Минимизировать

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым царевича Иоанна Иоанновича

Подготовка текста, перевод и комментарии Е. А. Рыжовой

Текст:

ВОСПИСАНИЕ И СКАЗАНИЕ ПРЕДПИСАННОЕ О ПОХВАЛѢ СВЯТАГО; И ЗДѢ МАЛО НѢЧТО ИМАТ К ПОХВАЛѢ СВЯТОМУ, И О ПРЕПОДОБЬНЫХ И БОГОНОСНЫХ ОТЕЦЪ НАШИХ, ИЖЕ В РОСИЙСТЕМ ОСТРОВѢ ПРОСИАВШЕ. СПИСАНО ЖЕ БЫСТЬ СИЕ МНОЮ ЖЕ, МНОГОГРѢШНЫМ ИОАННОМ, РУСИНА РОДОМ[1]

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗАНИЯ, НАПИСАННОГО ПРЕЖДЕ В ПОХВАЛУ СВЯТОМУ; А ЭТО ЕСТЬ НЕБОЛЬШОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ПОХВАЛЕ СВЯТОМУ, И О ПРЕПОДОБНЫХ И БОГОНОСНЫХ ОТЦАХ НАШИХ, В РОССИЙСКОМ ОСТРОВЕ ПРОСИЯВШИХ. НАПИСАНО ЖЕ ЭТО МНОЮ, МНОГОГРЕШНЫМ ИОАННОМ, РУССКИМ ПО РОЖДЕНИЮ

Благослови, отче!

Благослови, отче!

Слава ти, Господи, слава ти, иже нам сподобивый сие великое и неизреченное смотрение твоего таиньства в послѣднем в нашем родѣ, паче же и времена, и в лѣнивем естествѣ нашем, по пророку, реченному: «О, Господи, избави душу мою, яко нищь и убогъ есмь аз, въ скорбех пренеможе духъ мой»,[2] «предваристе стражбы очи мои, смутихся и не глаголах».[3] Помыслих дьни первыя, еже быша преже насъ в родѣ нашем и от различных странъ — ово убо на востоцѣ, ово же под востоком, ино убо к сѣверу, иная же к западу. Даже и на полунощную нашу страну луча свѣтлости восия, и коснуся сердцу русскаго великаго князя Василиа[4] Сынъ Слова Божия — яко же втораго Павла[5] проповѣдатель поставит языком, тако же и сего, имиже вѣсть судбами своими, ко граду Херсуни приводит, еже и глаголется и Корсунь,[6] тамо совершеное совершает сыну Свѣту. И яко вторый Павелъ Христа позна, тако же и сей благовѣрный и христолюбивый великий князь Василей Киевский всея Русии истиннаго же Христа Бога нашего позна, иже создавшаго всякаго человѣка от небытиа в бытие и всяческая словом сотворшая. Той убо бысть первый христианинъ в землѣ Русстѣй и всю землю Русьскую преосвященным Михаилом митрополитом[7] просвяти святым крещением, и вси вѣроваша во Единосущную Троицу и Нераздѣлную, Отца и Сына и Святаго Духа.

Слава тебе, Господи, слава тебе, удостоившему нас, в ленивом естестве нашем, такого великого и неизреченного промысла твоего таинства в нашем последнем поколении, а также и в последние времена, как сказал пророк: «О, Господи, избави душу мою, ибо я нищ и убог, и в скорбях изнемог мой дух», «ты не даешь мне сомкнуть очей, впал я в смятение и замолчал». Припомнил я времена начальные, бывшие у нас и в разных странах — и на востоке, и в центре востока, и на севере, и на западе. Даже и северную нашу землю лучи просвещения осветили, и коснулся сердца великого русского князя Василия Сын Слово Божие — как второго Павла, поставил и его проповедником народов, ведомыми ему путями приводит его в город Херсонес, что называется еще и Корсунь, там совершенно совершает его сыном Света. И как Павел Христа познал, так и этот благоверный и христолюбивый великий князь Киевский и всея Руси Василий истинного Христа Бога нашего познал, человека из небытия в бытие создавшего и все словом сотворившего. Ведь он был первый христианин в Русской земле и всю землю Русскую с помощью преосвященного митрополита Михаила просветил святым крещением, и все уверовали в Единосущную и Нераздельную Троицу — Отца и Сына и Святого Духа.

Радуйся, граде божественый Киеве, в немже мала искра благочестие восия!

Радуйся, божественный город Киев, в котором малая искра благочестия вспыхнула!

Радуйся и ты, блаженная Олга![8]

Радуйся и ты, блаженная Ольга!

Радуйся и ты, божественый Василие!

Радуйся и ты, божественный Василий!

Радуйся и ты, божественая пещера, в нейже поживе великий Феодосий и Антоний![9]

Радуйся и ты, божественная пещера, в которой подвизались великий Феодосий и Антоний!

Радуйся и ты, божественый граде Владимере!

Радуйся и ты, божественный город Владимир!

Радуйся и ты, граде Москва!

Радуйся и ты, город Москва!

Радуйся и ты, божественый предѣле Радонеж, иже в твоей странѣ в пустынѣ поживый святый Сергий авва,[10] постником наставникъ, иноком отець, вселенней учитель и чюдесем источник!

Радуйся и ты, божественный предел Радонеж, ведь в твоей земле подвизался в пустыне святой авва Сергий, постникам наставник, инокам отец, вселенной учитель и источник чудес!

