Минимизировать

О ПОТОПЕ

Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской

Текст:

Бысть егда начаша человѣци мнози бывати на земли и дщеря родишася имъ. Видѣвше же человѣци дщеря их добры, пояша себѣ жены от всѣх, яже избраша.[1] И рече Господь Богъ: «Не имать пребывати духъ мой в человѣцех сих в вѣкы, занеже плоть суть. Будуть же дние их 120 лѣт, сполини».[2] Видѣв же Господь Бог, яко умножишася злобы человѣком на земли и рече Бог: «Да потреблю человѣка от земля, егоже сотворих; от человѣка до скота и от гад и до птиць небесных».

Настало время, когда начали люди размножаться на земле и дочери родились у них. Увидели мужи дочерей их красивых и взяли себе в жены тех, которых избрали. И сказал Господь Бог: «Не будет пребывать дух мой в людях этих вовеки, потому что греховны они. Путь проживут они 120 лет, исполины». Увидел же Господь Бог, что умножилось зло от людей на земле, и сказал Бог: «Да истреблю человека на земле, его же я создал; от человека до скота и от гадов и до птиц небесных».

Ной[3] же обрете благодать пред Господомъ Богомъ. Ной праведенъ в роде своем, угоди Богу. Видѣ Бог земля осквернена от человѣкъ, и оскверни всяка плоть путь свой на земли. И рече Господь Бог к Ною: «Время всякого человѣка погубити на земли, исполнися неправда их пред мною. Створи себѣ ковчег на Аравитских горах»,[4] и показа ему древо четвероуголных[5] повелѣ дѣлати ковчегъ в долготу 300 лактей, в ширину 50 лактей, в высоту 30 лактей,[6] — «И полатци сотвориши в нем разлѣчны». Тогда быша людие велици, волотове суть; тѣх 300 лактей, а наших 3000, тѣх 50, а наших пол 2000, тѣх 30 лакот, а наших 900. Егюптяне бо сажень лактем зоуть. «И оконца сотвори в ковчезе и посмолиши его внеуду и внутрьуду асфалтом,[7] двери же ковчегу сверху створиши, с стран же подница двоекраты и трикраты створиши». Ной же по глаголу анггелову начаша дѣлати ковчег и сходяще з горы пища ради в три месяци в домъ свой.

Ной же обрел благодать у Господа Бога. Ной, праведный в роде своем, угодил Богу. Увидел Бог, что земля осквернена людьми и осквернили все живущие путь свой на земле. И сказал Господь Бог Ною: «Настало время каждого человека погубить на земле, преисполнилась неправда их предо мною. Сооруди себе ковчег на Аравитских горах, — и, показав ему древо четвероугольное, повелел делать ковчег в длину 300 локтей, в ширину 50 локтей, в высоту 30 локтей. — И полаты сотворишь в нем отдельные». Тогда были люди могучие, великаны: их 300 локтей, а наших 3000, их 50, а наших 1000, их 30 локтей, а наших 900. Египтяне сажень локтем называют. «И оконца сделай в ковчеге и просмоли его снаружи и внутри горною смолою, двери же в ковчеге сверху сделай, а по бокам жилье в два и в три яруса сооруди». Ной же по приказанию ангела начал строить ковчег и спускался с горы за пищей раз в три месяца в дом свой.

Диавол же, искони ненавидяй рода человѣчя, прикоснуся к женѣ Ноевѣ и рече ей: «Испытай, гдѣ ходит муж твой». Она же рече: «Крѣпок муж мой, и не могу испытать его». И рече Диавол к ней: «Есть трава над рекою, вьется около древа. Ты же возми цвѣт травы тоя и укваси с мукою, и напои мужа своего, и исповѣсть ти все». Она же сотвори тако по Диаволю научению.

