Минимизировать

СЛОВО О КНЯЗЬЯХ

Подготовка текста Т. В. Рождественской, перевод и комментарии И. П. Еремина

Текст:

НЕДЕЛЯ 18 ПО ВСѢХЪ СВЯТЫХЪ

НЕДЕЛЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ ПОСЛЕ ДНЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

 

СЛОВО О КНЯЗЬЯХЪ

СЛОВО О КНЯЗЬЯХ

 

Слышите князи противящеся старѣишей братьи и рать въздвижуще и поганыя на свою братию возводяще, не обличилъ ти есть Богъ на Страшнѣмъ Судищи. Како святыи Борисъ и Глѣбъ претерпѣста брату своему не токмо отъятие власти но отъятие живота. Вы же до слова брату стерпѣти не можете и за малу обиду вражду смертоносную въздвижете, помощь приемлете от поганыхъ на свою братию. Нѣколи чающимь израильтяномъ рати халдѣискыя на Иерусалимъ, послаша къ фараону Егупеть, помощи просяще, да быша халдѣи не плѣнили Иерусалима. Богъ посла пророка к ызраильтяномъ глаголя: «Понеже не уповасте на Бога създавшего вы, но надежю всю возложивше на егуптяны, халдѣя же отвожду от васъ но от егуптянъ плѣнени будете, на них же уповасте, от тѣхъ погыбнути вы велю», якоже и бысть. Апостолу Павлу глаголющу: «Братия, тако ли не имате вѣры межю собою, и могуща вы родити яко пред невѣрныя грядете на судъ собѣ». И еуангелисту Иоанну глаголющу: «Аще кто глаголить, яко Бога люблю, а брата своего ненавижю, ложь есть». Сам же Господь рече: «О семъ знають вси яко мои есте ученици, аще любовь имате междю собою», познаите князи свое величество и свою честь. Князя дѣда имать святаго Володимера, приведъше къ Богу тысяща тысящами и тьмы тьмами душь праведных. Каку братию имате сиа великыя чюдотворца Бориса и Глѣба. Сима поревнуите, сею образ имѣите, сима накажетеся. Аще ли Сотона коли вражду ввержеть между братьею, да помянеть сею святою како смерть улюбита паче прияти, нежели вражду удержати. И то кто претерьпить и миръ преже начнеть, то сима от Бога равну мъзду прииметь. Скажю же вы притчю о семъ, не в чюже странѣ бывшю. Давидъ Святославичь а Святославъ Ярославичь святаго Бориса и Глѣба братъ, тотъ Давидъ ни с кѣмъ не имѣаше вражды. Аще кто на нь рать въздвигнеть, он же покорениемъ своимъ рать уставляше, княжаше в Черниговѣ въ большемъ княженьи, понеже бо старии братьи своеи.[1] Аще кто кривду створяше к нему от братьи, он же все на собѣ притираше. Кому ли крѣстъ цѣловаше, въ весь животь свои не ступаше. Аще кто къ нему не исправляше цѣлованиа, он же единако исправляше, никого приобидѣ ни зла створи. Братья же его видяще тако суща, вси слушахуть его, яко отца, и покоряются ему, яко господину. Въ велицѣ тишинѣ бысть княжение его. Егда же изволи Богъ пояти душу его от тѣла и болѣвшу ему недолго, позна епископъ Фектистъ,[2] яко уже князь преставитися хощеть, повѣлѣ пѣти канунъ[3] крѣсту, единою рассѣдеся верхъ теремцю, и вси ужасошася. И влетѣ голубь бѣлъ, и сѣде ему на грудехъ. И князь душу испусти, голубь же невидимъ бысть. И наполнися храмъ благыа воня. И несоша князя въ Спасъ святыи[4] долго по вечернѣ. Пришедши звѣзда ста над крѣстомъ. Оттолѣ несоша и въ церьковь Бориса и Глѣба[5] създаную от него, звѣзда же от Спаса преступи над мученическую церковь. Пѣвшу епископу над княземъ гробъ недокончянъ бысть. Епископу рекшу: «Се уже солнце заходить, заутра похоронимъ и». Всѣмъ сѣдящимъ над княземъ, шедъше въ церковь повѣдаша епископу: «Солнце не заходить но во единомъ мѣстѣ стоить». Епископъ же удивився и похвали Бога. Дондеже камень сровнаша и князя вложиша въ грабъ, тогда солнце заидеть.

Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братью свою призываете, — пока не обличил вас Бог на Страшном своем суде! Как святые Борис и Глеб претерпели от брата своего старшего не только лишение власти, но и смерть. Вы же и слова единого от брата старшего стерпеть не можете, за малую обиду вражду смертоносную воздвигаете, помощь от поганых принимаете на свою братию. Некогда израильтяне, рати ожидая халдейской на Иерусалим, послали в Египет к фараону просить помощи, чтобы халдеи не попленили Иерусалима. Тогда Бог послал пророка к израильтянам и велел сказать им: «За то, что вы не уповали на Бога, создавшего вас, но всю надежду возложили на египтян, — халдеев я от вас отведу, но в плен будете взяты египтянами: от тех, на кого уповаете, и погибнете». Так и было. Павел-апостол спрашивает: «Разве нет среди вас, братья, ни одного верного, кто мог бы рассудить вас, что идете вы на суд перед неверными?» А евангелист Иоанн говорит: «Кто скажет, что Бога любит, а брата своего ненавидит, — лжец тот». И сам Господь сказал: «О том, что вы мои ученики, узнают все, если любовь иметь между собою будете». Познайте, князья, свое величество и честь свою. Князя деда имеете святого Владимира, который к Богу привел тысячи тысяч и тьмы тем душ праведных! Вспомните и о том, каких братьев имеете — великих чудотворцев Бориса и Глеба! Им подражайте и следуйте, их примером научитесь! Когда Сатана посеет вражду между братьями, помяните этих святых, — как предпочли они лучше смерть принять, чем держать вражду против брата. Кто из вас обиду стерпит и первый мира будет искать, тот равную с ними награду от Бога получит. Еще скажу вам притчу о том, что не в чужой земле приключилось. Давыд Святославич, сын Святослава Ярославича, брат святых Бориса и Глеба, — Давыд этот ни к кому не имел вражды. Когда кто рать на него воздвигал, он рать ту покорностью своей умирял. Княжил в Чернигове он, в большом княжении, ибо старший был меж братии своей. Если кто кривду какую ему чинил из братьев, он вину на себя перелагал. Когда крест кому целовал, крепко держал слово. Когда кто нарушал целованье крестное, он и тогда клятвы не преступал, никого не обижал и зла не творил. Братья, видя такое его беззлобие, слушались его, как отца, и покорялись ему, как господину своему. В великой тишине княжил он. Когда же порешил Бог взять душу его от тела, епископ Феоктист, видя, что князь — недолго он болел — уже преставиться хочет, повелел петь канон кресту, — и вдруг верх терема расселся, и ужаснулись все. Влетел в терем голубь белый, сел князю на грудь. И князь испустил душу, голубь невидим стал. А терем наполнился благоуханием. И после вечерни понесли князя в святой Спас. Появилась звезда и стала над крестом. Когда перенесли князя в построенную им церковь Бориса и Глеба, — звезда перешла от Спаса к церкви мучеников святых. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, назад вернувшись в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едном месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

 

Разумѣите чядо, како Богъ прославялетъ своа угодники и ходящая в повелѣниихъ его и сдѣ таковыми чюдесы: аггелъ явися въ голубинѣ образѣ, благоухание от тѣла, явися звѣзда с небеси пришедши, над тѣломъ ста, солнце заити не смѣаше повелѣниемъ Владычьнимъ, дондеже въ гробъ тѣло святое вложено бысть. Каку славу приемлеть на небеси!

Видите, дети мои, как Бог и здесь, на земле, прославляет угодников своих, исполняющих повеления его. Такие чудеса творил он: ангел Божий в образе голубином явился, терем благоуханием от тела наполнился, явилась звезда, с небес пришедшая, и над телом стала, солнце повелением Владыки нашего зайти не посмело, пока не положено было тело святое во гроб. Какую славу получит он на небесах!

 