Радуйся и ты, божественая весь Обмора, в нейже поживе блаженный Павел![11]

Радуйся и ты, божественная обитель Обнора, в которой подвизался блаженный Павел!

Радуйся и ты, Звениграде, иже явися божественый Сава![12]

Радуйся и ты, Звенигород, в котором явился божественный Савва!

Радуйся и ты, божественая ограда великаго отца аввы Сергиа, в нейже поживе блаженный Никонъ![13]

Радуйся и ты, божественная ограда великого отца аввы Сергия, в которой подвизался блаженный Никон!

Радуйся и ты, божественный граде Ростове, иже в тебѣ просиа божественый Авраамие![14]

Радуйся и ты, божественный город Ростов, ведь там просиял божественный Авраамий!

Радуйся и ты, божественый граде Ярославле, в немже явися преподобьный Феодор с чады своими![15]

Радуйся и ты, божественный город Ярославль, в котором явился преподобный Феодор с детьми своими!

Радуйся и ты, божественая ограда, иже Колязина нарицается, в нейже поживе преподобный Макарий![16]

Радуйся и ты, божественная ограда, называемая Колязинская, в которой подвизался преподобный Макарий!

Радуйся и ты, божественый острове Соловецский, в немже пожыша преподобнии отцы Зосима и Саватѣй![17]

Радуйся и ты, божественный остров Соловецкий, в котором подвизались преподобные отцы Зосима и Савватий!

Радуйся, Григорий, иже божественую ограду на Пелешмѣ составльша![18]

Радуйся, Григорий, основавший монастырь на Пелешме!

Радуйся и ты, божественый Христа ради юроде Михаилъ, иже на Клопскѣ поживый![19]

Радуйся и ты, божественный Христа ради юродивый Михаил, тот, что подвизался в Клопске!

Радуйся и ты, божественый чюдесъ источниче Варламе![20]

Радуйся и ты, божественный Варлаам, источник чудес!

Радуйся и ты, божественый Сава, иже составивый обитель на рецѣ Вишерѣ![21]

Радуйся и ты, божественный Савва, основавший обитель на реке Вишере!

Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новъ град![22]

Радуйся и ты, муж желаний духовных Антоний, пришедший из Рима в Великий Новгород!

Радуйся, Димитрие, иже на Прилуке составльшаго монастырь![23]

Радуйся, Димитрий, основавший монастырь на Прилуке!

Радуйся и ты, блаженне Павфнотие, красота иноком, еже воздвигше монастырь пречестенъ во имя Святыя Богородица во граде Боровске![24]

Радуйся и ты, блаженный Пафнутий, краса иноков, основавший пречестный монастырь во имя Святой Богородицы в городе Боровске!

Радуйся и ты, блаженне мучениче преподобне Никита,[25] иже Христа ради всю жизнь свою на столпѣ пребылъ еси!

Радуйся и ты, блаженный мученик преподобный Никита, что Христа ради всю жизнь свою провел на столбе!

Радуйся и ты, западная звѣзда Кириле,[26] на запади стояще и на востокъ просвещающе!

Радуйся и ты, западная звезда Кирилл, на западе стоящий и восток просвещающий!

Радуйся и ты, блаженне князе Петре[27] преподобный!

Радуйся и ты, блаженный преподобный князь Петр!

Радуйтеся, блаженнии Авраамии и Ефреме, иже во градѣ Смоленскѣ провосиавше![28]

Радуйтесь, блаженные Авраамий и Ефрем, просиявшие в городе Смоленске!

Радуйся и ты, божественый Александре, иже возгнѣздися акы птица Христа ради в пустыню, иже Свирской нарицается![29]

Радуйся и ты, божественный Александр, что свил, как птица, гнездо Христа ради в пустыни, называемой Свирской!

Радуйся и ты, Макарие, иже в пустыни Жолтиковьской поживе![30]

Радуйся и ты, Макарий, подвизавшийся в Желтиковской пустыни!

Радуйся и ты, Еуфимие, еже пречестенъ монастырь воздвигнувый, еже во градѣ Суздалѣ![31]

Радуйся и ты, Евфимий, основавший пречестный монастырь в городе Суздале!

Радуйся и ты, Деонисие, иже в пустыни Глушыцской поживый![32]

Радуйся и ты, Дионисий, подвизавшийся в Глушицкой пустыни!

Радуйся и ты, блаженне Александре, иже поживый в предѣлех Каргаполскых![33]

Радуйся и ты, блаженный Александр, подвизавшийся в Каргопольских пределах!

Радуйся и ты, Иосифе преподобне новоявленный, жытелю в предѣлех Волотцскых![34]

Радуйся и ты, новоявленный преподобный Иосиф, житель Волоцких пределов!

Радуйся и ты, досточюдне и преподобне отче нашь Антоние, иже поживый в пустыни Сейстей![35]

Радуйся и ты, досточудный и преподобный отец наш Антоний, подвизавшийся в Сийской пустыни!

Радуйся всяко мѣсто и страна, и всяк град, и мѣсто, в немже святии сии пожывше!

Радуйся, всякая местность и земля, и всякий город, и край, в которых святые эти подвизались!

Радуйся и ты, западная страна, острове божественый Сийскый, в немже поживе божественый отець нашь Антоние, иже всю ту страну чюдесы просвещает!

Радуйся и ты, западная земля, божественный остров Сийский, где подвизался божественный отец наш Антоний, который чудесами просвещает всю эту землю!

