Минимизировать

Житие... Макария чудотворца, игумена, создавшего обитель... Колязино именуемой

Подготовка текста Ю. А. Грибова, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской

Текст:

17 МАРТА

17 МАРТА

МЕСЯЦА МАРТА 17. ВЪ ТЪЙ ЖЕ ДЕНЬ ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИА ЧЮДОТВОРЦА, ИГУМЕНА, СЪСТАВЛЬШАГО ОБИТЕЛЬ СВЯТЫЯ ЖИВОНАЧЯЛЬНЫЯ ТРОИЦА, ИЖЕ ЕСТЬ КОЛЯЗИНО ИМЕНУЕМЪ

МЕСЯЦА МАРТА 17. В ЭТОТ ДЕНЬ ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИЯ ЧУДОТВОРЦА, ИГУМЕНА, СОЗДАВШЕГО ОБИТЕЛЬ СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ, КОЛЯЗИНО ИМЕНУЕМОЙ

Праведникъ, аще постигнет скончатися, в покои будет, и похваляему праведнику веселятся людие. Множайше же веселие и прибытокъ, еже святым похваление приносити, полезно бо есть се и зѣло успѣшно; похвала бо святых, обычай, на самого Бога въсходити и превъзноситися, и в лѣпоту, не яко они таковаа требующе, но яко Богу хотящу прославити угодникы своа, якоже глаголеть въ святомъ Евангелии: «Прославляющаа мя, — рече, — прославлю, и всякъ, иже исповѣсть мя пред человѣкы, исповѣмъ его и азъ предо Отцемъ моимъ небеснымъ».[1] И сихъ убо сматряа, въспалихся желаниемъ сердца и душа, понуждаемъ любовию къ святому, дабы дръзнути воеже и написати от многых малаа о житии Христова подражателя, дивнаго в чюдесѣх, блаженнаго отца нашего игумена Макариа. Но възбраняеть ми недостоиньство мое и грубость, понеже, имѣя разумъ несъвершенъ и всякого невѣждьства исполнь, и ни единаго дѣла стяжах къ исправлению, и свою немощъ сматряюще, недостижну еже принести что от похвалъ ко оного величеству удръжавахся. Паче же до конца оставити и обленитися тяжчайше вменихъ, иже таковаго великаго мужа чюдодѣйствиа, от Бога дарованнаа, забвениа глубиною покровена будут; не бо своима очима видѣхъ, что таково бываемо, но от многых и достовѣрных мужь слышах, яже глаголеть о святомъ, повѣдающе исправлениа его; инии же своима очима самого святаго видѣша, не зѣло бо пред многыми лѣты биаше. Послѣди же и самъ азъ своима очима видѣх от честныя ракы богоноснаго оного отца многа и различна исцѣлениа бывающа. И убояхся осуждениа раба оного, скрывшаго талантъ господина своего и прикупа имъ не сътворьша, и еже увидѣвый рабъ волю господина своего и не сътвори, биенъ бывает много,[2] и прочая. И помышляхъ въ умѣ своемъ, аще и выше нашея мѣры приахся дѣлу, еже священное оно начати повѣдание, но на Бога всю надежду възложих и на того угодника преподобнаго отца нашего новаго чюдотворца игумена Макариа, имже посѣти Богъ люди своа в послѣдняа роды наша, о нем же намъ нынѣ слово предлежит.

Праведник, когда придет его кончина, в раю будет, и восхваляемому праведнику радуются люди. Еще большая радость и благо святым восхваление приносить, ибо оно благотворно и угодно Богу; известно, что похвала святым возносится и доходит до самого Бога, и справедливо, не потому, что они требуют ее, а потому, что так Бог хочет прославить угодников своих, как говорит он в святом Евангелии: «Прославляющих меня, — сказал, — прославлю, и всякого, кто признает меня пред людьми, признаю его и я пред Отцем моим небесным». И, глядя на это, загорелся я желанием в сердце и душе, побуждаемый любовью к святому, чтобы осмелиться и написать из многого хоть малую часть о жизни Христова последователя, удивительного в своих чудесах, блаженного отца нашего игумена Макария. Но мешает мне ничтожество мое и невежество, ибо, имея разум неискусен и всякого неразумия полон, ни единого труда не завершил, и свое бессилие видя, посчитал себя недостойным и принести что-либо в похвалу его величества воздерживался. Все же окончательно отказаться от труда и облениться большим злом посчитал, потому что тогда столь великого мужа чудесные деяния, Богом дарованные, в пучину забвения погрузятся; ибо не своими очами видел, что тогда было, но от многих и правдивых мужей слышал, что говорят о святом, рассказывая о деяниях его; другие же своими глазами самого святого видели, поскольку не много лет тому назад все происходило. Потом же и сам я своими глазами видел от святого гроба богоносного того отца многие и различные исцеления состоявшиеся. И убоялся, что буду осужден, как тот раб, скрывший талант господина своего и прибыли не получивший, как раб, знавший волю господина своего и не исполнивший ее, за что бит был много, и прочее. И рассудил умом своим, хотя и сверх своей силы взялся за дело, начав священное это повествование, но на Бога всю надежду возложил и на самого угодника преподобного отца нашего нового чудотворца игумена Макария, которым осчастливил Бог людей своих в недавние времена наши, о нем же нам ныне слово предстоит.

Бысть нѣкто мужъ от предѣлъ Тверьскыя области, от града, нарицаемаго Кашина,[3] именемъ Василей, благовѣрен сый и бояся Бога. Бѣяше же и супружница ему именемъ Ирина, и та благочестива сущи. И живяста в законѣ Господни по заповѣди святаго Евангелиа. Родиста же отроча, и нарекоша имя ему въ святомъ крещении Матфей, и въспитаста й в добромъ наказании. Егда же достизающу ему възраста, вдаша его родителие в научение грамотѣ. Отрокъ же добрѣ навыче Божественых Писаний, и внимаше имъ съ усръдиемъ от всея душа, и обрѣте въ святомъ Евангелии съкровище богатства некрадома и неоскудѣваемо с вѣрою приходящимъ, глаголеть бо: «Аще хощеши съвершенъ быти, продаждь си имѣниа и даждь нищимъ, и имѣти имаши съкровище на небесѣх, и гряди въслѣд мене».[4] И уязвися отрокъ сердцемъ и всегда внимаше о словеси, дабы ему улучити желание, еже отлучитися родитель и южик, и друговъ, и мира отрещися, и владыцѣ Христу прилѣпитися.