Дьявол же, испокон века ненавидящий род человеческий, приблизился к жене Ноя и сказал ей: «Узнай, куда ходит муж твой». Она же отказалась: «Упрям муж мой, и не смогу выпытать у него». И сказал Дьявол ей: «Есть трава над рекою, вьется около дерева. Ты же возьми цвет травы той и заквась с мукою, и напои мужа своего, и расскажет тебе все». Она же сделала так по наущению Дьявола.

Ной же сшед з горы пища ради и рече: «Жено, дай ми пити, вжадахся от дѣла своего». Она же дасть ему чашу. Ной же испив рече: «Се есть хмель рванець, умному на веселье, на свадьбу, на кумовство и на братство, и на все доброе, а безумному на бой, на брань и на все злое дѣло». И испив Ной 3 чаши, веселяся с женою Ной. Она же начя дияволим научением ласкатися около мужа своего и рече: «Повѣж ми, господине, гдѣ ходиши?» Он же рече ей: «Посла Господь анггела своего ко мнѣ и рече ми: “Хощу потопити всю землю”, и повелѣ ми сотворити ковчег и внитти в него мнѣ и тебѣ, и сыном нашим, и женам их».

Ной же сошел с горы пищи ради и приказал: «Жена, дай мне пить, возжаждал я от работы своей». Она же дала ему чашу. Ной же, выпив, сказал: «Это хмель рванец, умному на веселье, на свадьбу, на кумовство и на братство, и на все добрые дела, а глупому на драку, на вражду и на всякое злое дело». И, испив три чаши, веселился с женою Ной. Она же начала по наущению Дьявола ласкаться к мужу своему и спросила: «Поведай мне, господин, куда ходишь?» Он же ответил ей: «Послал Господь ангела своего ко мне и сказал мне: “Хочу потопить всю землю”, и повелел мне построить ковчег и войти в него мне и тебе, и сыновьям нашим, и женам их».

И сказа жена Диаволу, гдѣ ходит Ной. Диавол же шед разби дѣло Ноево. И утре Ной вшед на гору, видѣв ковчег разбиен аки прах. И плакася Ной 40 дни, и явися ему анггелъ Господенъ, указа ему древо негнеючее, рекомое кѣдръ, и рече: «В сем древе созиждь ковчег». И созда Ной ковчег в 30 лѣт.

И сказала жена Дьяволу, куда ходит Ной. Дьявол же, придя, разломал постройку Ноя. И утром Ной, взойдя на гору, увидел ковчег, разбитый в прах. И плакал Ной 40 дней, и явился ему ангел Господень и указал ему дерево негниющее, по имени кедр, и сказал: «Из этого дерева строй ковчег». И построил Ной ковчег за 30 лет.

Бысть в 600-е лѣто живота Ноева, втораго месяца априля[8] 27 день. Прииде потоп на землю, откры Господь Бог 12 оконца морскиа, и развергошася хлябиа небесная,[9] и бысть дождь 40 дни и 40 нощи. Ной же удари в било, и вниде к Ною в ковчег сынове его Симъ, Хамъ и Афетъ и жены сынов его. Слышав глас той, вниде к Ною в ковчегъ двое двое от скот и от зверей чистых и от зверей нечистых, двое двое от птиць чистых и от птиць нечистых, и от гад внидоша в ковчег препитася с Ноемъ в ковчезѣ.

Случилось это в 600-е лето жизни Ноя, во второй месяц года, в апреле, в 27 день. Пришел потоп на землю, открыл Господь Бог 12 окон морских и разверзлись хляби небесные, и шел дождь 40 дней и 40 ночей. Ной же ударил в било, и вошли к Ною в ковчег сыновья его Сим, Хам и Афет и жены сыновей его. Услышав зов тот, вошли к Ною в ковчег по паре от скотов и от зверей чистых и от зверей нечистых, по паре от птиц чистых и от птиц нечистых, и от гадов вошли в ковчег, чтобы прокормиться с Ноем в ковчеге.

Диавол же не хотя добра роду человѣческому, но хотя погубити его, прикоснуся к женѣ Ноевѣ и рече ей: «Не ходи в ковчег без моево слова». И тогда жена Ноева диаволим научением не поиде в ковчегъ. Уже вся собрашася к Ною в ковчег, жена же Ноева не иде в ковчег. Ной же начя звати в ковчег: «Поиди, акаяннице, в ковчег, поиди, прелестнице!» Она же стояше, тужаше о родѣ своем и ждаше слова Диаволя. И рече ей Ной: «Поиде, диаволе, в ковчег!» Она же поиде в ковчег, и Дияволъ с неюже вниде в ковчег.

Дьявол же, не хотя добра роду человеческому, но замыслив погубить его, приблизился к жене Ноя и сказал ей: «Не входи в ковчег без моего слова». И тогда жена Ноя по наущению Дьявола не пошла в ковчег. Уже все собрались к Ною в ковчег, жена же Ноя не шла в ковчег. Ной же начал звать в ковчег: «Иди, окаянная, в ковчег, иди, обманщица!» Она же стояла, горюя о родных своих и ожидая слова Дьявола. И сказал ей Ной: «Иди, дьявол, в ковчег!» Она же пошла в ковчег, и Дьявол с нею же вошел в ковчег.

Тогда акаянный Диаволъ, хотя погубити весь род человическый, превратися в мышь и начя грысти дно ковчегу. Ной же помолися Богу, и пришед в ковчег лютый звѣрь[10] и прыснув, из ноздри же его выскочиста котъ и кошка и удависта мышь ту. Повелѣнием Божиим не збысться злохитрьство дияволе, и оттоле начя быти коты.

Тогда окаянный Дьявол, желая погубить весь род человеческий, превратился в мышь и начал грызть дно ковчега. Ной же помолился Богу, и пришел в ковчег лютый зверь и чихнул, и из ноздрей его выскочили кот и кошка и удавили мышь ту. Повелением Божиим не сбылись козни Дьявола, и с тех пор начали водиться коты.

И повелѣ Господь водѣ вести ковчег на горы Аравитьскыа, идѣже созданъ бысть. Ковчег же ношашеся на водах над горами высокими 15 лакотъ. И потопе всяка плоть. И плаваше ковчег 150 дней, и седе Ной в ковчезе 7 месяць 27 дни на горах Аравитьских. Вода же уходящи до 10-го месяца. В 11 месяць в 1 день изсяче вода от лица земли. И откры Ной покровъ ковчегу и оконець отверзе, и посла врана, отступила ли вода от лица земли. И шед, вран паде на плоть мертвых и не возвратися к Ною в ковчег.

И повелел Господь воде нести ковчег на горы Аравитские, на то место, где создан был. Ковчег же носился на водах выше гор высоких на 15 локтей. И утонули все живущие. И плавал ковчег 150 дней, и сидел Ной в ковчеге 7 месяцев 27 дней на горах Аравитских. Вода же убывала до 10-го месяца. В 11 месяц, в 1 день иссякла вода с лица земли. И открыл Ной кровлю ковчега, и оконце отворил, и послал ворона, чтобы узнать, отступила ли вода от лица земли. И, полетав, ворон набросился на тела мертвых и не возвратился к Ною в ковчег.

Ной же посла голубя видѣти, уступило ли воды. Голубь же не обрете покоя ногама своима, леташе и возвратися к Ною в ковчег, яко вода по всему лицу земли. Ной же простеръ руку свою, прият голубя и внесе его в ковчег. И еще пожда 7 дни, второе посла голубя. Голубь же леташе, возвратися на вечеръ к Ною в ковчег и принесе во устѣх своих сучець масличинъ. И разумѣ Ной, отступила вода от лица земли. И пожда еще 7 дни, посла голубя, и не приложи голубь возвратитися к Ною в ковчегъ, зане изсяче вода от лица земли. Ной же благослови птицу голубя, буди чиста и мудрѣйши во всѣх птицах. Врана же птицу Ной проклят, с нечистыми птицами сочетал.

Ной же послал голубя посмотреть, убавилась ли вода. Голубь же, не найдя опоры ногам своим, полетал и возвратился к Ною в ковчег, ибо стояла вода по всему лицу земли. Ной же простер руку свою и принял голубя, и внес его в ковчег. И еще, подождав 7 дней, второй раз послал голубя. Голубь же, полетав, возвратился вечером к Ною в ковчег и принес в клюве своем ветвь масличную. И понял Ной, что отступила вода от лица земли. И, подождав еще 7 дней, послал голубя, и не возвратился голубь к Ною в ковчег, потому что сошла вода с лица земли. Ной же благословил птицу голубя, да будет чист и мудрейший среди всех птиц. Птицу ворона же проклял, причислил к нечистым птицам.

Бысть Ной 601-го лѣта живота его, перваго месяца 1 день, оскудѣ вода от лица земли. И открый Ной покров ковчегу, иссяче вода от лица земли. Бысть потопъ на земли 20 месяць, во вторый же месяць, рекше октябрь,[11] изше земля. И рече Господь Бог Ною: «Изыди ты ис ковчега и жена твоя, и сыны твои, и жены сынов твоих с тобою, и весь род твой, и вси звѣри и скоти, и птици, и вси гади пресмыкающися по земли. Да плодитеся и растите, и умножитеся по земли, и наполните землю».

Было Ною 601-е лето жизни его, первого месяца в 1 день ушла вода от лица земли. И открыл Ной крышу ковчега, когда сошла вода с лица земли. Продолжался потоп на земле 20 месяцев, во второй же месяц, называемый октябрь, обсохла земля. И сказал Господь Бог Ною: «Выйди ты из ковчега и жена твоя, и сыновья твои, и жены сыновей твоих с тобою, и весь род твой, и все звери и скоты, и птицы, и все гады, пресмыкающиеся по земле. Да плодитесь и размножайтесь, и умножайтесь на земле, и наполните землю».



[1] Бысть егда начаша человѣци мнози бывати на земли... пояша себъ жены от всѣх, яже избраша. — Ср. в Библии: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери. Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1—2). В апокрифах потомки Каина названы детьми человеческими, а потомки Сифа — детьми Божиими (см.: Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. С. 194).

[2] ...сполини... — Дочери человеческие рожали сынам Божиим исполинов (Быт. 6, 4). В Еллинском летописце со ссылкой на Хронограф Иоанна Малалы сказано: «...и начаша мнози быти на земли, и дщери Каиновы, рекше человѣческыя, добры бяхут, и вхождаху сынове Божии, рекше Сифовы, к дщеремъ Каиновымъ, и от тѣхъ рождахуся волотови» (см.: Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1866. Вып. 1. С. 7). В апокрифической книге Еноха появление исполинов объясняется иначе: они рождены смертными женщинами от падших ангелов. Постепенно исполины исчезли с лица земли или погибли во время потопа. К их потомкам причислены персонажи Ветхого Завета — великан Голиаф и охотник богатырь Нимврод (см.: Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Изд. «Большая российская энциклопедия» «Лада-Маком», 1992. С. 468).

[3] Ной — см. коммент. к апокрифу о Мелхиседеке.

[4] Створи себѣ ковчег на Аравитских горах... — В Библии и Барсовской Палее горы названы Араратскими. Над этими же горами остановился ковчег в конце потопа. И в Библии, и в апокрифе сказано, что ковчег оказался на том же месте, где Ной его строил.