Радуйся и ты, вторая пустыня,[36] в нейже отець нашь Антоние труды показа и яко бесплотен тебе поживе!

Радуйся и ты, вторая пустыня, в которой отец наш Антоний трудился и жил как бесплотный!

Радуйся и ты, блаженне учениче Филофее,[37] яко тамо от отца прием нѣкое оружие на диавола, иже на тя пропя сѣть; молитвою отца твоего сих, яко паутину, раздравъ, на горнее добродѣтелей востече!

Радуйся и ты, блаженный ученик Филофей, ибо там получил от отца некое оружие против дьявола, приготовившего для тебя сеть; ты же все это молитвой отца твоего, как паутину, разорвал, к добродетелям вышним устремился!

Радуйся и ты, нутренняя пустыня,[38] в нейже блаженный отець нашь Антоние пожыве, в тобѣ бо истинный врагъ тѣлу своему явися, по реченному: «Елико нутрений нашь человѣкъ разстлѣвается, толико духовный нашь человѣкъ обновляется».[39] Якоже бо Дамаскин[40] возопи: «Да ти, яко в бубнѣ, во умерщвенем телеси побѣдоносець явлюся!» И Господь глаголет во Святом своем Евангелии: «Духъ живит, плоть не ползует ничтоже».[41] И пророкъ глаголет: «Кая полза плоти моей, внегда сходити ми во истлѣние?»[42] Богословъ Григорий глаголетъ: «Что убо бо убрези, и та вся издамы Богови».[43] И Исаия возопи глаголетъ: «И расторгнете сердца ваша, а не ризы ваша!»[44] И писано бо есть: «Аще кто кому издасться, тѣм и поработится. Елико бо тѣло изнуряется и естество изнемогает любве ради Божия, толико душа, акы злато, в горниле блестится». Еще бо и сущии пребывающе на земли от великаго вжелѣниа душа любо вещныя Божие искателницы доброта желает восприяти небесному, нежели земная мудръствовати или пребывати на земли. Но поистинне то велико от Бога нам даровасе дарование, яко земля Русьская иногда лединою непокорьство бяше, нынѣжедобрѣ прозябе, и плоды къ Богу приносятся — тѣх преподобных онѣх отецъ житие, и труды, подвизи, иже в Русии, яко ластовицы-пустыннолюбцы, провосиявше и Богу угодивше.

Радуйся и ты, внутренняя пустыня, где блаженный отец наш Антоний подвизался, ибо он был в тебе беспощадным врагом своему телу, как сказано: «Насколько телесный в нас человек погибает, настолько духовный в нас человек обновляется». И как Дамаскин воскликнул: «Перед тобою, как в бубне, в умерщвленном теле победителем предстану!» И Господь говорит во Святом своем Евангелии: «Дух животворит, а плоть не способна ни на что». И пророк говорит: «Что пользы в плоти моей, раз мне сходить в могилу?» Григорий Богослов говорит: «Ведь то, что убережем, и то все предадим Богу». И Исайя взывает и говорит: «И распахните сердца ваши, а не одежды ваши!» Ведь сказано: «Если кто-то чему-то поддастся, тому и поработится. И насколько тело изнуряется и естество ослабевает ради Божьей любви, настолько же и душа, словно золото в горниле, блистает». Ведь еще пребывая на земле, по большому стремлению душа или земная вечная Божья искательница доброта желает достичь небесного, а не рассуждать о земном или пребывать на земле. Но, поистине, великий это дар дарован нам от Бога, что Русская земля, некогда скованная льдом неверия, в нынешние же времена хорошо плодоносит, и плоды Богу приносятся — жизнь, и труды, и подвиги тех преподобных отцов, что просияли на Руси, как ласточки-пустыннолюбки, и Богу угодили.

Но что убо много имам глаголати! Не можем убо мы, землении, паче же и во грѣсѣх пребывающа, по великому свѣтилнику, всея вселенныя учителю и патриарха Коньстантина града Иоанна Златоустаго, глаголюще бо въ своей книзе ему, еже Маргарит, сказует:[45] «Ходящим нам по забралом градскым, или язвимся, или язвим. Еже есть в мирѣ пребывающим нам или опечалим кого, или сами опечалимся от нѣкоих».[46] И такыми бремены, яко желѣзы связаны, не мощно бо есть нашему уму и языку изрещы тѣх преподобных отець похваление в похвалу принести. Аще убо мочно будет морьскую глубину изчерпати, сице и возможно будет и нам тоѣ мѣры достигнути — аще ли же ни, то не возможем похвалити тѣх преподобных и богоносных отецъ наших, иже в Росийстем островѣ просиявше. Но яко бо нѣкыи хытрецы повѣдуют нам, нѣкую воду езеро имуще, еже Квикьсулъваръ нарицается. И тамо златокузнецем приходящым и ожыдающым времяни, егда обычай ему есть исходити, тогда творят около езера того нѣкии художества скважни, и егда распалится, тогда наполняются тѣ оны скважни, и тогда приемлют ту воду художества своего. А не все езеро изчерпают, иже невозможно суть им и неудобно всего изчерпати.[47] Сице и нам тѣх преподобных отець увясти похвалами, акы цвѣты, — но елико возможно суть нам, яко капля дождевная, — тѣх мало нѣчто похвалити, существеного же достигнути не можем, ихже сам вѣнцодавець трудоположникъ Христос вѣнцы вѣнчя, ихже аггели похвалиша, и бѣси устрашишася, и человѣцы удивишася. Превыше бо есть человеческаго естества презимается, толико убо показався храборства и крѣпость на невидимаго врага, яко да до конца истниша его. И аще что принесем похвалу святому, ничтоже можем достойно сотворити противу труду их. Легкы бо суть нашы разумы, и Божия немощная крѣпчайши человеческаго мощнаго, немощная ли избра Богъ мира, да посрамит крѣпкая и мощная мирови — «где прѣмудръ, гдѣ книжник, гдѣ совопросникъ вѣка сего».[48]