Речеть ли кто, яко жены нѣ имѣ, но и дѣти имѣаше. Преподобныи Никола Святоша[6] его сынъ бѣ и ина два сына.[7] Или речеть кто, яко дому не имѣ, того ради заповѣдь Господню исправити возможе? Многажды бо слышахъ нѣкыя невѣгласы глаголюща: «Съ женою и съ чяды своими не можем спастися». Се бо князь не единъ домъ имѣаше но многи, князь всеи земли Черниговьскои. Завовѣдь Владычню исправи в семъ животѣ своемъ, ни с кѣмъ вражды имѣ. Постыдитеся враждующи на братию свою и на единовѣрникы своя. Въстрепещете, въсплачете пред Богом пакы славы отпадаете за едино злопомнение. Но не даи же вы Господь, се слышавшимъ отпасти славы с сима страстотерпцема, ею же днесь убиениа празднуемъ, ею же чюдеса предъ очима вашима предлежитъ. Сею прославимъ и сею възвеличимъ, сима въспоимъ. Приди, Давиде, и рци: «Радуитеся, праведнии о Господѣ». Воспои, Соломане: «Праведници въ вѣкы живуть и от Гсопода мъзда ихъ». Се бо сам Богъ прославляеть сею святою, глаголя: «Праведници просвѣтятся яко солнце въ славѣ отца ихъ. Идѣ же буду азъ, и ти будуть съ мною». Гдѣ Христос съ Отцемъ на престолѣ и си святая у престола съ архаггелы безъ престани поють пѣснь аггельскую: «Святъ Отец, святъ Сынъ и пресвятый Духъ въ единомъ Божествѣ въ бесконечныя вѣкы».

Может, кто скажет, что князь Давыд жены не имел? Но он и детей имел. Блаженный Никола Святоша был сын его, и еще два сына было у него. Или скажет кто, что дома не имел он, потому заповедь Господню и исполнил? Не раз слышал я, как невежи некие говорят: «С женою-де и с детьми своими спастись невозможно». Этот князь не один дом имел, а много — всей земли Черниговской был он князем. А заповедь Господню исполнил, в своей жизни земной ни с кем никогда не враждовал он. Постыдитесь же вы, враждующие с братией своей, с единоверцами своими! Вострепещите, восплачьте пред Богом, — Бог отымет славу за единое злопамятство! Да поможет вам Бог и да не отпадете вы, все это слышавшие, от славы, уготованной тем святым братьям, день убиения которых мы нынче поминаем и чудеса которых явны очам нашим. Прославим же их, возвеличим и воспоем хвалу им. Приди, Давид песнотворец, и воспой: «Радуйтесь, праведные, о Господе!» Скажи, Соломон: «Праведные живут вечно, и в Господе награда их». А вот и сам Господь прославляет святых этих, говоря: «Праведники просветятся, как солнце, во славе отца своего. Где же я буду, там и они будут со меною». Где Христос с Отцом на престоле, там и эти святые с архангелами непрестанно поют у престола песнь ангельскую: «Свят Отец, свят Сын и пресвятой Дух во едином Божестве, всегда и во веки бесконечные!»

 


[1] ...княжаше в Черниговѣ въ большемъ княженьи, понеже бо старии братьи своеи.— Черниговская земля делилась на несколько княжеств; в системе этих княжеств Черниговское занимало центральное место; княжил в Чернигове обычно старший в роде из князей черниговской династии — потомков Святослава Ярославича. После смерти своих братьев — Глеба (ум. в 1078 г.) и Романа (ум. в 1079 г.) — Давыд Святославич был старшим в роде. Под словом «братьи» имеются в виду не только братья Давыда Святославича — Олег (ум. в 1115 г.) и Ярослав (ум. в 1129 г.), но и его племянники.

[2] ...епископъ Феоктистъ — игумен Печерского монастыря, занявший епископскую кафедру в Чернигове в 1112 г. (ум. в 1123 г.).

[3] Канун — церковная похвальная песнь.

[4] ...Спасъ святыи — Спасо-Преображенский собор в Чернигове, главный храм Черниговской земли.

[5] ...церьковь Бориса и Глѣба...— Борисоглебская церковь. построенная Давыдом Святославичем в первой четверти XII в. (около 1115 г.), служила усыпальницей черниговских князей.

[6] Преподобныи Никола Святоша — Святослав Давыдович (ум. в 1143 г.); причислен κ лику печерских святых; при пострижении получил имя Николай. Ο нем см. Киево-Печерский патерик (наст. т.).

[7] ...и ина два сына.— Всего сыновей у Давыда Святославича было пять или шесть; здесь речь идет, видимо, ο Владимире (ум. в 1151 г.) и Изяславе (ум. в 1161 г.), надолго переживших своего отца.

 

 

Комментарии составлены И. П. Ереминым. См.: Художественная проза Киевской Руси XI—XIII веков. М., ГИХЛ, 1957, с. 330—333. Β комментарии внесены отдельные изменения в соответствии с принципами данного издания.

«Слово ο князьях» — литературный памятник второй половины XII века. Β рукописях «Слово» иногда называется и так: «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба», «Слово похвальное на пренесение <мощей> святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочии не враждуют на братию свою».

