сие и в такое состояние, в каком он ныне обретается. А и без сего, по выше писанному исчислению, от зачала Спасской Академии надлежало бы протечи 210 годам, следственно, Россия бы еще начала входить в то состояние, в каком она есть, еще и не прославив себя, около 1892 года, да и то, считая, что в течении бы сего великого времени не было никакого помешательства, ни внутреннего, ни внешнего.
 
А кто возможет поручиться, чтобы в сие время не было таких в ней государей, которые не благоразумно принятыми мерами разрушили бы то, что два или три предка их заводили, и поступком бы сим продлили еще время ее просвещения? Кто мне поручится, чтоб в сие время царствующие государи, во Швеции Карл XII и в Пруссии Фридрик II, знатные части оной себе не покорили? То б когда исполнилось сие просвещение, и где б была ныне приобретенная его слава?
 
А сие с прилежанием рассмотря, не судите о времени, как бы сама Россия, собственным народа своего побуждением, могла до хорошего состояния дойти, потому что она ныне есть; но судите, сообразя с древним ее состоянием и с предубеждениями, и рассматривайте по степеням, во сколько времени какую болезнь могла она излечить. Иль судите паче собственно по себе, коль и над вами частными предубеждении действуют, над вами, просвещенными Петром Великим; то, коль они суть трудны ко истреблению в народе, и отложа сии наши тщетные мысли, паче воздайте хвалу и благодарение Петру Великому, что хотя много после смерти его дел повреждали, но учиненное им основание и слабости, и зависти, и тщетному самолюбию, и развратности воспротивляется, и что сей монарх, в гробнице заключенный, еще побеждает своих врагов и прославляет Россию.
 
КОММЕНТАРИИ
Подготовка текста и комментарии Ю. В. Стенника
 
Впервые: Отечественные записки. 1858. № 3. С 240—244.
 
Печатается по изданию: Сочинения князя М. М. Щербатова / Под ред. И. П. Хрущева и А. Г. Воронова. СПб., 1898. Т. 2. С. 13-22.
 
...кто у немцев в слободе побывал... — Имеется в виду Немецкая слобода (Новая иноземная слобода), возникшая в середине XVII века на восточной окраине Москвы на реке Яуза. Заселенная только иностранцами, слобода сохраняла жизненный уклад западноевропейских городов. Слобода, как отдельная колония, существовала до середины 1690-х гг., когда Петр I разрешил иностранцам селиться в России «без всякого задержания».
Василий Васильевич Голицын (1643—1714) — боярин, фаворит царевны Софьи и ближайший сподвижник ее в период правления с 1682-го по 1689 г. Будучи поклонником европейского образа жизни, в своих планах социально-экономических преобразований и военной реформы объективно выступал предшественником Петра I.
...Никон патриарх противуборствовал царю Алексею Михайловичу... — Никон (1605—1681), патриарх Московский (1652—1666), исправлением церковных книг и изменением обрядов пытался поднять авторитет церкви. Однако стремлением в ходе церковных реформ поставить церковную власть выше светской навлек на себя в 1658 г. гнев царя Алексея Михайловича. В 1666 г. поместным собором с участием кроме московских иерархов двух восточных патриархов Никон был низложен. Следствием реформ Никона стал раскол русской православной церкви.
...князь Иван Юрьевич Трубецкой... — Любимец Петра I генерал-фельдмаршал И. Ю. Трубецкой Большой (ум. 1750).
Законы хотя сочинением Уложенья и новоуказных статей были... — речь идет о Соборном Уложении 1649 г., своде законов русского государства, принятом при Алексее Михайловиче.
...созданной фрегат «Орел» чужестранными мастерами претерпел несчастие... — Речь идет о построенном в 1669 г. голландскими мастерами по заказу царского правительства парусном корабле, сожженном в 1770 г. под Астраханью казаками Степана Разина.
В 1682 году заведена была... Академия... — Славяно-греко-латинская академия была открыта в Москве в Заиконоспасском монастыре в 1685 г., хотя проект ее создания был подготовлен еще Симеоном Полоцким.
...хотя Годунов... посылал российских юношей учиться в чужие края... — Из посланных Борисом Годуновым за границу юношей для обучения ни один не вернулся на родину.
Цесарская армия — т. е. армия австрийского императора.