Минимизировать

ПОУЧЕНИЕ ДАНИИЛА, МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИ

Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко

Текст:

Подобает нам преже всего, о благоразумная чада, възлюбити внимание и брежение о себѣ кождо нас и всяко попечение и любомудрие състрояти и о душах наших. Видите ли, како скоро мимо текут дние лѣт наших? Яко конь скоро мимо течет, и яко птица по воздуху скоро мимо летит, тако и дние наши, и часы, и часци скоро мимо текут. Якоже бо в мимотечении здѣ есмы в настоящем сем житии и якоже в гостех пребываем; нѣсть бо прочно нам сие житие, ни бо здѣ есть нам жити. Но иже сего ради приведе нас Господь Богъ в настоящее сие житие, да не настоящему внимаем и мимотекущая прочим, но да вся к будущему животу промышляем и готовимъ.

Подобает нам прежде всего, о благоразумные чада, возлюбить каждому из нас внимание и заботу о себе и осуществлять всячески искусное попечение о душах наших. Видите, как быстро идут дни жизни нашей? Как быстро бежит конь, и как птица по воздуху быстро летит, — так и дни наши, и часы, и минуты проходят быстро. Ибо не вечны мы здесь, в настоящей жизни, и как в гостях пребываем; непостоянно для нас это житие, и не здесь <уготовано> нам жить. Но того ради привел нас Господь Бог в настоящую жизнь, чтобы мы не настоящему внимали и не о преходящем заботились, но чтобы все к будущей жизни промысливали и готовили.

 

Не сие бо есть отечьство наше, но преселение и паче, истинно рещи, изгнание. Ибо во изгнании здѣ есмы вси человѣцы, якоже писано есть, яко пришелци есмы здѣ и преселници. Взыщем отечьства нашего и не усвоимъ себѣ, ниже прочимъ мимотекущаго сего житиа. Нѣесть бо прочно, и усвоенно, и постоянно никомуже от нас, якоже и прежде написася, яко гостей приятъ нас и скоро яко гостей отпустить нас на оно житие, и ничтоже намъ на путь дасть, аще не сами себѣ предуготовимъ благыхъ дѣлъ.

Здесь не отечество наше, но временное пребывание и, больше того, если истинно говорить — изгнание. Ибо в изгнании мы здесь, все люди, как сказано: здесь пришельцы мы и странники. Взыщем же отечества нашего и не приобщим ни себя, ни других быстротекущей сей жизни. Ибо не вечна она, не постоянна и не надежна ни для кого из нас, как и прежде было сказано, как гостей приняла нас и скоро, как гостей, отпустит на <будущее> житие, и ничего не даст нам в путь, если сами не уготовим себе благих дел.

 

Сего ради трезвитися намъ подобаеть и готовыми быти на всякъ день и час, и разсмотряти себѣ, аще в чесомъ съгрѣшихомъ, или в дѣлѣ, или въ словѣ, или в помышлении, или въ зрѣнии, или въ осужении, или в гордости, или въ щаплении. И в чесом аще будет изыскати себе, всегда подобает и о случающихся винах каатися, и рыдати, и плакати, да простит нам Господь Богъ съгрѣшениа наша и да помилует нас в сем вѣцѣ и в будущем. Понеже истязани и испытани будем о всякых вещех, вси человѣци: и пастыри, и учители, и прочий священничьскый причетъ, и мужи, и жены, и юннии, и старци, раби и свободнии, и воини и купци, и художници и земледѣльци. Но и царие, и князи, и вси, иже в велицѣй славѣ сущии, ни откуду помощи не обрящут, развѣ точию от добрых дѣлъ. Ино бо нѣкое нас отюду приимет живота устроение, и судищу предстанем Страшному, подобает нам предстати пред судищем Христовымъ, да приимет кождо, яже с тѣлом съдѣла, или благо, или зло.

Потому подобает нам пребывать в трезвости <ума и души> и быть готовыми всякий день и час, и смотреть на себя, не согрешили ли в чем, — в деле, слове ли, в помышлении ли, или в зрении, в осуждении, в гордости, в величании. И если в чем случится изобличить себя, всегда подобает о случившихся винах каяться, и рыдать, и плакать, да простит нам Господь Бог согрешения наши и помилует нас в сем веке и в будущем. Ибо к истязанию и испытанию <приведены> будем о всяких вещах, все люди: и пастыри, и учители, и весь прочий священнический причт, и мужи, и жены, и юные, и старцы, рабы и свободные, воины и купцы, ремесленники и земледельцы. Также и цари, и князья, и все, пребывающие в великой славе, ниоткуда не получат помощи, кроме как только от добрых дел. Ибо когда неведомая кончина возьмет нас из сей жизни, предстанем мы суду Страшному, надлежит нам предстать пред судом Христовым, дабы каждой <душе> принять за то, что сделала она вместе с телом — благого или злого.

