Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765)

Минимизировать
В творческом наследии Ломоносова драматургия занимала сравнительно скромное место. Основной целью своей жизни он считал занятия наукой, и даже в поэзии, в его торжественных одах и героической поэме «Петр Великий» (1760—1762), научно-просветительский аспект стоял на первом плане в выполнении художественных замыслов.
 
Трудовая юность сына помора, проведенная в Архангельской губернии, где он родился; уход в 1730 году в Москву для учебы в Славяно-греко-латинской академии; пребывание в Германии с 1735 по 1741 г., где он продолжил обучение в университетах Марбурга и Фрейберга; наконец, неутомимая разнообразная работа в Санкт-Петербургской академии наук, где с 1745 г. он занимает место профессора (академика) химии, — таковы основные вехи жизненного пути Ломоносова. Трудно назвать область научных знаний того времени, в которой бы им не было внесено ощутимого вклада. Для театра у Ломоносова не оставалось свободного времени; к тому же он был далек от интересов придворной среды. Представления о сцене Ломоносов мог получить, обучаясь в академии, где существовал школьный театр, и в период пребывания в Германии. Влияние традиций школьной драматургии сказалось на его первой трагедии «Тамира и Селим». Ломоносов написал ее в 1750 г. на основании именного указа императрицы Елизаветы Петровны от 29 сентября 1750 г., обратившись к древнерусским историческим источникам. В ней был намечен новый тип трагедии, где личные судьбы героев связаны с эпохальными событиями русской истории. В трагедийном сюжете использованы летописные известия о великой победе русского народа в Куликовской битве 1380 г. над татаро-монгольскими полчищами хана Мамая. В трагедии «Демофонт» (1752), написанной, также как и первая, по именному указу императрицы Елизаветы Петровны, в основу сюжета Ломоносов положил греческие мифы о Филлиде и Демофонте, использовав «Героиды» Овидия по трехтомному изданию, которое он приобрел в Германии в 1738 г.: Publius Ovidii Nasonis opera in tres divisa. Amstelaedami, Jansson-Waesberg, 1735. (Коровин Г. M. Библиотека Ломоносова. М.—Л., 1961, с. 333—335.) Литературная интерпретация греческих сказаний дала возможность Ломоносову, как и в трагедии «Тамира и Селим», выразить свои идеи о верности патриотическому долгу, о твердости человеческого духа и об укрощении низменных страстей высшей силой разума. Сведений о постановке трагедии «Демофонт» не сохранилось.
 
Автор вступ. статьи и коммент. Г. Н. Моисеева