Николай Петрович Николев (1758—1815)

Минимизировать
Николай Петрович Николев происходил из дворянского рода, который вел начало от переселившегося в Россию в XVII в. французского полковника Д. Николь-Деманора. Отец Николева, служивший в Преображенском полку, был в родстве с Е. Р. Дашковой, и она приняла участие в воспитании будущего писателя. Один из первых биографов Николева сообщал, что он «сверх языка отечественного столько успел в литературе французской и итальянской, что мог не токмо свободно объясняться в разговорах, но и писать на сих двух языках» (Маслов С. А. Краткая биография Н. П. Николева. — Сын отечества, 1816, ч. 28, с. 199). В конце 1770-х годов Николев начал службу в гвардии, но скоро у него ухудшилось зрение, и он вынужден был выйти в отставку. Он почти совсем ослеп, но деятельно занимался литературой, выступая в самых разных жанрах. Стихи Николев писал с тринадцати лет. Ему принадлежат многочисленные духовные, торжественные, шуточные оды, послания, сатиры, песни и др. С 1770-х годов он стал обращаться и к драматургии. Первыми его опытами были комедии, быстро нашедшие путь к сцене и завоевавшие симпатии зрителей. Наибольший успех имела комическая опера Николева «Розана и Любим» (1776), впервые поставленная в 1778 г. и затем постоянно входившая в репертуар московского театра. В комедии «Самолюбивый стихотворец» (1775) был высмеян А. П. Сумароков, что способствовало скандальной известности пьесы. Вместе с тем Николев откликнулся на смерть Сумарокова стихами, в которых говорил о нем как о своем «наставнике и друге». Живо участвуя в литературных полемиках своего времени, Николев враждовал с Н. М. Карамзиным и И. И. Дмитриевым, относившимися, в свою очередь, весьма иронически к его творчеству. Самые дружеские отношения связывали Николева с Е. И. Костровым. Среди почитателей Николева были А. И. Клушин, Д. П. Горчаков, С. Н. Глинка и др. По словам современников, император Павел I относился к Николеву с «особенным благоволением», называя его «слепым ясновидящим». Живя в Москве, он любил посещать театр, предпочитая трагедийный репертуар. Сохранился рассказ о том, как однажды Николева, увлеченного спектаклем, стал звать знакомый из другой ложи, и драматург в гневе воскликнул: «Бестолковый, ты лишил меня самого божественного удовольствия!» (Сын отечества, 1816, ч. 28, с. 206). В своем подмосковном имении Николев устроил домашний театр, принимая непосредственное участие в постановках. В частности, там ставилась сочиненная им трагедия «Святослав». В гостях у драматурга бывали молодые литераторы, актеры (Н. М. Шатров, Н. И. Ильин, Я. Е. Шушерин и др.). С. Т. Аксаков, познакомившийся с Николевым в 1812 г., рассказывал, как он декламировал отрывки из своей трагедии «Малек-Адель» (известна также под названием «Матильда»), «играя все лица разными голосами»: «Чтение или игра Николева была самая напыщенная, неестественная, певучая декламация, не совсем, однако, похожая на обыкновенное тогда чтение нараспев трагических стихов; что же касается до огня, до пылу, то его было гораздо более во внешнем выражении, чем во внутреннем чувстве, <...> но сила, стремительность, поражающие и увлекающие сначала всякого слушателя, были в его чтении» (Аксаков С. Т. Собр. соч. в 5-ти томах. М., 1966, т. 3, с. 11—12). С 1792 г. Николев был членом Российской академии; с 1811 г. — почетным членом Общества любителей словесности при Московском университете и Беседы любителей русского слова. Наиболее полным собранием сочинений Николева остаются его «Творении» (М., 1795—1798, ч.1—5). Подборка стихотворений Николева включена в первый том настоящей серии: «Русская литература. Век XVIII. Лирика». (М., 1990).
 
Автор вступ. статьи и коммент. Н. Д. Кочеткова