 

Сего ради незабытно и нелѣностно шествуем настоящий сей наш путь и подвигъ и имѣим в себѣ всегда страх Божий и страшный онъ день суда Христова, да благочестно и любодобродѣтелно житие поживем на земли сей Божией.

Потому, помня об этом и не предаваясь лености, будем шествовать этой нашей дорогой и подвижническим путем и всегда будем иметь в себе страх Божий и память о страшном том дне суда Христова, чтобы честно и добродетельно прожить на этой земле Божией.

 

Кая убо нам спасениа надежда будеть, егда на земли живуще Божией, небрежениа мудръствуем? Кая нам полза срамно и зазорно житие имѣти? Тѣм же, паче всего внимание имѣемъ о себѣ. И паче же освященнымъ Богови отвсюду подобаеть стяжати опасное внимание и брежение, и въ одеждахъ, и въ обущах, и въ образе, и въ зрѣнии, и в хожении, и на пути, и на торжищи, и в дому, и вѣщающу, и молчащу, и обѣдающю, и въ всѣхъ просто благостройное и полезное. Богъ бо, рече, на сердце зрить, человѣк же — на лице; и сердечная убо умышления знаема суть Богу, человѣци же от сущих внѣ знаменують внутренняа и не явленая: аще убо узрят кого не во благообразии суща, или в дѣлех, или въ словесѣхъ зазрять, и тако отвнѣ сущаго безчиннаго шатания судят и яже внутрь. И соблазнъ и предкновение бывает многым.

Как же будет нам дана надежда спасения, когда, живя на земле Божией, упражняемся в небрежении? Что за польза нам иметь позорное и постыдное житие? Потому всего больше надлежит подумать о себе. И особенно тем, кто посвящен Богу, подобает во всем прилежание и попечение блюсти: и в одеждах, и в обуви, и в обличье, и внешнем виде, во время хождения по улице, в торгу, и в доме, и за разговором, и в молчании, и во время обеда — во всем <стремиться> к простоте, благоустроению и пользе. Ибо сказано: Бог на сердце зрит, человек же — на лицо; только Богу известны сердечные помышления, люди же судят по внешнему о внутреннем и сокровенном: если приметят кого не в благообразии пребывающим, в деле или в словах кого в чем осудят, то так по внешнему бесчинному шатанию начинают судить и о том, что внутри. И так соблазн и преткновение бывает многим.

 

Сего ради глаголеть великий апостолъ Павелъ: «Непредкновенни бывайте июдѣемь, и еллином, и церкви Божией».[1] Но и въ Священных правилех[2] написаша святии апостоли и о епископѣх, и о причетницех, и о простых человѣцех, еже яко не смѣхотворное и не безчинное житие имѣти нам. Такоже по святых апостолех пастыри, и учители, и преподобнии и богоноснии отци наши укрѣпиша, и уставиша, и въ священныа правила положиша на память и на утвержение послѣднему роду. Велико бо прочитающим священная правила и прочаа божественаа писания приобрѣтение и полза бывает. И кто разумѣвая сих, той утружаяся, и подвизаяся, и поты проливая, искый уразумѣти любомудрие сих и волю Божию, и отбѣгая, яко от змия, от срамасловия, и суесловия, и собраниа бесѣд душавредящих, точию приемля заповѣди Господня и предания и учениа святых апостолъ и преподобных и богоносных отець наших, и в сицевых играет и утѣшается, и радуеться душа их. Неже скомрахи, и плясци, и шахматы и тавлѣеми, ихже отрекоша святии апостоли и святии отцы.

Потому и глаголет великий апостол Павел: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни церкви Божией». И в Священных правилах написали святые апостолы о епископах, и о причетниках, и о простых людях, дабы не смехотворное и бесчинное житие иметь им. То же самое вслед за святыми апостолами пастыри, учители и преподобные и богоносные отцы наши утвердили, и установили, и в святые правила положили на память и на утверждение последнему роду. Великая польза и приобретение бывает чтущим священные правила и прочие божественные писания. Кто разумеет их и, принимая труды и подвиги и поты проливая, ищет проникнуть в мудрость их и волю Божию, и, бегая, как от змея, от срамословия и суесловия, и от сборищ и бесед, губящих душу, приемля одни заповеди Господни, предания и учение святых апостолов и преподобных и богоносных отцов наших, тот радуется и утешается ими, и радуется душа их. Не то что скоморохи, и плясуны, и игральщики в шахматы и шашки, которых предали отрешению святые апостолы и святые отцы.

