Из Степенной книги царского родословия

Степенная книга представляет собой первую попытку изложения русской истории, предназначенную для широкого читателя. Ее можно назвать первым учебником русской истории. Степенную активно переписывали, она служила источником при создании произведений разных жанров — житий, повестей, летописей и пр.

 Все предшествующие произведения, посвященные русской истории, излагали материал в хронологическом порядке. Степенная книга впервые представляет русскую историю как процесс, развивающийся по определенным законам. Таким образом, Степенная книга является также памятником отечественной историософии.

Основными принципами развития русской истории составителям Степенной представлялись благочестие и праведность, присущие роду Рюриковичей. Из поколения в поколение запас добродетелей увеличивался, что сказывалось и на благосостоянии государства. Этот процесс начался с принятия христианства. Не случайно именно с этого момента Степенная книга начинает русскую историю. Предшествующие события упоминаются вскользь, внимание читателя на них не акцентируется.

Композиция произведения также отличается оригинальностью. Русская история уподоблена в Степенной книге лестнице, ведущей русский народ к Богу. Ступенями «лествицы» являются поколения русских «самодержцев». Каждому поколению, от Владимира Святого до Ивана Грозного, соответствует отдельная ступень (по-церковнославянски — «степень», почему и произведение называется Степенной книгой), каждой степени посвящен особый раздел в тексте — «грань».

Образ лестницы, ведущей человека к Богу, хорошо известен в христианской и особенно в православной книжности, начиная с «Лествицы Иакова» в Ветхом Завете этот образ широко использовался в литературе. Среди произведений святых отцов известно несколько «Лествиц». Наиболее распространенной из которых является Лествица Иоанна Синайского (VII в.). Однако Степенная книга лишь по формальным признакам примыкает к традиции Лествиц. Лествицы святых отцов повествуют о нравственном восхождении человека от грехов к добродетелям. В Степенной книге действие разворачивается во времени. Ступенями лестницы здесь являются периоды отечественной истории. Каждая последующая эпоха превосходит предыдущую тем, что к накопленному уже «багажу» святости прибавляет свою долю, а каждый очередной самодержец как бы концентрирует в себе святость и благочестие всех предшествующих.

Композиционное построение каждой степени отвечает этой задаче. Степень начинается с жития самодержца; далее следуют жития подвижников благочестия, «просиявших» в его правление, а также описание наиболее важных и примечательных событий. Именно в Степенной книге появилась впервые тенденция к персонификации русской истории. Героями Степенной, за редкими исключениями, оказались прямые предки Ивана Грозного, князья, принадлежащие к одной только линии Рюриковичей.

О времени составления Степенной книги долгое время не существовало единого мнения. Ее автором многие исследователи, начиная с В. Н. Татищева, считали митрополита Киприана, видимо, на том только основании, что в состав Степенной включено житие митрополита Петра, в заглавии которого указан его автор — митрополит Киприан. В тексте Степенной книги присутствуют ссылки на митрополита Макария (1542—1563) как на инициатора создания Степенной. В связи с этим имели место споры — является ли Макарий автором Степенной, или при нем были произведены лишь переделка и дополнение более древнего текста, составленного митрополитом Киприаном (ум. в 1406 г.). Однако отсутствие в рукописной традиции памятника древней «Киприановой» Степенной склонили исследователей к мнению, что Степенная книга была создана при митрополите Макарии. К тому же основным летописным источником для составителей Степенной стала Никоновская летопись — митрополичий свод 20—30-х гг. XVI в. Свое изложение Степенная книга доводит до 1559 г., однако упоминает о взятии Полоцка русскими войсками, которое имело место в 1563 г. Видимо, в эти годы произведение и было написано. В литературе высказано также убедительное предположение об авторе Степенной книги. Непропорционально большое место в тексте памятника уделено святому Даниилу Переяславскому, чей ученик, протопоп кремлевского Благовещенского собора царский духовник Андрей, в иночестве Афанасий, стал преемником Макария на митрополичьем престоле. Один из древнейших списков памятника — Чудовский — содержит запись о том, что Степенная составлена митрополитом Афанасием. П. Г. Васенко обнаружил еще одно указание на авторство Афанасия. При описании исцеления у гроба Александра Невского в Степенной повествование ведется от первого лица. Лицевой летописный свод доносит имя исцеленного — им был царский духовник Андрей, будущий митрополит Афанасий.

