А. И. Клушин

Минимизировать
МОНУМЕНТ
 
Великолепная Петровская площадь, набережная — какое величественное зрелище! — На сей-то площади воздвигнут монумент Петру Первому, государю мудрому, великому. Восседя на коне, обращает он взоры на места, бывшие до него незаселенными, мрачными, пустыми — взирает — и все содрогается при воззрении его. Струи Невы, с унынием утекая, изъявляют томным журчанием сожаление, что не могут далее наслаждаться зрением изваянного образа своего благотворителя; Нева, подъемля главу свою на рамена, вещает: «Се черты того, кем я прославлена!» — Сей монумент сооружен государю Великому государем, ему подобным. — Россия! обрати взоры свои на прошедшее столетие, сравни его с настоящим: из пепла исторженная, возвеличенная, пролей слезы благоговения и благодарности при воспоминании единого имени виновников твоего блаженства.
 
КОММЕНТАРИИ
Подготовка текста и комментарии Н. Д. Кочетковой
 
Александр Иванович Клушин (1763—1804) — поэт, прозаик, критик, драматург. Происходил из бедной дворянской семьи. В 1792 г. вместе с И. А. Крыловым и П. А. Плавильщиковым издавал журнал «Зритель», где публиковал публицистические и сатирические статьи и стихотворения. В 1793 г. вместе с Крыловым принял деятельное участие в издании журнала «Санкт-Петербургский Меркурий», выступив здесь как критик, автор стихотворений и сентиментальной повести «Несчастный М-в», написанной под непосредственным влиянием повести И. В. Гете «Страдания юного Вертера». Оригинальные и переводные пьесы Клушина ставились на русской сцене в 1790—1800-е гг. Особым успехом пользовались его комедии «Смех и горе», «Алхимист», впервые поставленные в 1793 г. и отмеченные одобрительными рецензиями Крылова. С 1799 г. Клушин служил цензором в театральной дирекции.
 
Произведения Клушина, публиковавшиеся в «Зрителе» и «Санкт-Петербургском Меркурии», вызывали критические отзывы со стороны Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева, но с одобрением были встречены Н. П. Николевым, И. М. Горчаковым. Несмотря на явно наметившееся противостояние двух литературных группировок, у них были и некоторые общие интересы, связанные со стремлением обновления отечественной литературы и театра.
 
МОНУМЕНТ
 
Впервые: Зритель. 1792. Июнь. С. 164. Печатается по этому изданию.
 
Статья входит в цикл Клушина «Прогулки», публиковавшийся в нескольких выпусках журнала. Спустя десять лет после торжественного открытия памятника Петру I он стал уже своеобразным символом новой России. Восхваляя царя-преобразователя и называя его «великим», Клушин уподобляет ему царствующую монархиню — Екатерину II. Эта параллель, предложенная уже в самой надписи на монументе, приобретает в статье некоторый оттенок сервильности. Позднее, когда Клушин написал оду временщику Павла I И. П. Кутайсову (1800), Крылов не одобрил ее и советовал не печатать «из уважения к самому себе», что привело к охлаждению отношений былых друзей и соратников (см.: Степанов В. П. Клушин А. И. // Словарь русских писателей XVIII века. СПб., 1999. Вып. 2. С. 65).