 

Нынѣ же суть нѣции от священных, яже суть сии пресвитери, и диякони, и подъдиакони, и чтецы, и пѣвци, глумятся и играют в гусли, въ домры, въ смыки, к сему жь и зернию, и шахматы, и тавлѣеми, и в пѣснех бесовьских, и в безмѣрном и премногом пианствѣ, и въсякое плотское мудрование и наслажение паче духовных любяще, и тако себѣ и иным велик вред бывающе.

Ныне же некие из духовного сана — пресвитеры, и диаконы, и поддиаконы, и чтецы, и певцы — глумятся и играют на гуслях, на домрах, смычками, и даже в кости, и в шахматы, и в шашки, и в песнях бесовских, и в безмерном и премногом пьянстве <обретаются>, и всякое плотское ухищрение и наслаждение больше духовного любят, и так себе и другим великий вред приносят.

 

И мы отнынѣ наказуемь и святыми писанми воспоминаемь, еже не быти таковому безчинному обычаю, всякого студа, и срама, и зазрѣния исполненому. И наипаче же — во священнѣм сем дому пречистые Богородици, великиа и святѣйшиа митрополии всеа Руси, не глумитися, ни играти, ни презвитером, ни диаконом, ни поддиакономъ, ни чтецем, ни певцем, ни свѣщеносцем, ни пономарем, ни сторожемь и всѣм прочим простым человѣкомъ въ святѣмь сем мѣсте пречистыя Богородици и великих чюдотворцевь Петра и Алексѣя.[3] Подбает бо живущим во священнѣм семь дому образ благь быти всѣм человѣком.

И мы отныне наказываем и святыми писаниями подкрепляем, чтоб не бывать таковому бесчинному обычаю, всяческого стыда, и срама, и осуждения исполненному. И наипервее всего — во священном сем доме пречистой Богородицы, в великой и святейшей митрополии всея Руси, не глумиться, не играть в сем святом месте пречистой Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексея ни пресвитерам, ни диаконам, ни поддиаконам, ни чтецам, ни певцам, ни свещеносцам, ни пономарям, ни сторожам, ни всем прочим простым людям. Подобает живущим в священном сем дому быть добрым примером всем людям.

 

Святии же апостоли и богоноснии отци заповѣдаша житие незазорно, и добродѣтелно, и благочестно имѣти всѣм человѣком: и епископом, и пресвитером, и прочему священному причту, такоже и мирскым человѣком. Якоже глаголеть святых апостолъ правило[4] 42: «Епископъ, или презвитеръ, или диаконъ, в зернехъ упражьняяся или въ пианствѣ, или да престанет, или да извержется». Тѣх же правило 43: «Иподиякон, или пѣвець, или чтець, таковая же творя, или да престанет, или да отлучится. Такоже и простый человѣкъ». Толкование Ивана Занораса:[5] «Епископом и клирикомъ всѣм утѣшение всѣх къ добродѣтели быти подобает и прьвообразное и раздражение къ благодѣанию. Понеже и от сих есть нѣким уклонятися от добраго, или шахматы и зернию играти, или упиватися, повелевает правило престати таковым, или убо епископом, и презвитером, и диаконом или изверзатися, и иподияконом же, и чтецем, и певцем, аще ли же не престанут, отлучатися. Такоже и мирьскым человѣком, шахматы и пианьствы упражняющемся. «Не пити бо вина въ пианьствѣ», — рече Писание.[6] И паки: «Не упивайтеся вином, в немже есть блуд».[7]

А святые апостолы и богоносные отцы заповедали иметь жизнь непостыдную, и добродетельную, и благочестивую всем людям: и епископам, и пресвитерам, и прочему священному причту, также и мирским людям. Как гласит сорок второе правило святых апостолов: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, обретающийся в пьянстве или в кости играющий, либо да перестанет <такое творить>, либо да отлучен будет». Оттуда же правило сорок третье: «Иподиакон, или певец, или чтец, таковое же творящий, либо да перестанет <это творить>, либо да отлучен будет. Так же и простой человек». Толкование Иоанна Зонары: «Епископам и клирикам всем подобает быть для всех утешением в добродетели и примером и побудителем к добрым делам. Так как и из них некие уклоняются от добра, в шахматы и кости играют или упиваются, повелевает правило таковым перестать <это творить> или же: епископам, пресвитерам и диаконам совлачаться сана, а иподиаконам, чтецам и певцам, если не перестанут <это творить>, подвергнуться отлучению. То же и мирским людям, в шахматах и пьянстве упражняющимся. «Не подобает пить вина до опьянения», — повелевает Писание. И снова: «Не упивайтесь вином, ибо в этом блуд».

