Гимнографическое творчество Ивана Грозного

Минимизировать

Стихотворное наследие Древней Руси представлено почти исключительно в жанрах церковной гимнографии. Главными стихотворными приемами являлись ритм (но без организации текста в стопы), синтаксическая инверсия и повторы. Поскольку тексты исполнялись на определенные мелодии, было необходимо сохранение заданного количества слогов; иногда это достигалось прибавлением гласных в тех местах, где они когда-то были в эпоху до падения редуцированных гласных (тогда краткие гласные обозначались буквами ер и ерь), или введением искусственных гласных. Из публикуемых текстов это явление, называемое в музыковедении «хомонией», особенно ярко представлено в «Стихирах митрополиту Петру».

Интерес Ивана Грозного к гимнографии хорошо известен: сохранилось свидетельство того, что во время освящения в 1564 г. собора в Никитском монастыре в Переяславле Залесском «сам же государь пел на заутрени и на литургии». Кроме того, в современной медиевистике принято считать, что царь не только пел церковные службы, но и создавал гимнографические тексты. К настоящему времени перу Ивана Грозного приписывается пять таких сочинений, авторство которых в разной степени доказано или предполагается в качестве научной гипотезы: Канон Ангелу Грозному воеводе, Молитва Иисусу Христу и архангелу Михаилу, Стихиры митрополиту Петру и Сретению Владимирской иконы Божией Матери и Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского. В заглавиях большинства этих текстов, бытующих в рукописной традиции, читаются ремарки об их принадлежности особе царской крови (иногда, правда, лишь в одном или нескольких списках): «Творение царево», «Творение царя Иоанна, деспота Российскаго», «Творение Ивана, богомудраго царя, самодержца Российскаго» и др. Самое значительное и известное из этих сочинений «Канон Ангелу Грозному, воеводе» подписано литературным псевдонимом Грозного — именем Парфения Уродивого: царственный автор, укрываясь под вымышленным именем, иронически называл себя «девственником». Как писал Д. С. Лихачев, построенный по канонической схеме, с сохранением традиционных тем, положенных для входящих в него песнопений, Канон в действительности посвящен лишь одной теме — смерти — и тем отступает от традиционной формы. Вообще, при всей формальной традиционности большинства гимнографических сочинений Ивана Грозного исследователи отмечают своеобразие их текстов (а иногда — и напева), что определяет несомненное наличие в них момента авторского творчества.

Канон Ангелу Грозному, воеводе
(Подготовка текста Т. Р. Руди, перевод Е. Л. Алексеевой, комментарии Е. Л. Алексеевой и Т. Р. Руди)

Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу
(Подготовка текста Т. Р. Руди, перевод Е. Л. Алексеевой, комментарии Е. Л. Алексеевой и Т. Р. Руди)

Стихиры митрополиту Петру
(Подготовка текста Т. Р. Руди, перевод Е. Л. Алексеевой, комментарии Е. Л. Алексеевой и Т. Р. Руди)

Стихиры сретенью Владимирской иконы Божией Матери
(Подготовка текста Т. Р. Руди, перевод Е. Л. Алексеевой, комментарии Е. Л. Алексеевой и Т. Р. Руди)

Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского
(Подготовка текста Т. Р. Руди, перевод Е. Л. Алексеевой, комментарии Е. Л. Алексеевой и Т. Р. Руди)

Рассказ о болезни царской 1553 года в приписке к Лицевому летописному своду
(Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье)