Минимизировать

СКАЗАНИЕ О ДОВМОНТЕ

Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой

Текст:

СКАЗАНИЕ О БЛАГОВѢРНЕМЬ КНЯЗИ ДОВМОНТѢ И О ХРАБРОСТИ ЕГО

СКАЗАНИЕ О БЛАГОВЕРНОМ КНЯЗЕ ДОВМОНТЕ И О ХРАБРОСТИ ЕГО

 

В лѣто 6773-е. Побишася Литва межи собою[1] нѣкиа ради нужа, блаженый же князь Домантъ съ друженою своею и съ всѣм родомъ своимъ оставль отечьство свое, землю Литовскую, и прибѣже в Плѣсков.[2] Си бысть князь Домонт от племени литовского,[3] прьвѣе имѣа ко идоломъ служение[4] по отцю преданию, егда Богь восхотѣ избрати собѣ люди новы, и вдохну в онь благодать Святого Духа, и възбнувся, яко от сна, от идолского служениа и помысли своими бояры креститися во имя Отца и Сына и Святого Духа. И крещен бысть въ соборной церкви, въ святѣй Троици,[5] и наречено бысть имя ему въ святомъ крещении Тимофѣй. И бысть радость велика во Плескове, и посадиша его мужи псковичи на княжение въ градѣ Псковѣ.

В 6773 (1266) году. Из-за какой-то распри побились литовцы друг с другом, блаженный же князь Довмонт с дружиною своей и со всем родом своим покинул отечество свое, землю Литовскую, и прибежал во Псков. Был этот князь Довмонт из рода литовского, сначала поклонялся он идолам по заветам отцов, а когда Бог восхотел обратить в христианство людей новых, то вдохнул в Довмонта благодать Святого Духа, и, пробудившись, как от сна, от служения идолам, решил он со своими боярами креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И крещен был в соборной церкви, в святой Троице, и наречено было ему имя во святом крещении Тимофей. И была радость великая во Пскове, и посадили его мужи-псковичи на княжение в граде Пскове.

 

По неколицѣхъ днехъ помысли ехати съ мужи псковичи, съ 3-ми девяносты,[6] и плени землю Литовскую, и отечьство свое повоева, и княгиню Герденевую[7] полони и дѣти ея, и все княжение его повоева, и възратися съ множеством полона ко граду Плескову. Перебродився Двину, и отъеха за 5 верстъ, и ста шатры на бору чистѣ, а стражи постави на рѣцѣ на Двинѣ Давыда Якуновича, внука Жаврова, с Лувою с Литовникомъ. Двѣ же девяностѣ мужь отпровади с полономъ, а во едином девяносте сам ся оста, жда по собѣ погони.

Несколько дней спустя задумал Довмонт отправиться в поход с мужами-псковичами, с тремя девяносто, и покорил землю Литовскую, и отечество свое завоевал, и полонил княгиню Герденя и детей их, и все княжество его разорил, и направился со множеством пленных к граду Пскову. Перейдя вброд через Двину, отошел на пять верст и поставил шатры в бору чистом, а на реке Двине оставил двух стражей — Давыда Якуновича, внука Жаврова, с Лувою Литовником. Два же девяносто воинов он отправил с добычей, а с одним девяносто остался, ожидая погони.

 

Герденю же съ своими князи дома не бывшю, и приехаше в домы своя, аже домовѣ их и земля их вся пленена. Ополчився Гордений и Гойтортъ и Люмби и Югайло и прочии князи, в семисотъ погнаша в слѣд Домонта, хотяще его руками яти и лютой смерти продати, а мужи псковичи мечи иссѣчи, и пребродившеся Двину рѣку и сташа на брезѣ. И стражи же, видѣвше рать велику, пригнавше, поведавше Домонту: рать перебродилася Двину. Домонтъ же рече Давыду и Лувѣ: «Помози вама Богъ и святаа Троица, оже еста устерегла рать велику, полезьта доловъ». И рече Давыдъ и Лува: «Не лезова доловъ, хотя животъ свой дати на славѣ и кровь свою пролити с мужи съ псковичи за святую Троицу и за вся церкви святыа. А ты, господине княже, поеди борзо с мужи съ псковичи на поганую Литву». Домонт же рече псковичемъ: «Братьа мужи псковичи, кто старъ, то отець, а кто млад, той братъ! Слышалъ есмь мужество ваше во всѣх странах, се же, братья, нам предлежитъ животъ и смерть. Братья мужи псковичи, потягнѣте за святую Троицу и за святыа церкви, за свое отечьство!»