[5] ...древо четвероуголных... — Дерево, из которого строился ковчег, в разных памятниках названо по-разному: гофер (Быт. 6, 14), треклин (в Барсовской и Ефросиновской Палеях), кедр (в Сокращенной Палее и Сказании Мефодия Патарского), немоклид (РНБ, собр. Погодина, № 1936, XVII в.). В Коломенской Палее «четверогранным» назван уже построенный ковчег: «Собрашася к нему зверье и скоти, и птица, и гады, и прочий род от четырехь конець вселенна, мужеск пол и женеск, тех убо Господь повелел препитати на плоды земныя, введе же Ной в ковчег четверограньный» (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1892. Стб. 207).

[6] ...в долготу 300 лактей, в ширину 50 лактей, в высоту 30 лактей... — Таковы размеры ковчега и в Библии (Быт. 6, 15). Локоть — мера длины, равная расстоянию от локтевого сгиба до вытянутого среднего пальца; применялась в античности, средневековье и Древней Руси. Длина локтя значительно колебалась в разные времена и в разных местностях. По расчету Л. В. Черепнина локоть в Древней Руси равнялся примерно 46 см (Черепнин Л. В. Русская метрология. М., 1944. С. 22). Н. В. Устюгов определял локоть от 42.5 до 47.5 см (Устюгов Н. В. Очерк древнерусской метрологии // Исторические записки. 1946. № 19. С. 301).

[7] ...асфалт — ̉άσϕαλτος — по-гречески горная смола.

[8] ...втораго месяца априля... — Летоисчисление дано по мартовскому году. В Библии начало потопа также приурочено ко второму месяцу, но без названия.

[9] ...развергошася хлябиа небесная... — Слово «хлябь» имеет разные значения. И. М. Срезневский переводит его на современный русский язык как водопад, стремнина, поток (Материалы для словаря... СПб., 1903. Т. 3. Стб. 1376). В. Даль дает более широкий круг значений — «простор, пустота, глубь, глубина; пропасть, бездна с понятием о подвижности жидкой среды, в коей она заключена» (Толковый словарь. М., 1955. С. 554). В Словаре церковно-славянского и русского языка, составленном вторым отделением имп. Академии наук (СПб., изд. II, 1867. Т. 3. Стб. 850) слово хлябь переведено как отверстие.

[10] ...лютый звѣрь... — В Древней Руси лютым зверем назывался любой хищный зверь. Лютый зверь упоминается в «Поучении Владимира Мономаха» и в «Слове о полку Игореве». В апокрифе, скорее всего, имеется в виду животное из породы кошачьих, миниатюрным вариантом которого явились кот и кошка; возможно тигр, но скорее всего, лев (см.: Лихачева О. П. Лев — лютый зверь // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 129—137).

[11] ...во вторый же месяць, рекше октябрь... — То, что окончание потопа в апокрифе датировано вторым месяцем октябрем, является явной ошибкой. Октябрь может быть назван вторым месяцем только при начале года в сентябре, что противоречит предыдущему отсчету апокрифа, начинающему год в марте (второй месяц — апрель). По расчетам Библии, не приводящей названия месяцев, потоп начался в 600-е лето жизни Ноя, во второй месяц; Ной плавал в ковчеге 7 месяцев; вода убывала до десятого месяца, после чего показались верхи гор; в это же время Ной выпускал птиц; в первый месяц 601-го года жизни Ноя иссякла вода на земле, а во второй месяц земля высохла (Быт. 7, 11; 8, 4, 5, 13, 14). Пребывание Ноя в ковчеге длилось год. Если потоп начался в апреле, то Ной не мог выйти из ковчега в октябре.

Апокрифическая легенда о потопе соединяет библейский текст, посвященный этому событию (Быт. 6—8, 9. 1), со сказкой о дьяволе, пытавшемся помешать Ною спастись, сначала разрушив строившийся ковчег, затем обманом проникнув в него. Сказка о дьяволе в Ноевом ковчеге относится к сюжетам, распространенным в мировой литературе, и встречается у разных народов (Dähnhardt O. Natursagen: Eine Sammlung naturdeutender Sagen, Märchen, Fabeln und Legenden. Bd I: Sagen zum alten Testament. Kap. 13: Sündflutsagen. Leipzig und Berlin, 1907. S. 257—266; Utley. F. L. The Devil in the Ark. Chillicothe, 1959 (Ohio Valley folk publications. New ser. N 32); Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. Л., 1979. № 825. С. 209).