Но зачем мне много говорить! Не вправе этого делать мы, земные, да еще и во грехах пребывающие, как говорит в своей книге Маргарит великий просветитель, всей вселенной учитель и патриарх Константина града Иоанн Златоуст: «Когда мы ходим по городским стенам, то или уязвляемся, или уязвляем. Так же и в миру живем: или досаждаем кому, или сами скорбим от кого-то». И всеми этими тяготами мы связаны, как оковами, ибо не можем мы нашим умом постичь и языком сказать, как воздать хвалу тем преподобным отцам. Когда можно будет морскую глубину измерить, тогда можно будет и нам той меры достичь, — если же нет, то не сможем похвалить тех преподобных и богоносных отцов наших, в Российском государстве просиявших. И, как некоторые искусные мастера повествуют нам, необычная вода есть в озере, которое зовется Квиксулвар. Приходят туда златокузнецы-ювелиры и ждут того часа, когда оно обычно выходит из берегов, и тогда около озера сооружают они хитроумные скважины, и когда распалится, тогда наполняются те самые скважины, и получают таким способом воду своего художества. Но не все озеро вычерпывают, потому что невозможно и не под силу им все вычерпать. Так и нам тех преподобных отцов увить, как цветами, похвалами — это очень мало их похвалить, — все, что мы в силах сделать, словно капля дождя, самого же существенного сделать мы не сможем, ведь их сам венцедавец и трудоположник Христос венцами венчал, их ангелы похвалили, и бесы устрашились, и люди им изумились. Это же выше человеческой природы — столько проявить храбрости и силы в борьбе с невидимым врагом, чтобы до конца сокрушить его. И если и принесем похвалу святым, то все равно ничего не сделаем достойного их трудов. Непрочен ведь наш разум, а слабость Божья крепче человеческой силы, не избрал ли Бог немощных мира сего, чтобы посрамить крепких и сильных мира сего — «где мудрец, где книжник, где совопросник века сего».

Пророкъ рече: «Да не хвалится премудрый премудростию своею».[49] Паче же и аз не похвалюся о сем, яко премудростию списах, вѣдый своя недостоиньства, яко грубичанъ есмь и неразумен пред Богом и пред всѣми людми. Не вѣм убо, как преполових препокоение Слово, обаче благодать Святаго Духа немощное человеческое естество исправляющи и наставляющи. Хвалю, благословлю, поклоняюся Господеви, пою и превозношу имя его святое, вразумивъшаго мя, и укрѣпившаго мя, и наставльшаго мя. Вы же, господие, и отцы, и братие, друзи и сродницы, Господа ради моление вам предлагаем, прошение представляя о моем невѣжстве. Аще будет в котором слове есми прегрѣшил или прописал, или хулу на святаго возложыл неразумием и малоумием своим, и вы Господа ради собою исправливайте малое недостаточьство, по апостолу, глаголющему: «Другъ другу тяготы носите».[50] Тако и вы своим разумом мое недостаточьство исполняйте, а за мене, недостойнаго, молбы и моление ко Господу Богу сотворите и къ Пречистой его Богоматери и ко всѣм святым, паче же и ко отцу Антонию, еже не разсудих ума своего немощы и дерзнух на таковое великое дѣло, яже преписати житие преподобнаго отца нашего аввы Антониа. Но дасть ми Богъ оставление грѣхов вашими святыми молитвами. Аз, вседерзый и окаянный, дерзнух преписати о житии преподобнаго и о преставлении его лѣт 79, еже и ново слышах от чюдотворныя его ракы — яко рѣка струями текущы, тако и сего преподобнаго отца чюдеса от цѣлбоносныя его ракы непрестанно исцѣление творят всѣм с вѣрою приходящым.

Пророк сказал: «Пусть не хвалится премудрый премудростию своею». Тем более и я не похвалюсь тем, что будто бы разумно написал, сознавая свои недостатки, потому что я невежда и неразумен перед Богом и перед всеми людьми. Не понимаю, как я достиг второй половины Слова, но только благодать Святого Духа слабую человеческую природу исправляет и наставляет. Хвалю, благословлю, поклоняюсь Господу, пою и превозношу святое имя его, вразумившего меня, и укрепившего меня, и наставившего меня. Вам же, господие, и отцы, и братия, друзья и сродники, Господа ради моление предлагаем, прося прощение за мое невежество. Если в каком-то слове я ошибся, или описался, или своим неразумием или малоумием сделал святому поношение, то вы, Господа ради, сами исправляйте небольшие недостатки, как говорит апостол: «Тяготы друг друга носите». Так и вы своим умом мои недостатки исправляйте, а за меня, недостойного, моление и молитву принесите к Господу Богу и к Пречистой его Богоматери и ко всем святым, более же всего ко отцу Антонию, что не осознал я своего ума слабости и дерзнул на такое великое дело, как переписать житие преподобного отца нашего аввы Антония. И даст мне Бог прощение грехов вашими святыми молитвами. Я, полный дерзости и окаянный, дерзнул написать о жизни преподобного и о преставлении его в 79 лет, что услышал нового от чудотворной его раки, — как река струями истекает, так и цельбоносная рака преподобного все время чудесно исцеляет всех с верою к ней приходящих.

