Минимизировать
А. Н. Радищев (1749—1802)
 
Родился в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома — в деревне, затем в Москве, где занимался на дому с преподавателями Московского университета. В 1762 г. Радищева приняли в Пажеский корпус в Петербурге, откуда в 1767 г. он был послан в Лейпцигский университет. Вернувшись в Россию в 1771 г. служил в Сенате, в Коммерц-коллегии, наконец в Петербургской таможне (в 1790 г.— управляющий таможней). В мае 1790 г. в домашней типографии Радищев анонимно напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву», над которым работал в 1780-е гг. Крамольное сочинение дошло до Екатерины II, и уже в июне начато было следствие. Радищева арестовали и приговорили к смертной казни, которая была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь в Илимский острог. После смерти Екатерины II писатель получил разрешение поселиться в имении отца в Калужской губернии. В 1801 г. при Александре I Радищев смог вернуться в Петербург и даже принял участие в работе Комиссии для составления полного собрания законов. Но, не встретив поддержки своим идеям, он покончил самоубийством.
 
Кроме «Путешествия», Радищеву принадлежат произведения самых разных жанров: публицистическое «Письмо другу, жительствующему в Тобольске», «Житие Федора Васильевича Ушакова», сочетающее элементы жизнеописания и мемуаров; психологический этюд «Дневник одной недели»; философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» и многие другие. Стихи он писал на протяжении всей жизни. Для Радищева-поэта характерно постоянное стремление к обновлению традиционных жанров, форм, мотивов, а также ритмические эксперименты. Все это проявилось и в написанных им поэмах, и в его лирике. Вместе с тем Радищев опирался на опыт своих предшественников, прежде всего М. В. Ломоносова. В «Слове о Ломоносове», завершающем «Путешествие», Радищев с присущей ему бескомпромиссностью возражал против «общего обычая ласкати царям», но здесь же исключительно высоко оценивал роль Ломоносова как «насадителя российского слова», говорил о «бесчисленных красотах» и «благогласии» его стихов. Высокий стиль Радищева отличается намеренной затрудненностью языка: обилие архаизмов, инверсий, трудные для произношения созвучия. Все это было связано с представлением поэта о соответствии словесного оформления смыслу стиха: важная мысль должна остановить на себе внимание читателя. Этот существенный для него принцип поэт обосновывал на примере стиха из оды «Вольность»: «Во свет рабства тьму претвори». Признавая, что этот стих «туг и труден на изречение», Радищев объяснял: «...Иные почитали стих сей удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия».
 
Для лирики Радищева характерно органичное соединение гражданственных тем и автобиографических мотивов. Ряд его стихотворений, написанных на пути в ссылку и в ссылке, можно рассматривать как своего рода лирический дневник, в котором отразилась личная трагическая судьба автора. Радищевская поэзия привлекла к себе внимание и современников (например, П. А. Словцова) и последующих поколений (лирика декабристов, «Вольность» А. С. Пушкина и т. д.).
 
Автор вступ. статьи и коммент. Н. Д. Кочеткова