Жил муж в пределах Тверской области, в городе, называемом Кашин, по имени Василий, благоверный и богобоязненный. Супруга его по имени Ирина тоже была благочестива. И жили они в законе Господнем по заповеди святого Евангелия. Родился у них младенец, и дали ему имя в святом крещении Матвей, и воспитали его в добрых правилах. Когда же подрос он, отдали его родители учиться грамоте. Отрок же усердно изучил Божественные Писания, и слушал их внимательно от всей души, и нашел в святом Евангелии хранилище богатства непреходящего и неистощимого для приходящих с верою, ибо сказано: «Если хочешь достойным быть, продай имение и раздай нищим, и получишь сокровище на небесах, и ступай вслед за мною». И поражен был отрок в самое сердце, и думал, внимая этим словам, как бы ему исполнить свое желание и покинуть родителей и родственников, и друзей, и от мира отречься, и к владыке Христу прилепиться.

Родителие же, видяще его почитающа книгы и симъ внимающа, на игры же и на пустошныа бесѣды никакоже уклоняшеся, и начашя увѣщати его словесы к совокуплению брака. Он же тяжко си вмѣни глаголаннаа ими и нача отрѣцатися, еже никакоже хотѣти ему на совъкупление брака. Родителие же наипаче нужаста й с клятвами, еже не преслушати повелѣниа ею и повинутися ихъ воли. И предлагаа ему писаниа от книгъ блаженнаго Иоанна Златаустаго на възбраняющаа бракъ[5]: «Якоже пророку речеся: „Изыди ты и сынъ твой"[6] — сына имяше пророкъ, тѣмже аще сына — и жену. Да навыкнеши, яко не зло — бракъ, но зло — блуд. Еда възбранение есть бракъ? Помощница тебѣ дана бысть жена, еда бо навѣтница. Пророкъ не жену ли имяше, и не бысть възбранение духу бракъ. Но и приобщашеся женѣ и пророкъ бѣ Моисей: не жену ли имѣ, и камень разверзе, и въздух преложи, и богонапущенный гнѣвъ възбрани.[7] Авраамъ не жену ли имѣ, и отець многымъ языком бысть и церковный образъ. Исаака[8] сына приатъ, и тъй бысть исправлениемъ вина: не възнесе ли отроча на жрътву, плод брака, не бысть ли отець и боголюбець?»[9] Боголюбивый же отрокъ стояше молча, долу главою поничя, и ничтоже отвѣщаваше, точию от умилениа слезы испущаше. Родителие же наипаче словеса нѣкаа тяжка съ гнѣвомъ и яростию, аки камение, испущаше на нь. Благоразумный же отрокъ тихимъ възрѣниемъ и сладкымъ гласомъ отвѣщеваше има: «Господие мои, азъ убо не отрицаюся, ни въпрекы глаголю. Воля Господня да будет. Вы же, что въсхощете, то творите о мнѣ». Родителие же удивишяся и радости наполньшеся о сладкомъ отвѣщании отрока.

Родители же, видя его читающим книги и им внимающим, игр же и пустых разговоров избегающим, начали уговаривать его вступить в брак. Ему же тяжко было слушать их разговоры, и он стал отказываться, поскольку никак не хотел он вступать в брак. Родители же все более принуждали его и грозили проклясть его, если не послушается повеления их и не повинуется их воле. И приводили ему написанное в книгах блаженного Иоанна Златоуста об осуждающих брак: «Как пророку говорилось: «Выйди ты и сын твой» — сына имел пророк, а раз сына, то и жену. И усвой, что не зло — брак, а зло — блуд. Разве запрещен брак? В помощь тебе дана жена, а не для наветов. Не жену ли имел пророк, и не был помехой его духовной силе брак. Также сочетался с женой и пророком был Моисей: не жену ли имел, а скалу рассек и вихрь повернул, и гнев Божий отвратил. Авраам не жену ли имел, и родоначальник многим народам был и церкви прообразом. Сына Исаака имел, и тот стал причиной богоугодного дела: не принес ли он отрока, плод брака, на жертву, не был ли отцом и боголюбцем?» Боголюбивый же отрок стоял молча, опустив главу долу, и ничего не отвечал, только плакал от умиления. Родители же еще более суровые речи с гневом и яростью, как каменья, бросали в него. Благоразумный же отрок с кротким взором и тихим голосом отвечал им: «Государи мои, я больше не отрекаюсь, не противоречу. Воля Господня пусть свершится. Вы же что хотите, то и делайте со мною». Родители же удивились и обрадовались кроткому ответу отрока.

По времени же обручиша ему невѣсту от сверстник своих. И егда же убо по совокуплении законнаго брака нача блаженный отрокъ увѣщеватися с подружиемъ своимъ, егда изволит Богъ коемуждо ихъ преже от житиа сего изыти, то никакоже второму браку совокупитися ни единому от нихъ, но отити в монастырь и работати Богови. Трием же лѣтомъ минувшимъ, по смотрению Божию подружие его преставися от житиа сего. Онъ же от радости слезы испустивъ и глагола в себѣ: «Благодарю тя, Владыко преблагый, яко сподобил мя еси от юзъ мира сего отрѣшитися. Нынѣ же убо никым възбраняемъ есмь, от нихже ти обѣщахся». И вземъ з домашними своими, скутавъ тѣло ея, отпѣвъ надгробнаа, и погребе ю честно, и елико имяше в руку своею, раздасть нищимъ. Сам же не възвратися в домъ свой, но по первому своему обѣщанию изыде въ единъ от тамо сущихъ монастырь, Клобуково нарицаемо, в немже бѣ храмъ святаго Николы.[10] И от тамо сущаго игумена постризаетъ власы главы своея, и облечеся въ святый аггельскый образъ, и нарекоша имя ему Макарие.

Вскоре обручили его с невестой из близких себе. И после совершения законного брака стал блаженный юноша уговариваться с супругой своей, что если изволит Бог, и кто-то из них прежде другого покинет мир этот, то оставшемуся никогда во второй брак не вступать, но уйти в монастырь и служить Богу. Минуло три лета, и по воле Божьей жена его умерла. Он же, слезы радостные испуская, сказал себе: «Благодарю тебя, Владыко преблагий, что помог мне от оков мира сего освободиться. Ныне же никто не запретит мне исполнить то, что тебе обещал». И взявшись с домашними своими, обрядил тело ее, отпев надгробную службу, похоронил ее достойно, и все, что имел при себе, роздал нищим. Сам же не возвратился в дом свой, но, выполняя свое обещание, ушел в один из ближних монастырей, Клобуково называемый, где был храм святого Николы. И тамошний игумен постригает его, и облекается он в святой ангельский образ, и нарекают его именем Макарий.