Но, отче блаженне Антоние, аще пренебесных обителех пребываеши, не престай моляся о мне, грѣшнем рабѣ своем Иоанне, и преиду сверѣпое море житиа нашего, и от князей под духом врагъ душъ и телесъ наших непредкновенъ, твоими молитвами окрыляем, да царя царьствующых и Господа господьствующих[51] престолу достигну, идѣже шестокрылатии и многострашная серафими трепетом и ужасом предстоятъ, и божественую его крѣпкую и непобедимую десницу всескверная и окаянная душа моя придет. Да сподобит убо Богъ твоими, отче, святыми молитвами сих прежереченных избежати и достигнути Небеснаго Царствиа, иже твою, преподобне отче, память вѣрою и любовию совершающих свѣтло от чиста душа и сердца, и еже собрателей святому житию, и сказателей, и слышателей, и послушателей, и внимателей, и ревнителей о твоем житии.

Но, блаженный отец Антоний, если находишься в небесных обителях, непрестанно молись обо мне, грешном рабе своем Иоанне, и тогда переплыву бурное море жизни нашей среди врагов душ и тел наших невредимым, окрыляем твоими молитвами, чтобы достичь престола царя царствующих и Господа господствующих, где шестикрылые и престрашные серафимы с трепетом и ужасом предстоят, и к божественной его крепкой и непобедимой деснице прескверная и окаянная душа моя приблизится. Да поможет же Бог твоими, отче, святыми молитвами этого прежде сказанного избежать и достичь Царства Небесного тем, преподобный отец, кто торжественную память о тебе почитают светло с верою и любовью от чистой души и сердца, и тем, которые составили святое житие, и рассказчикам, и слушающим, и послушающим, и внимающим, и подражающим твоему житию.

А сие написах сего ради послѣди всѣх вышеименованных, яко не подобает похвалятися ни о чем же. Пророкъ рече: «Да не хвалится богатый богатьством своим, и да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится силный силою своею, но о сем да хвалится хваляйся, еже разумѣти Господа».[52] Сего ради и аз похвалении премудрости не похвалюся, а сие написах памяти дѣля и извѣщение, еже от кого преписася по фторое. Там убо предиреченных ни роду своего, ни имяни своего извѣстихом,[53] яко «не похвалится всяка плоть пред Богом».[54] А иже аще хто вменет наше убогое имя и прочтет сие писание и не похулит, буди имъ милость от Бога. Иже аще кто прочетчи похулит, и отпустится им грѣх сей, яко поистину, не разсудивъ своя немощы, почах писати.

А написал я это вслед после всего вышесказанного потому, что не следует хвалиться ничем. Пророк сказал: «Пусть не хвалится богатый своим богатством, пусть не хвалится мудрец своим разумом, пусть не хвалится сильный своею силой, но пусть хвалится тем, чтобы разуметь Господа». Потому я не похвалюсь похвалой премудрости, а написал это для памяти и чтобы известить, кем написано вторично. Там же ни рода своего, ни имени мы не указали, так как «пусть не хвалится всякий человек пред Богом». А если кто примет наше убогое имя и прочитает это писание и не осудит, будет им милость от Бога. А если кто, прочитав, осудит, отпустится им грех сей, ибо воистину, не осознав своей немощи, начал я писать.

Вы же, господие и братие, молите за мя, грѣшнаго, и подасть ми Богъ и оставление грѣхов вашыми святыми молитвы и святаго его престола получити, егоже убо буди нам всѣм достигнути благодатию, и щедротами, и человѣколюбием Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, емуже купно слава подобает со Отцем и Сыном и с Пресвятым и Благым Духом, — всѣм имъ получити небесная царствиа со всѣми благоугодившими Богу, — паче же о царѣ и великом князе Иване Васильевиче[55] всея Русии самодръжцѣ, и о побѣдѣ на врагы, и о многолѣтнем здравии, и о утвержении скыфетра царствиа его, и о благовѣрных чадех его, и о благовѣрном царевиче Иване, о благовѣрном царевиче Феодоре.[56] И да укрѣпитъ Господь Богъ их молитвами твоими царства ихъ непредкновенно и неподвижно, и чадом его скыфетры утвердит в Русьстем царствии. Но избавит Господь Богъ твоими молитвами землю нашу Русьскую от врагъ, и волкъ христоненавидець еретик, и от всѣх звѣрей зияющых, от востока, и запада, и от сѣвера, и от юга. И да сохранит Господь Богъ, отче честный, твоими молитвами церковь свою и люди своя безо всякые враскы и скверны.[57] Но, отче блаженне Антоние, не престай и не оскудѣвай моляся и посѣщая нас в напастех наших Христу, яко да твоими молитвами сохранены будем от врагъ душевных и телесных, яко да прославится имя твое святое в Русьстей земли и во окрестных мѣстех, яко нѣсть инаго Бога, иже развѣ того, иже прославившему своя угодникы, емуже подобает всяка слава, держава, честь и поклонение со безначалным его Отцем, с Пресвятым и Благым и Животворящим его Духом во вся бесконечныя вѣкы до скончаниа вѣком! Аминь.