В то время Гердень и князья его были в отъезде, когда же приехали они домой, то увидели, что дома их и земля разорены. Ополчились тогда Гердень, и Гойторт, и Люмби, и Югайло, и другие князья, с семью сотнями воинов погнались вслед за Довмонтом, желая схватить его и лютой смерти предать, а мужей-псковичей мечами посечь; и, перейдя вброд реку Двину, встали они на берегу. Стражи, увидев войско великое, прискакали и сообщили Довмонту, что рать литовская перешла Двину. Довмонт же сказал Давыду и Луве: «Помоги вам Бог и Святая Троица за то, что устерегли войско великое, ступайте отсюда». И ответил Давыд и Лува: «Не уйдем отсюда, хотим умереть со славой и кровь свою пролить с мужами-псковичами за святую Троицу и за все церкви святые. А ты, господин и князь, выступай быстрее с мужами-псковичами против поганых литовцев». Довмонт же сказал псковичам: «Братья мужи-псковичи! Кто стар — тот мне отец; а кто млад — тот брат. Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Братья мужи-псковичи, постоим за Святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество!»

 

Тогда же бѣ приспѣлъ день великого и славнаго воеводы, мученика Христова Леонтиа,[8] и рече Тимофѣй князь: «Святаа Троица, и святый великий воевода Леонтий, и благовѣрный княже Всеволоде,[9] помози намъ в час сий на супротивныя врагы». И ехав, князь Домонтъ с мужи псковичи Божиею силою и святаго Христова мученика Леонтиа одиномъ девяностомъ 7 сот побѣди. Тогда же убиенъ бысть князь великий литовский Гойтортъ, и инѣхъ князей много избиша; а инаа Литва въ Двине истопоша, а инѣхъ Двина изверже 70 их на островъ Гоидовъ, а инии на прочаа островы извержени быша, а инии вниз по Двине поплыша. Тогда же убиенъ бысть Онтонъ един псковитинъ, сынъ Лочков, брат Смолигов, а инии вси без вреда съхранени быша молитвою святого Христова мученика Леонтиа. И възвратишася с радостию великою ко Пскову граду съ многою користию, и бысть радость и веселие велико въ градѣ во Пскове о пособии святыа Троица, и славнаго великого Христова мученика Леонтиа, и благовѣрнаго князя Всеволода, ихъ молитвами на супостатыа побѣда.

Это был день великого и славного воеводы, мученика Христова Леонтия, и произнес князь Тимофей: «Святая Троица, и святой великий воевода Леонтий, и благоверный князь Всеволод, помогите нам в час сей одолеть ненавистных врагов». И выехал князь Довмонт с мужами-псковичами, и Божиею силою и помощью святого Христова мученика Леонтия с одним девяносто семьсот врагов победил. В этой битве был убит великий литовский князь Гойторт, и иных князей многих убили, многие литовцы в Двине утонули, а семьдесят из них выбросила река на остров Гоидов, а иные на другие острова были выброшены, некоторые же вниз по Двине поплыли. Из псковичей же тогда был убит один Онтон, Лочков сын, брат Смоликов, а другие остались невредимыми, благодаря молитве святого Христова мученика Леонтия. И возвратились они с радостью великой к Пскову-граду и с многой добычей, и были радость и веселье всеобщее в граде Пскове о заступничестве Святой Троицы, и славного великого Христова мученика Леонтия, и благоверного князя Всеволода, ибо их молитвами были побеждены супостаты.

 

И паки же по томъ времени, в лѣто 6775-е, великий князь Дмитрий Олександровичь... съ зятемъ своимъ с Домонтомъ[10] и с мужи с новогородци и со псковичи и иде к Раковору,[11] и бысть сѣча велика[12] с погаными немци на полѣ чистѣ, и помощию святыа Софиа[13] Премудрости божиа и святыа Троици немецкиа полкы побѣдиша февраля 18 суботу сыропусную.[14] И прошед горы непроходимаа, и иде на вируяны,[15] и плени землю их и до моря, и повоева Поморье,[16] и паки возвратився, и исполни землю свою множеством полона. И славна бысть вся земля ею во всехъ странах страхом грозы храборства великого князя Дмитрея, и зятя его Домонта, и мужь ею новогородцовъ и псковичь.

