Минимизировать

Третье послание князю Константину Острожскому

Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Цехановича

Текст:

ЦЕДУЛА КНЯЗЯ АНДРѣЯ КУРБСКОГО ДА КНЯЗЯ ВОЕВОДЫ КИЕВСКОГО

ПИСЬМО КНЯЗЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО КНЯЗЮ ВОЕВОДЕ КИЕВСКОМУ

И не вѣмъ, откуды сия приключившися вашему величеству. Прислал ми ваша милость книгу от сына Дияволя написану и от явственного неприятеля Христа нашего, истинней рекше, от антихристова помощника и верного слуги ево сочинену! Мнѣ ваша милость, христианину правоверному, брату своему присяглому, негли вмѣсто поминка шлет! О бѣда, воистинну плачю достойна! О нензда[1] преокаяннейшая! В таковую дерзость и стултицею[2] начальници христианские внидоша, иже не токмо тых ядовитых драконов в домех своих питати и ховати не стыдятся, но и за оборонителей и помощниковъ ихъ себѣ мнимаютъ. И что еще дивнѣйшаго — за духовных бѣсов духовных! Церковь Божию обраняти имъ росказуют и книги сопротив полуверных латиновъ[3] писати имъ повелѣвают! О, заслепления и безумия нашего! Пророкъ глаголет: «Се, дние грядут, будутъ ходити человѣцы во дни, яко в нощи, и во свѣте ходяще, осезати будутъ, яко слепѣцъ, стену».[4]

Не могу понять, как такое могло случиться с вашей милостью. Прислал мне ваша милость книгу, написанную сыном Дьявола, сочиненную явным врагом нашего Христа, а правильнее сказать, помощником Антихриста и его верным слугой! Неужели мне, правоверному христианину, своему названному брату, ваша милость шлет это в качестве подарка! О, беда, воистину достойная слез! О, горестная печаль! В какие дерзости и глупости окунулись христианские начальники, если не только не боятся кормить и прятать в своих домах таких ядовитых драконов, но и считают их защитниками веры и своими помощниками. А что удивительнее всего — считают своими духовными этих духовных бесов! Поручают им защищать Божью церковь и повелевают писать книги против полуверных латинян! О, наша слепота и безумие! Пророк говорит: «Идут времена, когда будут люди спотыкаться в полдень, словно во тьме, и днем будут ощупывать стену, словно слепые».

Кто слышал, и кто видѣлъ от вѣка, волка стража овцамъ поставляти, и ядовитаго аспида дѣткам опекуна[5] творити? Воистинну сие не токмо предивнѣйше, но и тысящу крат горше: учеников Павла Самосацкого и Фотинуса, древних еретиков, давно уже проклятых и попраных от церкве Божии, во православных догматех сияюще, тако и такъ презлых — оборонительми и защитниками поставляти! То се убо, ерѣтицы предреченные и нынешнии, ученицы ихъ, не токмо Сына Божия ото Отча существа отлучаютъ, яко Арий, но и преждевѣчное рождество его, от Отца прият, точию от Марии начало ему полагающе; а пророческим гласом о преждевѣчном рождествѣ его и апостольскимъ проповѣданием не вѣрят и смеются прескверно! А Сына Божия, его глаголют пред простѣйшими и глупыми нашими, аки бы то мѣдом смертоносный яд помазующе и неправду злости своей тощею ихъ правдою покрывающе, яко на удѣ льщение рыбам рыбылов полагает. А такова Сына Божия разумѣют, яко Аарона и Самуила, и протчих человеков, по существу тления рожденных.

Кто когда-либо слышал или видел, чтобы волка поставляли сторожем для овец, а ядовитого змея назначали опекуном для детей? Призывать на помощь и делать своими защитниками последователей Павла Самосатского и Фотина, этих древних, давно уже проклятых и поверженных еретиков, после которых церковь снова уже просияла догматами правоверия, — это не просто странно, но в тысячу раз хуже! Ведь эти их последователи, нынешние еретики, не только подобно Арию отделяют сущность Божьего Сына от сущности Отца, но и опровергают его предвечное рождение, воспринятое от Отца, и связывают его начало с Марией; словам же пророков и проповедям апостолов о его предвечном рождении они не верят и осмеивают их самым скверным образом! А имя Сына Божьего употребляют, чтобы во время бесед с теми из наших, кто попроще да поглупее, скрывать этой худой правдой свою злостную неправду, словно медом смазывая свой смертоносный яд, и использовать его подобно рыболову, насаживающему на крючок приманку для рыб. На самом же деле они считают, что Сын Божий такой же, как Аарон, Самуил и другие люди — смертный человек.