Предасть же себе игумену и творяше всю волю его, и послушаше его въ всемъ, свою же волю до конца от себе отверже. Не точию къ игумену единому, но и къ прочимъ, малу же и велику, то же повиновение и послушание творяше, страхомъ Божиимъ ограждаася, упражняася от всякого лукаваго дѣяниа, богатѣющеся смирениемъ въ преимущей мудрости, алканиемъ и жаждею тѣло свое изнуряа беспрестани же. Бѣ ему въ устѣхъ паче меда и сота ослаждающа Божиа словеса. В нощи же и въ дни псалмы Давидовы пояше,[11] и по молитвѣ же от почитаний внимаше преподобныхъ отець житиа, и сихъ словеса въ умѣ дръжа, и желаше тѣхъ дѣломъ исполнити, слезы же от очию беспрестани испущаа, въспоминаа смертный час и страшный онъ хотящий быти Божий праведный судъ, и въздание грѣшнымъ, комуждо противъ дѣлъ его. Братии же всѣмъ удивляющимся доброму его произволению, явѣ, яко на великый успѣхъ им бываше. Такоже ему, добрѣ направляему, нача помышляти, еже изыти от обители и достигнути пустыню и единому безмолъствовати. И повѣда мысль свою игумену. Игуменъ же, наказавъ его доволно и поучивъ его от Божественых Писаний, и благословивъ, отпусти его, никомуже вѣдущу.

Отдал он себя во власть игумену и делал все, что велел он, и слушался его во всем, а от своих желаний вовсе отказался. Но не только игумену одному, но прочей братии, малому и великому, повиновался и покорен был, страхом Божиим защищаясь, избегая всякого грешного дела, преисполнен смирения в превосходном разуме, голодом и жаждой тело свое изнуряя беспрестанно. Были ему пищей лучше меда и сот сладостные Божьи слова. Ночью и днем псалмы Давидовы пел, и после молитвы на чтениях внимал житиям преподобных отцов и их наставления запоминал, и желал им следовать, постоянно слезы из очей лил, вспоминая смертный час и страшный неотвратимый Божий праведный суд, и воздаяние грешным, каждому по делам его. Братья же все дивились доброму его желанию, видя, что все это на великую пользу им было. Он же, благочестием руководствуясь, стал помышлять, как бы ему уйти из обители и поселиться в пустыни в одиночестве и безмолвии. И поведал замысел свой игумену. Игумен же, наставив его довольно, и научив его по Божественному Писанию, и благословив, отпустил его в тайне от всех.

Блаженный же поиде путемъ своимъ, радуяся душею, хвалу въздаа Богови: «Настави мя, — рече, — на путь твой и поиду въ истинѣ твоей»[12] и «Господь просвѣщение мое и спаситель мой, кого ся убою»,[13] — и прочаа псалма того. И обходивъ многа мѣста пустыннаа, сматряше, идѣже бы ему обрѣсти мѣсто угодно къ безмолвию. И Богомъ наставляемъ доиде близъ рѣкы Волгы, и обрѣте мѣсто промежь дву езеръ, водою акы стѣнами огражено,[14] и зѣло възлюби е. Сътворь молитву и въдрузи крестъ, и устрои келеицу малу, идеже и затворися, радуяся сердцемъ и глаголя: «Быхъ яко птица, особящиася на здѣ».[15] И къ трудомъ труды прилагаше и къ слезамъ слезы, и на большее въздръжание вдасть себе, и в семъ исправляа свое безмолвие. И въоружашеся духомъ не к крови и плоти, но к началомъ и къ властемъ, и к миродръжителемъ тмы,[16] — якоже апостолъ глаголеть. Къ духовомъ лукавымъ борения сътвори, вѣрою и терпѣниемъ побѣждаше.[17] И многы пакости от бѣсовъ претръпѣ и никакоже стремлениа их устрашися, но яко от нѣкоего каменнаго вержениа молитвеныа стрѣлы на ня пущаа и сих безвѣсти сътворяа, от лаании же ихъ невредимъ пребываше. По времени же устрои церковь въ имя Святыа и Живоначалныа Троица, благодатию же Божиею и священа бысть вскорѣ.[18]

Блаженный же пошел путем своим, радуясь душою, хвалу воздавая Богу: «Наставь меня, — говорил, — на путь твой и пойду за правдой твоей» и «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого мне бояться», — и прочее из того псалма. И обходя многие места пустынные, смотрел, где бы ему найти место, удобное для уединения. И, Богом наставляем, дошел почти до реки Волги, и нашел место между двух озер, водою как стенами огорожено, и очень полюбилось ему. Сотворив молитву и водрузив крест, устроил кельицу малую, где и затворился, радуясь сердцем и говоря: «Стал я как птица, уединившаяся тут». И к трудам труды прибавляя, и к слезам слезы, еще большему воздержанию предался, тем выполняя свой обет безмолвия. И вооружился духом не против земных страстей, но против начальников и властей, и владык ада — дьяволов, — как апостол говорит. С духами лукавыми в борьбу вступил, верою и терпением побеждая. И много зла от бесов претерпел и нисколько нападения их не устрашился, но словно камни из пращи, молитвенные стрелы в них пуская и их уничтожая, сам же от оскорблений их невредим оставался. Со временем же построил церковь во имя Святой и Живоначальной Троицы, благодатью же Божиею и освящена была вскоре.

Прелукавый же врагъ, не тръпя надолзѣ от святаго себе досаждаема, и нача въздвизати на нь рать. Христианину нѣкоему, живущу близъ мѣста оного, въоружившуся на нь и хотящу ему убити святаго, помышляа въ сердци своем: «Еда како мних съй обладает мѣстомъ симъ, мене изжденет и землю мою къ своей пустыни присовъкупит». И на мнозѣ искаше времени, еже бы ему улучити свое хотѣние, да его погубити; и не може улучити, понеже благодать Божиа храняше преподобнаго. Помале же человѣку оному осирѣвшу, еже и в болѣзнь тяжьку впасти, яко и живота отчаатися. И позна свое съгрѣшение, еже вътще помысли на преподобнаго старца, и едва възможе дойти до блаженаго Макариа, и поверже себе пред ногама его, прощениа прося съ слезами, исповѣдаа свое съгрѣшение, еже помышляше на нь. «Святый же Богъ да простит тя, — рече, — чядо, не ты сътвори се, но изначала ненавидяй добра врагъ диаволъ». И утѣшивъ его словесы утѣшителными, еже не скорбѣти ему ради обдержащаа болѣзни: «Божию бо, — рече, — посѣщению на тя нашедшу». И поучивъ его доволно от Божественых Писаний и прирек о отречении мира и отъятии влас. Он же, слышавъ словеса от устъ святаго и, яко земля доброплодна, сѣмена въ сердци си приемля, и с радостию обѣщевается, и землю ону къ его пустынѣ предаетъ. Святый же сподоби его аггельскаго образа. И прозвася оттуду пустыня она Колязино, по именованию человѣка оного, тако бо преже именовася человѣкъ онъ.