И снова, спустя некоторое время, в год 6775 (1268), великий князь Дмитрий Александрович с зятем своим Довмонтом и с мужами-новгородцами и псковичами пошли к Раковору. И была сеча великая с безбожными немцами на поле чистом, и с помощью святой Софии Премудрости Божьей и Святой Троицы победили они полки немецкие 18 февраля в субботу сыропустную. И Довмонт, пройдя земли непроходимые, пошел на вируян, и завоевал землю их до моря, и Поморье разорил, и возвратился обратно, и пополнил землю свою множеством пленных. И прославилась земля их во всех странах, устрашенных грозою храбрости великого князя Дмитрия, и зятя его Довмонта, и мужей их — новгородцев и псковичей.

 

И по томъ по неколицех днехъ останок собравше поганое латины,[17] и пришед тайно, и взяша с украины нѣколико псковскых сѣлъ, и възвратишася вскорѣ. И боголюбивы же князь Домонтъ не стерпѣ обидимѣ быти земли и дому святыа Троица от нападениа поганыхъ немець, выехавъ в погоню с малою дружиною в пяти насадах[18] с шестьюдесятью мужь псковичь, Божиею силою 8 сотъ немѣц побѣди на рѣцѣ на Мироповнѣ,[19] а два насада бѣжаше в ыныа островы. Боголюбивый же князь Домонтъ, ехав и зажже островъ, и пожже ихъ под травою, а инии побѣгоша, а власи их зажжени горятъ, а иных иссѣче, а инии истопоша в водѣ пособием святыа Троици, и славнаго великого воина Георгиа,[20] и молитвою благовѣрнаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою въ град во Псковъ, и бысть радость и веселие въ граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина великого Христова мученика Георгиа.

И через несколько дней собрались оставшиеся в живых поганые латиняне и пришли тайно, и взяли несколько псковских сел по окраинам, и быстро возвратились вспять. Боголюбивый же князь Довмонт не потерпел обиды земле и дому Святой Троицы от нападения поганых немцев, выехав в погоню с малою дружиною в пяти насадах с шестьюдесятью воинами-псковичами, Божьею силою восемьсот немцев победил на реке Мироповне, и два их насада скрылись на островах. Боголюбивый князь Довмонт, подъехав, зажег остров и одних пожег в траве, а другие побежали, и волосы их горели, а иных Довмонт посек, а иные потонули в воде помощью Святой Троицы, и славного великого воина Георгия, и молитвою благоверного князя Всеволода месяца апреля в двадцать третий день на память святого славного мученика Христова Георгия. И возвратились они с радостью великою во град Псков, и были радость и веселие во граде Пскове о заступничестве Святой Троицы и святого воина великого Христова мученика Георгия.

 

Слышав же местеръ земля Ризскиа[21] мужство Домонтово, ополчився в силѣ тяжцѣ без Бога, и прииде ко Пскову в корабляхъ и в лодьях и на конехъ, и с порокы, хотя плѣнити домъ Святыа Троица, а князя Домонта руками яти, а мужъ псковичь мечи иссѣчи, а иныа люди плесковскыа в работу ввѣсти. Слышав же то Домонтъ, ополчающася люди без ума во множствѣ силы, без Бога, и вниде въ церковь Святыа Троица и, положивъ мечь свой пред олтаремъ Господнимь, пад, моляся много с плачемъ, сице глаголя: «Господи Боже силъ, мы, людие твои и овца пажити твоея, имя твое призываемъ, призри на кроткиа и смиренныа възвыши, и гордыхъ высокиа мысли низложи, да не опустиеть пажить овць твоих».[22] И взем же игуменъ Сидоръ[23] мечь, и всь иерѣйский чинъ, препоясавше мечемъ, и благословивша и отпустиша. Домонт же въ множествѣ ярости мужства своего, не дождавъ полковъ новъгородцких, с малою дружиною с мужи съ псковичи выехавъ, Божиею силою побѣди и изби полки ихъ, самого же местера раниша по лицю. Они же трупьа своя многи учаны[24] накладоша, вѣзоша в землю свою, а останокъ ихъ устрѣмиша на бѣгъ, месяца июня в 8 день, на память святого мученика Федора Стратилата принесению мощей.

