Минимизировать
П. А. Плавильщиков
РЮРИК
 
ТРАГЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ
 
Сия трагедия представлена была в С.-Петербурге придворными актерами под названием «Всеслав», а ныне издается под тем названием, под каким она сочинена.
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
 
Рюрик, великий князь русский.
Вадим, вельможа новгородский.
Пламира, дочь его.
Вельмир, вельможа и начальник стражи.
Вельможи.
Воины.
Народ всякого возраста.
 
Действие в Новгороде в княжеском доме.
 
 
                     Действие II
  
                                            Действие III
 
                                                                    Действие IV
 
                                                                                           Действие V
 
КОММЕНТАРИЙ
 
Впервые — Сочинения Петра Плавильщикова, ч. I. СПб., 1816. Рукопись была подготовлена к печати самим автором еще в 1812 г.; цензурное разрешение получено в 1814 г. Первый том Собрания сочинений вышел с гравированным портретом автора. Печатается по этому изданию.
 
Время создания «Рюрика» — начало 1790-х годов. Сюжет восходит к летописному преданию о восстании в древнем Новгороде Вадима против князя Рюрика, которое легло в основу сюжета трагедий Екатерины II и Я. Б. Княжнина (см. «Вадим Новгородский»).
 
Характеры главных героев в трагедии Плавильщикова соответствуют интерпретации их исторических прототипов Федором Эминым в его труде «Российская история жизни всех древних <...> государей <...>», т. I. СПб., 1767. О Рюрике там сказано, что он «побуждал своих подданных к последованию добродетели <...> примером своей доброй жизни, а не строгими наказаниями» (с. 94—95). Вадим же, «сей гордый человек <...> желал сам владения и советовал своим согражданам извергнуть то иго, которое на них тогда налагать начали...» (с. 81). В разрешении трагедийного конфликта Плавильщиков отступает от версии Эмина, согласно которой Вадим с сообщниками был казнен Рюриком. Для драматурга важнее было подчиниться логике созданного им образа, а не историческому факту. В финале трагедии Вадим признает моральное превосходство Рюрика и смиряется.
 
Смысл трагедии не исчерпывается нравственной проблематикой, характерной для литературы XVIII в. Размышления персонажей об отношениях личности и государства, личности и законов, о необходимых пределах власти выводят трагедию за рамки исторического контекста.
 
Трагедия «Рюрик» в первый раз была представлена на сцене придворного театра в Санкт-Петербурге под названием «Всеслав» в 1791 г. В Москве пьеса шла 9 и 12 февраля 1794 г., а также 11 сентября и 11 ноября 1803 г.