В ХѴІІ в. Степенная книга дополнялась, создавались ее продолжения. Так была составлена ХѴІІІ-я степень, посвященная правлению сына Ивана Грозного Федора Ивановича. В некоторых списках Степенная книга соединялась с произведениями, посвященными всемирной истории, становясь таким образом частью своеобразных сводов по всемирной истории.

Тот авторитет, которым пользовалась Степенная книга у своих читателей, выразился и в том, что, в частности, старообрядцы использовали ее в своих канонических спорах с официальной церковью. Вплоть до В. Н. Татищева Степенная книга служила ядром всевозможных сочинений по русской истории.

Текст Степенной книги издается по рукописи РГБ из собрания Пискарева, № 612, кон. XVI в. (по той же рукописи осуществлено издание Степенной книги в ПСРЛ, т. 21, ч. 1—2. Книга степенная царского родословия. СПб., 1908—1913) с сокращениями. Неисправные чтения исправляются по другим спискам Степенной книги, по ПСРЛ. Исправленные места набираются курсивом.

На примере сказания о княгине Ольге — первой княжеской биографии, вошедшей в «Степенную книгу», — можно представить особенности построения повествования в этом произведении. «Сказание» составлено на основе нескольких источников: летописного сказания об Ольге, ее «Жития» и церковной службы ей, «Похвалы князю Владимиру» инока Иакова и других агиографических текстов. Сравнение «Сказания» с соответствующими страницами «Повести временных лет» показывает, что повествование в летописи строже, насыщеннее фактами, во многом значительнее. Кроме того, в «Сказании» многие исторические факты и имена приводятся неверно — например, все, что связано с крещением княгини Ольги.

Авторство «Сказания об Ольге» приписывается Сильвестру. «Сказание», которое является в «Степенной книге» своего рода торжественным вступлением, отражает определенный этап в формировании идеологических представлений об истоках и значении самодержавной власти; оно было важным аргументом для обоснования исконного происхождения царской власти на Руси (Курукин И. В. Сильвестр и составление Жития Ольги Степенной книги // Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1979. С. 51—60).

Рассказы об Ольге в древнерусской письменности восходят к долетописным (частью фольклорным) источникам. Сказание о ней вошло, по А. А. Шахматову, в древнейший летописный свод. В рукописях начиная с XIII в. сохранилось несколько типов повествовательных произведений об Ольге.