Прослышал магистр земли Рижской о мужестве Довмонта, собрал полки и силой страшною, безбожною пришел ко Пскову в кораблях, и в ладьях, и на конях, и с орудиями стенобитными, намереваясь пленить дом Святой Троицы и князя Довмонта схватить, а мужей-псковичей мечами посечь, а остальных людей псковских в плен увести. Услышав о том, что ополчилось на него множество сильных врагов без ума и без Бога, Довмонт вошел в церковь Святой Троицы и, положив меч свой пред алтарем Господним, пал на колени, долго молясь со слезами, говоря так: «Господи Боже сил, мы, люди твои и овцы пажити твоей, имя твое призываем, смилуйся над кроткими, и смиренных возвысь, и надменные мысли гордых смири, да не опустеет пажить овец твоих». И взял игумен Сидор и все священники мечи, препоясав Довмонта мечом и благословив его, отпустили. Довмонт же в ярости мужества своего, не дождавшись полков новгородских, с малою дружиною мужей-псковичей выехав, Божьего силою победил и побил полки врагов, самого же магистра ранил в лицо. Те же, положив трупы убитых во многие учаны, повезли их в землю свою, а оставшиеся в живых обратились в бегство месяца июня в восьмой день, на память перенесения мощей святого мученика Федора Стратилата.

 

И паки же по временех княжениа его начаша поганая латына силу дѣати на псковичехъ нападениемъ и работою. Боголюбивый же князь Тимофѣй не стерпѣ обидимъ быти, ехавъ с мужи съ псковичи, и плѣни землю и грады их пожже.

И снова во времена княжения Довмонта начали поганые латиняне угрожать псковичам набегами и неволей. Боголюбивый же князь Тимофей не потерпел обиды, выехал с мужами-псковичами и разорил землю их и города сжег.

 

И потомъ по малѣ времѣни бысть знамение в лунѣ, месяца септября. Тоа же зимы грѣх ради наших изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова, в лѣто 6807-е, месяца марта въ 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиенъ бысть Василей, игуменъ святого Спаса,[25] Иосифъ прозвутеръ, Иасаф, игуменъ святѣй Богородици Снятной горѣ,[26] и с ними 17 мнихъ, и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа дѣтки, а мужь Богъ ублюдѣ. Въ утрий же день погании немци оступиша град Псков, хотяще его плѣнити. Боголюбивый же князь Тимофей не стерпѣ дождати мужь своихъ болшея рати и выехал с малою дружиною с мужи съ псковичи и с Ываномъ с Дорогомиловичем[27] и сь его дружиною, противо имъ вполчився. Помощью Святыа Троица у святого Петра и Павла на бѣрезѣ[28] удари на нихъ; и бысть сѣча зла, якоже николиже не бывала у Пскова, и раниша самого мендѣря[29] по главѣ, а вельневици,[30] изъимавѣ, посла к великому князю Андрѣеви,[31] а прочии вскорѣ повергъша оружиа и устрѣмишася на бѣгъ страхомъ грозы храборства Домонтова и мужъ его псковичь.

Вскоре после этого, в сентябре месяце, было лунное затмение. В ту же зиму за грехи наши ворвались немцы легкими отрядами в предместья Пскова в год 6807 (1299) 4 марта, на память святого мученика Павла и Ульяны, и перебили игуменов. Тогда был убит Василий, игумен святого Спаса, пресвитер Иосиф, Иоасаф, игумен святой Богородицы на Снетной горе, и с ними семнадцать монахов, и чернецов, и черниц, и убогих, и женщин, и малых детей, а мужей Бог сохранил. Наутро поганые немцы обступили город Псков, собираясь его захватить. Боголюбивый же князь Тимофей в нетерпении не дождался своего основного войска и выехал с малою дружиною мужей-псковичей и с Иваном Дорогомиловичем и его дружиною и приготовился к битве. С помощью Святой Троицы ударил по ним Довмонт у святых Петра и Павла на берегу; и была сеча жестокая, какой никогда не бывало у Пскова, и самого командора ранили в голову, а вельневичан, взяв в плен, послали к великому князю Андрею, а остальные вскоре бросили оружие и побежали, страшась грозы храбрости Довмонта и его мужей-псковичей.

 

Тогда же бѣаше и моръ золъ на людех.

Тогда же был мор сильный среди людей.