Прелукавый же враг дьявол, не желая долго терпеть от святого обиды, начал против него войну. Христианин один, живущий близ места того, ополчился на него и захотел убить святого, рассуждая в сердце своем: «Что если монах этот завладеет землей той, меня прогонит и землю мою к своей пустыни присоединит». И долго выбирал он время, как бы ему исполнить задуманное и его погубить; и не мог выбрать, потому что благодать Божья хранила преподобного. Немного времени спустя случилось этому человеку осиротеть, к тому же и в болезнь тяжкую впасть, так что отчаялся он в живых остаться. И понял свое согрешение, что зря умыслил зло на преподобного старца, и едва смог дойти до преподобного Макария, и бросился к ногам его, прощения прося со слезами, исповедав грех свой, что злоумышлял на него. «Святой Бог пусть простит тебя, — сказал, — чадо, не ты сделал это, но испокон века ненавидящий добро враг дьявол». И утешил его словами утешительными, чтобы не скорбеть ему о постигшей его болезни: «Божие то, — сказал, — посещение тебя постигло». И научив его щедро от Божественных Писаний, рассказал об отречении от мира и о пострижении. Тот же, слышав слова из уст святого и, как земля доброплодная, семена в сердце свое приняв, и с радостью дает обещание, еще и землю свою в его пустынь отдает. Святой же удостоил его ангельского образа. И назвалась с тех пор пустынь Колязино по имени человека того, ибо так прежде именовался человек тот.

И произыде слава повсюду о блаженнемъ Макарии, яко легкым пером обношашеся, яко свѣтилу сиающу посрѣди стекла. И начаша к нему съвъкуплятися братиа. Он же с радостию приимаше приходящаа с вѣрою, и всегда наказующе всѣх, и учяще от Божественых Писаний, о еже не пренемогати въ молитвахъ. Бяше бо по всему видѣти блаженнаго съвершена Божиа человѣка суща, небесное на земли воистину житие имый. Братству же умножающуся и обители распространяющися, священнику же не сущу. И тяжко си вмѣняше братиа о семъ, еже нѣсть иерѣа въ обители. Святый же когождо от братии понуждаше въсприати священьства санъ, они же вси отрицающеся и глаголюще: «Мы убо вси, честный отче, тебе хощемъ имѣти отца и учителя и от твоею руку приимати пречистых тайнъ Христа Бога нашего». Блаженный же не рачаше о сих, и начаша молити его съ слезами, дабы въсприалъ священьства санъ. Оному же отрицающуся на мнозѣ, недостойна себе именующе таковаго дара, и едва възмогоша умолити его братиа. Блаженный же сътворь молитву, и вземъ с собою мало от братиа, и изыде въ богоспасаемый град Тферь, и от тамо сущаго епископа священьству сподобляется и игуменомъ нарицается.[19] Епископъ же, поучивъ его от Божественых Писаний и давъ ему миръ и благословение и сущимъ с ним братиамъ, и отпусти его въ свой ему монастырь. Святый же идяше путемъ своимъ, славя и благодаря Бога.

И разнеслась слава повсюду о блаженном Макарии, словно на легком крыле летящая, словно светильник, сияющий в стеклянном сосуде. И начали к нему сходиться братья. Он же с радостью принимал приходящих с верою и постоянно наставлял всех, и обучал Божественному Писанию, тому, чтобы не пренебрегать молитвами. По всему было видно, что блаженный настоящий Божий человек, воистину небесную жизнь на земле ведущий. Братство же умножалось и обитель расширялась, а священника у них не было. И тяжко страдала братия из-за того, что нет иерея в обители. Святой же каждого из братии убеждал принять сан священства, они же все отказывались, говоря: «Мы все, честный отче, тебя хотим видеть отцом и учителем и из твоей руки принимать пречистые тайны Христа Бога нашего». Блаженный же не соглашался, и начали молить его со слезами, чтобы восприял на себя священства сан. Он же продолжал отказываться, считая, что недостоин такой чести, и с трудом могли умолить его братья. Блаженный же помолился и, взяв с собой нескольких монахов, пошел в богоспасаемый град Тверь, и тамошним епископом на священство поставляется и игуменом нарекается. Епископ же, наставив его Божественным Писанием и дав ему прощальное напутствие и благословение и бывшим с ним братьям, отпустил его в основанный им монастырь. Святой же пошел путем своим, славя и благодаря Бога.

Егда же възвѣщено бѣ в монастыри пришествие святаго, братиам же всѣмъ изшедшим от обители въстрѣтение святаго, овѣмъ убо текущимъ до полуединаго поприща, старии же и немощнии у врат монастырьскых срѣтоша блаженнаго отца. И всѣмъ от радости припадающимъ, овѣмъ святыа его сѣдины цѣлующемъ, овии же честныа ногы лобызааху, инии же въскрилиа ризъ его очима и лицемъ прикасающеся, любезно цѣловааху. Святый же, обычное благословение давъ имъ, вниде въ обитель, и начаша вечернюю звонити. Он же иде въ храмъ Святыа и Живоначалныа Троица, и взем честный крестъ, и когождо от братиа благослови, таже съ всѣми вечерних пѣний славословие творя, благословеному оному мнишескому лику веселие творяше, бѣяше бо почтен благымъ даромъ достояния въ иерейское поставление съвершение.

Когда же возвестили в монастыре о возвращении святого, братья же все вышли из обители навстречу ему, одни пробежали с полверсты, старые же и немощные у врат монастырских встретили блаженного отца. И все в радости припадали к нему, одни святые его седины целовали, другие же честные ноги лобызали, иные же к подолу ризы его очами и лицом прикасались, с любовью целовали. Святой же, обычное благословение дав им, вошел в обитель, и начали к вечерне звонить. Он же пошел в храм Святой и Живоначальной Троицы, и, взяв святой крест, каждого из братьев благословил, потом же со всеми на вечерней службе молитвы творил, благословенному монашескому собранию радость принося, ибо был наделен благим даром при иерейском поставлении совершать церковные богослужения.

По съвершении же вечерни иде в келию свою и единъ къ единому дателю благых моляся бѣаше, и всю нощъ без сна пребысть. Въ утрии же ни с кимже бесѣдоваше, дондеже съвершивъ божественую литургию и мнози от братиа честных тайнъ Христа Бога нашего приаша от рукы его. И по въстании от трапезы вдасть себе желающимъ яже на ползу и въ всемъ всякъ всѣмъ бываа, наипаче глаголати, что о душе слышати хотящимъ. И по бесѣдовании духовномъ когождо пакы въ своа имъ келиа отпусти. И, по прежереченному, Божественым Писанием внимаше и непрестанныа къ Богу молитвы възсылаше, простираа паче жестокое пребывание и всякого лишаемъ плотскаго покоа. Духовное же утѣшение и благодати умножение зѣло изобиловася ему. Учителный даръ и слова пространное паче естьства приатъ, яко оттолѣ многымъ приходити к нему не точию обители тоя мнихомъ, но и вдале живущимъ. И всѣмъ духовным даромъ исполняющимся и ползу приемлющимъ, отхождааху, благодаряще Бога. Мнозии же и от велможь приходяще, душеполезных учений наслаждающеся, почитающе его яко отца и учителя, не свѣтлыхъ бо ризъ ради почитающе его, но чистаго ради житиа его и свѣтлыа душа. Многошвенны бо и худы всяческы ризы ношаше, яко и мноземъ приходящемъ видѣти его в тацѣй одежди ходяща, не мнѣти того игумена суща, но единого нѣкоего от убогыхъ, яко мнозѣм от невѣгласъ, смѣющеся, ругатися ему. Он же о томъ не скорбѣ, но бѣ радуяся о поругании своемъ и укоризнѣ и Бога о томъ прославляаше.