Вы же, господа мои и братия, молитесь за меня, грешного, и подаст мне Бог оставление грехов вашими святыми молитвами и достичь мне даст святого его престола, которого пусть всем нам доведется достичь благодатью, и щедротами, и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ему же слава подобает с Отцом и Сыном и с Пресвятым и Благим Духом, — всем нам надо получить Небесное Царство со всеми благоугодившими Богу, — а больше того, о царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце, и о победе над врагами, и о многолетнем здравии, и об укреплении жезла правления его, и о благоверных детях его, и о благоверном царевиче Иване, и о благоверном царевиче Федоре. И пусть укрепит Господь Бог твоими молитвами царства их нерушимо и неизменно и жезлы правления его чад утвердит в Русском царстве. И пусть избавит Бог Господь твоими молитвами нашу Русскую землю от врагов, и восстающих против Христа волков-еретиков, и от всех зверей, пасть разевающих, с востока, и запада, и с севера, и с юга. И пусть сохранит Господь Бог, честной отец, твоими молитвами свою церковь и своих людей без всяких пятен и пороков. О, блаженный отец Антоний, непрестанно и неослабно молись Христу и поддерживай нас в несчастьях, и твоими молитвами будем сохранены от врагов телесных и душевных, и пусть прославится твое святое имя в Русской земле и в окрестных местах, ибо нет другого Бога, кроме того, что прославляет своих угодников, ему же подобает всякая слава, власть, честь и поклонение с безначальным его Отцом, с Пресвятым и Благим и Животворящим его Духом во все бесконечные веки до конца веков! Аминь.



[1] Восписание и сказание предписанное о похвалѣ святаго; и здѣ мало нѣчто имат к похвалѣ святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. — В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554—19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2—72), Житие Антония Сийского (л. 73—369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369—385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.—391).

[2] «О, Господи... пренеможе духъ мой»... — Ср.: Пс. 30, 10.

[3] ...«предваристе стражбы очи мои... не глаголах». — Пс. 76, 5—6.

[4] ...Василии... — Имя в крещении Владимира I Святославича (ум. в 1015 г.), крестителя Руси.

[5] ...Павла... — Имеется в виду апостол Павел.

[6] ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... — Корсунь — древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир.

[7] ...Михаилом митрополитом... — Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII—XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется.

[8] ...Олга! — великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324—377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги).

[9] ...божественая пещера... Феодосии и Антоний! — Речь идет о Киево-Печерском монастыре, в пещерах которого подвизались его основатели Антоний Печерский и Феодосии Печерский (ум. в 1074 г.). См. наст. изд., т. 1, с. 352—438 (Житие Феодосия Печерского); т. 4, с. 296—489 (Киево-Печерский патерик).

[10] ...предѣле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... — Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322—25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254—411 (Житие Сергия Радонежского).

[11] ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! — Павел Обнорский (1317—1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя — Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

[12] ...Звениграде, иже явися божественый Сава! — Савва Звенигородский (ум. в 1406 г.), ученик Сергия Радонежского; по желанию Звенигородского князя Юрия устроил близ горы Сторожевский монастырь, в котором сам настоятельствовал 30 лет.

[13] ...ограда... аввы Сергиа, в нейже поживе блаженный Никонъ! — Никон Радонежский (ум. в 1426 г.), ученик Сергия Радонежского; после его смерти был игуменом Троице-Сергиева монастыря.

[14] ...граде Ростове, иже в тебѣ просиа божественый Авраамие! — Авраамий Ростовский, основатель ростовского Богоявленского монастыря.

[15] ...граде Ярославле, в немже явися преподобьный Феодор с чады своими! — Князь Феодор Ярославский (ум. в 1300 г.) с сыновьями Давидом и Константином.

[16] ...ограда, иже Колязина... в нейже пожыве преподобный Макарий! — Макарий (1402—1483), основал в 1459 г. Троицкий монастырь на земле Василия Коляги в Твери.

[17] ...острове Соловецский, в немже пожыша... Зосима и Саватѣй! — Савватий (ум. 27 сентября 1435 г.) и Зосима Соловецкие, основатели монастыря на Соловецком острове в Белом море. См. их житие и комментарии к нему на с. 36—155, 756—773.

[18] ...Григорий... ограду на Пелешмѣ составлыиа! — Григорий (ум. в 1449 г.), основатель вологодского Пельшемского (Лопотовского) монастыря.

[19] ...Михаилъ... иже на Клопскѣ поживый! — Юродивый Михаил, подвизавшийся в 10—50-х гг. XV в. в Клопском Троицком монастыре, расположенном недалеко от Новгорода на реке Веряже. См. наст. изд., т. 7, с. 218—231 (Повесть о Житии Михаила Клопского).

[20] ...Варламе! — Варлаам Хутынский (ум. в 1192 г.), основатель монастыря Преображения Господня на Хутыни, в 10 верстах от Новгорода.

[21] ...Сава, иже составивши обитель на рецѣ Вишерѣ — Савва Вишерский (ум. 1 окт. 1461 г.) основал свой монастырь около 1420 г. в 7 верстах от Новгорода и показал пример столпничества. См. наст, изд., т. 12, с. 8—35, 757—758 (Житие Саввы Вишерского в составе Великих Миней Четьих).

[22] ...Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новъ град! — Антоний Римлянин (ум. 3 августа 1147 г.), новгородский святой, основатель Антониева монастыря. См. его житие и комментарии к нему на с. 8—35, 755—756.