О, государю мой превозлюбленный! Паки не усрамишися и не устыдишся Христа твоего, присносущного, совечного и равного Отцу, Сына Божия, умершаго за нас плотию, искупившаго тя мирочистительною кровию своею? С таковыми дружитися, и собщатися, и ихъ на помощь призывати — подобно не токмо уже преслушавши, и уже негли и возгнушившися пророков и апостолов, ибо пророкъ глаголющь: «Ненавидяших ли тя, Господи, возненавидехъ, и о вразѣхъ твоих изумѣхся? Совершенною ненавистию возненавидѣхъ ихъ, и неприятели быша мнѣ»;[6] апостол великий вопиет: «Блюдитеся псов, хранитеся злых дѣлателей, расколовъ неверных»,[7] «тлят бо, — рече, — обычаи добрыя бѣседы злые»;[8] и инде: «Не вкуси, — рече, — не прикоснись, яже суть во истление».[9] А любовникъ твой, Мотовило, не токмо во всей прескверной книзе своей фалшивѣ пророческие словеса выкладает, паче же прескверне и грубно, и в конклюзии[10] тоето книги своей Христа проповѣдует паки преитти, и на тысящу лѣтъ еще тленное житие уставити вѣрнымъ своимъ, и ясти и питии, и под винницами[11] наслаждатися. А сие, подобно, и малые дѣтки вѣдают: гдѣ ядение и питие — тамо и истекание, сиирѣчь в ободва прохода, а и гдѣ истекание — тамо и тление, а гдѣ тление — тамо и дѣторождение. Новый Магмѣте! И еще прегорший — в догматех своих скверныхъ о Христе, нежели Магмет, бо и Магмет во алкоране не таковых о Христѣ и о Рождшей его хуление не полагаетъ, но сполу нѣяка исповѣдует.[12]

О, мой превозлюбленный государь! Неужели не устыдишься и не усрамишься своего Христа, Сына Божьего, предвечного, совечного и равного Отцу, умершего за нас плотью и искупившего твои грехи своей очищающей мир кровью? Дружить с такими и общаться, и призывать их на помощь — это значит не только не прислушиваться к сказанному пророками и апостолами, но и погнушаться ими, ибо вот что говорит пророк: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне»; а великий апостол восклицает: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей и происков неверных», «ибо худые сообщества, — говорит, — развращают добрые нравы»; и еще: «Не прикасайся, — говорит, — не вкушай того, что истлевает от употребления». А твой любимец Мотовилло, мало того что всюду в своей нечестивой книге излагает неверно, а прежде всего невежественно и искаженно, слова пророков, но еще и утверждает в заключении ее, что не было еще пришествия Христа и оно только ожидается, и устанавливает для своих верных срок в тысячу лет, чтобы жить растленной жизнью, есть и пить, и наслаждаться под виноградной лозой. Но ведь даже малым детям известно: где еда и питье — там и истекание в оба прохода, где истекание — там и тление, а где тление — там и деторождение. Вот новый Магомет! И даже хуже Магомета со своими нечестивыми догматами о Христе, потому что даже у Магомета в Коране не найти подобных ругательств на Христа и Богородицу, которых он наполовину признает.

