Минимизировать
А. П. Сумароков (1717-1777)
 
Александр Петрович Сумароков принадлежал к выдвинувшейся при Петре I ветви потомственной дворянской фамилии. Он получил образование в «шляхетской академии» — Сухопутном кадетском корпусе; здесь же написал первые стихотворения, руководясь «Новым и кратким способом к сложению российских стихов» Тредиаковского. В начале 1740-х гг. литературные занятия сблизили Сумарокова с вернувшимся из-за границы Ломоносовым. Сумароков сразу же принял предложенную Ломоносовым силлабо-тоническую систему русского стихосложения. Оба поэта участвуют в поэтических состязаниях, объединяются в литературных полемиках, в спорах решают вопросы создания нового литературного языка и стиля. После смерти Ломоносова Сумароков с признательностью вспоминал о тех временах, когда они «всегда согласны были и друг от друга советы принимали, ругаясь несмысленным писцам».
 
Однако, если Ломоносов и Тредиаковский были учеными тружениками, Сумароков принадлежал совсем к иному кругу: с 1743 г. — генеральс-адъютант А. Г. Разумовского, брата фаворита Елизаветы Петровны, с 1745 г. — начальник канцелярии привилегированной Лейб-компанской (кавалергардской) роты, с 1756 г. — директор Российского придворного театра. Светский кавалер и автор любовных песен-романсов, завсегдатай театра и создатель первых оригинальных пьес для «кавалерских» спектаклей, Сумароков выступил как выразитель культурных навыков и устремлений послепетровского поколения дворянской интеллигенции. В основном это было столичное дворянство, воспитанное на правилах сословной чести, обладавшее навыками светского общежития. Оно училось в школе немецкого образца, но в еще большей степени было захвачено французским влиянием, господствовавшим в Европе XVIII в. Сумарокову удалось выразить формировавшееся в этой среде мироощущение независимого частного человека. Если Ломоносов и Тредиаковский разрабатывали в лирике преимущественно жанр официальной оды, то Сумароков начал с любовной лирики (до 1755 г. он написал всего несколько од). Широкую известность получили его песни (всего их более полутора сотен), заменившие старые канты и вызвавшие массу подражаний. Ломоносов, не одобрявший легкой поэзии, раздраженно замечал, что «вся молодежь, то есть пажи, коллежские юнкера, кадеты и гвардии капралы так ему последуют, что он перед многими из них сам на ученика походит». В 1755 г. в журнале «Ежемесячные сочинения» появились первые элегии Сумарокова, надолго определившие этот жанр как любовный по преимуществу. Здесь же, а потом в своем собственном журнале «Трудолюбивая пчела» (1759) он напечатал большое количество малых стихотворений, в том числе сонеты, рондо, стансы, триолеты. Сумароков постепенно вывел из области теоретических рассуждений в широкую практику все многообразие лирических форм европейского классицизма, вплоть до новейших. Например, он разработал жанр анакреонтической оды, дав толчок развитию русской анакреонтики. Изящество формы Сумароков считал обязательным для малых лирических жанров. Исключительно разнообразны ритмика и строфика его стихотворений; точность и отточенность выражения мыслей и эмоций были его поэтической программой. По замечанию Пушкина, «Сумароков лучше знал русский язык, нежели Ломоносов». Самым существенным в стихах Сумарокова, с точки зрения дальнейшего развития русской лирики, было стремление к искренности и конкретизации лирического переживания. В ранней «эпистоле», посвященной задачам поэзии, он писал: «Хладен будет стих, и весь твой плач — притворство, // Когда то говорит едино стихотворство... Коль хочешь ты писать, то прежде ты влюбись». На фоне в целом довольно декларативной поэзии XVIII в. в его стихах появляется живое личное чувство. Это особенно заметно в стихотворениях, где он касается драматических эпизодов своей писательской биографии, в стихотворных обращениях к друзьям, в переложениях из Псалтыри, которые под его пером превращались в глубоко личную молитву страдающего человека.
 
Автор вступ. статьи и коммент. В. П. Степанов
 
Недостаток изображения  Отрывок («Взор твой к злополучию...»)
Ответ на оду Василью Ивановичу Майкову  Рондо («Не думай ты...»)
Стихи Дюку Браганцы  Песня («Позабудь дни жизни сей...»)
«Жива ли, Кáршин, ты?..»  Дитирамб
К г. Дмитревскому на смерть Ф. Г. Волкова  Ода о добродетели
Ода анакреонтическая («Ежели бы можно было...»)  «Благополучны дни...»
«Негде в маленьком леску...»  Ода («Снимешь ли страстей ты бремя...»)
Песня («Успокой смятенный дух...»)  Ода государыне Екатерине Второй...
Гимн Венере  О люблении добродетели
Сонет («Не трать, красавица...»)  Противу злодеев
Ода анакреонтическая («Завидны те мне розы...»)  Из 35 псалма
Ода анакреонтическая («Пляскою своей, любезна...»)  Из 145 псалма
Станс («Могу ли я сказать...»)  К неправедным судьям
«Другим печальный стих рождает стихотворство...»  Сонет на отчаяние
«Летите мои вздохи...»  Зряще мя безгласна
Идиллия («Без Филисы очи сиры...»)  Ода («Долины, Волга, потопляя...»)
Песня («Ты сердце полонила...»)  Ода на суету мира
 На суету человека
Песня («Покорив мое ты сердце...»)  Из 3—16—63 псалмов
Москве  Жалоба
Ода («В разлуке мучася тоской...»)  «Страдай прискорбный дух...»
«Мы друг друга любим...»   «Все меры превзошла теперь моя досада...»
«Не грусти, мой свет!..»  Сонет («Когда вступил я в свет...»)
Элегия («В болезни страждешь ты...»)