По окончании же вечерни пошел в келью свою и в одиночестве единственному подателю благ молился, и всю ночь без сна провел. С утра же ни с кем не беседовал, пока не отслужил божественную литургию, и многие из братьев не приняли святых тайн Христа Бога нашего из рук его. И, встав от трапезы, предоставил себя в распоряжение всем желающим, кому надо было помочь, и всем во всем был доступен, более всего проповедуя тем, кто о душе слышать хотел. И после беседы духовной каждого снова в их кельи отпустил. И, как ранее говорилось, Божественным Писаниям внимал и непрестанные к Богу молитвы воссылал, стремясь к более суровому бытию, лишенный всякого телесного покоя. Духовное же утешение и благодати умножение было у него в изобилии. Учительным даром и талантом проповедника обладал он необыкновенным, отчего с той поры многие приходили к нему, не только монахи из его обители, но и вдали живущие. И все духовным даром наполнившиеся и пользу получившие уходили, благодаря Бога. Многие и вельможи приходили, получали наслаждение от его душеполезных поучений, почитая его как отца и учителя, и не ради светлых риз уважали его, но чистого ради жития его и светлой души. Ибо латанное рубище и ветхие ризы носил, почему многие из приходящих, видя его в такой одежде ходящего, не думали, что это игумен, но принимали его за одного из нищих, а многие невежды, смеясь, издевались над ним. Он же этим не оскорблялся, но радовался поруганию своему и насмешкам и Бога за то прославлял.

ЧЮДО 1. О ЗАХАРИИ

ЧУДО 1. О ЗАХАРИИ

Привезоша нѣкоего мужа Захарью именем разслаблена суща рукама и ногама и положиша его при ногу блаженнаго Макариа. Разслабленый же лежаше, горцѣ плача, съ въсклицаниемъ въпиа къ святому: «Угодниче Божий, блаженный Макарие! Помолися владыцѣ Христу, да исцѣлит мя от недуга сего». Святый же глагола ему: «Что, брате, прииде къ грѣшну мужу, помощи требуя? Азъ убо и самъ грубъ и немощенъ есмь, нимало что стяжах къ исправлению. От мене ли помощи ищеши?» Болный же наипаче въпиаше: «Вѣмъ, рабе Божий, вѣмъ, яко не имат прошениа твоего оставити Богъ, аще принесеши к нему молениа твоа о мнѣ, окааннемъ». Святый же рече: «Чадо, преблагый и прещедрый Богъ не хощет смерьти грѣшнику, но еже обратитися и живу быти ему,[20] имиже вѣсть судбами приводит грѣшника на покаание. И се Божию посѣщению на тя нашедшу, приводя и тя на покаание. Аще покаешися от душа и останешися от первых своих обычай, получиши исцѣление, аще ли ни, то и горше сихъ постражеши». Болный же съ слезами исповѣдаа вся своа съгрѣшениа, елика сътворихъ от юности. Блаженный же сътвори молитву о немъ и благослови его, и от того часа здравъ бысть, яко николиже болѣвъ. Святый же, наказавъ его доволно от Божественых Писаний, отпусти его с миром въсвояси. Послѣди же тъй муж, предреченный Захариа, иереемъ поставленъ бысть в веси, нарицаемѣй Киасова гора,[21] и поживе прочаа лѣта в покаании.

Привезли некоего мужа по имени Захария с параличом рук и ног и положили его к ногам блаженного Макария. Парализованный же лежал, горько плача, с воплями взывая к святому: «Угодник Божий, блаженный Макарий! Помолись владыке Христу, пусть исцелит меня от недуга». Святой же говорил ему: «Зачем, брат, пришел к грешнику, помощи прося? Я и сам прост и немощен, нисколько не научен лечить. У меня ли помощи ищешь?» Больной же еще пуще вопил: «Знаю, раб Божий, знаю, что не отринет твоей просьбы Бог, когда попросишь его в своих молитвах обо мне, окаянном». Святой же сказал: «Чадо, преблагой и прещедрый Бог не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы тот возвратился на путь истинный и в живых остался, путями, какие ему ведомы, приводит грешника к покаянию. И теперь Божья кара тебя постигла, указывая и тебе путь к спасению. Если покаешься от души и бросишь прежние свои обычаи, получишь исцеление, если же нет, то и горше прежнего будешь страдать». Больной же со слезами исповедался во всех своих прегрешениях, которые совершил с юности. Блаженный же помолился о нем и благословил его, и тотчас здоров стал, как будто никогда не болел. Святой же, наставив его много по Божественному Писанию, отпустил с миром восвояси. После же этот человек Захария иереем поставлен был в селении, называемом Киасова гора, и жил остальные годы в покаянии.

О ВАСИЛИИ РЯСИНѢ

О ВАСИЛИИ РЯСИНЕ

По сих же приведоша к нему юношу нѣкоего от рода болярска Василиа именем, мучима от бѣса, связана суща юзами по руку и по ногу, бѣ бо человѣци бия и нелѣпыа гласы испущая. Блаженный же отпѣвъ молебьнаа и огради честным крестом больнаго, и в томъ часѣ здравие получи. И оттоле не възвратися в домъ родителю своею, но въсприатъ аггельскый образъ и поживе прочаа лѣта въ обители блаженнаго Макариа.

Затем привели к нему юношу одного из рода боярского Василия именем, мучимого бесом, был он связан узами по рукам и по ногам, ибо людей избивал и громко вопил. Блаженный же отпел молебен и осенил святым крестом больного, и тотчас тот здоровье обрел. Но с той поры не возвратился в дом родителей своих, а принял ангельский образ и жил прочие годы в обители блаженного Макария.

