Минимизировать

Второе послание князю Константину Острожскому

Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Цехановича

Текст:

ЛИСТЪ АНДРѣЯ ЯРОСЛАВСКОГО ДА КНЯЗЯ КОСТЯНТИНА, ВОЕВОДЫ КИЕВСКОГО

ПИСЬМО АНДРЕЯ ЯРОСЛАВСКОГО КНЯЗЮ КОНСТАНТИНУ, ВОЕВОДЕ КИЕВСКОМУ

Листъ твоего величества, такъ и книжица Скаркги езуита,[1] софизматов исполненая, также и листъ до твоей милости писаны ото инославного и прелукавого Мотовила (не вѣмъ, естьли и ныне еще, або и поднесь, любимаго твоего слуги) — прияхомъ ихъ и выразумѣхом. Другое оставя, немощи ради недуга моего, обдержащаго мя, о том-то мало Мотовиле реку. Хто слышалъ от вѣка, или гдѣ писано в крониках, ижбы волко разтерзателя ко стаду овѣцъ на пожить взывати? — сииречь, ижбы христианинъ правоверный ото арианина христоненавистного услаждался епистолиями, или приимовал от него Писания, на помощь церкви Христа Бога? А той-то Мотовило инославны не токмо арианского духа в себѣ имѣетъ, но воистинну сугубе злѣйшаго, неистовѣйшаго диявола, ланфима на общего владыку, Христа нашего, отрыгающа, подалеко горчайшии и ядовидши, нежели Арий безбожны. Бо он согласник и обновитель Павла Самосадского ерѣси и Фотинуса[2] неякого, древних еретиков, которые прѣли преждевѣчности Сына Божияго и не вѣрили пророческимъ словесемъ, начало полагающе от Марии Христу, ихже давно попранно и обличенна ерѣсь, и проклятием осуждена и с ними вкупе.

Письмо твоего величества вместе с книжицей иезиута Скарги, полной софизмов, а также письмо, написанное для твоей милости хитрейшим иноверцем Мотовиллом (не знаю, есть ли он, твой любимый слуга, до сих пор еще у тебя), — все это я получил и изучил. Оставляя все прочее по причине слабости, вызванной поразившей меня болезнью, скажу только немного об этом Мотовилле. Слыхал ли кто-нибудь, и в каких хрониках можно прочесть о том, чтобы хищного волка призывали в стадо пасущихся овец? — то есть, чтобы правоверный христианин наслаждался письмами христоненавистного арианина и принимал от него толкования Писаний для поддержки Христовой церкви? Ведь этот иноверный Мотовилло имеет в себе не просто арианский дух, но настоящего, злобнейшего и неистовейшего дьявола, который извергает гораздо более горькие и ядовитые ругательства на нашего общего владыку, Христа, чем безбожный Арий. Ибо он является последователем и обновителем ереси Павла Самосатского и некоего Фотина, древних еретиков, которые, не веря словам пророков, оспаривали предвечность Божьего Сына, а начало Христа связывали с Марией, и чья ересь давно уже сокрушена, обличена и проклята вместе с ними.

Годит ли ти ся от таковаго, о вельможный и свѣтлѣйший княжа християнский, догматовъ испытовати и отвѣтов просити на езуитцкии фабулы, софизматы повапленные? Охъ мнѣ! От лѣности вся ся нам приключат, нерадѣния ради прочитаний Священных Писаний. Яко ти много о семъ и устнѣ стужах, или докучах, до прочитаеши ихъ часто, аще и помалу. И не престану ти воистинну докучати и до моей смерти — понежа зѣло люблю тя — дондеже узрю тя лѣпшее тщание о семъ приложити и охоту в сердцы твоем подвигнути, понежъ в том избавление наше належитъ, яко самъ Христос рече: «Прочитайте, — рече, — Писания, в нихъже обрящете живот вѣчный», и паки: «Прочитайте Писания, понеже тѣ свидетельствуют о мнѣ».[3] Естьли, государю, был еси хотя мало прочитал, послухав мене, слуги твоего верного, не токмо бы возгнушася еси самъ от таковых догматов или отвѣтов просити, или изыскивати, но и другимъ нашея страны правоверным христианом возбранил бы еси и запретилъ.

Пристало ли тебе, вельможный, светлейший христианский князь, просить у него истолковывать догмы и давать ответы на подкрашенные софизмами иезуитские басни? О, горе! Все это случается с нами от лени, от нерадивого прочтения Священного Писания. Я уже много раз твердил тебе об этом и в наших беседах и докучал тебе советами — читать его пусть и понемногу, но часто. И поскольку я очень тебя люблю, не перестану докучать тебе до самой смерти, пока не пробужу в твоем сердце желания и не увижу большего стремления к Писаниям, в которых наше спасение, — как и сам Христос сказал нам: «Исследуйте Писания, в них вы найдете вечную жизнь» и еще: «Исследуйте Писания, они свидетельствуют о мне». Если бы ты, государь мой, хоть немного прочитал их, послушав меня, твоего верного слугу, то ты бы не только сам погнушался просить истолковывать догматы у таких людей, но и другим правоверным христианам в нашей стране возбранил бы это делать и запретил.



[1] ...книжица Скаркги езуита... — Петр Скарга (1536—1612), выдающийся польский проповедник, писатель, с 1579 г. ректор Виленской академии. В своих сочинениях обосновывал необходимость единения христианской церкви под началом папы римского, резко критикуя при этом православие. «Книжица», о которой идет речь, это, скорее всего, первое виленское издание его сочинений «О единстве Божьей церкви» (1577 г.) с посвящением князю Константину Острожскому, в котором он высказывает надежду на то, что сможет обратить князя в католицизм. Судя по Третьему посланию Курбского князю Острожскому, именно для полемики с этим сочинением князь Константин предполагал использовать антитринитария Мотовила.

[2] ...Павла Самосадского ... Фотинуса... — Павел Самосатский был назначен ок. 260 г. епископом антиохийским. Отвергал различие лиц в Божестве и отрицал Божественное происхождение Иисуса Христа. Был низложен в 264 г. собором епископов Сирии, Азии и Аравии. Фотин — епископ сирмийский. Подобно Павлу Самосатскому, утверждал, что Слово Божие не имеет личного бытия и не родилось от Отца предвечно, а Христос — простой человек, только одушевленный Словом Божиим. Был осужден не только Антиохийским (345 г.) и Медиоланским (347 г.) соборами, но также и арианами на Сирмийском соборе 351 г.

[3] «Прочитайте... о мнѣ». — Ср. Иоан. 5, 39.

Князь Константин Острожский (1526—1608), киевский воевода. Род князей Острожских был одним из самых могущественных в Речи Посполитой. Используя свой огромный авторитет и вес в обществе, содействовал развитию просвещения среди православного населения Речи Посполитой. Несмотря на свою верность православию, отличался веротерпимостью и принимал у себя при дворе представителей других конфессий, прежде всего протестантов, надеясь на их помощь в полемике с католиками. Курбский считал это недопустимым и критиковал князя Острожского за его связь с ними, и в частности с неким Мотовило, антитринитарием, о котором и идет речь во всех трех посланиях князю Острожскому.