 

Но ни же корчемническому предстати дѣланию клирикъ попущенъ есть, по девятому правилу иже въ Трулѣ събора. Правило 9 шестаго собора иже въ Трулѣ:[8] «Не достоит причетником корчемнаго храма имѣти. Аще бо возбранено есть причетником въ корчемницу входити, множае паче, еже иным въ корчемницѣ служити, и яже нелѣпо есть ему дѣйствовати. Аще же таковое что содѣлаеть, или престанет, или да извержется». Того же собора правило 50: «Ни единому от всѣх, или от клирикъ, или от простых человѣковъ, играти зернью. Отселѣ аще кто явится таковаа содѣвая, аще клирик, да отверженъ будет, аще ли простый человѣкъ, да отлучится».

И корчемному делу не допущено предаваться клирику по девятому правилу Трульского собора. Правило девятое Шестого собора в Труде: «Не подобает причту корчемных домов иметь. Ибо если возбранено причту входить в корчму, то тем более служить иным в корчмах — это то, что вовсе не пристойно ему. Если же кто что-либо подобное соделает, пусть или прекратит <это творить>, либо совлачится сана». Того же собора правило пятидесятое: «Никому, — ни клирику, ни простому человеку, — не играть в кости. Если же кто будет таковое делать, то, если он клирик, да извержен будет, если же простой человек, да будет отлучен».

 

Того же правило 51: «Отнуду отмѣтает святый сей соборъ вселенскый глаголемыа глумотворци и позорища их. Такоже и ловления, и позорования, и плясания ни в домѣх, ни на торжищах не творти. Аще ли кто сия презрит и к нѣкоему от заповѣданых сих себе вдасть, аще ли клирикъ, да отверженъ будет, аще ли простый человѣкъ, да отлучится».

Того же <собора> правило пятьдесят первое: «Полностью отметает святой сей собор вселенский тех, кто именуется лицедеями, и зрелища их. Также ни игрищ, ни зрелищ, ни плясок ни в домах, ни на торжищах не творить. Если же кто этим пренебрежет и к чему-либо из таковых запретов себя обратит, то, если он клирик, да отвержен будет, если же простой человек, да будет отлучен».

 

Того же правило 61: «Иже волъхвом себѣ предающе или глаголемым сотником, или иным нѣким таковым, да от тѣх навыкнут, аще что им открыти хотят, по преже уставленым о них от святых отець, да повинуется епитемии[9] на шесть лѣт». Тацѣм же запрещением покорити подобает и водящих медвѣди или иныя нѣкиа таковыя животныя на играние и вред простѣйшим, и случай, и получение, и рожение по звѣздословию и таковых нѣкых глаголъ смущение по прелестным бледением глашающих, и глаголемых облакопрогонников, и чаровников, и наузников,[10] и волшебниковъ. Пребывающих же въ тѣх, и не премѣняемых, и пе отбѣгающих от погубныхъ тѣх еллинских обычаевъ весма отмѣтати от церкви повелеваем, якоже и священнии канони повелѣвають. Кое общение свѣту со тмою, якоже рече апостолъ, или кое сложение церкви Божии с кумиры, или кая часть вѣрному с невѣрным, или кое съгласие Христови съ диаволом?!

Того же <собора> правило шестьдесят первое: «Кто предает себя колдунам или так называемым колдуньим сотникам, или иным, подобным таковым, чтобы от них узнать о том, что они откроют, по прежним установлениям о них святых отцов, да будет повинен епитимий на шесть лет». Под таковой же приговор подобает подвести и водящих медведей и прочих подобных животных на забаву и вред неискушенным, и предсказывающих по звездам, смущая разными прельстительными словами, случаи, приобретения и рождения, и так называемых облакопрогонников, и чародеев, и наузников, и волхвов. Всех, пребывающих в том, и не отстающих, и не отбегающих от пагубных тех эллинских обычаев, отметать от церкви повелеваем, как и священные каноны повелевают. Что за общение свету со тьмой, как сказал апостол, или же что за соединение Божией церкви с кумирами, или же что общего верному с неверным, или же что за согласие Христу с диаволом?!

 

Того же правило 62: «Такоже глаголемыя каланды, или глаголемыя вота и нареченныя врумахия, и въ перьвый день марта месяца совершаемое торжество[11] отнудь от вѣрных граженствъ отъяти хотящим. Такоже и женская пред людми плясания, яко нечестивыа и мног вред и пагубу творити могуща, такоже и именем от еллин ложноименных боговъ или от мужей или от жен бывающая плясаниа и празднования по нѣкакому древнему обычею и чюжему христианского житиа отмѣтаем, заповѣдающе и никоемуже мужеви в женскую одежю облачитися, ни женѣ в мужския достойно, но ни же въ обличия игрецев и ликовствеников или козлогласования ходити, ни сквернаго Диониса имени, грозны топчюще в точилех, призывати,[12] ни же вина льюще в делви, смѣх подвизати, невѣжествия образом или суетою бѣсовския льсти дѣющихъ. Отселѣ убо начинающих что преже реченных творити, в разумѣ тѣх бывших, аще ли клирици суть, отврещи повелѣваемъ, аще ли простци — отлучатися».