По сих же нѣции человѣци злии покрадоша волы монастырстии, на них же братиа службу творяху, и егда поидоша прочь, и ослѣпоша, не видяху камо итти. И много блудивше, пакы приидоша въ обитель къ блаженному Макарию и начаща плакатися о своих съгрѣшении. Он же прости ихъ, и наказавъ имъ потомъ таковая не творити, и отпусти я с миромъ, никоегоже зла изрече. Вся убо сиа творяше Христовы ради любве. Подобне же паче рещи, не ктому живут, живет же в них Христос, емуже и послѣдоваша, всѣх отверъгшеся. Сие бо дѣло мнишескаго его пребываниа: отнелѣже вселися в пустыню, николиже измѣни своего правила, ни празну обрѣстися дѣланий духовных, храняше неугасимую свою теплоту от начала даже и до конца.

После этого какие-то злодеи украли волов монастырских, на которых братья работали, и когда пошли прочь, то ослепли, не видели куда идти. И много блуждая, снова пришли в обитель к блаженному Макарию и стали каяться в своем согрешении. Он же простил их, и, наказав им впредь так не поступать, отпустил их с миром, ничего плохого им не сказав. Все это сделал ради любви к Христу. К тому можно сказать, что больше они не живут, потому что пребывает в них Христос, которому они и последовали, от всего отрекшися. Вот труд монашеского его жития: с тех пор как поселился он в пустыни, нисколько не изменил своему правилу, не бросал труда духовного, храня неугасимое свое усердие от начала до самого конца.

О ПРЕСТАВЛЕНИИ СВЯТАГО

О КОНЧИНЕ СВЯТОГО

И дошедшу блаженному глубокыа старости в доблемъ ономъ въздръжании, наипаче укрѣпляшеся усръдиемъ и мужественѣ подвигъ теплѣ касашеся, нимало от божественых пѣний оставль. Нозѣ ему бяху яко столпие, день от дне преспѣваа, по апостолу — задняа забываа, на предняа простираяся,[22] и в начало месяца марта в недугъ тѣлесный впаде и уразумѣ свое преставление. Начя блаженный безмолъствовати, въсхождениа присно въ сердци полагая, дондеже достигнетъ къ желаемому и увѣде конечнѣ свое къ Христу отхождение. И естьства отдати долгъ, духъ же къ желаемому Владыцѣ предати призываеть священное исполнение.

И дожил блаженный до глубокой старости в строгом воздержании, все более укрепляясь старанием и к мужественному подвигу неустанно приобщаясь, во все времена не оставляя церковной службы. Ноги его были ему опорами, и день ото дня все выше восходя, по словам апостола — прошедшее забывая, к будущему устремлялся, и в начале месяца марта в недуг впал и почувствовал близость смерти. Начал блаженный безмолвствовать, постоянно вознесения в сердце своем ожидая, покуда не достигнет желаемого и узнает последний свой к Христу отход. Так природе отдать долг, а дух желанному Владыке принести призывает священное правило.

Братии же всѣмъ събраномъ, святый же, възлежа на одрѣ своемъ, начатъ к нимъ глаголати: «Отци и братиа, и чада възлюбленнаа о Христѣ, се убо отхожу в путь свой отець своихъ, якоже вси земнии. Васъ же предаю Господу Богу и слову благодати его, могущу наздати вас и дати наслѣдие и освящение всѣмъ, тъй поможетъ вамъ. Вы же, братия, Господа ради не пренемогайте въ молитвах и постѣх, съблюдающе себе от лаяний и навѣт вражиихъ. Преблагый же Богъ не презрить смирениа вашего ради его неизреченнаго смотрениа». И сиа рекъ, и множае сихъ, и когождо от братиа целовааше, и прощение от нихъ приимаше, и в самый убо исходъ, в онже хотяше тѣлеснаго съюза отрѣшитися, приатъ добраго спутника, владычняго тѣла и крови Христа Бога нашего причастися, и крестнымъ знамением знаменався и глагола: «Слава Богу о всемъ», и прирекъ, — «Аминь». И предасть духъ в лѣто 6991, месяца марта в 17 день. Всѣх же лѣт живота его 80 и едино лѣто.

Когда собрались все братья, святой, возлежа на одре своем, начал им говорить: «Отцы и братья, и чада возлюбленные во Христе, вот уже отхожу в путь свой вслед за отцами моими, как все на земле живущие. Вас же поручаю Господу Богу и слову благодати его, которое может наставить вас и передать учение и святые дары всем, он пусть поможет вам. Вы же, братья, Господа ради не пренебрегайте молитвами и постами, храня себя от поруганий и наветов дьявольских. Преблагий же Бог не отвергнет смирения вашего ради его несказанной доброты». И так сказал, и более того, и каждого из братьев целовал, и прощения у них просил, и в самую кончину, когда хотел от телесных уз освободиться, приобрел доброго спутника — владычного тела и крови Христа Бога нашего причастился и крестным знаменьем осенил себя и сказал: «Слава Богу за все», и добавил — «Аминь». И испустил дух в лето 6991(1483) месяца марта в 17-й день. Всех же лет жизни его 80 и один год.

Егда же блаженая его душа от телесе отиде, просвѣтися лице его яко солнце, показуя душевную его чистоту. Ученици же горцѣ плачюще о разлучении отца и учителя, над тѣло его припадающе, из глубины сердець въпиюще: «О честный отче и учителю нашъ блаженный Макарие, тебѣ прииде время, еже преставитися и съ Христомъ быти, но намъ бѣдно есть безвременное осирѣние отеческыя любве. Болѣзнуемъ душами и сердци, а врача разлучиховѣся, другъ на друга взирающе и к себѣ глаголюще: „Видѣсте ли, братие, в колицѣхъ злых есвѣ нынѣ посрѣди пристанища надежда нашеа истопохомъ? Иногда богаты суща, наслаждающеся медоточными учении от устъ блаженнаго отца, нынѣ же нагы обрѣтохомся разлучениемъ отца и учителя. Гдѣ свѣтовидный столпъ онъ, иже домъ бывый Святаго Духа? Где безблазненое душь наших исправление? Гдѣ непреложнаа твердѣль разума, имже съ всяцем утвержениемъ трудивъшеся, почивахомъ? Гдѣ добрый кормчий, иже на вышнее смотрение правя корабль душь наших?"» И от зелнаго плача и рыданиа никакоже хотяще утѣшитися, и едва възмогоша скутати трудолюбезное его тѣло, и отпѣвше надгробнаа, и погребоша честно в созданнемъ от него монастыри, идѣже и до нынѣ память его съвершается въ славу Святыа Троица, Отца и Сына и Святаго Духа и нынѣ и присно, и в вѣкы вѣкомъ. Аминь.

