Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Подготовка текста Ю.А. Грибова, перевод и комментарии С.А. Семячко

Текст:

15 АВГУСТА. МЕСЯЦА ТОГО ЖЕ ВЪ 15 ДЕНЬ. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТЫА ВЛАДЫЧИЦА НАШЕА БОГОРОДИЦА

15 АВГУСТА. ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА В 15 ДЕНЬ. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ

Егда Господь Богъ нашь приати изволи Матерь свою, аггеломь ей преставление извести. Она же возрадовася радостию великою и взыде на гору высоку Елеоньскую помолится. Ей же садовие поклоняхутся до земли. И возвративши же ся и устрои все, еже на погребение. И со възлюбленным Иоанномъ Богословцемь[1] и позвавши ближикы и съсѣди и вжегши свѣтилникы и славословяше Бога. И ти, увидѣвше жены тоя преставление, и подаяхуть ей вѣю финика, еже есть почесть, и плакахуть ея, просяще молитвы. Она же тѣшаше а и глаголющи: «Не точию соблюдати васъ, но и всего мира». И по семь заповѣда о двою ризу своею, яко двѣма вдовицама по единой ризѣ взяти има. И по семъ бысть громный глас и облакъ нашествие, Христовы апостолы несущихъ. И с ними бѣ Дионисий Ареопагитъ,[2] и Ерофей,[3] и Павелъ апостолъ, и Тимофей,[4] имже повелѣ погрести пречистое тѣло свое. И тако, знаменавшися на одрѣ, в руцѣ Сыну своему и Богу духъ предасть. И несущим же одръ апостолом и аггеломь с ними поющимь, и придоша жидове, хотяще соврещи на землю тѣло Матере Христовы, и ослепоша вси. Единому же дерзнувши за одръ, именемь Афонии, аггеломь руцѣ его отсѣчени быста. Дондеже вѣрова, Петромь исцеленъ бысть и паки восприа усѣчении руцѣ. Не токмо же сей, но и ослѣпшии прозрѣша. Постигше же село Гепсиманию и погребоша святое тѣло ея, и пребыша три дни. Понеже осталъ Фома апостолъ и послѣди пришед, восхотѣ и той цѣловати и поклонитися святому тѣлу. И гробу отверсту бывшю, тѣлу убо еа на обретшюся, преложи бо е Сынъ и Богъ на мѣсто, идеже самъ вѣсть единъ, понявы же токмо обретошася едины.

Когда Господь Бог наш изволил воспринять Мать свою, через ангелов известил ее о преставлении. Она же возрадовалась радостью великою и взошла на высокую гору Елеонскую помолиться. И растения поклонились ей до земли. И, возвратившись, она устроила все, что нужно для погребения. И, с возлюбленным Иоанном Богословом созвав ближних и соседей и возжегши светильники, восславила она Бога. И те, увидев преставление жены той, подают ей финиковую ветвь, что означает почесть, и оплакивают ее, прося молиться <за них>. Она же утешала их, говоря: «Не только вас блюсти буду, но и весь мир». И после того распорядилась о двух своих ризах, чтоб две вдовицы взяли по ризе. И после того был глас громовой и нашествие облаков, несущих апостолов Христовых. И с ними были Дионисий Ареопагит, и Иерофей, и апостол Павел, и Тимофей, которым она повелела погребсти пречистое тело свое. И так, перекрестившись на одре, в руки Сыну своему и Богу дух предала. И когда апостолы несли одр и ангелы с ними пели, пришли иудеи, желая совлечь на землю тело Матери Христовой, — и все ослепли. Когда же один из них, именем Афоний, дерзнул <коснуться> одра, его руки были отсечены ангелом. А когда уверовал, был исцелен Петром и снова получил усеченные руки. И не только он <исцелился>, но и ослепшие прозрели. Достигли они селения Гефсимании и погребли святое тело ее, и оставались <там> три дня. Поскольку апостол Фома отстал и пришел после <погребения>, захотел и он отдать целование и поклониться святому телу. И когда открыли гроб, тела ее не обнаружили, ибо перенес его Сын и Бог на место, которое один он ведает, только одни плащаницы ее нашлись.



[1] ...со възлюбленным Иоанномъ Богословцемъ... — По преданию после вознесения Иисуса Христа Богоматерь оставалась на попечении Иоанна Богослова и жила в его доме.

[2] Дионисий Ареопагит — св. (память 3 октября), ученик апостола Павла, рукоположен апостолом Павлом в епископа Афинского, позднее проповедовал в Галлии, по преданию, построил в Париже первый христианский храм во имя Пресвятой Богородицы. Дионисию Ареопагиту приписывается (небесспорно) послание, обращенное к апостолу Павлу, с описанием Богоматери.

[3] Ерофей — Иерофей Дивный, св. (память 4 октября), сподвижник Дионисия Ареопагита, так же как и тот, обращен в христианство апостолом Павлом и впоследствии рукоположен им же в чин епископа.

[4] Тимофей — апостол из числа 70-ти, первый епископ Эфесский.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ

Рассказа о смерти Богоматери в Священном Писании нет. Однако церковное предание об Успении Богородицы устойчиво на протяжении многих веков. Праздник Успения Богоматери восходит к древнейшим временам христианства, в IV в. он уже был повсеместным. Первоначально он совершался 18 января и лишь в некоторых местах — 15 августа. Всеобщее празднование его 15 августа установлено при императоре Маврикии с 582 г. Среди отцов церкви и историков раннего христианства нет единого мнения о годах жизни Богоматери и времени ее Успения, разные источники называют разные даты ее кончины, от 36 до 57 г. по Р. X., и соответственно по-разному указывают ее возраст, от 50-ти до 72-х лет (см.: Смирнов И. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов. М., 1873. С. 10—11). Несмотря на разноречие в датах, у различных авторов сходно передаются основные детали рассказа об Успении Богоматери: получение вести от Господа, моление, прощание с ближними, сбор апостолов, кончина, погребение, чудеса. Наиболее значительное фактическое разночтение в многочисленных произведениях об Успении Богоматери содержится рассказ об апостоле Фоме. В ряде текстов (среди них, например, широко распространенные на Руси переведенные с греческого Слово на Успение Богоматери Иоанна, епископа Солунского, и Слово, приписываемое Иоанну Богослову) говорится, что Фома прибыл одновременно с другими апостолами, чтобы проститься с Марией. Другие тексты (по отношению к русской традиции, самый главный из них — также переведенное с греческого Слово на Успение Богоматери Иоанна Дамаскина) рассказывают об опоздании Фомы и о чудесах, связанных с его появлением. Публикуемый в настоящем издании текст относится ко второй группе. Он попал в Великие Минеи Четьи из Пролога. Это сокращенный вариант рассказа об Успении: в нем опущены все диалоги, все подробности о путешествии апостолов, несколько сжат рассказ об опоздании апостола Фомы. Такое сокращение естественно для Пролога. В рассказе переданы основные факты, причем спорные (возраст Богоматери, время ее кончины) опущены. Этот сокращенный проложный текст восходит либо к Слову Иоанна Дамаскина, поскольку содержит эпизод с опозданием апостола Фомы, либо, скорее всего, автор его был знаком с разными памятниками и составил для Пролога краткий обобщенный вариант.

Текст публикуется по Успенскому списку Великих Миней Четьих (ГИМ, Синодальное собр., № 997, л. 134г-135б) с незначительными исправлениями по смыслу.