Того же <собора> правило шестьдесят второе: «Также от так называемых календ, или вот, или врумалий и от в первый день марта месяца совершаемого торжества отвратить желаем верных горожан. И женских пред людьми плясаний как нечестивых и многий вред и пагубу творить могущих, и плясаний мужчин и женщин во имя ложноименных эллинских богов и празднеств, творимых по некоторому древнему и чуждому христианству обычаю, отметаемся, запрещая женам в мужскую, а мужам в женскую одежду облачаться, ни в личинах игрецов, забавников и козлогласовников не ходить, ни скверного Диониса имени, топча виноград в точиле, не призывать, не смеяться по образу невежества или в суете бесовского обмана, разливая вино по бочкам. Тех же, кто в здравом уме начнет творить что-либо из перечисленного, если они клирики — отвергнуть, если же простецы — отлучить повелеваем».

 

Того же Шестаго собора правило 24: «Да не лѣть будет кому, во священническом причатаемых чину или мниху, на уристание конное ходити или бѣсовских игрищь наслажатися. Но аще кто клирик на бракы званъ будет, егда прелестныа и́ введутся, да востанет и абие да отходит. Сице отческому и учительскому нам повелѣвающу. Аще же кто в сем обличен будет, да или престанет, или да извержется».

Того же Шестого собора правило двадцать четвертое: «Не следует никому из причитаемых к духовному чину и монахам на конское ристалище ходить или бесовскими играми наслаждаться. Но если кто из клириков на брак зван будет, то, когда начнутся соблазны и искушения, пусть встанет и сразу же уходит. Так учители и отцы нам повелевают. Если же кто в том будет изобличен, то пусть или перестанет <это творить>, или да будет лишен сана».

 

Или въ Лаодикии собора правило 53: «Яко не подобает христианом, позваном бывшемъ на брак, плескати или плясати, но честно съ говѣнием вечеряти или обѣдати, якоже лѣпо есть христианом». Того же собора правило 54, яко «не подобает священником или клириком нѣких видѣний позоровати на брацѣх и на вечерях, но преже входа игрѣцов въстати им и отходити».

Или вот Лаодикийского собора правило пятьдесят третье: «Не подобает христианам, будучи позванным на брак, плясать и плескать в ладони, но достойно и благочестиво ужинать или обедать, как и пристало христианам». Того же собора правило пятьдесят четвертое о том, что «не подобает священникам или клирикам взирать на некие зрелища на браках и во время званых обедов, но прежде входа лицедеев следует им встать и уйти».

 

Иже въ Карфагени собора[13] от иже на конци правила пятагонадесять: яко «чадом священническим позорищь мирьскых не творити, ни же позорствовати. Сие же и всѣм християном всегда проповѣдано есть, да от таковых удаляются: и идѣже хулениа суть, не преступати».

Из окончания пятнадцатого правила карфагенского собора: о том, что «чадам священническим зрелищ мирских не творить и не взирать на них. То же всегда проповедуется и всем христианам, чтобы от таковых удалялись и туда, где хуление есть, не приступали».

 

Сия убо тако глаголют священная правила. Подобно же сим и святый Ефрем глаголеть,[14] яко не подобает играти и глумитися, якоже и священная правила глаголют, яко ходяй на игрище со идолослужители имат часть. Якоже и великий апостолъ глаголеть: «Вѣсте ли, братия моя любимая, како возвращаетеся въспять и пакы печетеся творити языческая? Всяк бо пекийся плотскыми, глумяся, не Христа ли совлекся есть, яко не чая слова воздати въ день судный. Якоже глаголеть Господь божествеными своими усты, яко и о празднѣ словеси слово въздадят человѣцы въ день он.[15] Да аще о словесѣх сицева суть неослабна, то о дѣлѣх убо како сия будут?» И паки той же рече: «Христу зовущу пророки, и апостолы, и евангелисты, и от многих людий мало приходят. Егда же диавол позовет гусльми, и плясци, и пѣсньми неприазнеными, тогда мнози събираются на то. Человѣколюбец же Богъ призывет нас и глаголеть: “Приидѣте ко мнѣ вси”,[16] то нѣсть никтоже грядый, никтоже подвизаяся и тщася. А ненавидяй человѣковъ диавол аще наречетъ соборъ каковъ, то мнози стекутся. Егда же заповѣсться постъ или бдѣние, то вси ужаснуться и отпадутъ, и вси яко мертви будуть. И аще нарекутся пирове, или вечеря, или гусли, или свирѣли, или пѣсни неприазненныя, то вси готови будут, и убудятся и потекут, друг друга зовый, и стекутся на злый той путь, и борются на злѣм том собрании, не якоже християном подобает, но якоже погынм». И паки рече: «Проповѣдало ти ся есть, брате, от апостола вся въ славу Божию творити».[17] Да въ плясании ли есть слава Божиа, яже ты поганскими дѣлы диаволу угажаеши, а человѣколюбца Бога не чтеши? Заповѣдало ти ся есть безпрестани Бога молити, а ты безпрестани смѣешися и играеши. Аще ли хощеши разумѣти, яко бѣсовскаа есть служба игра, послушай апостола, глаголюща: «Не будите бѣсом служители, писано бо есть, яко сѣдоша людие ясти и пити, и въсташа играти, и прогнѣваша Бога, и погибе их в том гресѣ двѣ тмѣ и три тысящи. Блюдися и ты, не люби игры, да не обрящешися тамо с бѣсовскыми слугами. Кождо бо свое бремя понесет и пожнет, еже всѣял. Блюдися убо, и еда здѣ несѣеши трьние смѣхом и глумлением, а тамо жнеши слезы и рыдание».