Когда же блаженная его душа тело покинула, просветилось лицо его, как солнце, являя душевную его чистоту. Ученики же горько плакали о расставании с отцом и учителем, к телу его припадая, из глубины сердца причитая: «О честный отче и учитель наш блаженный Макарий, пришло тебе время скончаться и у Христа быть, нам же горько безвременное сиротство без отеческой любви. Болят наши души и сердца, а с врачом разлучились, друг на друга взирая, говорим себе: «Видите ли, братья, в каких бедах ныне посреди пристани надежды нашей утопаем? Когда-то богатые, наслаждавшиеся медоточивыми учениями из уст блаженного отца, ныне же наги остались после разлучения с отцом и учителем. Где тот лучезарный столп, что был жилищем Святого Духа? Где непорочное душ наших исправление? Где несокрушимая твердыня разума, благодаря которой, с непрестанным тщанием трудившейся, мы оставались в покое? Где мудрый кормчий, который на высокую цель направлял корабль душ наших?»« И от сильного плача и рыдания никак не могли успокоиться, и едва смогли обрядить подвижническое его тело, и, отпев надгробную службу, погребли его с честью в созданном им монастыре, где и доныне память ему творят во славу Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



[1] «Прославляющаа мя... прославляю... исповѣмъ его и азѣ предо Отцемъ моимъ небеснымъ». — Мф. 10, 32; ср. Иоанн. 17, 1.

[2] И убояхся осуждениа раба оного, скрывшаго талантъ господина своего... биенъ бывает много... — Мф. 25, 16—30; Лк. 12, 47.

[3] ...от града, нарицаемого Кашина ... — Кашин — в XV в. один из важнейших городов Тверского княжества. В 1485 г. после потери Тверским княжеством самостоятельности Кашин попадает под власть Москвы и при Иване III входит в удел его второго сына Юрия Ивановича Дмитровского, находится под его управлением в 1503—1533 гг.

[4] «Аще хощеши съвершенъ быти, продаждь си имѣниа... и гряди въслѣд мене». — Мф. 19, 21.

[5] ...от книгъ блаженнаго Иоанна Златоустаго... — Иоанн Златоуст, византийский политический и церковный деятель, проповедник, писатель (345—406). Среди его «Бесед» есть посвященные вопросу о браке. Из них в Житие попали две цитаты: «Не брак — порочное дело, но порочно прелюбодеяние, а брак есть врачество, истребляющее блуд»; и «Жена как бывает помощница, так часто бывает и вредительницею» (Творения св. Иоанна Златоустого. СПб., 1897. Т. 3. Кн. 1. С. 205, 215).

[6] «Якоже пророку речеся: „Изыди ты и сын твой"»... — Не представляется возможным точно установить, о каком пророке идет речь и какое библейское событие имеется в виду. Возможно, эти слова относятся к истории жертвоприношения Авраама: «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, с которой я скажу тебе» (Быт. 22, 2).

[7] Но и приобщашеся женѣ и пророкъ бѣ Моисей: не жену ли имѣ... и богонапущенный гнѣвъ възбрани. — Моисей, библейский персонаж, пророк, законодатель; ему приписывается написание библейских книг — Пятикнижия. В Библии сказано, что спасаясь от гнева фараона, он бежал из Египта в Мадиамскую землю и там женился на Сепфоре, дочери приютившего его священника Иофора (Исх. 2, 13—22). Остальные эпизоды, упомянутые в Житии, связаны с исходом евреев из Египта и сорокалетним блужданием их по пустыне: по знаку Моисея Бог ветром разогнал море (Исх. 14, 21); жезлом извлекал он из скалы воду (Исх. 17, 5—6); гнев Бога обрушивался на странствующих неоднократно, например, после того, как они поклонились золотому тельцу (Исх. 32, 9—10), и Моисей умолил Бога простить народ (Исх. 32, 30—32); в другом случае Моисей спас народ от насланных Богом ядовитых змей (Чис. 21, 4—9).

[8] Исаак — библейский персонаж, сын Авраама и Сарры, в переводе его имя означает «смех», так назвала его Сарра, которая рассмеялась, услышав от ангела, что в старости родит сына: «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт. 21, 5—6). Исааку было 25 лет, когда Авраам собирался принести его в жертву (Аверинцев С. С. Исаак // Мифологический словарь. М., 1992. С. 256—257).

[9] Авраамъ не жену ли имѣ... не бысть ли отець и боголюбець? — Авраам, библейский патриарх, родоначальник многих народов, история которого изложена в книге Бытия (Быт. 11. 27—31; 12—25). Жена Авраама Сарра была бесплодна и родила сына Исаака по пророчеству Бога, когда Аврааму было 100, а ей 90 лет. По повелению Бога Авраам должен был принести Исаака в жертву, но в последний момент юноша был заменен овном (Быт. 22, 1—13). Жертвоприношение Авраама, прообраз принесения в жертву Богом-Отцом сына Иисуса, — сюжет, широко распространенный в проповеднической литературе и искусстве. Неоднократно обращался к этому сюжету и Иоанн Златоуст; он подчеркивал страдания Авраама-отца и радость его, получившего сына обратно живым (Творения св. Иоанна Златоустого. СПб., 1895. Т. 1. Кн. 1. С. 206, 207; СПб., 1896. Т. 2. Кн. 2. С. 785—790). В Библии Авраам не назван пророком, но Златоуст в своих сочинениях говорил о пророческом даре Авраама (Творения св. Иоанна Златоустого. СПб., 1904. Т. 10. Кн. 2. С. 498, 500).

[10] ...монастырь, Клобуково нарицаемо, в немже бѣ храмъ святаго Николы. — Клобуков монастырь находился на окраине г. Кашина. П. Строев (Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. С. 466) отмечает существование монастыря в XV в., однако сведений о его ранней истории нет, и перечисление игуменов начинается только с 1510 г.

[11] ...псалмы Давидовы пояше. — Библейская книга Псалтырь, у евреев называемая «Книга Хвалений», состоит из 150 псалмов, сочинение которых приписано израильско-иудейскому царю и пророку Давиду (X в. до н. э. ). Псалмы широко используются в христианском богослужении как молитвы и песнопения, отрывки из них читаются в различных обрядах, особенно на похоронах.

[12] «Настави мя... на путь твой и поиду въ истинѣ твоей»... — Пс. 85, 11.

[13] «Господь просвѣщение мое и спаситель мой, кого ся убою»... — Пс. 26, 1.

[14] ...доиде близъ рѣкы Волгы... водою акы стѣнами огражено... — Макариев Калязин монастырь расположен возле г. Калязина на левом берегу р. Волги; с северо-запада к стене монастыря подходит Калязинское озеро.

[15] «Быхъ яко птица, особящиася на здѣ». — Пс. 101. В синодальном переводе Псалтыри на современный русский язык это место выглядит так: «Не сплю и скажу, как одинокая птица на кровле».

[16] И въоружашеся духом не к крови и плоти, но к началомъ и къ властемъ, и к миродръжителемъ тмы... — Еф. 6, 12.

