ЦЫГАНСКАЯ ПЛЯСКА

Минимизировать
Ударь по струнам, восклицай;
Исполнясь сладострастна жару,
Твоей всех пляской восхищай.
        Жги души, огнь бросай в сердца
               От смуглого лица.
 
Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
        Жги души, огнь бросай в сердца
               От смуглого лица.
 
Как ночь—с ланит сверкай зарями,
Как вихорь—прах плащом сметай,
Как птица—подлетай крылами,
И в длани с визгом ударяй.
         Жги души, огнь бросай в сердца
                От смуглого лица.
 
Под лесом нощию сосновым,
При блеске бледныя луны,
Топоча по доскам гробовым,
Буди сон мертвой тишины.
         Жги души, огнь бросай в сердца
                От смуглого лица.
 
Вдали мешаясь с воем псов,
Лиет повсюду гулы страшны,
А сластолюбию—любовь.
         Жги души, огнь бросай в сердца
                От смуглого лица.
 
Нет, стой, прелестница! довольно,
Муз скромных больше не страши;
Но плавно, важно, благородно,
Как русска дева, пропляши.
         Жги души, огнь бросай в сердца
                И в нежного певца.
 
КОММЕНТАРИИ
 
Цыганская пляска. — Вестник Европы, 1805, № 22. Печ. по кн.: Державин, 1957, с. 306. Создание стихотворения связано с ответным посланием И. И. Дмитриева Державину, в котором автор сетовал, «что московские цыганки мешают ему криками своими в Марьиной роще упражняться в стихотворении» (Объяснения, с. 718).
 
Возьми, египтянка, гитару... — Державин разделял распространенное в XVIII в. мнение, что древние потомки цыган были выходцами из Египта.
 
Да вопль твой, эвоа!.. — «Известный припев или восклицание древних вакханок при их пьянственных играх» (Объяснения, с. 718).
 
И в нежного певца. — Намек на И. И. Дмитриева, который «упражнялся в песнях нежного рода, в баснях и сказках» (Объяснения, с. 718).