Подчас народная сказка значительно отличается от апокрифа, читающегося в древнерусских рукописях. Например, сказка, сообщенная И. Ф. Буслаевым, названа сказкой про Ноя и Евгу. Бог велел Ною не говорить никому о постройке ковчега, потому что хотел потопить дьявола со всеми людьми, иначе он снова соблазнит весь мир («Лукавый и думает: был бы я цел, грешники будут»). Дьявол спрятался у Евги под подолом, а она могла войти в ковчег только после слов Ноя: «Да иди же ты, проклятая!», после чего дьявол, воспринимая эти слова как призыв к нему, входит вместе с Евгой в ковчег. До этого жена Ноя медлила под предлогом, что надо горшки захватить, ложки да плошки забрать. Сказка кончается тем, что дьявол уцелел в ковчеге («потопа прошла, а грех остался») (Предисловие к русским народным песням, собранным П. И. Якушкиным // Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1859. Т. 1. Отд. 2. С. 99, 102—104). Сказка Буслаева по смыслу противоположна апокрифу, в котором дьявола, превратившегося в мышь, удавили кот и кошка.

Русского читателя апокрифическая легенда привлекала не только своей занимательностью, но и нравоучительными мотивами, популярными в древнерусской литературе, — о злых женах и о происхождении хмеля: в апокрифе именно жена по наущению дьявола изготовляет хмельное питье и, напоив Ноя, выведывает его тайну; она же помогает дьяволу пробраться в ковчег.

В древнерусской рукописной традиции библейский рассказ о потопе вместе со сказкой о дьяволе встречается в обширных компиляциях — Палеях: в Барсовской Палее (ГИМ, собр. Барсова № 619, начала XV в.); в сборнике монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина, составившего свою компилятивную Палею (РНБ, собр. Кирилло-Белозерское, № 11/1068, XV в.; в Сокращенной Палее русской редакции РНБ, собр. Софийское, № 1448, XVI в.; опубликована А. Поповым — Книга бытия небеси и земли (Палея историческая с приложением Сокращенной Палеи русской редакции). М., 1881. Приложение. С. 9—13). Рассказ о дьяволе встречается и в Сказании Мефодия Патарского, но только в оригинальной русской редакции XV в. (публикацию текста см.: Тихонравов Н. Летописи русской литературы и древности. М., 1859. Т. 1. С. 158—160; Пыпин А. Н. Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. С. 17—18). В других Палеях, известных в древнерусской книжности, — Толковой (Коломенская Палея 1406 г.) и Хронографической (называемой Толковая Палея 1477 г.), легенды о дьяволе в Ноевом ковчеге нет.

Положение зтой легенды в Палеях и Сказании Мефодия Патарского позволяет предположить, что до XV в. она могла существовать как самостоятельное произведение, устное или письменное. Сходство текста легенды о дьяволе в разных компиляциях указывает на общий протограф этого текста.

В настоящем издании рассказ о потопе и о дьяволе в Ноевом ковчеге публикуется по списку Сокращенной Палеи русской редакции (РНБ, собр. Софийское, № 1448, XVI в.), опубликованной А. Поповым. В этой компиляции фрагмент о потопе имеет более четкий и законченный вид, чем в Палеях XV в. В Барсовской Палее он разбит повторами и толкованиями, в Ефросиновской Палее сильно сокращен (см. публикацию текста Ефросина: Каган-Тарковская М. Д. Легенда о дьяволе в Ноевом ковчеге по древнерусским рукописным сборникам // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 106—110). Однако и текст Сокращенной Палеи не безупречен, с многочисленными случаями неправильного употребления форм глагола и причастия.