[17] К духовомъ лукавымъ борения сътвори, вѣрою и терпѣниемъ побѣждаше. — Эта фраза не представляет собой цитаты, но по содержанию соответствует другим фрагментам из Послания апостола Павла к Ефесянам, например: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских» (Еф. 6, 11), или « А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6. 16).

[18] По времени же устрои церковь въ имя Святыа и Живоначалныа Троица, благодатию же Божиею и священа бысть вскорѣ. — Первая церковь св. Троицы в Макариевом Калязине монастыре была деревянной. Точное время ее постройки неизвестно, так же как и время основания монастыря, — называется и 1444 г., и время около 1459 г.

[19] ...изыде въ богоспасаемый град Тферь, и от тамо сущаго епископа священьству сподобляется и игуменом нарицается. — В Житии имя епископа не названо, однако оно интересовало переписчиков и читателей памятника. В двух сборниках XVI в. на нижнем поле соответствующих листов читается киноварная запись: «О имени епископа съпрошати вѣдущых». Если годом основания монастыря считать 1444, то в это время тверским епископом, скорее всего, был Илья из игуменов Желтикова Успенского монастыря, позже, в 1458—1460 гг., кафедру занимал Моисей, до того архимандрит Тверского Отроча монастыря, а с 1461 по 1477 г. епископом в Твери был брат Макария Геннадий Кожин. (См.: Первухин Г. П. О тверских иерархах / Подг. к печати А. А. Тяжловым. Тверь, 1901. С. 49—55).

[20] ...преблагый и прещедрый Богъ не хощет смерьти грѣшнику, но еже обратитися и живу быти ему.... — Ср. Иез. 18, 23; 33. 11.

[21] ...в веси, нарицаемѣй Киасова гора... — В Тверской епархии существовала Спасская пустынь на Кесовой горе (см.: Материалы для истории Тверской епархии. Тверь, 1898. С. 90—91). Кесова гора — торговое село в Кашинском уезде. В Софийских (I и II) летописях под 1452 г. упоминается местность Киасово (Кеясово), от которой повернул войска великий князь Василий Темный, преследовавший Дмитрия Шемяку, побежавшего к Бежицкому Верху (ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 5. С. 268; Т. 6. С. 170).

[22] ...задняа забываа, на предняа простираяся... — Ср. Фил. 3. 13.

Макарий Калязинский (в миру Матвей) родился в 1402 г. в семье тверского дворянина Василия Кожина. По генеалогической легенде дед его был выходцем из Швеции. По другой легенде его отец получил прозвище Кожа, участвуя в войне великого князя Василия Темного против Дмитрия Шемяки; в битве ему удалось вырвать кусок кожи у вражеского коня.

О Макарии писали его современники — Иосиф Волоцкий, племянник Иосифа Волоцкого Досифей Топорков, Вассиан Патрикеев. Иосиф Волоцкий в своей Духовной грамоте писал о Макарии как о ревнителе святой жизни, ссылаясь на свидетельство старца Митрофана Бывальцева, девять лет прожившего на Афоне и решившего в конце концов, что «всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже во Святую Гору мимо Колязинской монастырь: мощно всем подобно творится зде киновиям, иже во Святой Горе сущим». С другой стороны, Вассиан Патрикеев передает суждение о Макарии как о «простом человеке» и «мужике сельском», хотя в год смерти Макария Вассиану было только 13 лет.

После открытия мощей Макария в 1521 г. светские и духовные власти стали собирать о нем сведения. Так, князь Юрий Иванович Дмитровский, в уделе которого в это время находился основанный Макарием Троицкий Калязин монастырь, в 1524 г. расспрашивал родственницу Макария сретенскую старицу Ефросинью, знавшую семью обретенного святого, его отца Василия, мать Ирину, рано умершую жену Елену, его мамку. Общерусским святым Макарий был объявлен после канонизации его на соборе 1547 г. (См.: Крушельницкая Е. В. Записка о Макарии Калязинском // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 46. С. 308—314).

Макарий умер в 1483 г., прожив 81 год, и был свидетелем переломных событий в истории Руси. Троицкий Калязин монастырь был им основан в 40—50-е гг. в разгар феодальной войны между Василием Темным и Дмитрием Шемякой, закончившейся в 1453 г. С помощью тверского великого князя Бориса Александровича Василий занял Москву и изгнал Шемяку, вернув себе титул великого князя Московского. Но затем Тверь и Москва оспаривали главенствующее положение среди русских княжеств. Тверь проиграла в этом соперничестве, и в 1485 г., через два года после смерти Макария, потеряла свою самостоятельность и была присоединена к Москве со всеми своими уделами. Макарий был современником Ивана III, проводящего активную политику объединения русских княжеств вокруг Москвы, в том числе и уделов, принадлежащих братьям. Наконец, на памяти Макария происходило в 1480 г. знаменитое «стояние на Угре» войск Ивана III и хана Ахмата, ознаменовавшее конец золотоордынского ига.

Однако в Житии Макария эти события не упомянуты. Оно представляет собой классическое жизнеописание основателя монастыря со всеми типичными чертами, отличающими этот жанр. Это трехчастное произведение с авторским вступлением, биографией святого с тремя прижизненными чудесами и Словом о его смерти. Автор был профессионалом-книжником, владевшим как композицией, так и традиционным стилем агиографических произведений: он прибегает к оборотам и выражениям, встречающимся в других житиях, его начитанность в Священном Писании и творениях отцов церкви подтверждается явными и скрытыми цитатами и пересказами, часть которых удалось выявить. Этим же автором написано и продолжение Жития — Сказание об обретении мощей Макария, датированное 26 мая 1521 г. Оно также начинается авторским вступлением. Скорее всего, произведение появилось в 20-х гг. XVI в. Чудеса, помещенные после Сказания, присоединены к нему позже, возможно, последнее чудо можно датировать серединой 30-х гг. Чудеса эти похоже взяты из монастырских записей, фиксирующих их в стереотипной и очень краткой форме. Они не завершаются какой-либо концовкой, что открывает возможность прибавления к ним новых чудес. Этот вид текста можно считать первоначальным. Он помещен в Великих Минеях Четьих митрополита Макария под 17 марта. Встречается он и в других событиях XVI в.

Позже возник второй вид текста, приуроченный к канонизации Макария в 1547 г., дополненный авторским послесловием, новыми именами и подробностями, но претерпевший и некоторые сокращения. Число чудес в нем дополнено до 93 и последнее датировано 1539 г.

Житие Макария Калязинского издается по Успенскому списку Великих Миней Четьих митрополита Макария (ГИМ, Синод. собр., № 992, лл. 401—408 об.). Исправления сделаны по рукописям РНБ, по списку ГИМ, Чудовское собр., № 312, Минея Четья на март конца XVI в. и списку ГИМ, Синод. собр., № 803, Минея Четья на март середины XVII в.