[23] ...Димитрие, иже на Прилуке составлыиаго монастырь! — Дмитрий Прилуцкий (ум. 11 февраля 1392 г.), основатель Спасо-Прилуцкого общежительного монастыря в окрестностях г. Вологды.

[24] ...Павфнотие... еже воздвигше монастырь... во граде Боровске! — Пафнутий (1394—1 мая 1477), игумен Боровского монастыря, основанного им в двух верстах от Москвы. См. наст. изд., т. 7, с. 254—285 (Рассказ о смерти Пафнутия Боровского).

[25] ...преподобие Никита... — Никита Столпник (ум. 23 мая 1193 г.?), основатель монастыря под Переяславлем-Залесским.

[26] ...западная звѣзда Кириле... — Кирилл Белозерский (1337—9 июня 1427), основатель монастыря на Белом озере в Вологодских пределах. См. наст. изд., т. 7, с. 132—217 (Житие Кирилла Белозерского).

[27] ...князе Петре... — Петр, царевич ордынский, принял христианство и основал монастырь в Ростове, на берегу озера Неро; умер в монашеском чине около 1290 г. См. наст. изд., т. 9, с. 70—85 (Повесть о Петре, царевиче ордынском).

[28] ...Авраамии и Ефреме, иже во градѣ Смоленскѣ провосиавше! — Авраамий Смоленский (ум. в нач. XIII в.), игумен монастыря во имя Пресвятой Богородицы. См. наст. изд., т. 5, с. 30—65 (Житие Авраамия Смоленского).

[29] ...Александре, иже возгнѣздися... в пустыню, иже Свирской порицается! — Александр (ум. 30 августа 1533 г.), основатель Александро-Свирского Спасо-Троицкого монастыря в Олонецком крае.

[30] ...Макарие, уже в пустыни Жолтиковьской поживе! — Скорее всего, это ошибка писца. В Желтиковом Успенском мужском монастыре, основанном епископом Арсением в Тверской губернии в 1394 г., не было ни прославленного Макария, ни игумена Макария до XVIII в. Видимо, в тексте говорится о Желтоводском монастыре под Нижним Новгородом и его основателе Макарии Унженском и Желтоводском (1349—25 июля 1444). См. его житие и комментарии к нему на с. 262—303, 782—784.

[31] ...Еуфимие, еже пречестенъ монастырь воздвигну вый, еже во градѣ Суздалѣ! — Евфимий (ум. 1 апр. 1405 г.), основатель Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

[32] ...Деонисие, иже в пустыни Глушицской поживый! — Дионисий (ум. 1 июня 1437 г.), основатель Глушицкого монастыря во имя Покрова Богородицы на Кубенском озере в Вологодской области.

[33] ...Александре, иже поживый в предѣлех Каргаполскых! — Александр Ошевенский (17 марта 1427—20 апреля 1475), основатель монастыря на р. Чюрьюге в 45 верстах от Каргополя.

[34] ...Иосифе... жителю... в предѣлех Волотцскых! — Иосиф Волоцкий (1439—9 сентября 1515), основатель Волоколамского Успенского монастыря, находящегося в Московской губернии в 18 верстах от г. Волоколамска. См. наст, изд., т. 9, с. 184—215 (Слова и послания Иосифа Волоцкого).

[35] ...Антоние, иже поживый в пустыни Сейстей! — Антоний, основатель в 1520 г. Троицкого общежительного монастыря на р. Сие, в 90 верстах от г. Архангельска, названного впоследствии Антониево-Сийским. Уже при жизни преп. Антония монастырь становится центром экономической и духовной жизни Подвинья, в XVII в. продолжает играть важную роль в духовной и книжной культуре Двинского края: на протяжении XVI—XVII вв. в монастыре складывается большая библиотека, являющаяся одной из самых интересных и ценных книгохранительниц Русского Севера.

[36] ...вторая пустыня... — Пустыня на озере Дудница, в 3 верстах от Антониево-Сийского монастыря, где подвизался Антоний Сийский.

[37] ...учениче Филофее... — В Житии Антония Сийского рассказывается о том, что Антоний Сийский, наделенный прозорливостью, предугадал желание инока Филофея уйти из монастыря и наставил его на путь истинный своей беседой. Имя Филофея упоминается и в других текстах, написанных царевичем. Так, в Службе Антонию Сийскому царевич, следуя за описанием чудес в Житии редакции Ионы, дважды упоминает ученика Филофея, которого Антоний Сийский «от соблажнения дьявола исхитил». В своем «Исповедании» царевич также рассказывает об ученике Антония Сийского — Филофее, который приходил в Москву вместе с игуменом Питиримом в 1579 г. и просил Ивана Грозного содействовать канонизации Антония Сийского. Царевич называет его в этом «Исповедании» и первым «съписателем» Жития Антония Сийского, ничего не говоря о его сочинении. Возможно, инок Филофей, испытавший на себе прозорливость преподобного Антония, и Филофей, приходивший в Москву и рассказывавший царевичу о святом, один и тот же человек. Некоторые исследователи считают, что инок Филофей вел «Записки», которые дошли до нас в составе Жития редакции Ионы (Никодим (А. Кононов). Преподобный Антоний Сийский чудотворец: исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного жития в полной и краткой редакциях. СПб., 1901).

[38] ...нутренняя пустыня... — Пустыня на озере Падун, в 8 верстах от Антониево-Сийского монастыря, где подвизался Антоний Сийский.