Имя княгини Ольги окружено легендами. Действительных фактов ее биографии мы знаем очень мало. О ее происхождении, месте рождения, возрасте существуют весьма различные мнения, основанные на интерпретациях тех немногих фактов, которые можно извлечь из летописных, агиографических и других источников, относящихся к раннему периоду русской истории. Самое распространенное мнение, восходящее к летописным и житийным сказаниям, — что Ольга была псковитянкой. Мнения расходятся относительно того, была ли она действительно простой перевозчицей или принадлежала к знатному роду. Агиографические памятники, более связанные с легендами, предпочитают первый вариант (о простой девушке, ставшей княгиней благодаря своей красоте и мудрости); однако размышления над историческими свидетельствами склоняют в пользу высокого положения Ольги. По-видимому, князь Олег сознательно выбрал для Игоря невесту, подобающую по рангу. О таком выборе говорит и тот факт, что, насколько можно судить по упоминаемым в летописях датам, пришлось дожидаться, пока невеста достигнет брачного возраста — в 903 г., когда согласно «Повести временных лет» Олег привез Игорю жену из Пскова по имени Ольга ей было семь—десять лет. О знатном происхождении княгини Ольги можно судить и по описаниям ее приема в Царьграде. Возможно, она была варяжкой (и родственницей Олегу, в честь которого названа). Леонид (Кавелин), найдя в собрании Уварова исторический сборник XV в. (в котором было сказано, что Олег женил Игоря «в Болгарех» и взял за него княжну по имени Ольга, «иже бе мудра зело»), впервые высказал точку зрения, что Ольга была болгаркой и происходила не из Плескова (Пскова), а из болгарского города Плескова. Болгарское происхождение Ольги дает возможность дать интересные объяснения некоторым другим фактам — например, пристрастию Святослава к городу Преславу и его интересу к болгарским делам, а упомянутый Константином Багрянородным поп Григорий в свите княгини Ольги в таком случае может оказаться тем Григорием, который перевел Хронику Амартола и Хронику Иоанна Малалы. Однако псковское (а не болгарское) происхождение княгини Ольги значительно сильнее опирается на свидетельства летописей и представляется более вероятным. Кроме всего прочего, вряд ли привезенная из Болгарии княжна могла быть язычницей.

Легенды и сказания о княгине Ольге значительно богаче тех скудных исторических сведений, которые до нас сохранились. Образ княгини Ольги в народной памяти — это эпический образ мудрой и могучей правительницы, беспощадной к врагу и милосердной к своему народу, благодаря деятельности которой Русь стала не только могучим государством на уровне других крупных держав, но и во многом превзошла их. Часть легенд об Ольге и до сих пор живет в виде топонимов (например, Ольгин городок в Псковской области или село Ольжичи под Киевом) или в преданиях об установленных ею крестах и погостах.

Несмотря на широкое использование в «Степенной книге» устных легенд, включение в рассказы ее занимательных эпизодов, памятник этот прежде всего носил официально-публицистический характер. «Богословская» окраска проявлялась в произведениях официальной литературы, что в полной мере отразилось и в рассказах «Степенной книги». Однако мы не должны забывать, что за этим стояло стремление показать, что история Русского государства входила полноправной составной частью в исторический процесс цивилизованных христианских государств. Не случайно поэтому, что со «Сказания» об Ольге задолго до официального «крещения Руси», принявшей христианство, начиналась «Степенная книга». «Сказание» это примечательно и тем, что оно убедительно опровергает официальную церковную версию о «крещении Руси» как о каком-то единовременном и повсеместном акте. Принятие Русью христианства как официальной государственной религии являлось длительным историческим процессом, обусловленным социальным и экономическим развитием Киевской Руси.

Похвальное слово княгине Ольге, которым завершается «Повесть», написано в форме традиционной церковной похвалы. Однако действительное значение «Похвалы Ольге» много шире. Здесь прежде всего выражена характерная для всей Степенной книги идея русской государственности — русская история рассматривается как часть всемирной истории (всемирная история для средневекового автора это прежде всего библейская история), и русское государство ставится в один ряд с великими державами всех времен, а русские правители сопоставлялись со всемирно прославленными царями и полководцами. Прославляя княгиню Ольгу как «предтечу нашего к Богу обращения», т. е. подчеркивая, что деятельность княгини Ольги заложила основы совершенного впоследствии ее внуком князем Владимиром крещения Руси (историческое и национальное значение этого факта очень велико, поскольку это событие вывело Русь на общую платформу с мировыми державами) — составитель понимал, что крещение Руси не было единовременным действием — это был исторически обусловленный процесс, начавшийся задолго до Владимира и продолжившийся после него, а деятельность княгини Ольги была частью этого процесса, в чем и сказалась ее человеческая и государственная мудрость. В этом и заключается патриотический пафос Похвального слова княгине Ольге.