Так говорят об этом священные правила. Подобно же им и святой Ефрем глаголет, что не подобает участвовать в игрищах и глумлениях, как и святые правила возвещают <о том>, что ходящий на игрища к идолослужителям приобщается. Так и великий апостол глаголет: «Ведомо ли вам, братия моя любимая, что возвращаетесь вспять и снова хотите действовать по-язычески? Ибо всякий, пекущийся о плотском, глумясь, не Христа ли совлекся, будто не верит слову о воздаянии в день судный. Ибо, как глаголет Господь божественными своими устами, и о праздном слове воздадут люди ответ в тот день. Если же за слова <придется держать столь грозный ответ> без послабления, то каков же будет <ответ> о делах?» И еще он же сказал: «Когда зовет Христос через пророков, апостолов и евангелистов, то от многих людей мало приходит. Когда же позовет дьявол гуслями, и плясанием, и непристойными песнями, тогда многие на то собираются. Человеколюбец же Бог призывает нас и говорит: “Приидите ко мне все”, и нет никого идущего, никого устремляющегося и подвизающегося. А если ненавидящий человека дьявол позовет на какое сборище, то многие стекутся. Когда же по заповедям предписывается пост или бдение, то все ужаснутся и отойдут, и будто мертвые будут. А если объявятся пиры и застолья, или гусли, или свирели, или непристойные песни, то все окажутся готовы и, проснувшись, устремятся, призывая друг друга, и потекут злым тем путем, и возликуют на злом том сборище, не так, как христианам подобает, но как поганым». И еще сказано: «Проповедано тебе, брат, апостолом все во славу Божию творить». Так в плясании ли есть слава Божия, в том, что погаными ты делами дьяволу угождаешь, человеколюбца-Бога не почитаешь? Дана тебе заповедь непрестанно молиться Богу, а ты беспрестанно смеешься и играешь. Если хочешь разуметь, что бесовское это дело — игра, послушай апостола, говорящего: «Не будьте служителями бесам, ибо было уже написано <о том>, как сели люди есть и пить, и встали играть, и прогневили Бога, и погибло их в том грехе двадцать три тысячи. Опасайся и ты, не люби игрищ, да не окажешься там с бесовскими слугами. Ибо каждый понесет свое бремя и пожнет, что посеял. Итак, соблюдай себя, ибо если здесь посеешь плевелы смехом и глумлением, то там пожнешь слезы и рыдание».

 

Подобно же сему и великий Иоанн Златоуст глаголет: «Всяка убо лютость и студодѣание ото играния и глумления бывает, в душах слышащих изливаема, и едино тщание есть всякое же цѣломудрие от основания исторгнути и посрамити естество, исполнити лукаваго бѣса вожделѣния. Ибо и глаголы студныя тамо, и образы студнѣйшая, и постригание таково, и хожение таково, и одежа, и глас, и удовъ сломление, и очесъ развращение, и свирѣли, и сопѣли, и творениа, и вины, и вся просте послѣдняго студадѣяния полна. Когда убо истрезвишися, рци ми, толико неудержание тебѣ блуждениа изливающу диаволу, толики неудержания чаши растворяющу?»

Подобно сему и великий Иоанн Златоуст глаголет: «Всякая лютость и постыдные дела, проникающие в души слушающих, от играния и глумления бывают, единственная их забота — исторгнуть всякое целомудрие до основания и посрамить естество, исполнив его вожделением лукавого беса. Ибо там и слова постыдные, и дела постыднейшие, и таковые же прически, и таковые же походки, и одежды, и возгласы, и виляние членов, и очей развращение, и свирели, и сопели, и деяния, и проступки, и, попросту, все, исполненное конечного стыда. Когда протрезвишься, скажи мне, таково ли тяжело было тебе удержаться от изливающего блудодеяние дьявола, подносящего таковую невоздержания чашу?»