 

Сей же бѣ князь не одинем храборъством показанъ бысть от Бога, но и боголюбець показася, в мирѣ приветливъ, и церкви украшаа, и попы и нищаа любя, и вся праздники честно проводя, и попы и чернца кормля, и милостыню даа и сиротамъ и вдовицамъ. Якоже рече Исайя пророкъ: «Князь благъ въ странѣ, увѣтлив, боголюбивъ, страннолюбецъ, кротокъ, смѣренъ, по образу Божию; Богъ бо мира не аггеломъ любить, но человѣкомъ щедря си ущедряеть и показуеть милость свою на мирѣ».[32]

Сей князь не только одной храбростью отмечен был от Бога, но отличался боголюбием, был приветлив в миру, и украшал церкви, и попов и нищих любил, и все праздники достойно соблюдал, наделял необходимым священников и чернецов, был милостив к сиротам и вдовицам. Как сказал Исайя-пророк: «Благой князь в стране — приветлив, боголюбив, любит странников, кроток и смиренен по образу Божию; ибо Бог в мире не к ангелам питает любовь, но к людям, наделяя их щедро, благодетельствует и на земле являет милосердие свое».

 

И прославися имя князей нашихъ во всѣх странахъ, и бысть имя их грозно на ратехъ, и быша князи княземъ и воеводы воеводамъ, и бысть грозенъ гласъ ихъ пред полкы, аки труба звѣнящи, и бысть побѣжаа и не бѣ побѣдими, якоже бѣ и Акрита,[33] единъ побѣжая полки в крѣпости силы своеа. Такоже и великий князь Александръ[34] и Дмитрей сынъ его с своими бояры, и с новогородци, и съ зятем своимъ с Домонтомъ и сь его мужи с плесковичи побѣжаа страны поганыа Немець, Литву, Чюдь, Корелу. То единаго ли ради Езекѣя съхраненъ бысть Иерусалимъ от плѣнениа Синахиримля, царя Асурска.[35] Паки же и великимъ княземъ Александром, и сыномъ его Дмитреемъ, и зятемъ его Домонтомъ спасенъ бысть град Новгород и Псковъ от нападениа поганыхъ немѣць.

И прославилось имя князей наших во всех странах, и было имя их грозою во время ратное, и были они князья князьям и воеводы воеводам, и был голос их грозен перед полками, как звенящая труба, и побеждали они, но были непобедимыми, подобно Акриту, который побеждал полки мужеством силы своей. Так и великий князь Александр, и Дмитрий, сын его, со своими боярами, и с новгородцами, и с зятем своим Довмонтом, и с его мужами-псковичами побеждали народы иноверные — немцев, литовцев, чудь и корелу. Не ради ли одного Езекии был сохранен Иерусалим от разорения Сенахиримом, царем ассирийским? Так и великим князем Александром, и сыном его Дмитрием, и зятем его Довмонтом спасены были Новгород и Псков от нашествия поганых немцев.

 

И по томъ времени мало здравъ бывъ благовѣрный князь Тимофей и нача болѣти, и в той болѣзни и преставися к Богу в жизнь вѣчную, месяца майя в 20, на память святого мученика Фалѣлеа. А проводиша его все поповство, и игумены, и чернцы, и все множество людей плакахуся его, и тако положиша и в святѣй Троици с похвалами, и пѣсньми, и пѣнии духовными. Бысть же тогда жалость велика въ Плѣсковѣ мужемъ, и женам, и малымъ дѣтемъ по добром господине благовѣрномъ князи Тимофѣи, и много бо дне пострада за домъ Святыа Троица и за мужей за псковичь стояниемъ дому Святыа Троица.

И потом занемог благоверный князь Тимофей и в болезни отошел к Богу в жизнь вечную месяца мая в двадцатый день, на память святого мученика Фалалея. И провожали его всем собором, игумены и чернецы, и многие люди оплакивали его, и положили его в Святой Троице с похвалами и песнопеньями духовными. И скорбели в Пскове мужи, и жены, и малые дети о добром господине, благоверном князе Тимофее, ибо много он потрудился, защищая дом Святой Троицы и мужей-псковичей.

 



[1] Побишася литва межи собою... — Имеется в виду междоусобная война в Литве после убийства великого литовского князя Миндовга (1263).

[2] Плѣсков, Плесков, Плъсков — подобное написание названия города встречается в некоторых рукописях XV—XVI вв.