«Слово» действительно приурочено ко дню церковной памяти князей Бориса и Глеба (2 мая) и представляет собою «торжественную» проповедь в честь и похвалу этих очень почитаемых на Руси святых.

Β центре внимания автора, однако, не Борис и Глеб, вероломно убитые родным братом Святополком Окаянным, не прошлое, а современностъ. Церковный праздник явился для автора только поводом, чтобы начать речь ο злобе дня.

Основная тема «Слова» — современные княжеские усобицы, княжеские братоубийственные войны, раздирающие единство Русской земли. Автора глубоко печалит тот факт, что князья постоянно нарушают ими же установленный порядок, по которому младшие князья подчиняются старшим в роде, а старшие строго выполняют свои обязанности по отношению κ своим вассалам — младшим князьям. Β нарушении этого порядка, освященного именами Бориса и Глеба (О политическом содержании культа Бориса и Глеба в Древней Руси см.: Лихачев Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе ХІ-ХІІІ вв. — ТОДРЛ, т. Χ. Μ. — Л., 1954, с. 87—90), автор усматривает основную причину всех современных ему неурядиц на Руси. Он обращается κ князьям с горькими упреками. Младшие князья даже малой обиды не хотят стерпеть от старшего: тотчас же начинают войну «смертоносную» и даже накликают на Русь половцев, рассчитывая с их помощью расправиться с «братией».

Автор «Слова» призывает князей одуматься, не враждовать между собою, не пользоваться услугами иноземцев в своих корыстных расчетах, вспомнить свое «величество» и свою «честь» — славное прошлое своего рода и то высокое место, какое занимают они как самим Богом поставленные правители Русской земли.

Желая указать князьям на пример, достойный всяческого подражания, он рассказывает «притчу» ο покойном князе черниговском Давыде Святославиче. Β изображении автора «Слова» Давыд Святославич (ум. в 1123 г.) — высокий образец идеального князя-правителя. Β «великой тишине» княжил он в Чернигове. Старший в роде, он никогда не обижал младших князей, ни с кем не враждовал, всегда крепко держал раз данное слово. За его праведность и миролюбие Бог его и наградил, как не награждал и святых. Β доказательство этого последнего утверждения автор напоминает князьям чудесные обстоятельства кончины Давыда Святославича — не лишенную поэзии легенду ο его смерти.

Для тех, кому нарисованный им высокий идеал показался бы хорошим, но не осуществимым в практике повседневной жизни, автор «Слова» счел полезным дать особое разъяснение: чтобы творить добрые дела, жить в мире и любви, совсем не обязательно от всего отрешиться; «заповедь Господню» исполнить можно и в миру, владея «домом», с женою и детьми. Только невежи могут думать, что добро — удел отшельников. Зло ничем не может быть оправдано.

Небольшое по объему «Слово» написано в лучших традициях избранного автором жанра. Β композиционном отношении оно построено очень четко; обрамляется вступлением и заключением, «высокая» риторика которых подчеркивает важность и серьезность темы. Большое место в «Слове» занимают повествовательные эпизоды, обнаруживающие руку искусного мастера краткого рассказа.

Β научной литературе высказывалось предположение, что «Слово» было написано в 1175 году по поводу конфликта между черниговским князем Святославом Всеволодичем и его двоюродным братом князем новгород-северским Олегом Святославичем (Голубовский П. Опыт приурочения древнерусской проповеди «Слово ο князьях» κ определенной хронологической дате. — Древности. Труды Археографической комиссии имп. Московского Археологического общества, т. I, вып. З. М., 1899, стлб. 491—510). Так это или не так, сказать трудно: в тексте «Слова» нет указания на конкретные имена. Не исключена возможность, что «Слово» обобщает факты — имеет в виду не какой-либо один определенный эпизод из истории феодальных войн XII века, а многие.

Β той своей части, где автором сурово осуждаются княжеские усобицы, «Слово ο князьях» перекликается по содержанию со «Словом ο полку Игореве».

Перевод «Слова ο князьях» сделан по тексту, изданному X. М. Лопаревым по рукописи XV в., РНБ, собр. Погодина, № 1024 («Слово похвальное на пренесение мощей святых Бориса и Глеба». Неизданный памятник литературы XII века. Сообщение X. Лопарева.— Памятники древней письменности, т. ХСѴIII, 1894, с. 15—18). Отсутствующее в этом списке вступление, восполненное И. Π. Ереминым по другим спискам «Слова», изданным X. М. Лопаревым, опускается. Β перевод, сделанный И. П. Ереминым, внесены некоторые уточнения.