 

И паки той же рече: «Да таковыми питаем слышанми, когда иже о цѣломудрии потов принести приимеши, помалу розливаяся от смѣха, и пѣсней, и студных глаголъ сихъ. Ибо доволно от всѣх сих чествующѣ душѣ возмощи быти честнѣ и целомудреннѣ. Аще же убо в таковых пѣснех обращаемъ, не вѣсте ли, яко къ злобѣ уклонительнѣйше имѣем. Егда убо и художество сие сотворим и дѣло, когда избежим пещи оноа огненыа? Не слышал ли еси, что рече Павел? “Радуйтеся о Господѣ”.[18] Не рече: о диаволѣ. Когда убо услышати возможеши Павла, когда чувство приати прегрѣшенных, пианствуя присно и непрестанно от зрѣния оного?» И сиа убо священный Златаустъ, и святый Ефрем, и друзии мнози от таковых рѣша. Но и священная правила возбраняют сему бывати, якоже вмале и напреди изъявлено бысть, яко священников убо и елици въ причтѣ примѣшени суть, запрещают и измѣтают, простых же человѣковъ от причащения отлучают.

И еще он же сказал: «Будем же прибегать к слушанию таковых словес, в поте лица стяжая целомудрие, понемногу уклоняясь от смеха, и песней, и постыдных сих словес. Ибо вполне может душа, обогащаясь всем этим, стать честной и целомудренной. А если в таковых песнях обретаемся, не ведаете ли, что наиболее к злобе уклоняемся. Ибо, когда сотворяем таковое художество и дело, разве сможем избежать печи оной огненной? Не слышал ли, что сказал Павел? “Радуйтесь, — сказал, — о Господе”. Не сказал: о дьяволе. Когда же сможешь услышать Павла, когда придешь в сознание своих прегрешений, пьянствуя вечно и непрестанно от созерцания оного <дьявола>?» Так святой Златоуст, и святой Ефрем, и другие многие из таковых сказали. И священные правила возбраняют подобному бывать, что кратко и выше показано было, как священников и тех, кто причислен к причту, они извергают и полагают под запрещение, а простых людей отлучают от причащения.

 

Сего ради молю вас, не любите сквѣрьнословия, и играния, и глумления, и отступайте от бесѣд душетлѣнных, и всяким хранением соблюдайте своя сердца от нечистых и сквѣрьных помыслов. И сохраняйте свои очи от зрѣния неполезнаго и от слышания душевреднаго. И бѣгайте, яко от змия, от щапления, и гордости, и зависти, и пианства. Много бо нам предлежит страха и боязни в настоящем сем житии, и вниманию и трезвѣнию всегдашнему потреба. Тѣмъже внимайте и трезвитеся, и многа смирения и воздержания во всем имѣйте, и никако же отступайте от учения божественнаго Писания, но всегда поучайтеся божественым Писанием, прочитайте, пойте, молитве прилѣжно внимайте, рукодѣлствуйте, плетениа суетная от помысловъ отсецайте, в забытие и плѣнение скверная и тщеславная не уклоняйтеся, от собраниа церковнаго не отлучайтеся, нищим давайте, о раи и царствии небеснѣм бесѣдуйте, смерть въспоминайте, всекрасную же и премудрую простоту, и кротость, и смирение паче всего съблюдайте, да избавит нас Господь Богь от сѣтей вражиих и от всякаго плотскаго мудрованиа, и от прочих злокозненных человѣкъ, помилует и спасеть нас молитвами преславныя и пречистыя Богородица и всѣх святыхъ. Аминь.

Всего ради этого молю вас, не любите сквернословия, игрищ и глумления, отступайте от бесед, растлевающих душу, и соблюдайте сердца свои всячески от нечестивых и скверных помыслов. Храните очи свои от пагубных зрелищ и берегитесь слушания всего, что вредит душе. И, как от змея, бегайте от величания, и гордости, и зависти, и пьянства. Ибо много нам суждено страха и боязни в настоящем сем житии, и потому всегда есть нужда ко бдению и трезвости. Потому бдите и будьте трезвы, и много смирения и воздержания во всем имейте, и никоим образом не отступайте от учения божественного Писания, но всегда поучайтесь божественным Писанием, читайте, пойте, молитве прилежно внимайте, рукодельствуйте, суетные помышления из ума исторгайте, в мечтания и плен скверных и тщеславных помыслов не уклоняйтесь, от общения церковного не отлучайтесь, нищим давайте, о рае и царствии небесном беседуйте, помните о смерти, всекрасную и премудрую простоту, кротость и смирение больше всего соблюдайте, да избавит нас Господь Бог от сетей вражиих, и от всякого плотского мудрования, и от прочих злокозненных людей, да помилует и спасет нас молитвами преславной и пречистой Богородицы и всех святых. Аминь.