[3] Си бысть князь Домонт от племени литовского... — Ο жизни Довмонта в Литве сохранились весьма противоречивые сведения. Согласно одним источникам, Довмонт был князем нальшанским, участвовал в убийстве Миндовга и бежал после этого во Псков, преследуемый сыном убитого князя. Другие источники, более поздние, называют Довмонта сыном Миндовга, его побег во Псков объясняют гонениями на сторонников Миндовга и желанием Довмонта принять христианство.

[4] ...имѣа ко идоломъ служение... — Литовцы только с середины XIII в. начали принимать христианство (в его католической форме); до этого «поклонялись идолам», то есть были язычниками.

[5] ...въ святѣй Троици... — Троицкий собор в кремле, главный псковский храм, патрональная святыня Пскова (XII в.). Значение Троицкого собора в жизни древнего Пскова огромно — он был центром политической и духовной жизни. Здесь хранились важные документы, печати, казна, велось псковское летописание.«Святая Троица», «дом святой Троицы» были символами Пскова и постоянно употреблялись в псковской литературе как синонимы Пскова.

[6] Девяносто — народный счет дружины, отряд в девяносто человек.

[7] Гердень — литовский князь, бывший, по-видимому, в числе врагов Довмонта. Более поздние источники, которые называют Довмонта сыном Миндовга, считают Герденя убийцей великого литовского князя. Жена князя Герденя Евпраксия была родной теткой Довмонта.

[8] Тогда же бѣ приспѣлъ день... воеводы... Леонтиа... — Битва с литовцами состоялась 18 июня 1266 г., в день памяти святого Леонтия.

[9] Всеволод — князь Всеволод Мстиславич, внук Владимира Мономаха, был псковским князем в 1137—1138 гг., псковичи пригласили его на княжение вопреки воле Новгорода. Считается основателем Троицкого храма, куда в 1129 г. были перенесены его мощи. С этого времени он почитается как местный святой (общерусское почитание установлено после собора 1547 г.), защитник и покровитель города Пскова.

[10] ...великий князь Дмитрий Олександровичь съ зятемъ своимъ с Домонтомъ... — Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, был великим князем с 1276 по 1294 г. Довмонт был женат на дочери Дмитрия Александровича Марии. Но женитьба состоялась, по-видимому, позже, уже после Раковорского похода.

[11] Раковор (Везенберг) — крепость на территории, населенной эстами, современный г. Раквере в Эстонии.

[12] ...и бысть сѣча велика... — Раковорская битва с ливонскими рыцарями («с погаными немцами») состоялась 18 февраля 1268 г.

[13] ...и помощию святыа Софиа... — Собор святой Софии в новгородском кремле, патрональная святыня Новгорода (XI в.).

[14] Суббота сыропустная — суббота накануне Великого поста.

[15] Вируяне — население земель, расположенных у Раковора.

[16] Поморье — часть южного побережья Балтийского моря, северо-западнее Раковора.

[17] ...поганое латины... — Латинянами называли сторонников католицизма, в данном случае — ливонских рыцарей. Термин «поганый» в древнерусских текстах не имел современного эмоционального оттенка, а означал — «иноверец», человек не православного вероисповедания.

[18] Насад — вид речного судна.

[19] Мироповна (Мирополье) — река, впадающая в Чудское озеро.

[20] Георгий — христианский мученик (IV в.), особо почитаемый на Русн, считающийся покровителем русских воинов. День памяти — 23 апреля.

[21] ...местеръ земля Ризскиа... — Магистр Ливонского ордена Оттон фон Луттерберг (1267—1271 гг.), возглавлял поход ливонцев на Псков весной-летом 1269 г.

[22] «Господи Боже силъ... да не опустиеть пажить овць твоих». — Молитва Довмонта соткана из образов и выражений Псалтыри и других книг Библии. Ср.: Пс. 78, 13; 146, 6; Притч. 3, 34 и др.

[23] ...игуменъ Сидоръ... — Β некоторых редакциях «Сказания» уточняется, что Исидор был игуменом Спасо-Мирожского монастыря, основанного в XIII в. близ Пскова, на левом берегу реки Великой, при впадении в нее реки Мирожи.

[24] Учан — лодка, речное судно.

[25] ...Василей, игуменъ святого Спаса... — Игумен Спасо-Мирожского монастыря.

[26] ...Иасаф, игуменъ святѣй Богородици Снятной горѣ... — Снетогорский монастырь Рождества Богородицы, основанный в XIII в., находится на берегу реки Великой в трех километрах от Пскова.

[27] Иван Дорогомилович — по-видимому, новгородский посадник.