А моглъ бы ваша милость тую книгу, сваров и ядов смертоносных исполненную, дивно святому[13] своему Алексѣю даровати, бо он умѣетъ и тому искусен, яко за едовитые плюховыми[14] словѣсы и нечистыми глаголы равные отдавати. А мнѣ, слузѣ твоему вѣрному и приятелю присяжному, на что сей былъ в доме гной — бо люди из дому гной возятъ? Паче же душевныя и неисцельная гагрина, а по-вашему то «канцер», заразливы и неисцельный, от негоже ужъ мало не вся Волынь заразилася и нѣисцелне болят, скверными догматы подущати? А писал бы от пророков и апостолов, вкратце бѣручи, на тые бретки того нового Фотинна; но праздно и туне, видѣло ми ся, премудрому Соломону глаголющему, иже не достоитъ бѣзумным, паче вконецъ растлѣнным, отвѣту;[15] такъже и Павел к Тимофѣю: «По первомъ, — рече, — и второмъ наказания, всякого человѣка еритика отрицатися, вѣдый, яко таковый развратился до конца и согрѣшаетъ, самъ в себѣ осужденъ»[16] — сииречь, поправши сумнение свое, или совѣсть безсрамне, и ни о комже радяща, всех святых премудрых учителей выше разумѣти мнящася, о ни толкования ихъ приемлюще, и не имѣюще пред очима страха Божия, на ногою главою, сиирѣчь безстыдне, толкует и выкладает, яко ему видится, яко и словеса его свѣтчат,[17] называюще римских епископов антихристовыхъ, что есть смѣху и преудивлению достойно пред теми, яже умъ имѣетъ.

А мог бы ваша милость ту книгу, наполненную ругательствами и смертоносным ядом, дать своему Алексею, обладающему удивительной святостью и способному умело и по достоинству ответить на такие ядовитые, полные гнусных и нечестивых слов, речения. А мне, твоему верному слуге и другу, зачем нужен в доме этот навоз — ведь люди обычно вывозят навоз из дома? А точнее, зачем нужна эта душевная неизлечимая гангрена, а по-вашему «канцер», заразный и неизлечимый, который уже поразил почти всю Волынь, и она неизлечимо больна, развращаемая скверными догматами? Я бы мог, выбрав немного из слов пророков и апостолов, опровергнуть бред этого нового Фотина; но напрасно и впустую, мне кажется, были сказаны слова премудрого Соломона о том, что не подобает беседовать с безрассудным, а тем более с полным безумцем; и слова апостола Павла к Тимофею: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» — то есть, отвращайся того, кто, отбросив всякий стыд и совесть, не заботясь ни о ком, считая себя умнее всех премудрых святых учителей, не признавая их учений и не имея никакого страха Божия, проповедует свои бессмысленные или бесстыдные рассуждения по поводу римских епископов, которых он считает и называет, как свидетельствуют их слова, епископами Антихриста, а это странно и смешно всякому, кто имеет ум.

А тую книгу посылал до вашей милости вцеле. А до вашего величества того ради дерзнух написати, ведый тя, иже княжа христианские, от святых и прародителей по роду влекомъ, жалатель праотеческого благочестия, и ктому муж разумен и отчасти во правоверных догматехъ искусенъ еси. Да претерпишь от друга верного, аще, господине, прикре[18] и жестовице обрящется, послѣдующе премудрого слову: «Лѣпше, рече, лоза приятеля, нежили ласкательные целования вражии»;[19] и инде: «Обличи, рече, премудра, и возлюбит тя» и протчии; и паки: «Покажи, рече, праведного», сиирѣчь напомяни, «и приложит приимати со благодарением»,[20] або завдячно, и прочие. А сего ради,[21] государю мой, мнѣ зѣло превозлюбленнѣйшъ и прижелательнѣйший, не прогнѣвайся о дерзновенном, яже воистинну любви ради духовныя написано, и приими сие от мене, слуги твоего вѣрного, со христоподобною[22] кротостию. А ктому возвесели общего царя нашего, Христа, Бога нашего: престани уже дружитися с теми неприятельми[23] его прелукавыми и презлыми, ибо никтоже может другъ царевъ быти, кто с неприятельми его дружбу ведетъ или кто ихъ у себя ховает, яко за днарами[24] змиев. И трикратне молю ти ся: престани, уподобляюся праотецъ твоих ревности благочестия, отжени ихъ ко подобнымъ имъ, «не вкушай, ни прикоснися, яже суть во истлѣние»,[25] аще хощеши Христа твоего помощь в дому имѣти. Отъжени, глаголю, прелютых и прелукавых ругателей, да будеши от него благословен и возлюбленъ со всемъ домом твоимъ княжацкимъ в тѣмъ вѣце и в грядущемъ. Аминь.