 



[1] ...«Непредкновенни бывайте... церкви Божией». — 1 Кор. 10, 32.

[2] ...Священных правилех... — Имеются в виду канонические установления о христианской жизни: так называемые апостольские правила, правила вселенских и поместных соборов; они включены в «Кормчую книгу», представляющую собой свод церковного законодательства.

[3] ...во священнѣм сем дому пречистые Богородици, великиа и святѣйшиа митрополии всеа Руси... въ святѣмь сем мѣсте пречистыя Богородици и великих чюдотворцевь Петра и Алексѣя. — Имеется в виду московский собор Успения Богородицы, центр митрополии всея Руси, основанный в 1326 г., и в 70-е гг. XV в. отстроенный заново знаменитым итальянским архитектором Альберти (Аристотелем) Фиорованти. Московские митрополиты Петр (1305—1326) и Алексей (1354—1378), канонизированные русской церковью, считались заступниками и покровителями Москвы и главной ее святыни — Успенского собора; именно в Успенском соборе покоятся мощи его основателя, митрополита Петра.

[4] ...святых апостолъ правило... — Свод преданий и обычаев христианской церкви, ведущих свое начало от древнейшего, «апостольского», ее периода.

[5] ...Ивана Занораса... — Иоанн Зонара — византийский хронист (конец XI — середина XII в.), толкователь канонического права.

[6] «Не пити бо вина... рече Писание». — Ср.: Притч. 23, 20.

[7] ...«Не упивайтеся вином... есть блуд». — Еф. 5, 18.

[8] ...собора иже въ Трулѣ... — Вселенский собор в Труле (692), кодифицировавший церковное право.

[9] Епитемия (епитимъя) — наказание, налагаемое церковью на христианина.

[10] ...наузников... — Наузники — чародеи и колдуны, от слова «науз» (чародейственная навязь, особый род повязок, подвесок, носимых для предохранения от болезней и несчастий).

[11] ...каланды, или глаголемыя вота и нареченныя врумахия, и въ перьвый день марта месяца совершаемое торжество... — Воты и врумалии — римские языческие праздники. В Древнем Риме празднества устраивались и в дни календ (первые дни месяца), и в первый день месяца марта. Все эти празднества сохранялись в пережиточном виде и в христианскую эпоху и сопровождались буйным разгулом и безудержным весельем.

[12] ...ни сквернаго Диониса имени, грозны топчюще в точилех, призывати... — Один из языческих праздников, врумалии, был посвящен богу виноделия Дионису. Точило — виноградный жом.

[13] ...въ Лаодикии собора... въ Карфагени собора... — Лаодикийский (364) и Карфагенский (318) соборы — поместные соборы христианской церкви, сформулировавшие правила церковной жизни.

[14] ...и святый Ефрем глаголеть... — Ефрем Сирин, раннехристианский (IV в.) писатель, богослов, оратор и поэт, автор многочисленных поучений.

[15] ...яко и о празднѣ словеси слово въздадят человѣцы въ день он. — Мф. 12, 36.

[16] ...«Приидѣте ко мнѣ вси»... — Мф. 11, 28.

[17] ...вся в славу Божию творити. — Ср.:1 Кор. 10, 31.

[18] Радуйтеся о Господѣ. — Фил. 3, 1.

Митрополит Даниил (дата рождения неизвестна, годы пребывания на митрополичьей кафедре 1522—1539, умер в 1547 г.) был весьма плодовитым писателем. Его перу принадлежит более десятка слов и посланий. Публикуемое поучение Даниила посвящено нравственной проповеди: содержание поучения — порицание мирских увеселений. Тема эта традиционна для древнерусской литературы и унаследована ею от византийских авторов. Церковь всегда выступала противницей буйных игрищ, «позорищ», кощунственного смеха и изобличала их как явления языческие. Против увеселений, «игр сатанинских», плясок и т. п. писали Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, а на Руси игумен Памфил, Максим Грек; их осуждали Стоглавый собор и «Домострой». Сочинение митрополита Даниила возникло в русле очень развитой и давней традиции, и потому оно традиционно как по мыслям, так и по форме их выражения.

«Поучение митрополита Даниила» публикуется по рукописи XVI в., РГБ, Волоколамское собр., ф. 113, № 492, лл. 57 об.—68. Издано: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко, вып. 4. СПб., 1862, с. 194—204.