Минимизировать
М. М. Херасков (1733—1807)
 
Сын знатного валашского боярина, переселившегося в Россию, родился в Переяславле на Полтавщине. Образование получил в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, куда был принят 30 декабря 1743 г. и откуда в 1751 г. был выпущен в пехотный полк подпоручиком. В 1755 г. Херасков перешел на статскую службу и был зачислен в Коммерц-коллегию, но уже через несколько месяцев уехал в Москву, где с июля 1756 г. приступил к исполнению должности асессора в незадолго до того (1755) открытом университете. Круг обязанностей Хераскова быстро расширялся: помимо надзора за студентами, что предполагала его должность, в его ведение были переданы университетская библиотека (1756), типография (1757), минералогический кабинет (1759) и театр (1761), а также было поручено наблюдение за Московской синодальной типографией (1758). Он организовал издание при университете журналов «Полезное увеселение» (1760—1762) и «Свободные часы» (1763); вокруг них объединилась большая группа молодых литераторов, главным образом поэтов из числа студентов (И. Ф. Богданович, А. Г. Карин, Д. И. и П. И. Фонвизины, В. Д. Санковский и др.) и не принадлежавших к университету лиц (В. И. Майков, А. А. Ржевский, В. Г. Рубан и др.); дом Хераскова стал центром литературной жизни Москвы. С 10 июня 1761 г. Херасков замещал ушедшего в долговременный отпуск директора университета и через два года, 13 июня 1763 г., был официально назначен на этот пост, на котором самым значительным в общественном смысле из проведенных им мероприятий был переход преподавания с латинского и немецкого языков на русский (1768). В 1770 г. Херасков был определен вице-президентом Берг-коллегии (управления казенных горных заводов) и переехал в Петербург; там вокруг него также образовался литературный кружок, издававший журнал «Вечера» (1772—1773), в котором участвовали и некоторые бывшие сотрудники «Полезного увеселения» и «Свободных часов» (В. И. Майков, А. А. Ржевский, И. Ф. Богданович). Под покровительством Хераскова приобщался в эти годы к поэтическому творчеству юный М. Н. Муравьев. В 1775 г. Херасков был уволен в отставку без сохранения жалованья, но эта явная опала, вызванная невыясненными причинами, длилась недолго, и уже 28 июня 1778 г. он вступил в должность куратора Московского университета. Его важнейшими просветительскими начинаниями, сыгравшими огромную роль в общественной и культурной жизни России, были учреждение при университете Благородного пансиона, где учились многие выдающиеся люди, и передача университетской типографии в аренду Н. И. Новикову на десять лет. Продолжал функционировать салон Херасковых, через который проходили уже молодые писатели нового поколения, в том числе Н. М. Карамзин. Гонения и репрессии 1780—1790-х гг. не коснулись непосредственно Хераскова, хотя он занимал видное место среди масонов и активно им содействовал. В 1802 г. он вышел в отставку.
 
В творчестве Хераскова отчетливо прослеживается движение от классицизма к сентиментализму. Главными его произведениями были эпические поэмы. Он был плодовитым драматургом, написавшим и переведшим 20 трагедий, комедий и «слезных драм»; его перу принадлежит и несколько романов, философско-нравоучительных, политических, любовно-авантюрных, в которых через масонскую символику раскрывалась история человеческой души.
 
Расцвет лирического творчества Хераскова пришелся на 1760-е гг. В «Полезном увеселении» и «Свободных часах» он напечатал около 190 стихотворений и в это же десятилетие выпустил несколько сборников («Новые оды», 1762; «Нравоучительные басни», 1764; «Философические оды или песни», 1769). Его лирика по преимуществу нравоучительная, но очень разнообразная в жанровом отношении. Ее основные мотивы и темы: бренность земного существования, ничтожество человека и бессилие разума, проповедь добродетелей, противопоставление развратного города скромной сельской жизни. Поэт многократно возвращается к одним и тем же темам, экспериментируя в разных жанрах и стихотворных размерах. Отказавшись от высокого одического слога Ломоносова, он стремится к гладкой, разговорной легкости стиха. Ранняя любовная лирика Хераскова часто несет следы поэтической условности и штампов. Херасков написал также большое число од и стихотворений на различные официальные случаи.
 

Автор вступ. статьи и коммент. В. Д. Рак

Станс, сочиненный в Санкт-Петербурге в 1761 году  Оды нравоучительные
Прибаска («Не пышною славой...»)         V. Злато
Сонет и эпитафия        VI. К А<лексею> А<ндреевичу> Р<жевскому>
Станс («Все на свете сем преходит...»)        XVII. Желания
Станс г. Руссо        XXI. Знатная порода
Молитва  Апрель
«Пространный круг веков подобен Океану...»  Сонет («Коль буду в жизни я наказан нищетою...»)
Время  Элегия ("Еще мой жар к тебе, драгая, не потух...")
Стансы («Только явятся...»)  Идиллия ("В те дни, когда со мной моей любимой нет...")
Злато  Пастушка
Анакреонтические оды  Песенка ("Что я прельщен тобой...")
       I. К своей лире  Ответ на песенку ("Прекрасное любить...")
       V. О суетных желаниях  Ответ на вопрос ("Где сердце у меня...")
       VII. Истинное благополучие  Лина
       IX. Искренние желания в дружбе  От Т. Р. Н-л...не и А-л...не М...-цким
       X. О важности стихотворства  Стихи. Подражание французским («Если то тебе приятно...»)
       XI. Сила любви  Прошедшее
     XIII. «Тебе приятны боле...»
       XV. О разуме  
       XVIII. "Иные строят лиру..."  
       XXV. О злате