Эту книгу я отослал вашей милости в полном виде. А написать вашему величеству решился потому, что знаю тебя как князя, происходящего из святого христианского рода, как защитника праотеческого благочестия, да к тому же умного и достаточно опытного в догматах правоверия мужа. Может быть и больно, и жестоко тебе покажется, но ты стерпи слова верного друга, напоминающего тебе сказанное мудрецом: «Лучше укоризны от любящего, чем лживые поцелуи врага»; и в другом месте: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя», и далее: «Дай наставление мудрому», то есть напомни, «и он с благодарностью приумножит знание», и прочее. Так не прогневайся, мой любимый государь, за дерзость и прими с достойной Христа кротостью от меня, твоего верного слуги, это послание, написанное во имя духовной любви. И обрадуй Христа, твоего Бога и нашего общего царя: перестань дружить с этими его хитрыми и злыми врагами, потому что не может быть другом царя тот, кто дружит с его врагами и прячет их у себя за дверями, этих змей. Трижды прошу тебя: вспомни ревностное благочестие твоих праотцев и остановись, отошли их к подобным им, «не вкушай, не прикасайся к тому, что истлевает от употребления», — если хочешь, чтобы помощь Христа была в твоем доме. Отошли, повторяю, злых и коварных ругателей и будешь им благословен и возлюблен вместе со всем твоим княжеским домом и в нынешнем веке, и в будущем. Аминь.



[1] На поле: О нужда. ...нензда... — В рукописи «неизда», испорч. от западнорусизма «нендза». Испр. по изд. Кунцевича.

[2] ...стултицею... — Испорч. от латинск. stultiloquentia — глупые речи, вздор.

[3] ...полуверных латинов... — Определение Курбским католиков как «полуверных», в то время как протестантов он считал исчадиями ада, позволяет уяснить его отношение к обеим конфессиям. Впрочем, это корректно с догматической точки зрения: католики — заблудшие христиане, а лютеране — еретики. Значительная часть местной православной элиты во главе с князем Константином Острожским готова была в духе Варшавской конфедерации идти на союз с протестантами, чтобы вместе с ними противостоять контрреформации.

[4] «Се, дние... стену». — Исход. 59, 9—10.

[5] На поле: пѣстуна.

[6]  «Ненавидящих ... быша мнѣ»... — Пс. 138, 21—22.

[7] «Блюдитеся... неверных»... — Фил. 3, 2.

[8] ...«тлят бо... злые»... — I Кор. 15, 33.

[9] «He вкуси... во истление». — Кол. 2, 21—22.

[10] На поле: во окончении.

[11] На поле: под древесы.

[12] ...Магмет... исповедует. — Ср., напр., гл. 3 Корана «Семейство Имрана» и гл. 4 «Жены».

[13] ...дивно святому ... — В рукописи «дино свету». Испр. по изд. Кунцевича.

[14] На поле: скверными.

[15] ...не достоитъ... отвѣту... — Ср. Сир. 22, 12.

[16] «По первомъ... осужденъ»... — Тит. 3, 10.

[17] На поле: свидѣтельствуют.

[18] На поле: трудно.

[19] «Лѣпше... вражии»... — Ср. Притч. 27, 6.

[20] «Покажи... со благодарением»... — Ср. Притч. 9, 8—9.

[21] ...ради... — В рукописи отсутствует. Восст. по изд. Кунцевича.

[22] ...христоподобною... — В рукописи «христопреподобного». Испр. по изд. Кунцевича.

[23] На поле: супустаты.

[24] ...за днарами... — Так в рукописи. Вероятно, испорч. «за дверями».

[25] ...«не вкушай... во истлѣние»... — Ср. Кол. 2, 21—22.

Князь Константин Острожский (1526—1608), киевский воевода. Род князей Острожских был одним из самых могущественных в Речи Посполитой. Используя свой огромный авторитет и вес в обществе, содействовал развитию просвещения среди православного населения Речи Посполитой. Несмотря на свою верность православию, отличался веротерпимостью и принимал у себя при дворе представителей других конфессий, прежде всего протестантов, надеясь на их помощь в полемике с католиками. Курбский считал это недопустимым и критиковал князя Острожского за его связь с ними, и в частности с неким Мотовило, антитринитарием, о котором и идет речь во всех трех посланиях князю Острожскому.