[39] ...«Елико нутрений нашь человѣкъ разстлѣвается, толико духовный... обновляется». — Ср.: 2 Кор. 4, 16.

[40] ...Дамаскин... — Иоанн Дамаскин (кон. VII—VIII вв.), богослов, философ и поэт-гимнограф, противник иконоборчества.

[41] Духъ живит, плоть не ползует ничтоже. — Ср.: Мф. 26, 41.

[42] Кая полза плоти моей, внегда сходити ми во истлѣние? — Ср.: Пс. 29, 10.

[43] Богословъ Григорий... «Что убо убрези, и та вся издамы Богови». — Цитата из сочинений отца Церкви Григория Богослова, епископа Назианского (328—390), автора поучительных сочинений и слов о богословии.

[44] И расторгнете сердца ваша, а не ризы ваша! — Ср.: Ис. 6, 9—10.

[45] ...Иоанна Златоустаго... Маргарит, сказует... — «Маргарит» — один из широко распространенных в древнерусской письменности сборников, состоящий из подборки слов и бесед отца Церкви, константинопольского патриарха Иоанна (398—404), прозванного за красноречие Златоустом.

[46] ...«Ходящим нам по забралом градскым... сами опечалимся от нѣкоих». — Ср.: Маргарит, Слово 2 о богатом и Лазаре (М., 1641, л. 262 об.—263).

[47] ...нѣкую воду езеро имуще, Квикьсулъваръ нарицается... и неудобно всего изчерпати. — Источник притчи пока неизвестен.

[48] ...«где прѣмудръ... гдъ совопросникъ вѣка сего». — 1 Кор. 1, 20.

[49] «Да не хвалится премудрый премудростию своею». — Иер. 9, 23.

[50] ...«Другъ другу тяготы носите». — Гал. 6, 2.

[51] ...царя царьствующых и Господа господствующих... — Кол. 2, 10.

[52] ...«Да не хвалится богатый богатьством своим... еже разумѣти Господа». — Ср.: Иер. 9, 23.

[53] ...ни роду своего, ни имяни своего извѣстихом... — В заглавии Похвального слова царевич Иоанн Иоаннович называет себя «многогрѣшный Иоанн, Русин родом».

[54] ...«не похвалится всяка плоть пред Богом». — 1 Кор. 1, 29.

[55] ...Иване Васильевиче... — Иван IV Васильевич Грозный (25.ѴШ.1530—18.III.1584) — великий князь (с 1533 г.) и царь (с 1547 г.) всея Руси. См. наст. изд., т. 11, с. 14—309 (Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным, послания и гимнографическое творчество Ивана Грозного).

[56] ...царевиче Феодоре. — Федор Иванович (1557—1598), второй сын Ивана IV, будущий царь.

[57] ...враскы и скверны. — Еф. 5, 27.

Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым — одно из немногих известных в настоящее время сочинений царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного.

Все сочинения царевича посвящены почитанию севернорусского подвижника XVI века Антония Сийского: Служба и Житие Антония Сийского, Похвальное слово и «Исповедание», в котором царевич описывает историю создания своих произведений.

Преподобный Антоний Сийский (в миру Андрей), родившийся в северном местечке Кехта, постриженник Пахомия Кенского, основал в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае монастырь в честь Святой Троицы и стал его первым игуменом. Преподобный Антоний Сийский при жизни был прославлен иноческими подвигами и пустынножительством, а после преставления 7 декабря 1556 г. — многочисленными чудесами от раки с мощами святого и от храмовой иконы Святой Троицы, по монастырскому преданию, написанной самим Антонием.

В 1579 г., спустя 23 года после преставления Антония Сийского, игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и ученики святого архиепископ Новгородский Александр и инок Филофей пришли в Москву и обратились к Ивану IV с просьбой о канонизации святого. «Ходоки» принесли с собой и Житие Антония Сийского, составленное годом раньше священноиноком Антониево-Сийского монастыря Ионой. Архиепископ Александр обратился за помощью к царевичу Иоанну Иоанновичу, и тот, любовию «распалаем ко святому», написал службу Антонию Сийскому, которая и была представлена вместе с Житием в редакции Ионы на церковный собор 1579 г. Через полгода царевич Иоанн Иоаннович составил новую редакцию Жития Антония Сийского, а затем Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. О службе преп. Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича см.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве. СПб., 2004. С. 206—221. Житие святого в переработке царевича приведено в издании: Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003).

Публикуемое Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым — произведение небольшого объема, однако оно дает, как нам кажется, представление о писательской манере Иоанна Иоанновича. Царевич словно «конструирует» свой текст из цитат Священного Писания и творений отцов Церкви, насыщает его риторическими фигурами, а центральной части придает акафистную форму. Особое место в произведении занимает метафорическое осмысление образа Руси, звучащее лейтмотивом и в других его сочинениях. В первом из написанных царевичем сочинений — службе Антонию — возникает образ Руси — «западной страны». В Житии Антония Сийского этот образ перерастает в образ Руси — «острова святых», острова православия среди мусульманского Востока. Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым прославляет уже целый лик русских святых, начиная с князя Владимира и княгини Ольги и кончая «новоявленным чудотворцем» Антонием Сийским.

Текст Похвального слова Антонию Сийскому и русским святым публикуется по единственному известному списку 80-х гг. XVI в. из собрания РНБ, ОСРК, Ф. 1.22 (бывш. собр. графа Ф. А. Толстого, отд. III, № 31), л. 369—385 об.