[28] ...у святого Петра и Павла на бѣрезѣ... — Имеется в виду церковь св. Петра и Павла, которая стояла, как считают, на берегу реки Псковы.

[29] ...раниша самого мендѣря... — Так в этом списке передается одно из высших званий в средневековых рыцарских орденах — командор. Β других списках более точно — «кумендер».

[30] ...Вельневици... Вельневичане — жители ливонского города Феллина (Велиад, Вельяд, Вельян, Велиан).

[31] ...великому князю Андрѣеви... — Андрей Александрович, сын Александра Невского, князь городецкий, костромской (с 1276 г.), в 1281 г. получил ярлык на великое княжение, боролся за великокняжеский стол с братом Дмитрием Александровичем, окончательно утвердился на великокняжеском столе после его смерти в 1294 г.; умер в 1304 г.

[32] Якоже рече Исайя пророк: «Князь благъ... показуеть милость свою на мирѣ». — Ветхозаветный пророк, автор библейской Книги пророка Исайи. Рассуждения ο благом князе не находят точного соответствия в его книге. Весь этот фрагмент не принадлежит автору «Сказания ο Довмонте», он является переложением похвалы Александру Невскому из Особой редакции его Жития.

[33] Акрит — герой «Девгениева деяния», византийской повести ο подвигах богатыря Дигениса, прозванного Акритом (см. в т. 3 наст. изд.). Акриты — воины, несшие службу на границе.

[34] ...великий князь Александръ... — Александр Невский.

[35] To единаго ли ради Езекѣя... Синахиримля, царя Асурска. — Езекия — иудейский царь, известный своим благочестием, стремившийся вернуть иудеев κ вере их отцов. Во время осады Иерусалима Сеннахиримом, ассирийским царем, Езекия воззвал κ Господу, и тот через пророка Исайю возвестил ему, что город будет спасен (см.: 4 Цар. 19).

 

Довмонт (христианское имя — Тимофей) — псковский князь, который за свое тридцатитрехлетнее княжение (1266—1299 гг.) одержал ряд крупных побед над Литвою, ливонскими рыцарями, чудью. Литовец по происхождению, Довмонт сумел снискать любовь псковичей, избравших его, а не князя из рода Рюриковичей, своим князем, и оправдал их доверие. Его княжение было отмечено не только воинскими подвигами в защиту Пскова и его земель, но и деятельностью по строительству и укреплению города. Β конце XIII в. Довмонт воздвиг южную стену псковского кремля, которая зовется Довмонтовой, а территория, защищенная ею, Довмонтовым городом. Β устных преданиях ο любимом князе опускались исторические детали. Довмонт наделялся легендарными героическими чертами, его образ приобретал черты идеального князя-воина, защитника Пскова. Вскоре после кончины Довмонта псковичи начали его чтить как местного святого, покровителя Пскова.

Местные рассказы и краткие летописные заметки, а также литературные источники (Особая редакция «Жития Александра Невского», «Житие Владимира Святославича») послужили основными материалами для автора «Сказания ο Довмонте». Оно было составлено во Пскове во второй четверти XIV в. и дошло до нас в составе трех псковских летописей.

Характерные особенности псковского летописного стиля — лаконизм изложения, пословичность, тяготение κ местному просторечию — нашли отражение и в «Сказании ο Довмонте». Оно повествует исключительно ο военных победах Довмонта, сжато и живо рисуя столкновения с Литвою и ливонскими рыцарями. Традиционная образная фразеология воинских повестей, народная речь в сочетании с агиографическими параллелями придают «Сказанию ο Довмонте» характер светской биографии князя.

Ближе всего κ первоначальной редакции «Сказания ο Довмонте» текст, читающийся в Псковской первой летописи; однако ни в одном из ее списков «Сказание» не сохранилось в полном виде. Поэтому «Сказание ο Довмонте» публикуется в редакции Псковской третьей летописи (список РНБ, собр. Погодина, № 1413, XVI в.), которая не содержит больших изменений первоначального текста. Β публикуемом тексте опускаются некоторые даты, внесенные в него в более позднее время. Название «Сказание ο благовѣрнемь князи Довмонтѣ и ο храбрости его» заимствовано из Псковской второй летописи (ГИМ, Синодальное собр., № 154, XV в.), так как ни в одном другом списке этого произведения, в том числе и в списке, взятом для публикации, его нет.